ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.150.62
Выпуск: № 12 (150), 2024
Предложена:
03.11.2024
Принята:
20.11.2024
Опубликована:
17.12.2024
18
0
XML
PDF

Аннотация

В статье проводится исследование этнопедагогических практик, обеспечивающих преемственность поколений в воспитании дошкольников, на основе анализа научной литературы и компаративного подхода. Рассмотрены особенности духовно-нравственного воспитания, роль семьи и фольклора как ключевых инструментов формирования культурной идентичности у детей. Сравнение подходов русской и чеченской культур выявило как общие принципы в использовании народных игр и этнокультурных мероприятий, так и различия, связанные с преобладанием устных традиций в чеченской культуре и письменных источников в русской. Исследование подчеркивает значимость адаптации традиционных методов воспитания к современным условиям, включая вызовы глобализации и развитие информационных технологий.

1. Введение

В современном мире, характеризующемся процессами глобализации и культурной унификации, особую актуальность приобретает проблема сохранения этнокультурной идентичности и обеспечения преемственности поколений. Этнопедагогика, как наука о традиционных практиках воспитания, предлагает богатый арсенал методов и средств, способствующих решению этой задачи. Особенно важным является применение этнопедагогических подходов в дошкольном возрасте, во время формирования нравственных основ личности и общих принципов мировоззрения. В условиях современных изменений, связанных с глобализацией, миграцией и культурными трансформациями, обеспечение преемственности поколений в воспитании дошкольников становится особенно актуальным. Этнопедагогические практики играют ключевую роль в процессе межпоколенной трансляции культурных ценностей, выступая неотъемлемым элементом образовательной парадигмы. В контексте русской и чеченской культур, обладающих богатым национальным наследием, данные практики выступают в качестве действенного механизма преемственности традиций, обеспечивая социокультурную репродукцию и сохранение этнической идентичности.

В ходе исследования применялись методы:

1. Анализ теоретических источников об этнопедагогических практиках в системе дошкольного воспитания российских и чеченских системах дошкольного образования.

2. Компаративный анализ этнопедагогических практик русской и чеченской культур.

3. Обобщение опыта применения этнопедагогических методов в дошкольных образовательных учреждениях.

2. Основные результаты

Рассматривая этапы развития этнопедагогических практик воспитания дошкольников, видно, что этнопедагогика прошла путь от семейных традиций и религиозных обрядов к государственной системе воспитания, а затем к интеграции традиций с инновациями. Как сказала М.А. Акишева, «изучение педагогического наследия народов, его использование в грамотном ключе в процессе образования, являются основами государственной образовательной политики в области во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации»

.

Традиционный семейный уклад естественным образом включал этнопедагогические практики воспитания подрастающего поколения. Младшие члены рода перенимали жизненный опыт через непосредственное взаимодействие со старейшинами общины, выступавшими главными носителями знаний и мудрости.

Религиозные институты играли определяющую роль в формировании этнопедагогических методик до начала прошлого столетия. Духовные обряды и традиционные празднования служили механизмом передачи нравственных устоев и культурного наследия, создавая прочную связь между официальными нормами и народными традициями.

Централизованная система дошкольного воспитания советского времени внесла существенные коррективы в этнопедагогические подходы. Культурные традиции народов преобразовались в инструмент формирования коллективного сознания, трудовой этики и патриотических чувств. Государственные дошкольные учреждения активно внедряли адаптированные элементы народного творчества в образовательный процесс, используя праздники и традиционные игры для укрепления социалистических ценностей.

Современная этнопедагогика представляет органичное соединение исторических методов воспитания с инновационными образовательными технологиями. Глобализационные процессы стимулировали возрождение национальных педагогических практик. Мультимедийные технологии, интерактивные мероприятия и образовательные программы успешно интегрируют народные сказания, игровые традиции и фольклорную мудрость в актуальный педагогический контекст

.

При изучении теоретических источников об этнопедагогических практиках в системе дошкольного воспитания в России и Чеченской Республике, выявлены следующие мнения современных авторов.

А.Л. Богатырева подчеркивает важность этнокультурного воспитания как средства для укрепления связи между поколениями и повышения духовно-нравственной составляющей личности детей

. Она считает, что дошкольникам необходимо создать условия для активного участия в усвоении культурных и исторических норм, поскольку это способствует формированию их личной идентичности. У.А. Исмаилова отмечает роль духовно-нравственного воспитания в формировании личности ребенка и выделяет фольклор, народные сказки и легенды как средства, которые несут глубокий нравственный смысл
.

Э.М. Мамеева акцентирует внимание на значении семьи как основного воспитательного института в обеих культурах. Она подчеркивает, что семейные традиции и обычаи являются ключевым средством в духовно-нравственном воспитании дошкольников

. Л.Р. Лайпанова указывает на народные игры как важное средство воспитания и обучения
. Она утверждает, что эти игры не только способствуют физическому развитию, но и помогают формировать этнокультурную идентичность детей.

Л.С. Селиверстова и соавторы отмечают роль православных традиций в духовно-нравственном воспитании русской культуры, подчеркивая их значимость в формировании ценностей

. О.В. Хрипункова считает, что этнопедагогические элементы должны быть интегрированы в программы патриотического воспитания, чтобы укрепить связь поколений и сформировать уважение к родной культуре и государству
.

Этнопедагогические практики обеспечения преемственности поколений русских и чеченских педагогов дошкольных образовательных учреждений демонстрируют важные сходства, направленные на формирование у детей духовно-нравственных ценностей и этнокультурной идентичности. Как считает К.С. Садыков, «многие традиции и обряды различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы»

. Действительно, в обеих культурах приоритет отдается духовно-нравственному воспитанию, формирующему уважение к старшим, чувство взаимопомощи и значимость семейных ценностей. Педагоги активно используют обширный комплекс этнопедагогических практик – игры, народный фольклор, этнокультурные мероприятия, которые интересны дошкольникам. Данные практики помогают детям осваивать нравственные нормы, ненавязчиво прививая при этом важные культурные ориентиры, такие как уважение к природе, старшим, трудолюбие, терпимость. Подобные воспитательные элементы не только формируют нравственные качества дошкольников, но и способствуют укреплению связи с культурными и национальными традициями, идущими из прошлого опыта народов.

3. Обсуждение

Обе культуры используют этнопедагогические практики как инструмент для передачи нравственных и культурных ценностей, обеспечивая гармоничное развитие дошкольников и их связь с культурными корнями. Приведем примеры наиболее активно использующихся этнопедагогических практик для обеспечения преемственности поколений для дошкольников в русской и чеченской культурах (таблица1).

Таблица 1 - Примеры этнопедагогических практик для дошкольников в русской и чеченской культурах

Категория практики

 

Русская культура

 

Чеченская культура

 

Фольклор

Чтение народных сказок («Каша из топора», «Колобок» и др.), использование пословиц и поговорок, связанных с природой и моральными уроками

Устные предания и сказания, такие как рассказы о чеченских героях, легенды о горах и символах культуры

Народное искусство

Рисование узоров и орнаментов, лепка из глины фигурок животных, изображения русских узоров на посуде и игрушках

Создание аппликаций и рисунков, изображающих традиционные чеченские орнаменты, животных и природу

Музыка и танцы

Участие в хороводах, пение народных песен («Во поле береза стояла» и др.) с народными инструментами (балалайка, гармошка)

Исполнение традиционных чеченских танцев (Ловзар) под народную музыку, использование барабанов

Игры и физическая активность

Проведение традиционных игр, таких как «Ручеек» и «Жмурки», направленных на развитие общности и доверия

Игры, акцентирующие внимание на ловкость и самоконтроль, такие как прыжки через веревку и эстафеты

Этнокультурные мероприятия

Организация праздников с народными костюмами (Масленица, Рождество и др.), выступления с рассказами о традициях и участием родителей

Проведение национальных праздников (Праздник урожая, Ураза-байрам и др.) с показом костюмов, общением со старшими для передачи культурных знаний

Мастер-классы с ремесленниками

Изготовление куклы-оберега, плетение венков из цветов, работа с соломой и другими природными материалами

Мастер-классы по плетению и созданию украшений, изготовление простых элементов национальной одежды

Указанные этнопедагогические практики направлены на укрепление культурной идентичности и развитие у детей чувства принадлежности к своей культуре. В свою очередь, конкретные этнопедагогические практики базируются на педагогических принципах воспитания, единых для обеих культур. Проводя сравнительный анализ этнопедагогических практик обеспечения преемственности поколений в воспитании дошкольников, можно объединить общие черты педагогических подходов для русской и чеченской культур в таблице 2.

Таблица 2 - Общие черты подходов к воспитанию дошкольников и их особенности

Общая черта в воспитании 

Русская культура

Чеченская культура

Духовно-нравственное воспитание

Основывается на православных традициях, воспитании чувства взаимопомощи и уважения старших. Сказки и образы природы способствуют формированию нравственных норм​

Основывается на исламских ценностях, акцент на уважении к старшим и традиционные формы обращения. Нравственное воспитание происходит через автобиорафичные народные сказки и пословицы​

Роль семьи в воспитательном процессе

Семья рассматривается как основной институт воспитания, в котором происходит формирование качеств личности. Этнические традиции сохраняются благодаря семейным праздникам и обрядам

Семья является основой воспитания личности, особое значение придается уважению к старшим и гендерной дифференциации в воспитательных практиках

Использование фольклора

Фольклор включает народные сказки, пословицы и песни, с помощью которых дошкольники получают основные этнические навыки и принципы взаимодействия в социуме, в т.ч. со своими земляками​

Центральная роль в воспитании дошкольников отводится передаче устных преданий и легенд – фольклор формирует культурные нормы поведения в обществе​

Игровые методы

Народные игры способствуют развитию общности, культурной идентичности детей и формированию физиологических процессов. Применяются хороводы и коллективные игры

Народные игры учат самоконтролю, уважению и подчеркивают важность старшего поколения; часто включают элементы традиционных обычаев​

Этнокультурные мероприятия

Проведение праздников, театрализованных представлений и использование народных костюмов помогают детям глубже понять культурные традиции и почувствовать их значимость. Распространены формы русских семейных мероприятий​

Народные танцы и праздники играют важную роль в социализации. Этнокультурные мероприятия обычно проходят с участием членов семьи, укрепляя чувство принадлежности к традициям

Интеграция с патриотическим воспитанием

Программы патриотического воспитания включают элементы этнопедагогики для формирования уважения к своей стране и культуре. Интеграция происходит через культурные мероприятия и совместные исследования​

Патриотическое воспитание включает обучение уважению к родной культуре и традициям, поддерживаемое через этнопедагогические подходы и участие в культурных национальных праздниках​

При сравнении этнопедагогических практик русской и чеченской культур важно отметить также имеющиеся различия в методах передачи культурного наследия молодому поколению (таблица 3). Так, Э.М. Мамеева, например, указывает на важность использования элементов народного искусства как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников

. Она говорит о том, что в русской культуре основной акцент делается на изобразительное искусство, музыку и танцы, как средства передачи культурных ценностей. В чеченской культуре ключевую роль в воспитании дошкольников играют народные танцы и музыкальные традиции, которые способствуют формированию национальной культурной идентичности.

Таблица 3 - Различия в подходах к воспитанию дошкольников в русской и чеченской культурах

Аспект

 

Русская культура

 

Чеченская культура

 

Метод передачи культурного наследия

Письменная культура занимает важное место наряду с устной традицией, имеет более длительную историю; активно используются литературные произведения для воспитания​

Основной акцент на устной традиции – предания, легенды и сказания, которые передаются из поколения в поколение устным путем​

Соблюдение ритуалов и обрядов

Демонстрирует гибкость, особенно в городской среде, где традиционные обряды адаптируются под современные условия​

Характеризуется строгим соблюдением ритуалов и обрядов в повседневной жизни, что оказывает влияние на воспитание​

Роль народного искусства

Акцент на изобразительном искусстве, музыке и танцах как средствах передачи культурных ценностей и воспитания у детей эстетического восприятия​

Особое место занимают народные танцы и музыкальное творчество, которые выражают культурную идентичность и укрепляют связь с традициями​

Эти различия подчеркивают уникальные особенности этнопедагогических практик, используемых в русской и чеченской культурах.

Анализ современных условий и вызовов, связанных с глобализацией и изменениями семейных ролей, подчеркивает необходимость переосмысления воспитательных практик для обеспечения преемственности ценностей поколений в контексте этнопедагогики. Глобализация, модернизация и развитие информационных технологий оказывают значительное влияние на людей, меняя динамику семейных ролей и условия, в которых происходит передача культурных ценностей. Факторы влияния:

1. Современные условия приводят к трансформации традиционных семейных ролей, что влияет на процесс передачи культурных ценностей. В обеих культурах, в русской и чеченской, наблюдаются изменения в понимании роли родителей и детей в процессе воспитания. По мнению Л.Р. Лайпановой, этнопедагогика должна учитывать изменения в структуре семьи, адаптируя традиционные методы к новым реалиям

. Увеличивается количество разводов, и, как следствие, формируются неполные семьи, меняются традиционные роли мужчины и женщины в семье, когда отец берет на себя заботу о быте и детях, а жена – об обеспечении семьи в материальном плане, что меняет традиционные модели взаимодействия между родителями и детьми.

Г.Г. Легирь отмечает, что издревле именно в семье формировались основные ценности, передаваемые от поколения к поколению

. Однако в условиях модернизации и изменения семейных структур, дети все чаще сталкиваются с иными моделями поведения, что может привести к расхождению между культурными традициями и современными нормами. Это, в свою очередь, может затруднить процесс формирования у детей уважения к родителям и старшим, а также стать преградой к соблюдению своих семейных традиций и знанию родословной. Ю.С. Илюхина, исследуя значимость формирования представлений о семье и родословной, указывает, что такие представления служат основой для чувства идентичности и связи с историей своего народа
.

2. Влияние информационных технологий значительно изменяют подходы к воспитанию в обеих культурах. Л.С. Селиверстова и соавторы подчеркивают, что интеграция традиционных этнопедагогических методов с современными образовательными технологиями становится необходимостью

. Дети все чаще получают информацию не столько из семьи, сколько из интернета и социальных сетей, что создает новые вызовы для родителей. Традиционные методы, направленные на передачу культурных ценностей, могут конкурировать с влиянием цифровых медиа, что требует от родителей и педагогов более активного участия в процессе воспитания.

Информация, доступная через интернет, может как обогащать, так и разрушать традиционные представления о культуре и семейных ценностях. Например, дети могут быть подвержены влиянию культурных норм, противоречащих тем, что наблюдаются в их семьях, что может привести к конфликтам и непониманию.

3. Урбанизация и утрата связи с традиционным укладом жизни оказывают значительное влияние на изменение семейных ролей и воспитательных практик, особенно в русской культуре, где в крупных городах происходит формирование новых принципов уклада жизни. Зачастую это приводит к потере детьми возможности воспринимать культурные ценности в контексте семейных традиций, что в свою очередь негативно сказывается на преемственности этнокультурных ценностей.

В чеченской культуре, несмотря на урбанизацию, традиционные ценности и уклад жизни сохраняются в большей степени, что свидетельствует о том, что культурные различия могут определять устойчивость или изменчивость семейных структур и воспитательных практик. В чеченских семьях, как правило, сохраняются более строгие роли для мужчин и женщин, уважение к старшим, что способствует более стабильной преемственности поколений.

Таким образом, современные условия и вызовы, связанные с глобализацией, трансформацией семейных ролей, развитием информационных технологий и урбанизацией, требуют от этнопедагогики гибкости и адаптивности. Необходимо находить баланс между традиционными методами воспитания и новыми подходами, способными эффективно передавать культурные ценности в условиях повсеместных стремительных изменений. Только через переосмысление семейных ролей и интеграцию современных технологий возможно сохранить культурное наследие и обеспечить устойчивое культурное воспитание в современных условиях.

В условиях глобализации и изменений в семейных структурах особенно важна роль педагогов и дошкольных образовательных учреждений в передаче этнокультурных традиций, поскольку принципы педагогических подходов изменяются не столь стремительно по сравнению с укладом повседневной семейной жизни и способны выступать реальным связующим звеном между поколениями. В современной этнопедагогике дошкольные образовательные учреждения играют роль культурных посредников, восполняя пробелы, возникающие в семьях из-за отсутствия времени или знаний, необходимых для передачи традиционных ценностей и культурных норм детям

.

Осуществляя этнопедагогическую деятельность, педагоги в дошкольных образовательных учреждениях формируют культурную идентичность детей, ознакамливая их с традициями и национальными ценностями. В раннем возрасте, когда дети наиболее восприимчивы, воспитатели прививают детям осознание принадлежности к определенной культуре, укрепляя их связь с историей и семейными ценностями. Педагоги обеспечивают преемственность поколений и помогают детям адаптироваться к современному многообразному сообществу. Интеграция этнопедагогики в образовательный процесс укрепляет культурную идентичность детей и развивает у них чувство гордости за культурное наследие своих предков.

4. Заключение

Сравнительный анализ этнопедагогических практик русской и чеченской культур для обеспечения преемственности поколений в воспитании дошкольников показывает, что обе культуры, несмотря на различия, придерживаются общих принципов воспитания, включая приоритет духовно-нравственного воспитания, признавая значимость авторитета семьи и используя фольклор для передачи культурных ценностей. Обе культуры используют народные игры как средство обучения и социализации, способствующее этнокультурной идентичности.

В то же время, исследование выявляет различия в способах передачи наследия. Например, чеченская культура сохраняет устные традиции, тогда как русская опирается на письменные источники, что является отражением особенностей исторического развития. Модернизация и трансформация семейных ролей требуют адаптации традиционных методов к изменяющимся социальным условиям, а информационные технологии создают новые возможности для сочетания этнопедагогических подходов с современными образовательными методами. Данные выводы могут послужить основой для дальнейших исследований и разработки интегрированных подходов и этнопедагогических практик к воспитанию дошкольников, сохраняя тем самым культурное наследие и преемственность поколений в условиях глобализации.

Метрика статьи

Просмотров:18
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:18