Формирование творческой самостоятельности будущего педагога: сущность, принципы, практические рекомендации

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.145.158
Выпуск: № 7 (145), 2024
Предложена:
08.06.2024
Принята:
26.06.2024
Опубликована:
17.07.2024
177
3
XML
PDF

Аннотация

Целью данного исследования является аналитическое рассмотрение такой интегративной характеристики личности, как творческая самостоятельность, с точки зрения составляющих ее семантических ядер «творчество» и «самостоятельность». Авторы данной работы уделяют особенное внимание сущности вышепредставленных терминов с точки зрения педагогической психологии. Научная новизна исследования заключается в определении принципов формирования творческой самостоятельности, которые удалось выявить при анализе семантических единиц, которые включены в термин творческая самостоятельность.

Итогом исследования являются практические рекомендации, направленные на повышение эффективности развития творческой самостоятельности бакалавров педагогических направлений подготовки, основанные на принципах развития самостоятельности и творческих способностей студентов.

1. Введение

Актуальность данного исследования обуславливается одной из тенденций современного образования, заключающейся в смещении акцента обучения на активизацию процессов осмысления учения обучающимися. Таким образом, одной из основных задач, ставящейся перед преподавателем Высшего учебного заведения, является реализация работы, направленной на развитие мышления студентов. По мнению авторов данного исследования, развитие такой интегративной черты личности, как творческая самостоятельность, способствует решению данной задачи и повышению компетентности специалиста-педагога.

Для достижения поставленной выше цели были сформулированы следующие задачи исследования: первая – определить сущность терминов самостоятельность и творчество; вторая – проанализировать самостоятельность и творчество, применимо к бакалаврам педагогических направлений подготовки. Третья задача, которая также является практической значимостью исследования – составить практические рекомендации, направленные на развития творческой самостоятельности бакалавров педагогических направлений подготовки. Для решения данных задач были использованы такие теоретические методы исследования как: метод дедукции, метод контент анализа, системный подход к изучению теоретических источников и метод экстраполяции.

Теоретической базой исследования послужили работы П. Я. Гальперина 

, В. В. Давыдова
, С. Л. Рубинштейна
и К. Д. Ушинского
, посвященные вопросу развития самостоятельности личности. Для того чтобы лучше разобраться в понимании творчества, применимо к бакалаврам педагогических направлений подготовки использовались труды В. Т. Кудрявцева
, Л. В. Лежниной, О. В. Данилова
и А. И. Савенкова
.

2. Обсуждение

Результаты подготовки современного педагога взаимосвязаны с готовностью выпускника реализовывать требования к результатам освоения основных образовательных программ, отражённых в федеральных государственных образовательных стандартах подготовки бакалавров-педагогов. Одним из таких требований является готовность к взаимодействию с другими участниками образовательного процесса

. В русле данных рассуждений, Я. Н. Коломенский подчеркивает, что профессионально-педагогическое взаимодействие носит процессуальный характер и его оценка возможна исключительно в рамках реального процесса взаимодействия
.

Авторы данной работы, в свою очередь, считают возможным вынести на рассмотрение творческую самостоятельность бакалавров-будущих педагогов в качестве интегративной характеристики личности, которая способствует молодому специалисту реализовывать профессиональную компетенцию с высокой степенью эффективности.

Первым семантическим ядром в термине «творческая самостоятельность» является «творчество». Исследователь В. Т. Кудрявцев справедливо отмечает, что первоначальной формой становления любой психической функции человека является творческий процесс, обеспечивающий построение у индивида динамического образа мира, а также формирование способов существования индивида в данном мире как многослойном проблемном поле развивающейся предметности

. Таким образом, сущность творчества, которое является в первую очередь процессом и определяется объектом опосредованно, представляет собой поисковую активность, направленную на изменение проблемной ситуации или изменение самого субъекта в последствии взаимодействия с ней
.

Затрагивая вопрос самостоятельности применимо к «творческой самостоятельности» необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной литературе данный термин используется преимущественно как собирательный термин. Одним из первых отечественных педагогов, который занимался исследованием самостоятельности, является К. Д. Ушинский. По мнению исследователя, первым этапом самостоятельности является наблюдение и созерцание, «самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний»

. Советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн, в свою очередь, определил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув гипотезу о том, что сознание включает в себя взаимодействие человека с объективным миром, основу связей которого образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам
.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что самостоятельность может быть рассмотрена с позиции характеристики деятельности и высшего личностного образования, взаимосвязанным с предшествующим опытом личности.

Определив сущность рассматриваемых понятий и переводя рассуждения в более практическое русло, необходимо отметить, что с процессуальной точки зрения одной из важной составляющей творчества является механизм, по своей структуре схожий с воображением. Авторы специально совершают такую оговорку и поддерживают мнение А. В. Брушлинского о том, что творческое мышление выходит за рамки логических закономерностей

. Воображение при этом имеет определенную структуру. Несмотря на это, именно в воображении наиболее ярко выражена созидательная сущность и конструктивная направленность, которая запускает весь спектр психических функций общественного человека
.

Основываясь на точки зрения П. Я. Гальперина, проблема генезиса воображения лежит в ориентирование в плане образов, посредством которого человек решает неопределенные и уникальные задачи. По поводу ориентировки в плане образов П. Я. Гальперин выносит следующее утверждение: «Ориентировка в плане образов позволяет … использовать общие схемы поведения, каждый раз приспосабливая их к индивидуальным вариантам ситуации»

. Важно учитывать, что человек осуществляет ориентировку в предметном мире на основе идеальных образов
, воображение при этом выступает ведущим механизмом субъективирования объективных идеальных образов
.

Исходя из вышесказанного, творчество бакалавров педагогических направлений в первую очередь должно основываться на релевантных образах содержания, полученных в процессе изучения той или иной дисциплины.

Значимым для данной темы работы представляется теория рассмотрения самостоятельности в качестве субъективной реальности, предложенная педагогом и психологом В. И. Слободчиковым. В основе данной теории лежит объект с источником, а также исходные противоречия и движущие силы, направленные на результаты развития

.

Таким образом, студенчество как период, являясь некой «точкой бифуркации», стимулирует личность к социальному развитию, развитию нравственных чувств, стабилизации характера, овладением комплексом социальных ролей взрослого человека и профессиональному становлению специалиста.

3. Основные результаты

Реализация профессиональных функций молодым специалистом по своей структуре является вхождением выпускника педагогического направления подготовки в новую общность. При этом исследования эмоциональной готовности студентов к педагогической деятельности констатируют результаты, по которым можно прогнозировать потенциальные трудности в социальной адаптации и выстраивании межличностных отношений, не говоря уже непосредственно о реализации трудовых функций

.

Затрагивая вопрос того, как самостоятельность развивается в процессе подготовки бакалавров педагогических направлений принято выделять следующие виды самостоятельной работы:

- репродуктивная – изучение учебной и научной литературы, систематизирование воспринятой информации;

- поисково-аналитическая и практическая – написание рефератов, поиск информационных источников, моделирование компонентов профессиональной деятельности;

- творческая (научно-исследовательская) – реализация научно-исследовательской работы

.

Анализ теоретических подходов к данной проблеме позволяет выделить некоторые принципы, важные для развития самостоятельности студентов:

- предоставление свободы в выборе целеполагания;

- стимулирование интереса;

- учет уровня знаний и умений студентов; освоение структуры учебной деятельности;

- самостоятельное переживание событий;

- персональная ответственность за результат.

Рассмотрев особенности и принципы развития творческих способностей и самостоятельности, а также их значение в профессиональной деятельности молодого специалиста-педагога, авторы данной работы считают возможным определить особенности формирования творческой самостоятельности будущего педагога в форме следующих рекомендаций, позволяющих повысить эффективность развития данной интегративной характеристики личности:

1. Развитие творческой самостоятельности бакалавров необходимо планировать таким образом, чтобы на подготовительном этапе работы студенты изучали релевантный, посильный прогнозируемому продукту деятельности материал, который посредством репродукции становится основой деятельности бакалавров.

2. Практическая деятельность, направленная на развитие творческой самостоятельности, должна обладать мотивационным компонентом, стимулирующим интерес студентов к предмету деятельности.

3. Творческую работу необходимо организовывать таким образом, чтобы в процессе реализации деятельности студент самостоятельно определял образ продукта деятельности, который планирует получить.

4. Преподавателю следует уделять внимание на критическую оценку продукта деятельности каждого студента, оценивая не только конечный результат, но также планирование используемых средств и методологию, лежащую в основе деятельности бакалавра.

Реализация предложенных рекомендаций, по мнению исследователей, способствует повышению эффективности развития творческой самостоятельности студентов, которая является одним из планируемых результатов учения, который обеспечивает компетентность выпускника педагогических направлений подготовки.

4. Заключение

Подводя итог вышесказанному, творческая самостоятельность, являясь интегративной характеристикой личности, состоит из двух взаимосвязанных понятий творчества и самостоятельности, особенности развития которых имеют большое значение в становлении компетентности бакалавра педагогического направления подготовки. Так, принимая во внимание особенности развития творческой самостоятельности, представляется возможным подготовить молодого специалиста к реализации трудовых функций, включающей в себя большой спектр разнообразных проблемных ситуаций, и тем самым способствовать его более эффективной интеграции в профессиональную деятельность.

Метрика статьи

Просмотров:177
Скачиваний:3
Просмотры
Всего:
Просмотров:177