THE TRANSFORMATION OF SCENARIOS OF GEOPOLITICAL CHANGE IN THE MIDDLE EAST: THEORETICAL ASPECT

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.27
Issue: № 11 (125), 2022
Suggested:
23.09.2022
Accepted:
17.10.2022
Published:
17.11.2022
1471
4
XML
PDF

Abstract

The authors analyzed the possible scenarios of change in the Middle East presented in the Western literature. They identified specific territorial, economic and political consequences of the changes proposed by Western authors. These scenarios are based on the theoretical developments of Z. Brzezinski, R. Peters and N. Spijkman. The analysis made by the authors has shown that the catalyst of activity in the region is the United States of America, who adjusts its real foreign policy steps according to the suggested scenarios. The authors paid special attention to the situation of the Islamic Republic of Iran in case of realization of this or that scenario and its status as a strategic ally of Russia.

1. Введение

XXI век с самого начала стал для Ближнего Востока судьбоносным. Кризис политических режимов, рост социальной напряженности, «арабская весна», интервенция Запада во главе с США, гражданская война и разгул ИГИЛ, санкции и волны миграции, пандемия и ухудшение ситуации в экономике и гуманитарной сфере, изменение роли региональных держав, – это неполный перечень событий и процессов, которые привели к серьезной трансформации обществ и всей системы международных отношений.

Эти события, происходящие в регионе Ближнего Востока, неслучайны. Они имеют «теоретическое обоснование» в работах западных военных и политологов.

Целью настоящей работы стало переосмысление возможных сценариев изменения международных отношений на мировой геополитической карте, где главной площадкой для реализации этих сценариев стал Ближневосточный регион.  

2. Методы и принципы исследования

Теоретической основой исследования послужили публикации специалистов в области международных отношений, моделирующие различные сценарии развития событий в регионе Ближнего Востока.

Теоретические материалы должным образом обобщены и структурированы с точки зрения аргументации из основных положений, раскрывающих средства достижения цели исследования. Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания, предполагающие изучение общественных законов и явлений в развитии и взаимосвязи: анализ, синтез, дедукция и индукция, аналитические сравнения.

3. Основные результаты

В настоящее время Ближний Восток остаётся в центре внимания главных акторов международных отношений, как и в предыдущие десятилетия. Здесь «играют мускулами» великие державы и транснациональные корпорации, военизированные группировки и религиозные течения, которые завлекают своими проповедями мусульманскую молодёжь со всего мира. Конфликтогенный потенциал региона остается высоким: гражданская война в Йемене, хаос в Ливии, военные действия Сирии и Ираке. Но именно здесь формируется, на наш взгляд, будущее международных отношений. И именно поэтому на вооружение берутся различные сценарии геополитического развития Ближнего Востока и смежных с ним государств, которые так или иначе втягиваются в орбиту происходящих изменений.

Первый сценарий «американский», получивший название «Римленда».  Разработал его еще в 30-40е годы 20 века Н. Спайкмен [1]. Хотя выводы и заключение Спайкмена несколько и устарели на текущий момент, тем не менее, они свидетельствуют о чрезвычайно широком понимании им стратегических вопросов [2]. Автор предложил, опираясь на военную силу, применить метод «анаконды» для контроля и удушения береговых зон приморских стран Африки и Азии, включая Индию и Китай. (см. карту №1).

Римленд

Рисунок 1 - Римленд

Примечание: карта Н. Спайкмена [3]

Н. Спайкмен заложил теоретические основы глобальной цели для практической реализации «американского» сценария. В 90е годы 20 века З. Бжезинский конкретизировал теорию «Римленда», выделив главную точку нестабильности или опоры «Римленда» назвав ее «Евразийские Балканы».
Евразийские Балканы

Рисунок 2 - Евразийские Балканы

Примечание: карта З. Бжезинского [4]

Чтобы понять значение этого региона в американских планах приведем выдержку из работы З. Бжезинского «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы»: «Частью проблемы этого нестабильного региона может стать вызов главенствующей роли Америки со стороны исламского фундаментализма» [4].

Потенциально самым опасным сценарием развития событий может быть создание «антигегемонистской» коалиции с участием Китая, России и, возможно, Ирана, которых будет объединять не идеология, а взаимодополняющие обиды. Чтобы предотвратить создание этого блока, как бы маловероятно это ни выглядело, США потребуется проявить геостратегическое мастерство одновременно на западной, восточной и южной границах Евразии».

Что же предполагал план Бжезинского?

1. Прозападные государства на Ближнем Востоке не смогут составить сильного геополитического ядра – а значит нужно возглавить исламский фундаментализм и создать мощное исламское государство – в современных условиях – это ИГИЛ, появившееся после череды исламских революций в Ливии, Египте, попытке ее реализации в Сирии и т.д. Метод создания ИГИЛ – насилие.

2.  Потенциально опасный сценарий для США, союз России и Китая, с возможным привлечением Ирана. Чтобы противостоять этому блоку, по мнению Бжезинского, США должны проявить геостратегическое мастерство.

До недавнего времени США удавалось реализовывать этот план, но в 2014-2015 гг. наметился «Великий евразийский четырехугольник» - Россия, Китай, Индия и Иран. Чтобы противостоять созданию этого блока, подходит именно ИГИЛ (см. карту №3).

Планы территориального роста ИГИЛ

Рисунок 3 - Планы территориального роста ИГИЛ

Примечание: по ист. [5]

«Американское главенство на Евразийском континенте», по Бжезинскому, предполагает, что там, будет бесконфликтная зона при доминировании США. В других случаях насильственный сценарий может иметь место. Что подтверждается ходом исторических событий.

Что же в современной ситуации уготовили США в отношении самого Ближнего Востока в долгосрочной стратегии? США имеют в регионе более 400 военных баз [6]. Но этого уже недостаточно. На повестке дня новая цель – это переформатирование всех государств. И, как следствие, сковать транспортные возможности Саудовской Аравии, Ирана и др. государств Персидского залива поставить транспортные потоки под свой единоличный контроль.

В оборот вводится термин «Новый Ближний Восток» [7].  Впервые он был озвучен в Тель-Авиве государственным секретарем США Кондолизой Райс. Он заменил понятие «Большой Ближний Восток». Это изменение политической фразеологии совпало по времени с церемонией ввода в действие нефтяного терминала Баку-Тбилиси-Джейхан в Восточном Средиземноморье. Этот термин и концепция «Нового Ближнего Востока» вскоре были официально приняты на вооружение государственным секретарем США и премьер-министром Израиля в самый разгар спонсируемой американцами и англичанами осады Ливана. Премьер-министр Ольмерт и секретарь Райс проинформировали мировые СМИ, что реализация проекта «Нового Ближнего Востока» началась с Ливана.

Рассматривая другой сценарий, следует упомянуть опубликованную в июне 2006 года в Пентагоновском издании «Armed Forces Journal» «карту полковника Ральфа Петерса». Бывший американский разведчик озаглавил карту: «Как может лучше выглядеть Ближний Восток» (см. карту №4). А также опубликовал книгу «Никогда не прекращайте сражение» [8], в которой обосновал «свои» взгляды по перекройке границ Ближнего Востока. В книге можно увидеть и упомянутую карту.

Планы территориальных изменений по Петерсу

Рисунок 4 - Планы территориальных изменений по Петерсу

Примечание: по источнику [8]

Из приведенного выше изображения видна основная цель США – инициировать «зарождение» новых государств, перекроив существующие границы. Казалось бы, любой автор может предлагать свое видение проблемы. Это его частные вкусовые ощущения. Но только не в случае с ближневосточной картой Петерса. Но нет, это не частное мнение полковника Ральфа Петерса.

«Так, с конца 2006 года «карта Петерса» изучается в военно-образовательных учреждениях США, в том числе и на высших офицерских и генеральских курсах. Курсантам и слушателям в качестве домашнего задания предлагается найти оптимальные пути для решения отдельных задач по претворению в жизнь «карты Петерса» [9].

Вторжение в Ирак и Афганистан знаменовало собой начало претворения в жизнь Соединенными Штатами своего плана «Новый Большой Ближний Восток». Бесспорно, практика военных действий в регионе показала, что не все идеи находят воплощение: неудачи в Ираке, выход из Афганистана. Но есть и другие векторы, которые еще можно реализовать. Так, по плану Петерса, делая ставку на Азербайджан, создав новое государство Курдистан за счет территорий Ирана, изолировать Армению от Ирана. Турция потеряет нестабильные юго-восточные территории.

Наибольшие потери, по плану Петерса, понесет Иран: север государства перейдет Азербайджану, западные территории – Курдистану, нефтеносный юг – Шиитскому Арабскому государству и новому Белуджистану. Суверенитет Ирана не сможет спасти даже передача ему западных территорий Афганистана. Армения получит гору Арарат, но окажется в окружении «враждебных» государств.

И, как следствие, Россия теряет Южный Кавказ и Центральную Азию, Иран выводится за рамки региональных держав, а у Армении вообще нет будущего как у государства.

4. Обсуждение

Третий сценарий можно условно назвать «восстановлением исторической справедливости». Он предполагает взаимодействие в экономическом и геополитическом плане Китая, Индии, России и Ирана. Роль и значение этих государств меняется, экономическая и военная мощь возрастает. Создаются новые объединения, набирающие экономический и политический вес: БРИКС, ШОС, Евразийский союз. На последнем саммите ШОС в организацию был принят Иран, прозвучал тезис о необходимости создания системы коллективной безопасности [10]. Реализация этого сценария, не предполагающего изменение территорий, видится нам наиболее целесообразным. Четыре государства обречены на стратегическое партнерство. Главным модератором этого сценария выступает Россия, восстановившая свою военно-политическую мощь.

5. Заключение

В конкретном выражении основная цель Запада и США – блокировать нефтегазовые потоки из России и Ближнего Востока в Европу. Кроме этого, вырисовывается новая роль Ирана, он должен возместить в перспективе поставки газа из России на европейский рынок. Этот «план» предполагает несколько этапов реализации:

1 этап (полный контроль над Средиземным морем) – Захват Ирака (без территории курдов), Сирии, Ливии и Суэцкого канала, что ставит под контроль значительную часть перевозки нефти в Европу. Это ставит под глобальный контроль Южную Европу (интересы Франции и Великобритании).

2 этап (контроль над Черным и Азовскими морями), контроль над Турцией и продвижение на Кавказ.

3 этап – (контроль над Персидским заливом)– установление контроль над всем Аравийским полуостровом, хотя второй или третий этап содержательно могут поменяться.

4 этап – контроль над Ираном и Центральной Азией и т.д.

Однако кто будет реализовывать этот план? Первоначально была попытка сделать ставку на Египет приведя к власти братьев-мусульман, ИГИЛ. Была и попытка Турции возглавить этот процесс.

Все эти цели согласуются с задачами США по укреплению «Римленда», тем более что уже созданы опорные точки этой экспансии: это Косово (проект Великая Албания), Велики Курдистан – затрагивающий территории Турции, Ирака и Ирана, Украина (развязанный США военный конфликт на Украине в 2022 г.- претензии некоторых политиков на Украине об отторжении Кубани озвучены украинским руководством), Афганистан, Казахстан (чуть не ставший жертвой террористических формирований в январе 2022 г.), Грузия и т.д.

Итак, стратегия США на глобальном уровне – «сжимание колец анаконды вокруг Евразии» – контроль над «Римлендом». Тем более на Ближнем Востоке возрастает геополитическое значение Ирана как естественного стратегического и геополитического союзника России в противостоянии коллективному Западу.

Article metrics

Views:1471
Downloads:4
Views
Total:
Views:1471