SOCIO-HYGIENIC CHARACTERISTICS OF AGE AND PRIMIPARA YOUNG PRIMIPARA

Research article
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.50.051
Issue: № 8 (50), 2016
Published:
2016/08/18
PDF

Лавлинская Л.И.1, Лавлинская Т.А.2, Щетинина Н.А.3

1Доктор медицинских наук, профессор, 2Аспирант, 3Аспирант, ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПЕРВОРОДЯЩИХ И МОЛОДЫХ ПЕРВОРОДЯЩИХ

Аннотация

Цель исследования. На основании социально-гигиенических и медико-демографических характеристик первородящих женщин будет проводится комплексное изучение состояния здоровья первородящих и их первенцев, что позволит представить более обобщенную характеристику здоровья первородящих, разработать и внедрить научно-обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование динамического наблюдения, профилактической, лечебной, первичной медико-санитарной помощи первородящим женщинам в возрасте старше 30 лет.

Ключевые слова: возрастные первородящие, молодые первородящие, социально-гигиенические факторы.

Luvlinskaja L.I.1, Luvlinskaja Т.А.2, Shchetinina N.А.3

1MD, Professor, 2Postgraduate student, 3Postgraduate student, Sbee HPE «Voronezh state medical University n.a. N.N. Burdenko»

SOCIO-HYGIENIC CHARACTERISTICS OF AGE AND PRIMIPARA YOUNG PRIMIPARA

Abstract

The purpose of the study. On the basis of socio-hygienic and medico-demographic characteristics of nulliparous women conducted a comprehensive study of the health status of first-time mothers and their firstborn, which will allow to introduce more generalized health characteristic nulliparous, to develop and implement science-based recommendations to improve monitoring, preventive, curative, primary health care perforadas women over the age of 30 years.

Keywords: age aged primiparas, aged primiparas young, socially-hygienic factors.

Показатели здоровья женщин и особенно детей являются индикатором социально-экономического благополучия общества.

Несомненную актуальность приобретает проблема отсрочки деторождения до сравнительно поздних сроков. Семья, планируя беременность, исходит не из того, когда лучше рожать, а когда удобнее. Эта черта современного типа репродуктивного поведения становится все более характерной для некоторых регионов и социальных групп населения. Причинами этого явления служат главным образом социальные факторы: позднее вступление в брак, ожидание решения экономических вопросов семьи, необходимость получения образования, профессиональный карьерный рос, малодетность. Часто позднее рождение первенца сочетается и с решением женщины о внебрачном ребенке. А ведь для этой группы женщин очень остро стоит вопрос о рождении живого и здорового ребенка, так как скорее всего, этот первенец может быть единственным ребенком в семье. Изучение медико-социальных факторов риска репродуктивного здоровья особо актуально для планирования организации медицинской помощи беременным в целом по региону и для индивидуального прогнозирования репродуктивного здоровья женщин, профилактики осложнений беременности и родов [2,3].

Поэтому, несмотря на то, что в настоящее время имеется тенденция «омоложения» брачности, изучение различных социально-гигиенических и медико-демографических аспектов первородящих женщин старших возрастных групп не теряет своей актуальности, так как их удельный вес в различных регионах возрастает [1, 4, 5].

Тщательный анализ состояния здоровья первородящих женщин старших возрастных групп должен учитывать особенности жизни, демографическое поведение. Большинство же работ, посвященных проблемам здоровья данных первородящих, касается особенностей течения беременности и родов, тактике их ведения, а также состояния плода с медико-биологической и клинической сторон. Имеется вполне определенное мнение, покрепленное многочисленными клиническими исследованиями, что первые роды в возрасте 30 лет и старше являются факторами риска и представляют опасность для матери и плода, т.е. возрастных первородящих относят к группе риска по возрастному цензу [1, 2, 3, 4, 5].

Методы и материалы. Объектом исследования явились две группы первородящих женщин разных возрастов: первородящие в возрасте старше 30 лет (возрастные первородящие) и первородящие в возрасте 20-25 лет (молодые первородящие). Каждая группа первородящих состояла из 450 единиц наблюдения.

Результаты. При изучении социально-гигиенической характеристики первородящих женщин были проанализированы следующие показатели: возраст, семейное положение, возраст вступления в брак, в каком браке состоит женщина, уровень образования, общественно-профессиональная группа, жилищные и материальные условия.

Полученные данные о возрасте показывают, что наибольшее число возрастных первородящих относятся к возрасту 33 и старше лет. Причем, у каждой пятой первородящей возраст был 36 лет и старше (23,6%). У супругов возрастных первородящих на возрастную группу до 35 лет приходилось 41%, остальные (59%) – 36 лет и старше.

Известно, что среди факторов, определяющих состояние здоровья, значительная роль принадлежит образу жизни. Если рассматривать его, то следует отметить, что его определяет желание супругов иметь или не иметь в семье ребенка. В настоящее время имеются факторы, которые влияют на формирование семьи. Женщине должна быть предоставлена возможность гармонического развития, что повышает её роль в семье, семьи – в обществе. Возраст вступления в брак, социальная принадлежность, образовательный уровень, социально-экономический статус – все это является важнейшими характеристиками социального положения семьи, тем самым определяет её образ жизни.

Ответственным моментом в жизненном цикле семьи является возраст вступления в брак. Как видно из результатов исследования, большинство возрастных первородящих, т.е. 72% вышли замуж после 26 лет. Средний возраст вступления в брак составил 33,8±0,2 лет, т.е. для данной группы первородящих женщин характерен поздний возраст вступления в брак. Основная часть молодых первородящих, состоящих в браке, вступили в него в возрасте до 23 лет, у них средний возраст замужества составил 22,5±0,1 лет. Таким образом, разница в возрасте вступления в брак между возрастными и молодыми первородящими составила 11,3 лет.

Среди факторов, отрицательно влияющих на рождение и развитие ребенка, являются негативные семейные условия, к ним в частности относится и то, что женщина не состоит в браке, т.е. является одинокой. В группе исследуемых возрастных первородящих почти каждая шестая женщина была одинокой, в то время как у молодых первородящих, число одиноких женщин в 2,5 раза меньше.

Было установлено, что из тех возрастных первородящих женщин, которые состояли в браке (88,6%), было в первом браке 90,5% и в повторном - 9,5%. В группе молодых первородящих данные показатели были соответственно равны 97,3% и 2,7%, т.е. повторность брака встречалась реже в 3,5 раза, чем у возрастных первородящих.

При анализе характера половой жизни определено, что у 3,3% возрастных первородящих половые связи были случайными, у 12,4% - с постоянным партнером, у 5,1% - в незарегистрированном браке и 79,2% - в зарегистрированном браке. У молодых первородящих случайные половые связи назвали 1,7%, с постоянным партнером – 5,0%, в незарегистрированном браке – 1,2% и в зарегистрированном браке – 92,1%.

Таким образом семейное положение у молодых первородящих оказалось более устойчивое, чем у возрастных первородящих: в зарегистрированном браке соответственно 92,5% и 79,2%.

Современные условия по-прежнему приводят к активному участию женщин в различных отраслях занятости, что соответственно отражается на составе студенчества, обучающихся в учебных заведениях. Это также может способствовать тому, что женщины отодвигают первые роды на более поздний срок.

Большинство женщин, как возрастных, так и молодых первородящих занимались интеллектуальным трудом, являясь при этом служащими и студентками вузов, соответственно у возрастных 99,8% и 0,2%, у молодых первородящих 87,8% и 16,2%.

Для того, чтобы шире раскрыть социальную принадлежность первородящих женщин, изучали уровень образования. У возрастных первородящих выше процент законченного высшего образования (57,9%), чем у молодых (20,8%). Таким образом, большинство возрастных первородящих женщин получали высшее образование до того, как они решили обзавестись семьей и родить ребенка.

Анализ социально-экономического статуса возрастных первородящих женщин с учетом жилищных и материальных условий показал, что 3,2% снимают квартиру, 7,7% живут в общежитии, остальные 87,1% имеют собственное жилье – квартиру или дом.

Также был изучен состав семьи: в 12,1% случаев женщина проживает одна, в 12,1% -  со своими родственниками или родственниками мужа, т.е. семьи состояла из шести и более человек, 23,5% - с родителями – семья состояла из 4-5 человек и в 52,3% случаев женщина проживала с мужем.

При изучении жилой площади на одного члена семьи было выявлено: жилплощадь менее 12 кв. метров на одного члена семьи имели 10,9%, 12-15 кв. метров – 65,0% семей, свыше 15 кв. метров – 24,1%.

Анализируя вышеизложенное и оценку жилищных условий, сделанную самими женщинами, установлено, что 10,9% возрастных первородящих имели неудовлетворительные жилищные условия, 58,3% - удовлетворительные и 30,3% - хорошие жилищные условия.

 У первородящих женщин в возрасте 20-25 лет выявлена следующая картина жилищных условий: 14,2% имели неудовлетворительные жилищные условия, 67,3% - удовлетворительные и 18,5% имели хорошие жилищные условия.

По размеру дохода на одного члена семьи у возрастных первородящих было установлено, что с высоким доходом выявлено 22,2%, со средним – 67,3%, с низким – 10,5% семей. У молодых первородящих с высоким доходом на одного члена семьи было 11,3%, со средним – 64,1%, с низким – 24,6%.

Заключение. Результаты исследования показывают, что семейное положение у молодых первородящих оказалось более устойчивое, чем у возрастных первородящих: в зарегистрированном браке соответственно 92,5% и 79,2%.

Необходимо отметить действительно высокую занятость возрастных и молодых первородящих женщин в процессе производства в нашей стране.

Из приведенных данных социально-экономического статуса первородящих женщин с учетом их жилищных и материальных условий, большая часть возрастных первородящих имели хорошие жилищные условия, чем молодые первородящие, соответственно 30,8% и 18,5%. А также подушевой доход у возрастных первородящих выше.

Таким образом, можно сказать, что у возрастных первородящих более стабильное социально-экономическое положение, чем у молодых первородящих.

 

Литература

  1. Колбая Т.Т. Беременность и роды у женщин различных возрастных групп: автореф. дис. …канд. мед. наук / Т.Т. Колбая. – Москва, 2011. – 24 с.
  2. Лавлинская Л.И. Организация лечебно-профилактической помощи юным первородящим женщинам / Л.И. Лавлинская, Л.Н. Ситникова // Общественное здоровье и здравоохранение ХХI века: проблемы, пути решения, подготовка кадров: Всероссийская научно-практическая конференция. Москва: Из-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченов, 2012. – С. 241-244.
  3. Лавлинская Л.И. Организация медицинской помощи беременным групп высокого риска / Л.И. Лавлинская, Л.Н. Ситникова // Вестник новых медицинских технологий. - 2014, Т. 8, № 1. - 2-51, 7 с. (электронный журнал).
  4. Лавлинская Л.И. Комплексное социально-гигиеническое изучение первородящих женщин в возрасте старше 30 лет, особенности организации диспансеризации: автореф. дис. … канд. мед. наук / Л.И. Лавлинская. – Воронеж, 1995.  – 32 с.
  5. Чижова М.А. Беременность, роды и перинатальные исходы у женщин позднего репродуктивного возраста: автореф. дис. … канд. мед. наук / М.А. Чижова. – Москва, 2012. – 24 с.

References

  1. Acting Chairman T.T. Pregnancy and delivery in women of different age groups: author. dis. kand. med. Sciences / T.T. Kolbaia. – Moscow, 2011. – 24 p.
  2. Lavlinskaja L.I. the Organization of medical-preventive care of young women perforadas / L.I. Lavinskaja, L.N. Sitnikova // Public health and health care in XXI century: problems, solutions, training: all-Russian scientific-practical conference. Moscow: First Moscow state medical University them. I.M. Sechenov, 2012. – P. 241-244.
  3. Lavlinskaja L.I. the Organization of medical care to pregnant high-risk groups / L.I. Lavinskja, L.N. Sitnikov // Bulletin of new medical technologies. - 2014, vol. 8, No. 1. - 2-51, 7 P. (electronic journal).
  4. Lavlinskaja L.I. the Complex social-hygienic study of nulliparous women aged older than 30 years, especially the organization of examination: author. dis. kand. med. Sciences / L.I. Lavinskaja. – Voronezh, 1995. – 32 p.
  5. Chizhov M.A. Pregnancy, delivery and perinatal outcomes in women of late reproductive age: author. dis. kand. med. Sciences / M.A. Chizhov. – Moscow, 2012. – 24 p.