A criminal and legal analysis of robbery and armed assaults

Research article
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.143.46
Issue: № 5 (143), 2024
Suggested:
18.03.2024
Accepted:
27.04.2024
Published:
17.05.2024
194
0
XML
PDF

Abstract

Robbery and armed assaults are among the most widespread general criminal, mercenary crimes of violence with a high degree of public danger, their occurrence causes a serious negative resonance in society and complicates the criminal situation in the country. Having conducted an analysis of the examined crimes, the authors came to the opinion that the dispositions on the features of the objective side of these types of crimes contain concepts that are ambiguously understood both by the theory of criminal law and judicial practice, which can lead to an inadequate qualification of criminal actions, errors in the practice of criminal proceedings. It is proposed to exclude part 1 of article 161 from the Criminal Code of the RF, i.e. to make article 161 actually consist of only two parts (current parts 2 and 3), as well as to add a note to article 161 of the Criminal Code of the RF where the types of violence used should be specified: "physical" and "mental". As for Article 162 of the Criminal Code of the RF, add a note that clearly describes what actions are classified as assault.

1. Введение

На сегодняшний день формирование эффективной системы противодействия преступности является одной из важнейших правоохранительных функций государственной политики. Разработка системы защиты криминологическими средствами конституционных прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств занимает важное место посреди объектов криминологических исследований. Изучение вопроса противодействия преступности, прежде всего, предполагает уяснение сущности преступности как явления, выявление его внутренних взаимосвязей в зависимости от внешних факторов, важна ее оценка и даже измерение в определенных количественных и качественных показателях.

Во время осуществления криминологической характеристики преступных проявлений на основе определенных критериев происходит классификация их на определенные группы и виды преступлений. В качестве таких критериев используют: степень распространенности преступных посягательств на практике; объект преступных посягательств; социальная сфера, в которой совершаются преступления определенного вида или группы; причины их совершения; мотивация; способ совершения преступления. На основе особенностей объекта посягательства и способа совершения преступления в криминологии в структуре преступности выделена группа корыстно-насильственных преступлений, к которой принадлежат грабежи и разбойные нападения.

2. Основные результаты

Рассматриваемые нами в настоящей статье преступления являются общеуголовными, и относятся к категории тяжких, при этом мотивом всегда выступает корысть. Совершение этих преступлений вызывает серьезный отрицательный резонанс и осложняет криминальную ситуацию в стране. Неопределенность, на наш взгляд, понятия «насилия», применяемого при грабеже и разборе зачастую и не позволяет уполномоченным органам с точной долей достоверности решить какое будет преступление в каждом конкретном факте. Другое дело, если присутствует какое-либо оружие или предмет (молоток, топор, кирпич и т.д.), то квалификация однозначно склоняется к разбойному нападению. Но представим ситуацию когда оружие или предметы не применяется, а угроза причинения насилия опасного для жизни остается?

Рассматриваемые нами составы смежные, относящиеся к хищениям и совпадающие практически во всем, кроме способа совершения деяния. Разница в определении момента окончания этих составов преступлений обусловлена исключительно общественной опасностью способа посягательства при разбойном нападении. Обозначение термином «нападение» указывает на внезапно примененное насилие, являющее собой угрозу жизни потерпевшего, либо же когда существует угроза его применения.

Заслуженный советский ученый как Г. К. Костров, еще в 70-х отмечал, что угроза применения насилия во время грабежа должна быть действительной и реальной

.

Но бывают моменты когда угроза четко не определена или не конкретизирована («будет плохо», «пожалеешь», либо она вообще не высказана, но подкреплена действием и т.д.), на наш взгляд, необходимо обращать особое внимание на субъективную сторону, психическое отношение лица, совершающего преступление к высказываемой им угрозе, то есть надлежит установить, желал ли преступник, чтобы у жертвы возникли опасения или нет.

27 декабря 2002 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление No29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» (текст постановления опубликован в «Российской газете» от 18 января 2003 г. N 9 (специальный выпуск), в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, февраль 2003 г., N 2, в приложении к «Российской газете» – «Новые законы и нормативные акты», 2003 г., N 10).

Анализируя проблемы уголовно-правового оценивания насилия, применяющегося в рассматриваемых нами составах, мы попробуем дать собственные определения различных видов насилия: «насилие», «физическое насилие», «психическое насилие» и считаем, что их можно и даже нужно разместить с целью разъяснения, в общей части УК РФ, либо в примечании к ст.161, изложив в следующей дефиниции:

– насилие – это умышленное, противоправное, общественно-опасное влияние на тело, психику, свободу другого человека, осуществляемое вопреки его желания, которое причиняем или может нанести вред здоровью или жизни человека;

– физическое насилие – это умышленное, противоправное непосредственное или опосредованное применение мускульной силы к другому человеку вне или вопреки его воле, которое может причинить разный по степени тяжести вред здоровью или привести к смерти, а также может ограничивать свободу передвижения без нарушения телесной неприкосновенности;

– психическое насилие – это умышленное, противоправное влияние на психику другого человека вне или вопреки его воле, имеющее проявление в угрозах и других подобных действиях, оказывающих негативное влияние на его психику, что может оказать разный по степени тяжести вред здоровью.

По сути ч.1 ст.161 УК в ней говорится только об обстоятельствах совершения деяния, но никак не раскрывается его характер, т.е. в виде общих признаков, не указывается, как именно осуществляется открытое хищение и обращение похищенного в пользу преступника. В то же время одним из пунктов квалифицированного состава грабежа, предусматривается ответственность если он сопряжен с насилием. При этом отражено, что применяемое насилие не опасно для жизни или здоровья потерпевшего, либо же существует угроза применения указанного насилия. Таким образом, очевидно, что в простой состав рассматриваемой статьи относится к открытому ненасильственному грабежу. В специальной литературе и на практике примером такого ненасильственного грабежа считается «рывок», «срыв» или как его еще называют «сдергивание», то есть когда грабитель, проходя мимо на встречу или подойдя к жертве сзади, неожиданно для нее и других лиц, которые могут за ним наблюдать, захватывает имущество (выхватывает из рук сумку, телефон, планшет, срывает с головы шапку, с шеи цепочку и т.д.)

. Но, по нашему мнению, описанный способ хищения, по своей сути всегда является насильственным действием, при совершении которого нарушается телесная неприкосновенность пострадавшего, а так же рывок вызывает падения, ушибы, вывихи, и такое психическое состояние как стресс, испуг, истерику и т.п. Совершая рывок, преступник всегда действует по меньшей мере с косвенным умыслом, то есть предполагает или предусматривает, что потерпевшему может быть причинен какой-либо вред здоровью. Кроме того, из личных наблюдений авторов, долгое время проработавших в территориальных органах в подразделениях уголовного розыска, службы участковых уполномоченных, дознания и следствия, а иными словами «на земле», грабежей без применения насилия или угрозы его применения практически не случается. Еще хотим обратить внимание на тот факт, что при квалификации грабежа, совершенного описанными выше способами, путем «вырыва» имущества, необходимо учитывать направленность и интенсивность применяемых преступником физических усилий.

Разбой же – это нападение, совершаемое с целью хищения чужого имущества, при котором применяется насилие, опасное для жизни или здоровья, подвергшегося нападению лица или лиц, либо с угрозой применения такого насилия. То есть мы видим, что существенным отличием состава разбоя является то, что он усечен, то есть считается законченным именно с момента совершения нападения, сопряженного с насилием указанного характера или угрозой его применения, независимо от того получил ли преступник требуемый результат, завладел ли он чужим имуществом или нет.

Нападением являются именно умышленные действия, непосредственно направленные на немедленное изъятие чужого имущества путём применения насилия, при этом физического насилия или психического не имеет значения. То есть отличительными признаками грабежа от разбоя, цель которого – намерение сразу преодолеть сопротивление потерпевшего и предупредить его противодействие нападению, являются агрессивность, внезапность, опасность и направленность таких действий на преодоление сопротивления в отношении подвергшегося нападению человека или группы лиц.

Между тем, и в теории, и в судебной практике преобладает широкое понимание термина «нападение» как любого насильственного воздействия на потерпевшего, при котором создается угроза его жизни и здоровью, если виновный имел целью такой способ завладеть имуществом потерпевшего

,
,
. В частности, мы считаем, что как разбой следует квалифицировать и действия, связанные с дачей пострадавшему без его согласия наркотических, психотропных, ядовитых веществ в виде жидкости или газа, которые привели его к бессознательному состоянию и содержали в себе опасность для его жизни или здоровья, осуществленные с целью извлечения у него имущества. Как пример можно привести лиц, использующих в нападении клофелин, такой способ был распространен в среде девушек по вызову в девяностых и двухтысячных годах. Клиенту в напиток добавлялся клофелин, после чего он засыпал и далее происходило уже хищение ценностей, имеющихся у потерпевшего. Нередки были и случаи летальных исходов от передозировки клофелином.

Следует также отметить, что практикуется выделение открытого и тайного насилия (нанесение удара потерпевшему из-за спины, нанесение удара спящему лицу и т.д.). Считаем, что осознание или неосознание потерпевшим факта нападения никак не влияет на степень общественной опасности действий виновного и не имеет ни уголовно-правового, ни криминологического значения.

К примеру, ошибок квалификации можно привести случай, когда двоих нападавших признали виновными в нападении на пожилую женщину с целью грабежа, которой руки за спиной и надели на голову нейлоновую сумку, которую, в свою очередь, обмотали бечевкой и в таком виде в зимнее время оставили ее в неотапливаемом доме. Через несколько дней женщина была обнаружена мертвой. Суд ошибочно квалифицировал эти действия виновных как грабеж, мотивируя это в приговоре тем, что сумка была надета на голову потерпевшей только для того, чтобы она их не узнала.

3. Обсуждение

С учетом изложенного, исследование уголовно-правовой природы и выделение признаков, присущих грабежам и разбойным нападениям, влияет на правильное понимание социально-правовой природы таких преступлений и выработку эффективных форм противодействия и действенных механизмов защиты интересов людей, общества и государства от корыстных насильственных преступных посягательств.

Таким образом, мы приходим к выводам, что грабежи и разбойные нападения относят к корыстно-насильственным преступлениям, имеющим ряд схожих признаков. Указанные деяния характеризуют как двухобъектные, хотя при этом и высказывались разные суждения относительно приоритетности охраны сферы общественных отношений, которым в первую очередь причиняется вред. Во время совершения насильственных грабежей, а также разбоев одновременно нарушаются уголовно-правовые запреты в нескольких смежных сферах охраны общественных отношений: собственности, свободы и телесной неприкосновенности личности в первом случае и собственности, жизни и здоровья потерпевших во втором.

4. Заключение

Проведенный анализ позволяет утверждать, что диспозиции ч. 1 ст. 161 и ч.1 ст. 162 УК по признакам объективной стороны этих видов преступлений содержат понятия, которые неоднозначно понимаются как теорией уголовного права, так и судебной практикой, которая может приводить к неадекватной квалификации преступных действий, ошибок в практике уголовного судопроизводства, в связи с чем считаем возможным или даже необходимым, на основе анализа заявлений и сообщений, а также материалов уголовных дел по грабежам и разбоям, разработать предложения по новым редакциям указанных норм в УК. В частности, предлагаем исключить из УК РФ ч.1 ст.161, то есть чтобы фактически ст.161 состояла всего из двух частей (действующие 2 и 3 части), а так же добавить примечание к ст.161 УК РФ где конкретно расписать виды применяемого насилия: «физическое» и «психическое». Касаемо ст.162 УК РФ, добавить примечание, в котором четко расписать какие действия относить к нападению.

Article metrics

Views:194
Downloads:0
Views
Total:
Views:194