World Population Policy up to the 20th Century

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.130.99
Issue: № 4 (130), 2023
Suggested:
16.03.2023
Accepted:
31.03.2023
Published:
17.04.2023
735
0
XML
PDF

Abstract

Demography has come a long way in its development as a separate discipline. Numerous countries and nations have attempted at different times in their development to study their population size. Historically, such measurements have not been made for demographic purposes, but to assess military power or the tax base. Often these attempts have failed due to insufficient development of methods for estimating, counting and summarizing the results. Adequate measurements of large populations require wealth and centralized management, and have been slow to develop. Much of this information has been lost, forgotten or destroyed and for a long time people have not been able to produce an accurate study of population size and composition.

1. Введение

С течением времени многие ученые, которых интересовала проблема демографии, начали находить способы подсчета численности всего населения. Известно о том, что более систематично переписи населения начали производить в эпоху Средневековья. А первые всеобщие переписи населения начали проводиться в Англии, Франции, США и относятся они к концу XVIII–XIX вв. В нашей стране первые переписи населения начали проводиться в XVI–XVII вв. Процесс развития такой науки как демография прошел много стадий развития, и в каждой стране он был индивидуальный.

2. Основные результаты

Демографические идеи восходят к древности и присутствовали во многих цивилизациях и культурах, таких как Древняя Греция, Древний Рим, Китай и Индия. В Древней Греции зачатки демографической мысли можно найти в трудах Геродота, Фукидида, Гиппократа, Эпикура, Протагора, Пола, Платона и Аристотеля. Так, Платон в своем трактате «Государство», где он размышлял об «идеальном государстве», предлагал сделать 5040 граждан в качестве свободного населения и установить нормы вступления в брак, требуя от мужчин, чтобы они имели детей в возрасте от 30 до 55 лет

,
,
,
. Аристотель же предлагал установить малочисленное свободное население, ибо малочисленность приводит к гармонии, а избыток провоцирует недовольство и возмущения.

Для Древней Греции XVIII–XVI веков до н.э. характерно такое явление как «Великая греческая колонизация», характеризующееся переселением греков из Греции и основанием ими многочисленных городов-государств на побережьях Черного и Средиземного морей. У каждого из этих образований не было метрополии, а поэтому они были независимы. Каждый такой город-государство назывался «апойкией». Их население составляло от 1,5 млн. до 2 млн. человек. Причины такой миграции населения связывают с демографическим взрывом данного периода, впоследствие Лелантской войны, развитием торговли и необходимостью поиска сырья. Рост населения приводил к дефициту сельскохозяйственных площадей, и это привело к спросу на дополнительную жилищную площадь. 

О демографии Древнего Рима мы имеем отрывочные данные, полученные главным образом из библиотек римского Египта. По этим сведениям, Римская империя характеризовалась низким брачным возрастом (14-17 лет, чаще 12-13 лет), высокой рождаемостью в браке (4 ребенка на семью) и высокой детской смертностью. Продолжительность жизни в среднем составляла 28-30 лет

,
. Население было преимущественно аграрным и проживало в поселках. Важными для демографической науки являются «цензы», в ходе которых римский гражданин был обязан назвать свое имя, возраст, имена и возраст членов семьи, сведения об имуществе. Во время правления императора Гая Октавиана Августа, в 28 году до н.э. была проведена перепись населения, согласно которой в империи проживало около 4 млн. человек, но по современным данным оно могло достигать около 10 млн человек.

В Древнем Китае важность демографической мысли понимал Конфуций, он пытался определить идеальную пропорцию между количеством обрабатываемой земли и численностью населения. По его мнению, нарушение этой пропорции могло привести: при низкой численности населения к ухудшению обработки пашни и отказу от уплаты налогов; при высокой численности населения: обнищанию, праздности, социальным конфликтам. По мнению Конфуция «золотая середина» заключалась в переселении людей из густонаселенных районов в малочисленные для регуляции численности населения. Китай того периода активно рос и развивался за счет развития торговли и новых торговых путей. По налоговой переписи в империи Хань, в 2 году до н.э. население Китая составляло 57,6 млн. человек.

В средние века христианские мыслители уделяли много времени опровержению классических представлений о демографии. Важный вклад в эту область внесли Варфоломей Луккский, Вильгельм Коншский, Вильгельм Пагульский, Вильгельм Овернский и мусульманские социологи, такие как Ибн Халдун. Государственная власть на территории Европы всеми силами пыталась увеличить численность населения. По меркам того времени многочисленное население помогало увеличивать свою власть, финансовую, военную и политическую мощь. И еще долгое время было представление, что богатство и сила страны обеспечивается многочисленным населением.

После развала Римской империи в V веке н.э. в Европе начался спад численности населения. Причинами этому могли быть набеги кочевых народов (гуннов) и климатический пессимум, вследствие которого температура европейского континента упала до 1 – 1,5 градуса ниже нынешней. Климат стал более влажным, а зима холодной. Это побудило многие народы Европы переселяться на новые места с целью нахождения жизненного пространства. Это явление получило название «Великое переселение народов» и сопровождалось деурбанизацией и небольшим ростом численности населения, продолжавшимся до VII века н.э.

,
. Помимо этого сокращение численности населения происходило и из-за пандемий чумы (1346 –1353 – черная смерть и др.), которые уничтожили население Европы на треть, мысовых голодов (1315 –1317 – великий голод), уничтоживших 10 – 25% городского населения и массовых военных конфликтов (войны кризиса позднего Средневековья в Священной Римской Империи в XII–XIV вв.), сократив население Германии на 40%. Все эти события повлияли на низкую численность населения в Европе.

Основными источниками, которыми мы пользуемся изучая демографию являются свидетельства о рождении, смерти, записи о бракосочетании. Имеются записи хроникеров, которые дают нам представления о численности армии и городов. Очень эффективными являются административные записи и археологические раскопки многих населенных пунктов. Наибольшую ценность для изучения демографии того периода представляет свод материалов всеобщей переписи населения Англии в 1085 – 1085 года – «Книга Судного дня». Согласно данной переписи, население Англии того периода составляло около 1 млн. человек. Подобные документы были и в других странах, например, «Книга каминов» в Италии.

Итальянский Ренессанс и эпоха европейских путешествий и религиозных миссий на отдаленные континенты впервые вызвали интерес к оценке численности населения. Контрреформация и возвышение иезуитов также вошли в картину. Оценки городского, национального и глобального населения связаны с Джованни Ботеро (1544-1617), Марино Марини (1614-1661) и Джованни Риччоли (1598-1671). Ботеро в своей публикации 1588 года «Причина великой ... Читты» проанализировал факторы, определяющие рост и процветание городов, а в 1596 году Relazioni Universali предвосхитил аргумент экономиста Т. Р. Мальтуса о взаимосвязи между ростом населения и нехваткой ресурсов

,
. Небольшой демографический анализ проводился примерно до 1660 года. Исключением был сохраняющийся интерес к показателям смертности для целей расчета аннуитетов и выплат. Смертность продолжала доминировать в демографических интересах, вплоть до конца девятнадцатого века, отчасти потому, что она менялась больше, чем рождаемость, когда случались эпидемии или голод.

Современной демографии пришлось ждать крупномасштабных наборов данных, научного интереса к их анализу и достаточного развития математики для проведения такого анализа. Фрэнсис Бэкон (1561-1626), которому все ранние английские демографы приписывали указание пути, особенно в «Новом органоне», опубликованном в 1620 году, разработал индуктивный метод и подчеркнул необходимость в науке собирать факты и искать в них форму для определения лежащих в основе законов природы. Первые английские демографы знали и работали рядом с Исааком Ньютоном (1643-1727), который открывал законы физики. Однако большинство демографов XVI и XVII веков, подобно Ньютону, также искали божественный образец и, как и он, были протестантами.

Развитие дисциплины демографии обычно прослеживается в Англии XVII века, особенно среди основателей Королевского общества. Джон Граунт (1620-1674), которого часто называют отцом демографии, использовал подход Бэкона и свой собственный опыт ведения торговой бухгалтерии для анализа лондонских счетов смертности, или записей о смерти, которые велись с 1532 года. Его главный труд, опубликованный в 1662 году, установил такие каноны демографии, как проверка и исправление данных, а затем поиск закономерностей. Граунт показал, что в достаточно больших популяциях наблюдается избыток рождений мужского пола, более высокая смертность в младенчестве, чем в любом другом возрасте, кроме глубокой старости, и более продолжительная продолжительность жизни женщин, чем мужчин, и построил прототип таблицы продолжительности жизни, которая позже будет уточнена Галлеем. Граунт Уильям Петти (1623-1687) применил количественные методы к социальным наукам; впервые ввел учет домашних хозяйств, особенно для изучения населения городов; и опубликовал в 1683 году «Политическую арифметику», название которой отражает природу демографии. В 1696 году Грегори Кинг (1648-1712), опираясь на разрозненные результаты первой переписи населения Англии и другие источники, подготовил рукопись (не опубликованную до 1801 года), в которой подсчитывалось население Англии (и оценивались континентальные и глобальные цифры) и вычислялись показатели рождаемости, смертности и брачности 1695 года, а также возрастная структура.

Заметным достижением XVIII века стала работа Ричарда Прайса (1723-1791) по актуарной науке, которая заложила основы британской страховой индустрии. Прайс утверждал, что знание в естественных науках влечет за собой понимание вероятностей, взгляд, восходящий к философам Рене Декарту (1596-1650), Джону Локку (1632-1704) и Дэвиду Юму (1711-1776). Но в XVIII веке демография уже не была исключительно английским занятием. Большой вклад внес швейцарец Жан Луи Мюре (1715-1796), математик, который первым разработал показатели рождаемости, смертности и брачности. Его современник Леонард Эйлер (1707-1783), работавший в основном в России и Пруссии, создал математическую теорию таблиц продолжительности жизни и стабильных популяций, основы современной формальной демографии. В Швеции Пер Варгентин (1717-1783) использовал первую шведскую перепись и систему регистрации населения, чтобы опубликовать в 1766 году первую национальную таблицу жизни. Выдающейся фигурой в эмпирической демографии XVIII века был Иоганн Петер Зюссмильх (1707-1767), опубликовавший в 1741 и 1761-1762 годах «Геттлихе орднунг» («Божественный порядок в отношении человеческого рода, демонстрируемый рождением, смертью и размножением»). В поисках доказательства божественного порядка в регулярности демографических событий он собрал данные из огромного количества источников и предоставил материал для последующих демографов, включая Т.Р. Мальтуса (1766-1834). Мальтус в своем первом эссе (1798), в котором постулировалось, что рост населения ограничен медленным увеличением ресурсов, внес значительный вклад в теорию народонаселения. В последующих изданиях этой работы в течение следующих трех десятилетий он собрал массу подтверждающих эмпирических материалов. Пьер Симон Лаплас (1749-1827), французский астроном и математик, продолжил работу над вероятностью, которую он применил к смертности, продолжительности жизни и продолжительности браков.

В XIX веке ситуация быстро изменилась. С 1855 года в обиход вошел термин «демография», а с 1882 года проводились Международные конференции по гигиене и демографии. Второй причиной развития этой дисциплины стало снижение уровня смертности в большинстве западных стран, а к концу столетия - начало снижения рождаемости. Фокус дисциплины сместился с анализа застоя на анализ изменений. Статистики, такие как Адольф Кетле (1796-1874) и Вильгельм Лексис (1837-1914), обратили свое внимание на изменение социальных показателей с течением времени, особенно демографических. Анализ географических и социальных различий в смертности, а также ее изменений с течением времени послужил руководством в борьбе с болезнями.

Доминирующей фигурой в этих усилиях был Уильям Фарр (1807-1883), который проанализировал причины и уровни смертности в Англии в Ежегодном отчете Генерального регистра с 1839 по 1880 год, частично удовлетворяя потребность, вызванную проблемами новых промышленных городов. Анализ рождаемости приобрел важное значение после того, как в последней трети XIX века в западных странах началось повсеместное снижение рождаемости. Вопросы о живорождении у женщин появились в переписи населения США, начиная с 1900 года, а также в переписи населения Великобритании и других стран ее империи, начиная с 1911 года. Методы измерения рождаемости, которые в конечном итоге привели к таким широко используемым показателям, как валовой и чистый коэффициент воспроизводства, получили развитие в сильной демографической группе в Прусско-германском статистическом управлении в Берлине во второй половине XIX века, благодаря работе Ричарда Бокхе, что привело в XX веке к дальнейшему развитию Р.Р. Кучински (1876-1947) в Англии и Альфред Лотка (1880-1949) в Соединенных Штатах. В разных странах возник интерес к изменению уровней рождаемости. Во Франции основное внимание уделялось низкому уровню естественного прироста после поражения во франко-прусской войне в 1870 году; в Англии, возглавляемой Фрэнсисом Гальтоном (1822-1911), основателем евгенического движения, основное внимание уделялось дифференцированной рождаемости по социальным классам; и в Соединенных Штатах уровень рождаемости среди иммигрантов был выше, чем среди коренных жителей. Такие идеи, наряду со старой мальтузианской озабоченностью давлением населения на продовольствие и другие ресурсы, способствовали бы развитию демографии в XX веке и часто делали этот вопрос политически чувствительным.

3. Заключение

Такие идеи, наряду со старой мальтузианской озабоченностью давлением населения на продовольствие и другие ресурсы, способствовали бы развитию демографии в XX веке и часто делали этот вопрос политически чувствительным. Период становления такой науки как демография был очень долгим и тяжелым. Из подсчета жителей провинций разных областей с целью уплаты налогов или подсчета мужского населения с целью взятия на военную службу, она превратилась в оформленную академическую дисциплину. Демография полезна для правительств и частного бизнеса как средство анализа и прогнозирования социальных, культурных и экономических тенденций, связанных с населением.

Article metrics

Views:735
Downloads:0
Views
Total:
Views:735