ВЕБ-КВЕСТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕМЕ «CASE-STUDY»

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.106.4.070
Выпуск: № 4 (106), 2021
Опубликована:
2021/04/19
PDF

ВЕБ-КВЕСТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕМЕ «CASE-STUDY»

Научная статья

Гимадиева Э.Н.1, *, Ситдикова Д.Р.2, Шишмагаева О.А.3

1, 2, 3 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

* Корреспондирующий автор (gellonsy[at]mail.ru)

Аннотация

В данной статье раскрывается понятие «веб-квест» и его особенности при работе со студентами, рассматривается его структура, формы работы с данным средством обучения. В статье представлен, разработанный веб-квест на тему «Case-study», созданный на платформе Google Sites, который посвящен изучению кейс-технологий (англ. case-study). Приводится его описание, производится поэтапный разбор полученного продукта, основанный на особенностях работы в интерактивной образовательной среде и с поочередной сменой деятельности. В конце приводятся аргументы относительно актуальности разработанного веб-квеста для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» и изучающих иностранный (английский) язык.

Ключевые слова: веб-квест, кейс-технологии, педагогическая технология, методика преподавания английского языка.

WEB QUEST FOR STUDYING THE TOPIC OF CASE STUDY

Research article

Gimadieva E.N.1, *, Sitdikova D.R.2, Shishmagaeva O.A.3

1, 2, 3 Kazan Federal University, Kazan, Russia

* Corresponding author (gellonsy[at]mail.ru)

Abstract

This article defines the term "web quest" and its features when working with students as well as examines its structure and the types of activities possible with this learning tool. The article presents a case study-themed web quest created on the Google Sites platform and aimed at studying the case study method. The authors provide a description and a step-by-step analysis of the resulting product based on the aspects of working in an interactive educational environment and with alternating changes of activities. At the end of the article, the authors present arguments regarding the relevance of the developed web quest for students studying in the "Pedagogical Education" program and those studying a foreign (English) language.

Keywords: web-quest, case study, pedagogical technology, methods of teaching English.

Введение

Смена вектора высшего образования привела к изменению целей, приоритетов и результатов обучения. В современном мире не является достаточной для преподавателя традиционная передача знаний в виде лекции по теоретическому материалу. Важным является внедрение знаний, которые будут полезны в реальной жизни, а также в дальнейшей профессиональной деятельности. Современным студентам характерна многозадачность, мобильность, любознательность, а также тяга к познанию. Следовательно, преподавателю, в свою очередь, необходимо позитивно «направить» данные качества в процесс обучения преподаваемого предмета. Для реализации подобного является важным поиск новых форм, средств, приемов и технологий обучения, которые станут своего рода «помощником» для преподавателя при подаче материала.

Обучение может включать средства обучения с проблемной (проектной) задачей, а именно квест-технологии [1]. Под проблемным заданием понимается теоретическое и / или практическое задание, которое предполагает возникновение познавательной потребности обучающихся в ранее неизвестном знании, которое обеспечит наиболее эффективное выполнение действия, станет предпосылкой для решения поставленной задачи и достижения цели. Веб-квест – это средство обучения на онлайн-платформах, которое преподаватель создает по определенной теме, используя различные Интернет-ресурсы, обучающиеся, в свою очередь, выполняют эти задания с целью изучить обозначенную тему. Стоит отметить, что, внедряя квест в процесс обучения, обучающиеся не только «решают» проблемные задания, но и преподавателю предоставляется возможность совместить различные приемы и методы обучения, направленные на развитие различных навыков.

При рассмотрении квест-технологий (квест) следует учитывать, что в структуру квеста можно внедрить следующее: роли, игровые действия, сюжет/ситуация. Все это должно содержать: побудительный (потребности, мотивы, интересы, побуждающие к участию), ориентировочный (выбор средств и способов игровой деятельности), исполнительный (действия, операции, которые предоставляют возможности реализовать игровую цель) и контрольно-оценочный (корректировка и стимулирования активности в игровой деятельности) компоненты [11]. Они характеризуются четкой поставленной целью обучения, нацеленностью на соответствующий педагогический результат и учебно-познавательной направленностью, обеспечивают «включение» сообразительности и творческих способностей обучающихся, внедряют соревновательный элемент [9, С. 145]. Квесты также дают возможность для реализации различных видов работы: индивидуальной, парной и групповой.

Применяя квест-технологии, мы ожидаем, что обучающиеся, выполняя различные задания: текстового, графического характера и видеоматериалов вынесут необходимую информацию и сформулируют свой собственный вывод [12, С. 118]. Зарубежные исследователи также отмечают, что квест представляет из себя эффективное средство, которое является оптимальным инструментом для развития коммуникативных навыков обучающихся [12], [13].

Anne Sullivan выделяет 2 типа квестов: квесты, которые базируются на выполнении определенных заданий в специальном порядке (task-based quests) и квесты, у которых задана цель, но способы ее достижения, выбирают сами участники (goal-based quests) [14].

Главной особенностью квест-технологий можно считать наличие поисковых этапов: ответов на вопрос, решение полученных «загадок» – решение интеллектуальной задачи.

Исследователи выделяют следующие обязательные элементы структуры веб-квеста [7], [8], [10]:

  • Введение (описание сценария/сюжета/ситуации, план действий, описание ролей участников, если таковы есть);
  • задание (формулировка проблемной задачи);
  • ресурсы (список информационных ресурсов, которые могут применятьсяобучающимися);
  • план работы (описание этапов);
  • оценка (критерии и параметры оценки веб-квеста);
  • заключение.

Авторы выделяют следующие формы веб-квеста [3], [4], [6]:

  • Сбор данных по предложенной проблеме;
  • творческое задание, например, написание пьесы, рассказа, стихотворения, песни, создание видеоролика;
  • журналистское расследование – изложение информации на основе данных фактов;
  • научное исследование – изучение различных явлений, открытий, фактов с использованием интернет-ресурсов;
  • интервью с виртуальным персонажем.

В рамках дисциплин, которые направлены на изучение методики иностранного языка, можно предложить формат работы, используя веб-квест.

В рамках данной статьи, мы опишем разработанный веб-квест, который посвящен изучению кейс-технологий (англ. case-study), разработанный на платформе Google Sites [2]. Веб-квест разработан полностью на английском языке и может быть актуален для студентов языкового вуза, изучающих методику преподавания английского языка. Рассмотрим его подробнее (см. рисунок 1):

21-04-2021 17-25-18

Рис. 1 – Главная страница веб-квеста

 

На первом этапе студенты непосредственно знакомятся с веб-квестом, а именно: с тематикой, а также инструкцией по его прохождению, в ней расписаны подробно все предстоящие этапы.

Первое с чем сталкиваются обучающиеся после ознакомления – это задание «мозговой штурм» (brainstorming). Данная часть веб-квеста предполагает интерактивность, когда обучающиеся работают в парах/группе и обмениваются идеями на заданную тему. Преподаватель в это время является активным слушателем идей обучающихся.

В содержании веб-квеста студентам предлагается ознакомиться с теоретической информацией, что такое кейс-технология, почему она является полезной при обучении английскому языку, каковы сильные и слабые стороны, трудности, с которыми можно столкнуться при ее внедрении, темы, доступные для обсуждения, инструкция по внедрению данной технологии в процесс обучения, основные этапы.

Для проверки степени усвоения знаний обучающимся предлагается пройти тест, которые состоит из 8 вопросов по пройденному теоретическому материалу. Тест является важным элементом для проверки качества усвоения материала. Если студент получил неудовлетворительный результат, ему предлагается заново ознакомиться с теоретическим материалом и повторно проверить свои знания.

На одном из этапов квеста обучающимся нужно решить проблемную ситуацию, аргументировать свою точку зрения. Также задействована работа с видео материалом, представленным на видеохостинге YouTube.

На основе пройденного теоретического и практического материала, студентами создается ментальная карта (англ. mind map) по теме кейс-технологий, а в последствии им предлагается предложить собственный мини-кейс, используя полученные знания.

Внедрение веб-квеста также положительно влияет на развитие мотивации студентов, поскольку студенты получают знания в интерактивной образовательной среде. Не менее важным фактором для качественного усвоения материала становится смена видов деятельности, сопровождаемая элементами групповой, парной и индивидуальной работы. Более того веб-квест способствует созданию комфортной среды для обучения.

Заключение

Таким образом, разработанный веб-квест можно эффективно применять при работе со студентами, изучающими методику иностранного языка. Особенно актуальной данная разработка будет для обучающихся направления «Педагогическое образование», так как развивает креативность, интерактивность и способствует активному применению полученных знаний, что является немаловажным при обучении.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов // – М. – 2009. – 488 с.
  2. Веб-квест: кейс-технология. – [Электронный ресурс] URL:https://sites.google.com/view/withoutlove(дата обращения 14.03.21)
  3. Горбатова О.Н. Образовательный web-quest «необыкновенные приключения» / О.Н. Горбатова // Педагогическое образование на Алтае. – 2014. – № 1. – С. 1–3.
  4. Жалдыбина А.Н. Языковая социализация школьников в процессе обучения иностранному языку с использованием технологии веб-квест / А.Н. Жалдыбина // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2014. – С. 19–21.
  5. Иващенко И.А. Веб-квесты в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов / И.А. Иващенко // Университетское образование: сб. статей XVI Междунар. науч.-метод. конф.; под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. – Пенза, 2012. – С. 166–167.
  6. Муравьева Н.Г. Использование веб-квест технологии для совершенствования социокультурной компетенции студентов вуза / Н.Г. Муравьева // Электронный научно-практический журнал «Культура и образование». – 2014. – № 9 (13). – С. 24.
  7. Панкова Т.В. Web-quest – технология формирование медиакомпетентности будущего учителя иностранного языка / Т.В. Панкова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2012. – № 14. – С. 90–95.
  8. Петрова Ф.А. Образовательный веб-квест как способ активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся / Ф.А. Петрова // Аммосов-2014: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., проводимой в рамках Форума научной молодежи федеральных университетов. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. – Киров, 2014. – С. 695–699.
  9. Селевко Г.К. Классификация образовательных технологий / Г.К. Селевко // – М. – 2005. – 371 с.
  10. Шурупова Н.С. Технология веб-квест как один из видов организации творческой деятельности обучающихся / Н.С. Шурупова // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2012. – № 2. – С. 138– 140.
  11. Ashmore C. The quest in a generated world / C. Ashmore, M. Nitsche // 2007. – P 503-509.
  12. Hockly N. What is a WebQuest? / N. Hockly // Entrе Lеnguas. – 2008. – 117 p.
  13. Maddux C. WebQuests: Are They Dеvеlopmentally Appropriate? / C. Maddux // – Educational Forum, 2008. – 118 p.
  14. Sullivan A. From Abstraction to Reality: Integrating Drama Management into a Playable Game Experience / A. Sullivan, S. Chen, M. Mateas // In Proceedings of AAAI Spring Symposium. – Interactive Narrative Technologies 2. – Stanford, 2009.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Azimov E. G. Novyjj slovar' metodicheskikh terminov i ponjatijj [New Dictionary of Methodological Terms and Concepts] / E. G. Azimov // - M.-2009. - 488 p. [in Russian]
  2. Veb-kvest: kejjs-tekhnologija [Web Quest: Case Technology] [Electronic resource] URL: https://sites.google.com/view/withoutlove (accessed: 14.03.21) [in Russan]
  3. Gorbatova O. N. Obrazovatel'nyjj web-quest «neobyknovennye prikljuchenija» ["Extraordinary Adventures", an Educational Web-Quest] / O. N. Gorbatova // Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae [Pedagogical Education in the Altai Republic]. - 2014. - No. 1, pp. 1-3 [in Russian]
  4. Zhaldybina A. N. Jazykovaja socializacija shkol'nikov v processe obuchenija inostrannomu jazyku s ispol'zovaniem tekhnologii veb-kvest [Linguistic Socialization of Schoolchildren in the Process of Teaching a Foreign Language Using Web-Quest Technology] / A. N. Zhaldybina // Rol' psikhologii i pedagogiki v razvitii obshhestva: sb. statejj Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [The Role of Psychology and Pedagogy in the Development of Society: Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference] - Ufa, 2014, pp. 19-21 [in Russian]
  5. Ivashchenko I. A. Veb-kvesty v obuchenii inostrannomu jazyku studentov nejazykovykh vuzov [Web-Quests in Teaching a Foreign Language to Students of Non-Linguistic Universities] / I. A. Ivashchenko // Universitetskoe obrazovanie: sb. statejj XVI Mezhdunar. nauch.-metod. konf. [University Education: A Collection of Articles of the XVI International Scientific Methodological Conference]; Edited by V. I. Volchikhina, R. M. Pecherskaya. - Penza, 2012, pp. 166-167 [in Russian]
  6. Muravyeva N. G. Ispol'zovanie veb-kvest tekhnologii dlja sovershenstvovanija sociokul'turnojj kompetencii studentov vuza [The Use of Web-Quest Technology for Improving the Socio-Cultural Competence of University Students] / N. G. Muravyeva // Ehlektronnyjj nauchno-prakticheskijj zhurnal «Kul'tura i obrazovanie». [Electronic Scientific and Practical Journal "Culture and Education"]. – 2014. – № 9 (13), p. 24 [in Russian]
  7. Pankova T. V. Web-Quest-Technology Formation of Media Competence of the Future Teacher of a Foreign Language [Web-quest-technology formation of media competence of the future teacher of a foreign language] / T. V. Pankova // Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija v Rossii [Problems and Prospects of Education Development in Russia]. - 2012. - No. 14, pp. 90-95 [in Russian]
  8. Petrova F. A. Obrazovatel'nyjj veb-kvest kak sposob aktivizacii samostojatel'nojj uchebnojj dejatel'nosti uchashhikhsja [Educational Web-Quest as a Way to Activate Independent Learning Activities of Students] / F. A. Petrov // Ammosov-2014: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf., provodimojj v ramkakh Foruma nauchnojj molodezhi federal'nykh universitetov. Severo-Vostochnyjj federal'nyjj universitet im. M.K. Ammosova [Ammosov-2014: A Collection of Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference Held Within the Framework of the Forum of Scientific Youth of Federal Universities]. M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. - Kirov, 2014, pp. 695-699 [in Russian]
  9. Selevko G. K. Klassifikacija obrazovatel'nykh tekhnologijj [Classification of Educational Technologies] / G. K. Selevko // - M.-2005 – 371 p. [in Russian]
  10. Shurupova N. S. Tekhnologija veb-kvest kak odin iz vidov organizacii tvorcheskojj dejatel'nosti obuchajushhikhsja [Web-Quest Technology as One of the Types of Organization of Creative Activity of Students] / N. S. Shurupova // Obrazovanie: resursy razvitiya. Vestnik LOIRO [Education: Development Resources. Bulletin of the Leningrad Regional Institute for the Development of Education. - 2012. - no. 2, pp. 138-140 [in Russian]
  11. Ashmore C. The quest in a generated world / C. Ashmore, M. Nitsche // 2007. – P 503-509.
  12. Hockly N. What is a WebQuest? / N. Hockly / / Entre Le Guas – - 2008 – - 117 p.
  13. Maddux C. WebQuests: Are They Universally Appropriate? / C. Maddux // – Educational Forum, 2008. – 118 p.
  14. Sullivan A. From Abstraction to Reality: Integrating Drama Management into a Playable Game Experience / A. Sullivan, S. Chen, M. Mateas // In Proceedings of AAAI Spring Symposium. – Interactive Narrative Technologies 2. – Stanford, 2009.