ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация
Предпринят анализ практико-ориентированных исследований, определяющих тенденции социокультурного развития людей с интеллектуальными нарушениями в процессе театрализованной деятельности. Актуализируются вопросы вовлечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в театрализованную деятельность теневого театра посредством психолого-педагогического сопровождения, коррекционно-развивающей направленности педагогического воздействия, поэтапного вовлечение в театрализованную деятельность. Показана возможность реализации Проекта по вовлечению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в театрализованную деятельность теневого театра, вокруг которого формируется инклюзивное социокультурное пространство взаимодействия детей, родителей и специалистов сопровождения. Особая значимость придается доступности репертуара, адаптации текстового материала, ориентации детей в пространстве за экраном, ведению фигурки героя, эмоциональной восприимчивости детьми игры света и тени. Представлена возможность использования иллюстративного сценария, направленного на корректировку трудностей и активизацию возможностей обучающихся в процессе подготовки театрализованной постановки теневого театра.
1. Введение
Театрализованная деятельность людей с интеллектуальными нарушениями является неотъемлемой частью современного социума, в котором они приобщаются к культурному наследию, присваивая социокультурный опыт общественного проживания. Уникальным и многогранным в этом отношении признается театральное искусство, обладающее силой воздействия на эмоции, чувства, впечатления и переживания. Принимая действенное участие в театрализованных представлениях, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями приобретают опыт самовыражения, самореализации и социальной активности, направленных педагогом в русло духовно-нравственного, этического, эстетического, коммуникативного развития .
Обладая мощнейшим социокультурным потенциалом, театрализованная деятельность детей с интеллектуальными нарушениями прочно вошла в коррекционно-образовательную среду. Начиная с дошкольного возраста, они принимают участие в театрализованных играх и представлениях, которым придается особая функциональная значимость относительно их эмоционально-волевого развития и социальной адаптации , , . По мере взросления обучающиеся привлекаются к участию в театрализованных представлениях, подготовка которых осуществляется в отдельных образовательных организациях или творческих инклюзивных театральных группах , , . По окончании школьного обучения они продолжают осваивать доступные им средства сценического искусства и выступают перед широкой публикой на театральных площадках особых театров, в которых профессиональные актеры и люди с особенностями развития находятся на равных социальных позициях . Высокий инклюзивный потенциал социокультурной интеграции и реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями заложен в действующих арт-проектах на театральных площадках «Круг 2», «Простодушные» (Москва), «Антон тут рядом» и «Разговоры» (Санкт-Петербург), в инклюзивной театральной лаборатории «#ЗаЖивое» (Екатеринбург). Посредством творческой реабилитации снимаются барьеры социальной изоляции, поощряется позитивное включение людей с интеллектуальными расстройствами в общественную жизнь .
Обращаясь к вопросу вовлечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в театрализованную деятельность акцентируем внимание на понимании творчества как эффективного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-личностное развитие обучающихся. Особо отметим, что в настоящее время большую популярность приобретает теневой театр, рассматриваемый в коррекционно-развивающей работе как значимый вид театрального искусства, в котором создается творческая атмосфера, способная пробудить эмоции и чувства детей, сподвигнуть их к коммуникативной активности и творческой деятельности , . Теневому театру присущи схематизация образов и гиперболизация эмоций, самостоятельность в изготовлении атрибутов, проявление минимальной творческой индивидуальности. Однако в практике коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями данное направление деятельности оказалось недостаточно изученным и малоприменимым. В этой связи вовлечение детей в театрализованную деятельность теневого театра стало предметом нашего специального исследования.
2. Методы и принципы исследования
В качестве основного метода исследования выступает целенаправленное включенное наблюдение за участием обучающихся с интеллектуальными нарушениями на этапах подготовки к театральному представлению, непосредственном участии в нем в качестве «актеров», оценки эмоционально-личных изменений у всех участников спектакля и эмоционального реагирования группы зрителей.
Работа по организации и реализации постановок теневого театра базировалась на принципах деятельностного участия и опоры на жизненный опыт детей, реалистичности и доступности выбора репертуара театрализованных постановок, индивидуального и дифференцированного сопровождения обучающихся в процессе подготовки представлений теневого театра. Особое значение придавалось: сюжетным линиям постановок, адаптации текстового материала и атрибутам теневого театра.
3. Основная часть
На примере теневого театра вопрос вовлечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в театрализованную деятельность может быть рассмотрен в трех сопричастных аспектах: необходимости психолого-педагогического сопровождения обучающихся, задействованных в представлении, коррекционно-развивающей направленности педагогического воздействия и поэтапного вовлечения детей в театрализованную деятельность.
Следует отметить, что в контексте вовлечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в театрализованную деятельность теневого театра их психолого-педагогическое сопровождение разнонаправленно. В связи с расширением зоны ближайшего развития детей создаются новые социокультурные образовательные условия, которые влекут за собой социальную трансформацию средового окружения. Происходит это за счет:
- полихудожественного воздействия на обучающихся средствами теневого театра, сочетающих в себе музыкальное, изобразительное, игровое сопровождение (по Б.П. Юсову);
- расширения связи с окружающим миром посредством развертывания тематических сюжетов (экологического, бытового, семейного, духовно-нравственного содержания);
- социальной активности обучающихся, посредством принятия ролей и проживания новых психоэмоциональных ситуаций социального характера, чувственного познания окружающей действительности;
- выраженного воспитательного эффекта от совместной коллективной деятельности детей и взрослых;
- закрепления доброжелательных поведенческих реакций и положительных эмоциональных переживаний, преобразования их в более устойчивые и регулируемые.
Очевидна и неоспорима коррекционно-развивающая направленность постановок теневого театра, которая предполагает персонализацию воспитательного воздействия, устранение коммуникативных барьеров и дефицитов обучающихся. В заданном контексте актуализируются вопросы разнопланового воздействия на формирование личностных качеств у обучающихся (исполнительность, дисциплинированность, организованность, ответственность, активность, коммуникабельность, самоконтроль, терпеливость, самостоятельность). Конкретизируются задачи развития высших психических функций (речь, мышление, восприятие, память, внимание), психических процессов (познавательные, эмоциональные, волевые), умений действовать в сложных интегральных модальностях, сопоставимых с выполнением точных координированных движений глаз, рук, пальцев, ориентировкой в пространстве на экран, партнеров. И все это в сопровождении текста, который надо запоминать, воспринимать на слух, сопровождать высказываниями в доступных для обучающихся формах и в нужное время.
Социально-воспитательный эффект от включения теневого театра в неформальную образовательную среду проявляется в формировании у обучающихся с интеллектуальными нарушениями художественно-эстетического вкуса, аккуратности, положительного отношения к труду и творчеству.
Мотивированное участие в постановках теневого театра координирует деятельность детей, родителей, педагогов и специалистов сопровождения, способствуя тем самым созданию школьного сообщества, объединенного театром. Вокруг театрализованной деятельности формируется инклюзивное социокультурное пространство, в котором создается благоприятная атмосфера взаимодействия и взаимопомощи, ощутимость успеха, субъектное благополучие обучающихся. Образуемое инклюзивное социокультурное пространство расширяет личное пространство всех участников, регулирует их эмоции и желания, повышает чувство ответственности за происходящее, открывает перспективы творческой самореализации.
Перечисленные тенденции выступают весомыми аргументами для разработки Проекта по вовлечению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в театрализованную деятельность теневого театра. Непременным условием является учет индивидуально-психологических особенностей сенсомоторного и речевого развития детей, уровня сформированности представлений об окружающей действительности и характерной для них эмоционально-личностной неустойчивости. В новых для обучающихся условиях – организуемой театрализованной деятельности теневого театра – особая значимость придается доступности репертуара, ориентации в пространстве за ширмой, эмоциональной восприимчивости детьми игры света и тени.
Пониманию целостной картины реализации проекта в неформальной образовательной среде предшествует обстоятельная формулировка целевых установок. Основной целью воспитательного воздействия является приобщение обучающихся к театрализованной деятельности теневого театра. Принимая во внимание, что реализация этой цели регулируется педагогами, родителями и специалистами сопровождения, трактовка поставленных задач коррелирует с необходимостью:
- формирования основ социокультурной активности обучающихся, обогащение их познавательного и эмоционального опыта в доступных видах театрализованной деятельности;
- вовлечения детей, родителей и широкого круга специалистов сопровождения в подготовку и проведение театральных постановок;
- устранения коммуникативных барьеров посредством создания предметно-развивающей среды, способствующей конструктивному взаимодействию между участниками театрализованной деятельности;
- обеспечения театрализованной деятельности инвентарем и атрибутами, необходимыми для постановки теневого театра.
Процесс вовлечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в театральную деятельность проходит поэтапно с меняющейся степенью активности детей, родителей и специалистов сопровождения, принимающих участие в подготовке театрализованной постановки. В рамках реализации проекта обозначено четыре этапа: ознакомление, подготовка, выступление, подведение итогов.
На первом этапе проходило знакомство обучающихся с теневым театром. На внеурочном занятии мы разыграли сюжетную историю «Цветочки», используя обычный лист бумаги А4, бумажные фигурки героев на палочках, фонарик и портативные колонки. Предлагалась сюжетная линия, в которой мальчик и девочка поливают цветочки. Небольшой объём произведения соответствовал концентрации слухового внимания и удержанию зрительного восприятия детей. Целесообразным, на наш взгляд, было проведение беседы с целью выявления представлений детей о теневом театре и наличии предшествующего опыта просмотра таких спектаклей.
Далее мы предложили детям рассмотреть фигурки героев сюжета и поиграть с ними, попробовать приблизить и отдалить их от источника света. После такого знакомства, последовала рефлексия. Мы уточняли понравилось ли детям представление, как устроен театр теней и хотели бы они поучаствовать в постановке небольшого спектакля. Последующая деятельность педагога была направлена на поддержание интереса детей к театру теней посредством формирования у них представлений о данном виде искусства с адаптированным вариантом погружения в историю создания теневого театра, подготовкой тематических альбомов с иллюстрациями и фотографиями теневого театра. К сбору информации и подготовки инвентаря привлекались родители.
На втором этапе осуществлялась подготовка к театрализованному представлению. С переходом на данный этап число участников теневого театра расширилось. Активность и деятельность каждого участника претерпели значительные изменения.
К функционалу педагога добавились: разработка календарного планирования, подбор и анализ произведений детской художественной литературы применимой для постановки теневого театра, адаптация содержания и текста выбранного художественного произведения к реальным возможностям «актеров» театрализованной постановки. Упор делался на привлечение детей и родителей к изготовлению декораций, трафаретов персонажей пьесы или сказки, коллективное изготовление афиш и приглашений, распределение ролей между детьми и работа над ними с подключением специалистов сопровождения (логопеда, педагога-психолога, тьюторов, ассистентов).
Исходя из необходимости стимулирования активности учащихся, возникла потребность в проработке текстового материала и выработке умений воспроизводить движения с фигурками героев, в соответствующем расположении детей за экраном. Поэтому репетиции были дополнены:
- просмотром видеосюжетов произведений, мультфильма, презентациями по сказке, обсуждением героев, сюжета, ответами на вопросы по основным действиям персонажей;
- играми на соотнесение иллюстраций героев сказки и силуэтов героев, с отгадыванием героев сказок по силуэтам, разыгрыванием ситуации с показом эмоций;
- специальными тренингами, направленными на выработку умений выполнения действий с фигурками на палочках;
- пробами по расположению детей за теневым экраном, отслеживанием последовательности появления героев;
- знакомством с текстовым материалом, прочтением адаптированного сценария и его первичным разбором, распределением ролей с учетом пожеланий, речевых и двигательных возможностей обучающихся;
- занятиями по развитию фонационного дыхания, с использованием элементов эвритмии, проговариванием реплик, отработкой интонации.
Коллективная деятельность всех участников завершалась прогоном – пробным спектаклем, в процессе которого состоялось разделение пространства для «актеров» и зрителей. В качестве зрителей выступали дети, родители и специалисты сопровождения, принимавшие непосредственное участие в подготовке театрализованного мероприятия.
На третьем этапе, пожалуй, самом волнительном, с говорящим названием «Выступление» – организовывалось представление для широкой публики. Представление теневого театра проходило в образовательной организации в форме отдельного выступления или как часть досугового мероприятия. В дальнейшем могут быть организованы выезды в другие образовательные организации и на предприятия, где работают родители детей.
Перед выступлением всегда ощущается волнение, которое испытывают «актеры» и организаторы театрализованной постановки. Вместе с тем сам факт выступления свидетельствует об эффективности работы, проделанной на предыдущих этапах, и гарантированном одобрении зрителей. Важно иметь в виду, что социально-воспитательный эффект теневого театра кроется не столько в достижениях обучающихся, сколько в положительных эмоциях от происходящего.
Четвертый завершающий этап – подведение итогов. Его рефлексивный характер распространяется на положительную оценку игры «актеров» и деятельности участников, помогавших в постановке теневого театра. Педагогический анализ проводился относительно корректировки и прогнозирования дальнейшей театрализованной деятельности теневого театра.
4. Обсуждение результатов
Выстраивая логику рассуждений, касающихся результатов реализации проекта по вовлечению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в театрализованную деятельность теневого театра, охарактеризуем ряд ключевых позиций, фиксирующих трудности и адаптированный характер наработок, сглаживающих эти трудности.
В театральной постановке теневого театра принимали участие обучающиеся в возрасте 9-10 лет – это второклассники, в числе которых 2 ученика с легкими интеллектуальными нарушениями, 15 учащихся с умеренной умственной отсталостью и 1 ученица, имеющая сложную структуру дефекта (умеренная умственная отсталость, детский церебральный паралич, нарушение зрения). На основе целенаправленного включенного наблюдения за 18-ю обучающимися младших классов ГБОУ города Москвы «Школа Марьина Роща им. В.Ф. Орлова», можно констатировать, что для всех детей знакомство с театром теней проходило впервые. Дети не имели представления о театре теней. У большинства обучающихся (78%) возникали трудности при восприятии плоскостных силуэтов с изображениями людей, животных и атрибутов (девочка, мальчик, мама, папа, цветочки, колобок, заяц, медведь, лиса, волк, дракон, лейка, дерево). Незначительное число обучающихся (22%) смогли назвать 2 – 3 силуэта (дерево, девочка, цветочки, лейка). Однако, уже на первом занятии дети смогли понять, как устроен театр теней, опробовали работу с трафаретами, экраном и фонарем. Это стало отправной точкой для вовлечения обучающихся в театрализованную деятельность теневого театра.
Интерес обучающихся с интеллектуальными нарушениями к театрализованной деятельности распределялся неравномерно. Первая группа детей (50%) заинтересовалась сразу после знакомства с теневым театром и охотно включилась в последующую работу. Вторая группа детей (30%) включилась в театрализованную деятельность только в процессе подготовки нового спектакля. У третьей части обучающихся (20%) наблюдалась неоднозначная эмоциональная реакция: с одной стороны, был интерес к происходящему, наблюдалось положительное эмоциональное реагирование, с другой – безразличие и отказ от участия в подготовке театрализованной постановки.
При первичном прочтении и анализе содержания сказки В.Г. Сутеева «Под грибом» у детей отмечались трудности в восприятии основного смысла произведения и определении последовательности происходящих событий. Просмотр мультфильма по сказке, обсуждение ее сюжета, ответы на вопросы, характеризующие действия каждого персонажа, повысили концентрацию внимания детей и мотивировали их к участию в театрализованной деятельности.
На этапе подготовки спектакля мы столкнулись с рядом трудностей, без специальной корректировки которых участие обучающихся в театрализованной деятельности теневого театра было бы невозможно. Трудности заключались:
- в понимании слов (потеснились, обсохнуть) и словосочетаний (мокрая Бабочка, кое-как уместился, ручьем течет), высказываний героев (В тесноте, да не в обиде);
- в разучивании ролей, что обусловлено присущей обучающимся недостаточностью объема кратковременной памяти, слабостью запоминания материала, стремительностью его забывания, эпизодической забывчивостью при заучивании ролей;
- в ориентации за ширмой, определении места удобного для показа силуэтов героев сказки и отслеживании последовательности их появления;
- в недостаточности терпения, ожидания и сосредоточенности внимания в начале репетиций, когда дети не могли дождаться пока кто-то из персонажей договорит, перебивали друг друга, путали местами свои фразы, повторяли слова предыдущего рассказчика, забывали о хоровых репликах;
- в скованности движений во время ведения силуэта куклы. Детям не сразу удавалось удерживать персонажа в обозначенном месте за экраном, одновременно управлять фигуркой героя и проговаривать реплики.
Адаптированный сценарий сказки способствовал расширению возможностей участия детей в подготовке спектакля. Опоры на применение игровых театрализованных ситуаций (отгадывание героев сказок, раскраски трафаретов, изготовление персонажей и игры с ними, обыгрывание эмоций и образных выражений) повлияли на повышение интереса к театру теней у тех 20% детей, которые ранее отказывались от участия в подготовке театрализованной постановки.
При распределении ролей ученица с преобладающей механической памятью получила роль с наибольшим количеством реплик, для ребят с выраженными речевыми нарушениями были предложены более лаконичные реплики, а неречевые дети участвовали в создании декораций и их смене во время спектакля, при этом приветствовались любые вокальные проявления.
Работа над постановкой требовала многократного повторения реплик и отработки интонации, что занимало определенное время. В этой ситуации «актёры» уставали от ожидания, одни резко и грубо реагировали на неудавшиеся попытки, другие расстраивались и начинали хныкать. Справиться с этим удавалось путём контроля общей ситуации, гибкого планирования выполняемых работ, регулирования времени, отведенного на репетиции, привлечения родителей и специалистов сопровождения к совместной продуктивной работе, повышения эмоционального фона посредством доброжелательного ободряющего разговора, переключения внимания детей, проведения динамических пауз, предъявления заданий в игровой форме. При создании театрализованной среды родители привлекались к изготовлению экрана, крепежных конструкций, плоскостных силуэтов теневых фигур и многого другого из того, что может понадобиться для разыгрываемого спектакля. Для разучивания ролей, снятия эмоционального напряжения детям оказывалась помощь логопедом и педагогом-психологом.
Особое внимание уделялось расположению детей за ширмой. Так, мы посадили на стул в центре ширмы девочку с ДЦП, которая имела ограниченные возможности вертикализации и слабую мускулатуру. Несколько участников были расположены рядом с ней и оказывали ей помощи в удержании и передвижении фигурки героя рука в руке. Чтобы соблюдать разноуровневую демонстрацию героев сказки и смену декораций за ширмой, часть детей расположились на мягких ковриках, а другие – на стульях. Помощь детям оказывали тьютор и ассистент.
Выявленные особенности театрализованной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями и организационные подходы к ее реализации натолкнули нас на мысль по созданию иллюстративного сценария, который состоял из сигнальных картинок и фраз определенного героя. Используя адаптированный сценарий сказки, мы заменили именования героев на соответствующие им изображения, которые расположили в порядке их выхода. Следуя логике развития сюжета, авторский вариант емких по содержанию фраз, произносимых персонажами сказки, был заменен более лаконичными, но интонационно отражающими состояние героев, репликами: «Какой хороший маленький грибок! Спрячусь я под ним» (муравей), «Пустите меня под грибок. Я промокла» (мышка), «Спрячьте меня, пожалуйста. За мной лиса гонится!» (заяц). Установление смысловой связи между словом и картинкой помогало обучающимся запоминать ключевые фразы персонажей, удерживать порядок появления героев, действий и событий. Сценарий составлялся для каждого обучающегося индивидуально: картинка героя, которого озвучивал ребёнок, была больше по размеру чем другие.
Иллюстративный сценарий внедрялся постепенно. Сначала был использован обычный текстовой сценарий. Именование героя было выделено цветной полосой для лучшего ориентирования в тексте. Постепенно текстовой сценарий заменялся на сигнальные картинки. Работа проводилась следующим образом: учитель показывал изображение героя, говорил его фразу, а обучающийся повторял слова за взрослым (сопряженная речь). Для лучшего запоминания реплика соотносилась с сюжетной картинкой и использовался вариант ее совместного проговаривания с ребенком. В процессе работы над произносительной и интонационной стороной речи детей понадобилась помощь логопеда.
Следующей частью разучивания ролей стал этап непосредственной работы с иллюстративной сюжетной линией. При выстраивании линейного ряда использовались те же сигнальные картинки, что и ранее. Репетиции по данному сценарию выстраивались особым образом: обучающийся отслеживал последовательность проговаривания фраз остальных персонажей, передвигая палец с одного изображения на другое. Как только ребёнок попадал на картинку своего героя, он читал свою фразу громко, четко, с интонацией. При дальнейшем использовании иллюстративного сценария использовались картинки без текста. У каждого ученика был собственный вариант сценария, в котором персонажи были в увеличенном размере. Доходя до изображения своего персонажа на иллюстративной сюжетной линии, ученик начинал говорить свою реплику.
На этом работа с иллюстративным сценарием не оканчивалась. Во время показа театральной постановки он был вывешен за теневым экраном как опора для ориентировки обучающихся в последовательности появления героев и озвучивания своей роли. Результаты не заставили нас ждать. Уже перед началом спектакля дети обращались к иллюстративному сценарию, чтобы понять, кто за кем начинает говорить свои слова. Использование иллюстративного сценария способствовало успешному показу театрализованной постановки и получению позитивной эмоциональной поддержки со стороны зрителей.
Для наглядного подкрепления происходящих событий в процессе театрализованной деятельности детей осуществлялась фото и видеосъемка репетиций теневого спектакля и показа театрализованной постановки. По следам анализа проведенных мероприятий был создан иллюстративный альбом, в котором были запечатлены самые интересные, яркие, эмоционально насыщенные моменты и события. Эффективность примененного способа подтвердилась эмоциональным откликом детей и многократным просмотром ими альбома и фрагментов видеозаписей.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что разработка Проекта помогла учителю скорректировать процесс запоминания обучающимися предлагаемого материала и организовать совместную деятельность детей по подготовке теневого спектакля. Предложенная последовательность выполненных работ способствовала концентрации внимания детей и формирования у них умения отслеживать очередность выхода героев сказки, что оказалось очень важным при подготовке театрализованной постановки. Постепенно для всех обучающихся театр теней становился более увлекательным и доставлял удовольствие от общения, игр и творчества. Все дети охотно посещали репетиции, были мотивированы на результат и достаточно активно вовлечены в совместную деятельность.
5. Заключение
В процессе специально организованной театрализованной деятельности наблюдались позитивные изменения в эмоциональном и индивидуально-личностном развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями, сформировался творческий коллектив, в котором сложились партнерские отношения между детьми-«актерами», родителями, педагогами и специалистами сопровождения. Можно утверждать, что театрализованная постановка теневого театра, методически адаптированная к особым потребностям обучающихся с интеллектуальными нарушениями, является своеобразным центром притяжения, вокруг которого формируется социокультурная образовательная среда с неисчерпаемыми возможностями воздействия на эмоционально-личностное развитие детей.
Через сюжеты театрализованных постановок обучающиеся осваивают способы социального взаимодействия, познают окружающую действительность, выраженную в художественных образах, присваивают элементарные общечеловеческие ценности. В процессе организации театрализованной деятельности расширяется опыт социокультурных взаимоотношений, закладываются основы духовно-нравственного развития детей посредством знакомства с литературным наследием и формирования чувств личной ответственности.
Актуальность вопроса относительно вовлечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в театрализованную деятельность теневого театра очевидна и подтверждается результативностью исследовательского проекта, практическая реализация которого определяется субъектным благополучием обучающихся и проекцией на их дальнейшее эмоционально-личностное развития.
Вовлечение обучающихся с интеллектуальными нарушениями в театрализованную деятельность теневого театра способствует решению задач социокультурной адаптации детей в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе. В ближайшей перспективе планируется организация фотовыставки, посвященной театрализованной деятельности всех участников теневого театра с целью распространения информации о результатах эмоционально-личностного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В среднесрочной перспективе предполагается: расширение репертуара за счет подготовки адаптированных сценариев новых театрализованных постановок; совершенствование методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия; подготовки методических рекомендаций по вовлечению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в театрализованную деятельность теневого театра.
В долгосрочной перспективе открываются возможности выбора стратегии социокультурного развития подрастающего поколения обучающихся с интеллектуальными нарушениями, чем и обусловлено привлечение внимания специалистов, родителей и общественности к театрализованной деятельности на примере теневого театра.