ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.131.99
Выпуск: № 5 (131), 2023
Предложена:
05.04.2023
Принята:
25.04.2023
Опубликована:
17.05.2023
914
4
XML
PDF

Аннотация

Личностный опыт эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) к объектам и явлениям окружающего мира фиксирован в личностной системе ценностей, ценностных ориентаций, убеждений и детерминирует стратегии нравственного поведения, характер целей и мотивов профессиональной деятельности. Формирование опыта ЭЦО к Миру в целом авторы предлагают рассматривать аналогично структуре опыта ЭЦО к природе, предложенной С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным. Цель исследования – выявление и обоснование педагогических условий формирования опыта ЭЦО у обучающихся в образовательном процессе высшей школы при изучении эколого-ориентированных учебных дисциплин. Ключевые задачи исследования:

а) выявление особенностей организации педагогической работы по приданию личностной значимости нравственным ценностям и развитию системы ценностных ориентаций;

б) выявление положительных психологических релизёров («пусковых стимулов») и возможных механизмов «перевода» (трансформации) значительного количества отрицательных релизёров в положительные.

Авторы полагают, что базисом для формирования личностного опыта ЭЦО может служить культурологический подход, в соответствии с которым следует:

1) наполнить состав содержания образования по учебным дисциплинам;

2) осуществить интеграцию междисциплинарных (эколого-ориентированных) аспектов изучаемого материала с целью их ценностного насыщения.

1. Введение

В настоящее время проблема формирования опыта ЭЦО обучающихся является одной из сквозных дидактических проблем, обозначенных М.В. Клариным и И.М. Осмоловской

. Опыт ЭЦО – часть социального опыта, зафиксированного в Культуре – обязательный компонент состава содержания образования /культурологический подход И.Я. Лернера, В.В. Краевского/. Как выделила И.М. Осмоловская, многозначность, как особенность культурологического подхода, «открылась» заново после того, когда в педагогических исследованиях обратились к формированию не только социального, но и личностного (индивидуального) опыта
.

Заметим, что на нынешнем этапе функционирования высшей школы задекларирована значимость устойчивого развития общества, введены соответствующие поправки в примерные образовательные программы профессионального образования, уточнены требования к результатам подготовки по соответствующим профилям высшей школы. Однако практически не решаются задачи по формированию опыта ЭЦО у обучающихся, не определены эффективные психолого-педагогические пути преобразования этого опыта, игнорируются наработанные педагогической наукой материалы по обобщению социально значимого опыта ЭЦО к природе (методика географии, методика биологии, методика экологии и др.), не реализован эколого-ориентированный потенциал различных учебных дисциплин

. Между тем, появление различного рода инноваций и неконтролируемого потока информации изменяет сущность социальных отношений и обусловливает трансформацию мировоззренческой культуры личности
.

2. Методы и принципы исследования

Исследование выполнено с учётом содержательного и сравнительного анализа нормативно-правовой документации, педагогической, методической, психологической литературы; включённого наблюдения и обобщения многолетнего педагогического опыта. Методологической основой исследования являются идеи и положения в области культурологической теории отбора содержания образования (И.Я. Лернер, В.В.Краевский, М.Н. Скаткин), аксиологического и компетентностного подхода. Теоретической основой исследования являются работы М.В. Кларина, И.М. Осмоловской

, О.Н. Пономарёвой, О.Н. Васиной
, В.В. Краевского, И.Я. Лернера
, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина
, В.В. Николиной
, В.И. Панова
и др.

3. Основные результаты

На базе Педагогического института им. В.Г. Белинского и Медицинского института ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», а также в филиале Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва, Пензенском государственном аграрном университете с 2016 года по настоящее время организована экспериментальная работа по реализации основных положений культурологической теории состава содержания образования

,
,
.

Считаем, что фундаментальной основой отбора содержания профессионального образования является ведущая роль опыта эмоционально-ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Именно опыт ЭЦО в дальнейшем определяет стремление студента к поиску и приобретению системных знаний, умений, деятельности и является в дальнейшем основой обогащения ОПД, ОСД, ОТД и личностного опыта ЭЦО. При этом важно конструировать опыт ЭЦО по различным учебным дисциплинам/ модулям в логической цепочке «Природа – сама Личность и другие люди – Здоровье – Труд /Профессия/ – Отечество – Мир в целом»

;

Мы систематизировали и включили в содержание дисциплин/ модулей ценностно-мировоззренческие фрагменты произведений научно-популярной литературы, классиков художественной литературы, значимую информацию о житейском опыте поколений, закодированную (пси-релизеры), поговорках и пословицах, других элементах народных традиций, добавили краеведческий компонент

,
.

Предлагаем организовать работу с подобным материалом через использование активных и интерактивных (приставка «интер-» акцентирует наличие межличностного общения в системе «обучающийся-обучающийся», «преподаватель-обучающийся») методов и приёмов с учётом личного опыта обучающихся, постановка и решение мировоззренческих и ценностно-смысловых проблемных ситуаций предусмотренных компетентностным подходом

,
. Следствием совместной работы становится изменение ценностного характера восприятия мира и отношения к природе, другим людям, миру в целом. Человек как субъект образования создаёт свою систему ценностей окружающего мира и свой путь в нем, в соответствии с новыми ценностными ориентациями.

Не менее важным условием формирования личностного опыта ЭЦО студентов мы рассматриваем включение в содержание дисциплин/модулей обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в высшей школе эколого-ориентированных материалов (компонент социального опыта), отражающих идеи единства человека и окружающего мира (природы и общества).

Эколого-ориентированное содержание, культурные ценности, традиционные духовно-нравственные ценности России, преломляясь в сознании студентов через их имеющийся индивидуальный опыт ЭЦО, становятся личностно-значимыми и изменяют личностный опыт ЭЦО к себе самому, здоровью, труду/профессии, другим людям, родному краю, Отечеству, миру в целом.

4. Обсуждение

В научных исследованиях понятие «ценность» раскрывается как социальная категория, с помощью которой измеряются все предметы, явления и отношения к ним. Ценности являются своеобразной характеристикой времени и пространства, поскольку в разные времена у разных народов одна и та же ценность будет иметь разное значение. В течение жизни личность может «пересмотреть» свою систему ценностей, среди которых принято выделять материальные (предметные) и духовные (субъектные) ценности, общечеловеческие, общественные (социальные) и личностные ценности. В рамках нашей работы представляют интерес личностные ценности, обусловливающие ценностное отношение и формирующиеся в течение всей жизни при постоянном взаимодействии индивидуального и общественного опыта. Однако проблема заключается в том, что сами по себе ценности не являются фактором развития личности, как бы объективно мы их не выделяли, а, следовательно, и не могут стать личностно значимыми (идеалы, смыслы, принципы, убеждения) и предопределяющими мотивы поведения.

Известно, что присваиваются только те нравственно- и социально-значимые ценности, которые обучающиеся считают значимыми как для себя, так и для окружающих. «Встраиванию» социально значимых ценностей в объективное поле личностного опыта ЭЦО способствует системный и целенаправленный процесс формирования нравственных ценностных ориентаций и убеждений, формируемых в результате эмоциональной и рациональной оценки объектов и явлений окружающего мира. Отсюда актуализируется проблема выявления новых этико-эстетических оснований современного научного знания и профессионального образования, возникновение новой этико-эстетической иерархии ценностей

. Так, на примере учебной дисциплины «математика», Л.В. Жук рассматривает следующие дидактические условия реализации ценностно-смысловой направленности обучения в вузе: трансформацию содержания, выражающуюся в обучении на социокультурном опыте; формирование у студентов внутренней мотивации, когнитивной и эмоциональной эмпатии; включение нестандартных, творческих задач, учебных кейсов
. Однако в целом, формирование опыта ЭЦО (к природе, Труду-Профессии, Миру в целом), фиксированного в форме личностного компонента системы ценностей, отношений, поведения, вызывает затруднения у преподавателей: большое количество публикаций, зачастую повторяющие друг друга, не позволяет педагогам выявить «основу», которая позволила бы осознанно конструировать образовательный процесс
.

Интереснейшие сведения, способствующие развитию идеи «формирования опыта отношений», приведены на рубеже ХХ-ХХI вв. в работах С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина при изучении феномена «формирование отношения к природе», точку зрения которых мы разделяем

. Наш многолетний опыт преподавания позволяет утверждать, что структурно разработанная ими концепция формирования субъективного отношения к природе может быть экстраполирована на все составляющие опыта ЭЦО
.

В ряде работ С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин убедительно представили доказательства, что субъективное отношение к природе формируется по взаимосвязанным перцептивному, когнитивному, практическому каналам.

По перцептивному каналу формирование отношений находится в прямой зависимости от ощущений, чувствования, восприятия и построения перцептивного (чувственного) образа (эмоциональная оценка).

По когнитивному каналу формированию отношений способствуют переработка, выявление значимости, освоение получаемой информации (рациональная оценка).

По практическому каналу отношения формируются в процессе непосредственного практического взаимодействия.

Для выявления особенностей формирования субъективного отношения к природе по конкретному каналу исследователи проанализировали совокупность специфических стимулов, связанных с объектами природы, которые человек получает из окружающего мира. Эти стимулы получили название «пси (психологические)-релизёры». Воздействие пси-релизёров определяется, главным образом, внутренним миром человека и затрагивает как первую, так и вторую сигнальные системы. Таким образом, мы получаем важную «подсказку» для формирования опыта ЭЦО к Природе, Труду /Профессии/, Отечеству, Миру в целом: положительным пси-релизёром могут стать различные элементы народных традиций, в которых фиксирован социальный опыт многих поколений

. Считаем, что решить проблему присвоения ценностей по обозначенным психологическим каналам, не навязывая студенту определённые заданные ценности и отношения, позволит реализации в системе высшего образования положений культурологической теории отбора содержания образования (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин, В.В. Краевский), согласно которой цель образования заключается в передаче Культуры, фиксированной во всем многообразии социального опыта, представленного четырьмя взаимосвязанными компонентами: опытом познавательной деятельности (ОПД);опытом способов деятельности (ОСД); опытом творческой деятельности (ОТД); опытом эмоционально-ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира (ОЭЦО)
.

5. Заключение

Повторяемость положительных результатов обучения позволяет сделать вывод, что формированию личностного опыта ЭЦО по перцептивному, когнитивному и практическому каналам способствует:

1) учёту ведущей роли опыта ЭЦО при отборе содержания профессионального образования;

2) интеграции в содержание учебных дисциплин/ модулей адаптированного социального опыта, объединяющего опыт эмоционально-ценностного отношения к природе, родному краю, к собственному здоровью, к Труду, Отечеству, Миру в целом;

3) включению в образовательный процесс высшей школы эколого-ориентированных материалов, культурных ценностей (народные традиции, обычаи, нормы поведения) и традиционных духовно-нравственных ценностей России, которые фактически объединяют экологические, экономические и социальные аспекты при поиске способов решений какой-либо проблемы;

4) интерактивному формату организации образовательного процесса в высшей школе. При этом студенты усваивают и присваивают ценности, нормы, новые знания, способы деятельности, то есть одновременно обучаются и воспитываются.

Метрика статьи

Просмотров:914
Скачиваний:4
Просмотры
Всего:
Просмотров:914