РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ КЛАССА ФОРТЕПИАНО СРЕДСТВАМИ ОНЛАЙН-РЕСУРСА
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ КЛАССА ФОРТЕПИАНО СРЕДСТВАМИ ОНЛАЙН-РЕСУРСА
Аннотация
Данная работа посвящена проблеме развития музыкальной культуры у подростков в классе фортепиано. В статье обобщен теоретический опыт работы по данной проблеме для того, чтобы в условиях музыкальной школы способствовать развитию музыкальной культуры учащегося. Целью исследования является анализ сущностно-содержательной характеристики понятия «музыкальная культура» средствами онлайн-ресурса в процессе обучения подростков игре на фортепиано. Для решения поставленной цели был выполнен теоретический анализ основного понятия исследования музыкальная культура, а также предложена структура онлайн-ресурса, способствующего ее достижению. Данный ресурс позволяет организовать развитие обучающихся путем донесения в доступной форме музыкальных сведений, при этом периодически возвращаться и повторять изученный материал, для лучшего усвоения знаний уже на более высоком уровне осознанности. Результатом развития музыкальной культуры у подростков класса фортепиано средствами онлайн-ресурса является освоение музыкальных и культурных ценностей с учетом интересов и способностей, стимулирование активности, обусловленное использованием игровых методик и применением методов психологической диагностики и обратной связи.
1. Введение
Развитие музыкальной культуры способствует вовлечению в различные виды творческой деятельности, формированию музыкального вкуса, расширению кругозора, также обучению игре на музыкальном инструменте. Эстетическое отношение обучающегося к музыке формируется в процессе изучения классических музыкальных произведений. По мере развития культуры музыкального восприятия и мышления исполнительская интерпретация становится более глубокой и интересной. Проблема развития музыкальной культуры требует поиска эффективных и оптимальных путей решений. Поэтому, в музыкальной школе преподаватель ставит задачу приобщения обучающегося к музыкальному искусству посредством развития эмоциональной и интеллектуальной сферы личности.
Онлайн-ресурсы выступают инновационным дополнением в процессе музыкального обучения школьников, которые являются доступными, понятными и удобными для восприятия. С помощью онлайн-ресурсов преподаватели успешно организуют образовательную деятельность в школе, также стимулируют активность и увлеченность по отношению к музыкальной деятельности.
2. Основная часть
М.М. Бухман в своем исследовании пишет, что музыкальная культура является многогранной системой, которая характеризуется дифференцированной структурой, многообразием механизмов жизнедеятельности и существенным блоком элементов, что способствует исследованию этнической индивидуальности музыкальной культуры
.Согласно словарю российского культуролога А.Я. Флиера культура – многозначный термин, используемый для обозначения издавна выявленного показателя формирования социума, развития задатков, потенциала личности, созидательной энергии, способности, выраженного в видах, типах осуществления функционирования индивидуума, кроме того в воспроизведенных ими материальных и духовных условиях
.В работах А.В. Константинова и В.М. Межуева культура (лат. cultura– обработка, культивация, облагораживание, воспитание) определяется как исторически состоявшийся жизненный уклад индивидуумов, который включает в себя определенное наследие, идеалы, навыки и умения, традиции и установления и т.д.
.В. Бахтин считает, что музыкальная культура – определенная составляющая мировых ценностей, где наиболее полно отразились духовные ценности музыкального обучения и воспитания. Музыкальная культура ребенка эффективно формируется при условии постановки на уроке музыки определенных задач культурологического типа (художественно-содержательных, художественно-аксиологических, аналитических, художественно-конструктивных)
.О.М. Ларионова полагает, что для развития музыкальной культуры у учащихся необходимо способствовать формированию музыкальных данных, в процессе обучения, занятии музыкой. Формы работы должны быть интересными и увлекательными, для того, чтобы получить положительный результат после изучения также, успешного достижения цели музыкального образования
.Культуролог А. Костина также определяет четыре категории различных групп в музыкальной культуре. Это:
– элитарная музыка – носит также названия «классическая», «профессиональная», академическая», «серьёзная»;
– народная музыка (музыкальный фольклор, традиционная музыка) – неотъемлемая часть народного творчества;
– популярная музыка (произведения, нацеленные на отображающее предварительно постигнутое познание, на уровень социальной употребительности, на распространенность);
– музыка массовой культуры (отличается от популярной музыки исторической гранью, причастностью к двадцатому столетию – времени прогресса электронной промышленности и превалирования средств массовой информации, управляющих разумом большинства масс)
.Основные звенья музыкальной культуры по структуре Дж. Михайлова составляют следующие категории:
- социальные институты, к которым также относятся методы сохранения музыкальных традиций;
- человеческий ресурс, называемый «музыкантство» и определяющийся как группа людей, занимающихся музыкальной деятельностью;
- нотная графика – способы отображения нотной записи;
- музыкальный инструментарий – комбинации музыкальных инструментов (оркестровка);
- виды ансамблей;
- стандартная программа из произведений, которые относятся к определенным жанрам музыкального творчества
.В работах известных музыковедов и социологов А.Н. Сохора, В.С. Цукермана подчеркивается, что музыкальная культура -– явление социальное по содержанию и средствам существования, авторы термина «музыкальная культура» разделяют на пять основных блоков:
Первый блок «творчество» – главными компонентами являются композиторы, организации, позволяющие осуществлению их художественной жизнедеятельности, и достижения последней — музыкальные ценности. Высокая музыкальная культура содержит композиторов пяти видов:
– композиторы письменной традиции музицирования;
– композиторы устной традиции музицирования;
– неорганизованные любители (домашнее музицирование, занятия учащихся в кружках и студиях);
– организованные любители (участники, выступающие в самодеятельных концертах, фестивалях, конкурсах и т. д.);
– композиторы фольклорного творчества.
Они отличаются своими условиями деятельности, социальным положением (социальным статусом) и уровнем социальной значимости
.А. Сохор считает, что композитор-профессионал выполняет множество общественных функций. Ключевым из них считается творение музыкальных произведений. Кроме того, функция композитора, как и творчество каждого художника, должна быть заключена в виде совокупности четырех типов человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и коммуникативной. Для этого, автор на подсознательном уровне сочетает в себе теоретика, практика, распространителя, носителя, наставника, учителя, инициатора и руководителя
.Второй блок «исполнительский», А. Сохор считает специфическим для музыкальной деятельности, по той причине, что он не всегда является заменимым в различных видах искусства (слушательская аудитория не всегда знает образцы изобразительного искусства и архитектурные памятники).
Третьим блоком считается «распространение музыкальных произведений» куда относят организации – образовательные учреждения для осуществления подобного вида деятелей, производственных компаний, которые работают над выпуском и реставрированием музыкальных инструментов и другими товарами или технологическими средствами
.Четвертый блок представляет «восприятие музыки», он также имеет много общего с третьим блоком, потому что предполагает наличие организаций, способствующих распространению исполнительского искусства (филармонии, концертные залы, театры и т.д.)
.Пятый блок, «управление», является дополнительным, включает государственные и социальные заведения и предприятия, которые приводят в движение и координируют деятельность других «блоков», схематично прогнозируют и планируют ее, способствуют достаточному выполнению музыкальной культурой ее общественных ролей в процессе взаимосвязи с другими видами духовной культуры социума. Регулирование и контроль необходимы для соответственной жизнедеятельности музыкальной культуры разных видов.
Вторым дополнительным блоком является – «музыкознание» – которое представляет собой следующие разделы: «музыкально-просветительская деятельность», «музыкально-историческое и теоретическое образование» и «критика». Каждые раздел музыкознания необходим для благополучной жизнедеятельности всей музыкальной культуры
.Основная задача «критики» – сознательное направление развития музыкальной культуры через определение всех процессов музыкальной жизни. «С этой целью музыкальная критика воспроизводит в музыкальной культуре функцию разностороннего проводника между различными ее «блоками» и разделами; скрепляет композиторов и исполнителей, а их самих – со слушателями, совершая при такой деятельности «прямую, и обратную связь». Освещая, значимость творческой работы и исполнительства аудитории и воспитывая их, критика также способствует формированию общественного мнения о музыке, которая после передается собственно и музыкантам, оказывая влияние на их последующую деятельность»
.В блок «музыковедение» в известной степени входят те же самые организации, аналогично другим блокам (учреждения, учебные аудитории, издательства, лектории и т. д.), но предполагает и собственные (исследовательские институты музыкальной науки и другие научные центры, органы печати, отделы искусства просветительской работы в общей прессе и др.)
.На основе изученного материала нами было определено понятие музыкальная культура как система множества уровней различных музыкальных явлений, которая обеспечивает сформированность нравственно-эстетических качеств индивида, сохранение и передачу мировых культурных ценностей. Наиболее важными компонентами для развития музыкальной культуры в классе фортепиано являются: накопление теоретических знаний, учет интересов и способностей, активизация субъектного опыта учащихся, стимулирование активности и мышления.
В области онлайн обучения музыке на сегодняшний день существуют разнообразные ресурсы. Понятие интернет-ресурс широко рассмотрено в работе Р.Н. Абалуева. Автором дано следующее определение: «Интернет-ресурсы – комплекс информационных технологий и баз данных, постижимых при возможности таких технологий и действующих в распорядке непрерывного развития, которые делятся на онлайн и офлайн ресурсы»
.В процессе реализации цели исследования был изучен ряд онлайн-ресурсов, которые способствуют повышению музыкальной культуры в классе фортепиано, приведем некоторые примеры:
В работе С.Г. Косарецкого приводится классификация онлайн-ресурсов для самообразования школьников:
1. Видеолекции: Arzamas («Как слушать классическую музыку»);
2. Онлайн-курсы: Udemy («Фортепиано за 3 часа»);
3. Социальные платформы: ГлобалЛаб («Моя любимая музыка»);
4. Вопросно-ответные сервисы: Quora (“What is it like to play the piano?”);
5. Платформы для тьюторинга: Skill Pocket (“Music tutoring”);
6. Дистанционный репетитор: ЯКласс – (“Music. General terms”)
.А. Алексеева является автором блога для пианистов «Архив пианистки», где подобраны аудио-видеозаписи, пособий для ДМШ, сборники ансамблей, книги, словари, энциклопедии. Другие разделы составляют фонотека, интервью, статьи о пианистах, которые содержат интересные материалы о знаменитых пианистах-виртуозах и педагогах
.Американским исследователем П. Пайк разработаны онлайн лекции, которые посвящены таким темам как: транспонирование; гармония: тоника, доминанта; и др.
. Преподавателем класса фортепиано, А. Шуваловым создан курс видеоуроков «Любительское музицирование» из 51 урока, на темы: «Основы гармонии. Побочные доминанты», «Гармония и форма», «Аккомпанемент – широкое трезвучие» .Исходя, из рассмотренных и перечисленных выше интернет-ресурсов по развитию музыкальной культуры подростков в классе фортепиано нами был разработан онлайн-ресурс – «Удивительный мир фортепиано» в виде публичной страницы на сайте Вконтакте. Данный ресурс состоит из 4-х блоков.
1. Учет интересов и способностей: реализуются с помощью внедрения тестов и опросов в разделах «записи на стене» и «обсуждения»;
2. Стимулирование активности и мышления предполагают прослушивание аудио- и видеоматериалов, прохождением кроссвордов и игр-викторин;
3. Активизация субъектного опыта осуществляется при выполнении задании и ознакомления с материалами, которые находятся в разделе «записи на стене»;
4. Теоретические знания содержатся в разделе «ссылки на ресурсы».
Каждый из данных блоков соответствует выделенным нами компонентам музыкальной культуры (накопление теоретических знаний, учет интересов и способностей, активизация субъектного опыта учащихся, стимулирование активности и мышления). Реализация данных блоков осуществляется посредством онлайн инструментов, в виде схемы представленных на Рис. 1.
Рисунок 1 - Структура онлайн-ресурса «Удивительный мир фортепиано»
1. Тест для определения темперамента по А. Белову как психологического портрета обучающегося. Применяется при подборе репертуара. Например, драматические, эмоциональные, объемные произведения ближе следующим типам: сангвиническим холерикам и холерическим сангвиникам. Для флегматических меланхоликов лучше подобрать небольшие циклы миниатюр, пьесы созерцательного, характера. У музыкантов холерического склада формируется свое, субъективное видение произведения при условии, что оно вызывает яркий эмоциональный отклик, что становится важнейшей предпосылкой для успешного исполнения и выступления. «Чистым» меланхоликам, меланхолическим флегматикам, следует подобрать циклы миниатюр произведения повествовательного характера.
2. Опросы на темы: «Выберите 3-х самых любимых композиторов?», «Какие произведения С.В. Рахманинова Вам понравились больше?» для систематического изучения личностных интересов, увлечений, предпочтений.
3. Опросы в виде дискуссии в формате Форум на предложенные педагогом или обучающимися темы: «Интерпретация какого из мастеров Вам лично ближе и почему?», «Как вы думаете, сколько времени нужно уделить занятиям игры на фортепиано чтобы научиться хорошо играть?» и т. д. для стимулирования диалогических отношений, формирования осознанности значимости обучения.
4. Записи на стене: картинки, задания для активизации субъектного опыта обучающегося: например, описание ассоциаций с музыкальным образом в виде сочинения, рисунка или подбора подходящего стихотворения; развитие кругозора, познавательных интересов учащихся к новым знаниям (звукозаписи с приложением картинок) например: записи, посвященные к юбилеям композиторов. 185 лет со дня рождения М.П. Мусоргского, приложены в виде видеозаписи, фортепианный цикл «Картинки с выставки», картина композитора, написанная И. Репиным, фотографии эскизов В. Гартмана. Пост, посвященный 180-летию Н.А. Римского-Корсакова, концерт для фортепиано с оркестром.
5. Плейлист 1. Библиотека звукозаписей для развития музыкальной культуры и мотивации к участию в различных видах творческой деятельности, состоит из произведений, которые по программе слушают учащиеся в исполнении выдающихся мастеров (М. Плетнев – Э. Григ Лирические тетради, М. Аргерих Э. Григ – Утро из сюиты «Пер Гюнт» и т.д.). Также включены анимационные видео с нотным текстом, звукозаписи в собственном исполнении учащихся своих произведении.
6. Плейлист 2. Видеозаписи с мультипликационными фильмами для возникновения познавательного интереса к музыкальному инструменту «Фортепиано» («Музыкальный магазинчик», «Картинки с выставки», «Прогулка»).
7. Плейлист 3. Документальные фильмы о выдающихся пианистах («С.В. Рахманинов – Страницы жизни и творчества», «Н. Луганский рассказывает о С.В. Рахманинове»), мастер-классы: В. Горностаева – «Король инструментов», Д. Башкиров и т. д.
8. Плейлист 4. Конкурсы, концерты, (международный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» (видеозаписи с исполнением участников финалистов Д. Абросимов, Д. Кохановский, М. Каракина и т.д.; всероссийский конкурс юных талантов «Синяя птица» Л. Бакиров, В. Рублев); интересные рассказы о композиторах и их творчестве (М. Казиник о В.А. Моцарте).
9. Ссылки: музыкальный архив книг и статей для развития музыкальной культуры в виде теоретических знании об инструменте: М. Зильберквит, Рождение фортепиано, Г. Дарваш, «Книга о музыке». Статьи («10 причин научиться играть на фортепиано», «Интересные факты о фортепиано» и т. д).
10. Активизация мышления и поддержание познавательного интереса к предмету фортепиано с помощью занимательных игр (LearningApps), кроссвордов («Музыка и искусство», «Музыкальные термины») теста-угадайки («Хорошо ли Вы знаете классическую музыку?») и игр-викторин.
Изучение данного ресурса предполагается во внеаудиторной работе обучающихся. Учитывая активный интерес современных школьников к социальным сетям, данный ресурс позволит интегрировать музыкально-культурные ценности в круг внимания обучающихся путем ознакомления с новыми сведениями и активизации творческой деятельности.
3. Заключение
Преимуществом использования сообщества ВКонтакте в учебном процессе с позиции организации работы учащихся является широкая распространенность среди школ, которая способствует сбережению времени на периоде адаптации школьников к новой коммуникативной среде и приводит к более эффективному усвоению учебного материала.
Педагогический потенциал онлайн-ресурсов для развития музыкальной культуры в классе фортепиано заключается в возможности более широкой подачи материала, включая интерактивные формы, чему способствует удобство поиска информации, мультимедийные достижения техники – разнообразные формы работы с содержанием (текст, графика, анимация, звук, видео, выполнение репостов и т. д.). Также позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося, уровень его развития при постановке и реализации целей и задач. Кроме учебной функции онлайн-ресурсы оказывают влияние на воспитательные и коммуникационные качества обучающихся.
На основе теоретического анализа основных понятий исследования, а также проектирования структуры онлайн-ресурса было установлено, что развитие музыкальной культуры у подростков класса фортепиано средствами онлайн-ресурса предполагает освоение музыкальных и культурных ценностей, теоретических сведений с учетом интересов и способностей, стимулирование активности и мышления, обусловленное использованием игровых методик, активация субъектного опыта реализуется применением методов психологической диагностики и обратной связи.