Исследование метода обучения корейскому языку с использованием виртуального пространства – метавселенной (metaverse)
Исследование метода обучения корейскому языку с использованием виртуального пространства – метавселенной (metaverse)
Аннотация
Современное общество переживает эпоху информационного прогресса, скорость развития цифровых технологий весьма высока, и общество развивается и трансформируется под влиянием этих технологий и интернет-среды. Появилось множество новых понятий, таких как искусственный интеллект (artificial intelligence, AI), интернет вещей (internet of things, IoT), виртуальная реальность (virtual reality, VR), дополненная реальность (augmented reality, AR), метавселенная (metaverse) и т.д. Ситуация отсутствия личного общения, вызванная пандемией COVID-19, еще более ускорила цифровизацию повседневной, социальной и экономической деятельности. Сегодня понятие метавселенной называют «планом будущего» общества, крайне высок интерес к науке и технологиям создания виртуальных пространств. В современной образовательной среде весьма актуально использование платформ, заменяющих реальные пространства, в качестве инструментов для обучения, накопления технологического опыта и развлечения.
В данном исследовании мы рассмотрим методы преподавания и обучения корейскому языку (иностранному языку) с использованием метавселенной, докажем, что они успешны и результативны, имеют ряд преимуществ, так как эффективно повышают коммуникативные возможности и могут быть применимы, в соответствии с особенностями обучающегося, без каких-либо временных и пространственных ограничений.
1. Введение
Основной целью обучения корейскому языку является свободное (blended learning, беспрепятственное) общение с носителями корейского языка, которые используют изучаемый язык. Цель и содержание обучения корейскому языку изменяются – от «когнитивной области к когнитивно-социально-аффективной области», а направление образования – от «офлайн-обучения к онлайн обучению (смешанное обучение)», от «лекционного класса, ориентированного на учителя к обсуждению и проблемно-ориентированным изменениям, ориентированным на учащегося».
2. Основная часть
Кроме того, осуществляется переход от «единообразного образования, основанного на учебниках (тексте), к разнообразному и специализированному образованию, в котором предметная и экспериментальная деятельность творчески сливаются», «от личного взаимодействия к двустороннему взаимодействию на основе ИКТ (ICT) и мультимедиа» .
Как средство обучения цифровые медиа имеют преимущество, так как они оказывают разнообразные положительные образовательные эффекты на самих учащихся и создают среду, близкую к реальным ситуациям, с помощью различных платформ, цифровых медиа и материалов в онлайн-классах.
Слово «метавселенная» — составное: «мета», что означает «виртуальный, трансцендентный» и «вселенная». Метавселенная — «пространство конвергенции будущего, формирующее ощущение реальности, подобное реальности в виртуальном пространстве, благодаря техническому прогрессу, и возникшее как тренд эпохи нелицевой жизни с использованием систем виртуального мира» . Четвертая промышленная революция дала новые технологии для реализации виртуальной реальности (virtual world, VR), дополненной реальности (augmented reality, AR) и смешанной реальности (MR). Метавселенная относится к трехмерному виртуальному миру, в котором социальная, экономическая и культурная деятельность осуществляются так же, как и в реальном мире.
Типы метавселенных можно разделить на четыре категории :
- дополненная реальность (augmented aeality); – лайфлоггинг (lifelogging); – зеркальные миры (mirro worlds); – виртуальный мир (virtual world).
1. Дополненная реальность (augmented reality, AR) – технология, позволяющая наложить виртуальные двухмерные или трехмерные объекты на отображения реального пространства с использованием технологий и сетей, основанных на определении местоположения.
Эта технология имеет смысл для обеспечения специального образования, предоставляя реальный контекст. Цифровые учебники могут улучшить понимание содержания обучения, наглядно предоставляя содержание, которое трудно объяснить с помощью существующей бумажной книги.
2. Лайфлоггинг (lifelogging) – технологии, позволяющие делиться информацией из повседневной жизни в цифровом виртуальном пространстве, а также записывать ее и хранить.
Лайфлоггинг включает в себя такие действия, как запись информации о пройденном маршруте, физических упражнениях и данных о здоровье с помощью программ определения местоположения, а также хранение и обмен данными в виртуальном пространстве. Обучение с использованием социальных сетей (к примеру, Facebook, VK), в том числе обучение иностранному языку (корейскому языку), сейчас очень актуально.
3. Зеркальные миры (mirror worlds) – это идентичное представление реального мира в виртуальном пространстве, обеспечивающее навигацию и картографические услуги с использованием GPS. Корейские разговорные темы, такие как «В поисках дороги», позволяют учащимся получить опыт, близкий к реальной жизни.
4. Виртуальный мир (VR) – мир, созданный с помощью цифровых данных. Это 3D-пространство, в котором пользователи взаимодействуют посредством своих аватаров. В учебных онлайн-классах учащиеся могут проводить совместные занятия, что весьма удобно для онлайн-образования.
Так, помимо ситуационного взаимодействия между реальными людьми в реальном мире, происходит взаимодействие аватаров пользователей в качестве обучающихся онлайн-классов в метавселенной.
Среди платформ метавселенной для обучения корейскому языку подходят такие как Ifland, Gather.town (gather.town) и ZEP (zep.us). Здесь есть возможность делиться материалами занятий с другими учащимися в виртуальном пространстве, называемом классной комнатой. Кроме того, Ifland может вместить в своем виртуальном пространстве более ста человек, а Gather.town — пятьдесят человек. Также ZEP и Gather.town дают возможность работать с материалами YouTube и общепринятыми форматами файлов, таких как PDF, mp4 и т.п., благодаря чему можно использовать практические материалы для общения вне класса, в реальной жизни.
Кроме того, в отличие от других платформ, ZEP и Gather.town позволяют проводить видеоконференции не только с помощью аватаров, но и с помощью видеокамеры, обеспечивая активное общение между учащимися класса и повторение изучаемого контента в онлайн формате. Эта функция подтверждает, что это подходящая платформа для организации уроков корейского языка с использованием метавселенной.
Принципы и методы обучения корейскому языку, представленные Хёнхва Кангом и др. , , заключаются в следующем.
Во-первых, применяется метод, дающий учащимся внутреннюю мотивацию.
Во-вторых, обучение разговорной речи должно проводиться с упором на учащихся.
В-третьих, важно сосредоточиться на способах повышения точности и беглости речи.
В-четвертых, использовать практичные выражения в осмысленном контексте.
В-пятых, предоставить ученикам обратную связь и разбор ошибок.
Изложенные выше принципы обучения корейскому языку, в соответствии с поставленными задачами могут использоваться для улучшения коммуникативных навыков обучающихся.
Использование подхода, основанного на задачах (task-based approach), в качестве метода обучения позволяет улучшить разговорные способности обучающихся, так как такой подход ориентирован на общение и использует различные среды для обучения языку.
Нам Сунг-Ву предложил следующие характеристики методов ориентированного на задачу обучения:
- на уроке важен сам процесс обучения;
- основным элементом урока являются различные действия или задачи;
- выполняя эти действия или задачи, учащиеся добиваются результатов посредством значимого взаимодействия и общения.
Задача на таком уроке – это то, что может быть достигнуто в реальной жизни и имеет образовательную цель. Программа урока составляется в соответствии с уровнем знаний учащихся, и большая часть обучения проводится в парах и на групповых занятиях. Когда учащиеся отвечают на вопросы в группах, у отдельных учащихся появляется возможность практиковаться, а учитель выступает в роли консультанта. Преимущество метода task-based approach состоит в том, что учащиеся активно участвуют в процессе обучения, мотивированы и изучают в процессе выполнения реальных задач культуру наряду с языком. Task-based approach использует язык как средство выражения смыслов, опирается на личностно-ориентированную дифференциацию и взаимодействие между учащимися, когда активное обучение происходит в процессе выполнения задач. Это дает учащимся чувство успеха и повышает их мотивацию.
Таблица 1 - Состав занятия по корейскому языку с использованием ориентированного на задачи метода обучения в метавселенной gather.town или zep.us
Этап обучения | Учащиеся | Учитель | Действия в Gather.town / ZEP.us | Этап занятия |
Предварительный этап | Рассказ о собственном опыте, связанном с предметом, осознание целей задачи Поиск способов выполнения задачи и обсуждение | Цель задания, описание темы Пояснения к полезным словам и фразам для выполнения заданий | Демонстрационная деятельность Деятельность объектов (objects) | Изучение содержания учебника Мотивация к обучению |
Этап выполнения задачи | Выполнение и презентация заданий в парах или группах | Роль помощника учащегося | Практика в классе Использование доски Использование всех функций | Практика группами Возможно взаимодействие Ситуативный разговор Обсуждение группами |
Этап после выполнения задачи | Самооценка и групповая оценка | Систематизация часто используемых слов и фраз во время выполнения заданий Сводка выражений, необходимых для задач, и проверка результатов | Использование прожектора Использование доски | Оценка процесса урока Опрос удовлетворённости уроком |
В соответствии с ориентированным на выполнение задач методом, для изучения корейского языка на начальном уровне выбираются темы, которое можно использовать в реальных ситуациях либо тесно связанные с реальными разговорными ситуациями. Для более сложного уровня обучения корейскому языку предлагается список тем из повседневной жизни.
Таблица 2 - Список основных тем для второго уровня обучения корейскому языку
Тема | Элемент |
Личная информация | Имя, номер телефона, семья, национальность, родной город, личность, внешность |
Жильё и окружающая среда | Место жительства, жильё, комната, мебель, бытовые удобства, регион, растения и животные |
Повседневная жизнь | Домашняя жизнь, школьная жизнь |
Покупки | Торговые объекты, продукты питания, одежда, предметы быта, цены |
Еда и напитки | Еда, напитки, доставка, питание вне дома |
Социальные службы | Почта, телефон, банк, больница, аптека, полицейский участок |
Отдых и развлечения | Праздники, хобби-интересы, кинопоказы, выставки-музеи |
Работа и профессия | Работа |
Человеческие отношения | Отношения: друг-коллега, старший-младший, приглашение, визит, письмо |
Здоровье | Тело, гигиена, болезнь, лечение, страхование |
Погода | Климат, сезон |
Путешествие | Туристические достопримечательности, маршрут, багаж, проживание |
Поездка | Местоположение, расстояние, дорога, транспорт |
Примечание: по ист. [3]
На онлайн-занятиях учащиеся, предпочитающие визуальные и активные занятия, имеют возможность попрактиковаться в разговорной речи на корейском языке в контексте реальной жизни благодаря трехмерному эффекту метавселенной.
Используя метавселенную, можно проводить обучение разговорной речи моделируя различные реальные ситуации покупок (шопинга), заказа еды, поездок и путешествий в виртуальном мире.
В соответствии с ориентированным на задачи методом обучения, до выполнения задания, в процессе и после задания, демонстрируются фотографии известных в Корее мест, рекламные видеоматериалы. Таким образом обучение происходит путем пробуждения интереса к изучению языка у учащихся.
Презентации, видеоматериалы и различные данные можно изучать во время совместного использования экрана на платформах Gatherеtown и ZEP, а учащиеся могут самостоятельно размещать тематические фотографии или видео в объектах карты.
При необходимости учащиеся может просматривать их в любое время. Чтобы перейти по ссылке, связанной с объектом карты, аватару необходимо подойти к объекту и нажать «X» на клавиатуре. Во время презентации с совместным использованием экрана в пространстве Gather.town, аватары учащихся сидят в классе и слушают уроки, учитель стоит перед аудиторией, как в настоящем классе, и ведет урок. Аватары могут перемещаться и общаться.
Общение между учителями и учащимися необходимо для правильной постановки задач, отработки основных разговорных навыков для выполнения задач и применения изученной грамматики или словарного запаса к реальным задачам. В Gather.town аватары учащихся могут слышать голос другого человека только тогда, когда аватар находится поблизости от другого аватара, а учитель должен назначить ученику функцию «прожектора» (spotlight), чтобы слышать речь ученика на расстоянии. Когда учитель использует монитор, полезно одновременно видеть расположение аватаров-учеников и общий экран, так как это создает ощущение присутствия в классе.
При проведении занятий на тему «Поиск дороги» киберпространство зеркальных миров (mirror worlds) (карта Яндекса, карта Naver 360 градусов), являющееся одним из видов метавселенной, усиливает у учащихся ощущение реальности и погружения в обучение. При помощи ориентированного на задачи метода обучения с применением метавселенной обучающиеся могут изучить такие темы, как «Поиск дороги», «Сеульский туризм», «Города в Корее». Кроме того, урок может быть построен таким образом, чтобы познакомить корейцев с «московскими туристическими местами» и провести презентацию о том, как найти дорогу.
После выбора аватара по ссылке, предоставленной учителем, учащийся получает доступ к классу на платформе Gather.town (или ZEP), и садится на стул в классе после начала урока.
В начале урока, перед тем как приступить к заданиям, информация, изученная на предыдущем уроке, просматривается с использованием функции совместного использования экрана, а видео с лексикой на тему урока, размещается в объекте карты.
Расширение базовых навыков общения, знакомство с туристическими достопримечательностями Сеула и корейской культурой, а также использование 3D-карт для проведения реальных занятий по поиску пути позволяют учащимся погрузиться в занятия и испытать реальные ситуации, в которых происходит беседа. Учащиеся могут использовать отдельную маленькую комнату в пространстве Gather.town (gather.town) для собраний и проведения какой-либо групповой деятельности. Для тех, кто не находится в этой маленькой комнате для собраний, звук будет отключен, разговор не будет слышен посторонним, и, таким образом, учащиеся смогут сосредоточиться на разговоре в рамках своей группы.
На этапе представления процесса урока учитель показывает рекламный ролик города и позволяет учащимся выбрать город, который они хотят представить. Учащиеся могут использовать функцию белой доски, чтобы свободно делиться своим мнением при обсуждении, а учитель может общаться с учащимися в комнате, просто стоя на номере каждой комнаты. Учитель может одновременно наблюдать за несколькими группами учащихся, его преимущество состоит в том, что он может наблюдать за решением задач каждой группой и немедленно давать обратную связь.
В процессе выполнения задания учащиеся выбирают по группам различные города, такие как Сеул, Пусан, Тэгу, Каннын и остров Чеджу, и готовят презентации. Подобным образом можно также подготовить презентацию о туристических направлениях Москвы.
Во время занятий по разговорной практике выключение камеры и ведение разговора с использованием только аватара может помочь уменьшить беспокойство интровертных учащихся.
На уроках разговорной речи с использованием платформ Gather.town и ZEP может проводиться обучение, ориентированное на учащихся, и могут проводиться занятия, которые могут улучшить практические навыки общения.
3. Заключение
С развитием информационно-коммуникационных технологий и с распространением цифровых медиа меняется и парадигма образования. Тем не менее на данный момент недостаточно исследований о том, как использовать такие технологии в области обучения корейскому языку.
В этой статье мы рассмотрели метавселенную и методы обучения для улучшения навыков разговорной речи на корейском языке, и обнаружили, что обучение говорению с использованием метавселенной повышает уверенность и интерес учащихся, дает дополнительные возможности взаимодействия и погружения.
Несмотря на то, что период пандемии COVID-19 закончился, онлайн-занятия без ограничений по времени и пространству продолжаются. Применение образовательных и технологических медиа-инструментов инструментов, повышает эффективность обучения, благодаря тому, что моделируют реальные ситуации в виртуальном пространстве.
Метавселенная используется не только на уроках разговорной речи, но и в таких областях, как корейское письмо, а, к примеру, текстовый искусственный интеллект Wrtn AI (wrtn.ai), может использоваться для обучения корейскому письму как помощник в изучении систематического письма. Учителя могут успешно применять современные цифровые медиа для обучения иностранным языкам. Как средство обучения виртуальные пространства могут оказывать положительное образовательное воздействие на учащихся.