Методы и инструменты исследования образовательных практик обучения вокальным техникам
Методы и инструменты исследования образовательных практик обучения вокальным техникам
Аннотация
Данная работа посвящена анализу современных методик преподавания вокала в Китае. Анализируются такие методики обучения вокальным техникам, как вокально-речевая подготовка, работа с ритмом, развитие чувства гармонии, эвристический метод. Подчеркивается важность развития навыков пения в хоре для успеха вокалиста. Показано, что эвристический метод — это современный и эффективный способ обучения вокальному мастерству. Для повышения эффективности внедрения предложенных методик предложено привлекать такие элементы современных информационного пространства, как аудио- и видеотехнологии. Обоснована перспектива формирования персональной образовательной среды как способа информационной поддержки процесса вокального преподавания.
1. Введение
Целью данного исследования является анализ современных методик преподавания вокала при обучении вокальному исполнению в Китае с учетом перспектив их совершенствования с привлечением российского педагогического опыта.
Актуальность данной работы обусловлена растущей важностью эффективности методик преподавания вокала для повышения исполнительского уровня учащихся-вокалистов. Также важно отметить, что изучение китайского опыта применения образовательных методик обучения вокалу способно обогатить педагогический арсенал российских коллег. Прежде данный вопрос разрабатывался в статье , и было отмечено, что для устранения недостатков отечественного вокального преподавания и усиления его достоинств необходимо глубоко изучать музыкально-педагогической опыт Китая и иных стран с целью внести коррективы в отечественный образовательный процесс. В статье рассматриваются интерактивные формы занятий со студентами вокального класса, которые способствуют созданию творческой атмосферы урока, быстрому творческому росту личности. В работе изучены методы интегративного преподавания вокала и фортепиано; автор отмечает, что современные китайские педагоги применяют интегративный подход как наиболее эффективный и перспективный методологический базис для организации обучения вокалу и фортепиано на начальном этапе. В статье рассматриваются интерактивные формы работы, применение аудио- и видеотехнологий, подчеркивается повышение мотивации, углубление понимания материала, развитие творческого воображения обучаемых. В работе классифицированы методы преподавания вокала и предложена законченная методика преподавания вокала, состоящую из шести наиболее эффективных методов: метод объяснения, метод демонстрации, коммуникативный метод, ситуационный метод, метод наблюдения и прослушивания, метод практики. В монографии обращается внимание на особую важность обеспечения нераздельности традиций и инноваций в применении методик вокального преподавания, поскольку это выступает залогом научности и стабильности применения педагогических новшеств.
Таким образом, как показывает литературный анализ, данная тема привлекает большое внимание научного сообщества как в России, так в Китае. Изучение актуальной научной литературы показало, с одной стороны, проработанность темы, с другой стороны, наличие запроса на систематизацию многих появившихся недавно вокальных методик с целью создания возможностей для организации одновременно современного и непротиворечивого вокального преподавания.
Методы включают в себя литературный анализ, сравнение, абстрагирование, критический анализ, синтез.
2. Основные результаты
Западная музыкальная традиция характеризуется использованием тональной системы, гармонии и полифонии, а также акцентом на индивидуальные исполнительские навыки. Китайская музыка, напротив, опирается на пентатонические лады, монофонию и традиционные инструменты. В связи с этим в китайской музыкальной традиции и, следовательно, в преподавании музыки по сравнению с европейской традицией недостаточное выражение получает развитие чувства гармонии. В обучении вокальным техникам всегда важно обращать внимание на воспитание чувства гармонии. Гармония делает музыку полной, а эмоции – сублимированными, и ее важность очевидна. Эстетические основы китайской «линейной» музыки, развившейся из монофонической музыки объективно способствовали тому, что в китайском музыкальном образовании не уделяется достаточного внимания развитию полифонических музыкальных навыков, таких как гармония. Вышеописанная проблема может быть решена в области преподавания вокала путем уделения большего внимания диатонической мелодии.
Диатоническая мелодия и хоровая музыка западного происхождения не могут быть отделены от религиозного влияния церковной музыки и многовекового фундамента классической музыки. Традиция коллективного, в том числе хорового исполнения, хотя и противоречит сольному исполнению, но является полезной для внутреннего роста и музыкального качества певца-солиста. Фактически опыт хорового исполнения увеличивает вокальный «кругозор» сольного вокалиста и обогащает его теми навыками, которые невозможно получить в рамках сольной подготовки. Выбор коротких диатонических мелодических фрагментов из хора для исполнения педагогом и учениками может использоваться, чтобы развить чуткость и музыкальность, а также умение гармонировать друг с другом. Гармонизация коротких диатонических мелодических фрагментов в хоре, которые преподаватель и студенты исполняют вместе, может не только развить музыкальный слух, но и помочь студентам глубже прочувствовать свои внутренние ощущения в процессе пения.
Разумеется, преподавание фундаментальных основ вокального искусства является необходимой частью вокального преподавания для достижения цели дать ученикам возможность овладеть правильным вокальным состоянием, то есть дать ученикам постичь внутренние ощущения, ведущие к издаванию звонкого и чистого звука. В процессе обучения студенты должны четко понимать, на каком уровне они занимаются – на уровне навыков или на уровне художественных качеств. Из навыков наиболее фундаментальными можно назвать следующие: расширять гортань, следить за дыханием, учиться сольному и хоровому исполнению, следить за чистотой и звонкостью звука, находить резонанс .
Также актуальной методикой вокального преподавания является вокально-речевая подготовка, основная идея которой состоит в развитии у ученика навыка дифференциации речевого потока на элементы с разной степенью акцентности согласно характеру произведения . Фонетическое богатство китайского языка и его непохожесть на фонетику русского языка таким образом обуславливают особую важность вокально-речевой подготовки обучающихся из Китая на протяжении периода их обучения в России.
Одной из ключевых и наиболее популярных методик преподавания вокала является обучение искусству владения ритмом при исполнении. К примеру, в самых влиятельных музыкальных программах Китая «Голос Китая» и «Лучшая песня Китая» мы также видим, что ритмические стили различных музыкальных произведений адаптируются с помощью альтернативных ритмов . Данные программы имеют большую популярность в Китае, организованы по формату «мы ищем таланты», поэтому похожи на российское популярное шоу «Голос». «Голос Китая», «Лучшая песня Китая» и «Великие китайские песни» за счет своей популярности вносят большой вклад в развитие исполнительского искусства и привлекают широкое внимание масс к обучению вокалу. Широкая популярность этих программ обуславливает популяризацию тех вокальных техник и приемов, которые используются на этих шоу чаще всего. В программах «Голос Китая» и «Великие китайские песни» мы также видим исполнительские прорывы, вызванные адаптацией и альтернативными попытками исполнения различных музыкальных произведений в различных ритмических стилях. Умение владеть ритмом должно основываться на хорошем музыкальном воспитании и внутреннем слухе. Как один из первичных способов обучения владения ритмом можно попробовать изменить ритм определенной фразы в вокальном репертуаре .
Большого внимания заслуживает обучение вокалу через использование эвристических образовательных техник. Эвристическое обучение предполагает погружение студента в руководство преподавателя (и, как следствие, некоторое уподобление преподавателю), но при этом получение знаний через создание собственной модели мира. Типичные черты этого метода включают создание проблемных ситуаций, использование вдохновляющих примеров и достижение так называемого «когнитивного баланса», т. е. равновесия между собственными и преподаваемыми представлениями о мире. Главными преимуществами эвристического обучения как педагогического метода являются ориентированность на студентов и внимание к процессам мышления и методам мышления студентов. Важное достоинство эвристического метода состоит в том, что на практике он легче дается студентам, причем является вполне академичным и достойным научного изучения.
Применение эвристических подходов к обучению вокалу имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными подходами:
· повышение мотивации и активности студентов;
· развитие критического мышления и самостоятельности;
· улучшение коммуникации и взаимодействия;
· развитие творческого мышления и самовыражения;
· улучшение понимания и усвоения вокальной техники и музыкального материала;
· развитие самоорганизации и управления обучением;
· создание положительной образовательной среды и атмосферы;
· подготовка к реальным ситуациям и профессиональной деятельности.
В основе эвристического обучения лежит непрерывное взаимодействие и обмен знаниями между преподавателями и учащимися, а также учащихся друг с другом, что более эффективно стимулирует учащихся не только к обучению, но и к самообучению и развивает навыки быстро адаптироваться к динамике учебного процесса. Так, применение эвристического метода может начаться с тренировки дыхания, звукообразования, артикуляции и других необходимых аспектов вокальных навыков. Использование эвристических подходов в этом процессе позволит повысить интерес студентов к обучению, развить их творческое мышление и улучшить результаты обучения. Благодаря проведению самоанализа в рамках эвристического обучения студенты учатся интегрировать свои эмоции в процесс исполнения вокальных произведений, что, в свою очередь, способствует улучшению их артистических навыков и развитию системы музыкального образования. Преподаватели начальных курсов должны создавать такую атмосферу вокального исполнения, чтобы учащиеся могли быстро и естественно влиться в процесс обучения . Эвристический метод обучения может эффективно укрепить навыки владения вокалом у учащихся и способствовать развитию у них нестандартного мышления. Он направлен на мобилизацию творческих способностей учащихся посредством руководства и вдохновения в решении задач обучения вокалу .
Наконец, отметим, что эффективность и полнота современного образовательного процесса и применения современных преподавательских методик достигается только при активной роли и высокой заинтересованности самого ученика. Педагогическая методология в этом деле может опираться на такие достижения XXI века, как информационно-коммуникационные технологии, интерактивные пространства. Все это может рассматриваться как составные части персональной образовательной среды . Персональная образовательная среда необходима современному ученику для повышения уровня своей подготовки за счет использования информации из Интернета, прохождения видеоуроков, прослушивание аудиокурсов и музыкальных подкастов, а также для обмена опытом и знаниями с иными студентами. Получаемая через эти источники информация, а также сформированные на ее основе вокальные умения и навыки (или даже идеи формирования навыков) могут послужить основой для дальнейшей проработки на привычных уроках вокала с живым преподавателем. То же самое может делать и преподаватель. Таким образом, применение видео-, аудио- и прочих информационных технологий способно расширить арсенал вокальных техник и методик вокального обучения, следовательно, косвенно повысить уровень подготовки будущих вокальных исполнителей.
3. Заключение
В ходе данной работы удалось показать, что классический подход к преподаванию вокальных техник, характерный для Китая имеет некоторые недостатки, следовательно, возможности усовершенствования. Существенные возможности по усовершенствованию преподавания реализуемы при интеграции в образовательный процесс элементов диатонического и хорового исполнения. Вокально-речевая подготовка позволяет усовершенствовать вокальные навыки студентов, особенно при исполнении произведений на иностранных языках. Особенно широкие перспективы открываются при применении эвристического подхода к преподаванию за счет установления более тесного и плодотворного контакта между педагогом и обучающимся. Вместе с тем, наиболее оптимальным вариантом будет комбинированное применение предложенных выше методов. Также отмечено, что современные учащиеся-вокалисты и педагоги вокала имеют широкие возможности обогащения исполнительского и педагогического арсенала соответственно путем использования информационных, аудио- и видеотехнологий в рамках формирования персональной образовательной среды.