РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.123.56
Выпуск: № 9 (123), 2022
Предложена:
29.07.2022
Принята:
06.09.2022
Опубликована:
16.09.2022
2159
9
XML
PDF

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы развития творческих способностей у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Объектом исследования выступает творческая составляющая изобразительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Предмет исследования - развитие творческих способностей обучающихся средствами нетрадиционных техник рисования. Обозначена возможность детей в создании изображений с элементами замысла в специальных условиях обучения. Экспериментальные данные свидетельствуют о сужении границ восприятия ими окружающей действительности. Отмечены трудности при узнавании предметов в очертаниях и словесном описании сюжета созданного изображения, отсутствие ярких эмоциональных переживаний. На примере использования нетрадиционных техник рисования нитками, вилкой, ребром картона и методик «Монотипия», «Кляксография», «Каракули» показаны доступность в использовании материалов и выраженность показателей детского творчества. Результативность коррекционной работы проявилась в развитии способностей детей выражать свои впечатления и переживания в образных изображениях, отражать представления об окружающей действительности в художественном оформлении, обсуждать свои работы и делиться впечатлениями. Этим подтверждается значимость методических подходов, адаптированных к развитию творческих способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

1. Введение

За последние годы резко возрос интерес к включению в коррекционную практику экспрессивных арт-терапевтических техник, способствующих вовлечению детей с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды творческой деятельности [1], [3], [5], [10].

При обсуждении вопросов вовлечения в доступные виды творческой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями акцентируется внимание на приемлемых способах их самовыражения посредством реализации творческой составляющей в различных видах изобразительной деятельности. Не вызывает сомнений, что изобразительная деятельность детей с интеллектуальными нарушениями формируется в опосредованной связи с развитием высших психических функций - мышлением, речью, памятью, восприятием, воссоздающим воображением [2], [12], [13]. Важная роль отводится личностному развитию ребенка, чему способствует рисование малыми группами и активное взаимодействие взрослого и ребенка [17].

По мнению специалистов, изобразительная деятельность детей с интеллектуальными нарушениями носит репродуктивный характер, отличается недостаточной сформированностью способов переработки сенсорной информации и малой продуктивностью восприятия окружающей действительности. В частности отмечаются: схематичность и фрагментарность восприятия предметов, объектов и явлений окружающей действительности. Указывается на то, что рисунки детей, как правило, маловыразительны, изображение на рисунке часто не соответствует заданной теме. К примеру, рисуя на свободную тему, дети изображают геометрические фигуры, цифры, буквы или повторяют изображение хорошо знакомого предмета, воссоздаваемого неоднократно [2], [4], [14]. Наряду с этим высказывается мнение, что активное использование арт-терапевтических техник в коррекционной работе способствует развитию и укреплению способов самовыражению детей. Посредством обращения к воспоминаниям, корректировки переживаний, чувств и впечатлений, полученных из наблюдений за окружающей действительностью, у них появляется возможность создавать изображения с элементами замысла или по собственному замыслу, но для этого необходимы специальные дидактические условия обучения [6], [7], [14].

2. Основные результаты и обсуждение

Исходя из дидактической целесообразности развития творческих способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями первостепенное значение имеет систематическая организация разноплановых наблюдений, вызывающих впечатления и переживания, в которых у детей проявляется возможность выражать личные эмоции. Поэтому следует придерживаться правилам поступательного характера:

- для начала необходимо создать условия, обеспечивающие впечатления и переживания. В этом случае наблюдения за растительным и животным миром на экскурсиях и прогулках, рассматривание репродукций и фотографий, дополняемых чтением небольших, но ярких художественных произведений, способствуют накапливанию опыта эмоционально выраженного взаимодействия с внешним миром;  

- предоставить материал, с помощью которого становится возможным придать этим впечатлениям и переживаниям форму (подходит все, что может побудить ребенка к деятельности – цветные карандаши, мелки, краски, фломастеры, бумага, бросовый материал, необходимый инструментарий);

- в процессе самостоятельной деятельности ребенка важно принимать созидательное участие в создании изображения и при необходимости оказывать дозированную помощь, стимулируя интерес к тому, что выходит из-под его руки;

- оценка результата работы с эстетической точки зрения не является главенствующей, важно акцентировать внимание на процессе и его содержании, выборе материала, вербальном или невербальном истолковании изображения и своих ощущений;

- важно, чтобы продукт детской деятельности нашел адресата, не был предан забвению. В практике организуются выставки детских работ, рисунки детей используются для украшения служебных и жилых помещений. Высокой эффективностью обладает фиксация самого процесса изобразительной деятельности и последующий просмотр выполнения работы с обсуждением в группе.

Одним из условий расширения спектра изобразительной деятельности является наметившаяся тенденция развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования без оглядки на степень выраженности интеллектуального развития [11], [15], [16].

На наш взгляд, использование нетрадиционных техник рисования с целью развития творческих способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями следует признать одним из эффективных направлений коррекционно-развивающей работы, представляющей возможность реализации нестандартного подхода к организации детского творчества в индивидуальной и групповой форме.

Изучение данного вопроса отражено в наших наблюдениях за развитием творческих способностей обучающихся в условиях кружковой работы. Первичная оценка состояния воссоздающего воображения обучающихся осуществлялась в процессе выполнения заданий на узнавание и воспроизведение предметов в зашумленных изображениях (первая серия заданий) и подбора предметов к картинке с условно заданным сюжетом с последующим составлением рассказа на основе созданного изображения (вторая серия заданий).

Целенаправленный анализ полученных результатов позволил выявить трудности при выполнении заданий первой серии и охарактеризовать их как недостаточная активность восприятия обучающихся при узнавании и воспроизведении незаконченных предметов по точкам, с недорисованными частями контуров, и предметов, представленных в наложенных друг на друга вариантах.  Дети не пытались всматриваться в изображения, отвечали поспешно, узнавали менее половины из числа предложенных предметов. Там, где нужно было использовать карандаши или фломастеры, у большинства детей отмечались: повышенная импульсивность (дети нервничали при дорисовке предметов, при закрашивании совершали резкие движения, что приводило к нарушениям границ изображения, брали фломастеры, не обдумав правильность выбора цвета) и повышенная утомляемость (дети отворачивались от места работы, теряли внимание, интересовались другими предметами в помещении). Наблюдались единичные случаи отказа от выполнения заданий и проявления интереса к предлагаемым заданиям.  

К выполнению второй серии заданий дети приступили более охотно. Между тем, в случае самостоятельного выполнения задания было отмечено выраженное сужение объема воспринимаемого материала (к шаблону иллюстрации летнего отдыха на морском пляже из 10, соответствующих сюжету картинок, дети выбрали только две – мяч и ведерко). В случае, когда подбор предметных картинок к тому же шаблону сопровождался активным обсуждением и обоснованием сделанного выбора, развитие сюжетной линии летнего отдыха на морском пляже значительно расширилось и наполнилось более конкретным содержанием. Аналогичные результаты наблюдались и при работе с шаблонами, иллюстрирующими лесную поляну, домик в деревне, домашнюю обстановку. Составление рассказа на основе созданного изображения в индивидуальном исполнении сводилось к эпизодическому воссозданию полученной картины. Если в составлении рассказа участвовала небольшая группа детей и выполнение задания представлялось в игровой форме, то содержательная сторона описываемого сюжета затрагивала большую часть компонентного состава изображения. При этом к личным впечатлениям и воспоминаниям о летних каникулах дети не обращались, что свидетельствовало о недостаточной актуализации детских впечатлений и воспоминаний с опорой на жизненные ситуации.

С использованием нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающем процессе решались следующие задачи:

- расширение границ восприятия окружающей действительности на основе активизации зрительного восприятия и выражения своих впечатлений словами;

- наполнение смыслом собственной деятельности обучающихся и отражение ее результатов на основе создаваемого рисунка;

- поддержка и поощрение спонтанной творческой деятельности детей и эмоционального отклика на ее результаты;

- стабилизация и корректировка эмоционального состояния обучающихся в процессе работы и обсуждения ее результатов;

- обогащение жизненного опыта детей в работе с новыми материалами.

При выборе нетрадиционных техник рисования, нацеленных на развитие творческих способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, мы ориентировались на наиболее доступные в исполнении техники и методики. Техники рисования ребром картона, вилкой, овощными печатями, ватными палочками, нитками, дорисовкой элементов флоры. Методики «Монотипия», «Кляксография», «Каракули» и др.

По итогам проведенной работы можно констатировать, что на начальном этапе использования нетрадиционных техник рисования детям понадобилась значительная помощь взрослого в вычленении образа, визуализации задуманного и дополнении изображения значимыми деталями. Однако в процессе неоднократного использования данных техник, дети проявляли большую самостоятельность и неподдельный интерес к работе.

Нами было отмечено, что в техниках рисования каракулями, кляксами, пятнами, нитками у детей активизировались процессы узнавания и воспроизведения предметов посредством дорисовки и визуализации задуманного образа, поиска изображений, похожих на предметы или явления, которые выделялись из общего фона путем обводки жирными линиями. Дети охотно рассматривали свои ранее сделанные работы и эмоционально реагировали на них. На рисунке 1 представлены образцы детских работ.        
Работы детей, выполненные в техниках рисования каракулями, кляксами, пятнами и нитками

Рисунок 1 - Работы детей, выполненные в техниках рисования каракулями, кляксами, пятнами и нитками

В техниках рисования ребром картона и вилками расширились возможности обучающихся в преобразовании ярких следов в образы. По следам наблюдений и при подсказке педагога дети опирались на свой личный опыт.  Работы детей представлены на рисунках 2, 3.

Работы детей, выполненные в техниках рисования ребром картона

Рисунок 2 - Работы детей, выполненные в техниках рисования ребром картона

                                
Работы детей, выполненные в техниках рисования вилками

Рисунок 3 - Работы детей, выполненные в техниках рисования вилками

                          

При рисовании овощными печатями активизировалось зрительное восприятие детей в выборе формы и размера печати, способов дорисовки для создания композиции. Выполнению работы предшествовало обдумывание и обсуждение того, что из данной формы может получиться, какой цвет накладывать первым. Работы детей представлены на рисунке 4.

  
Работы детей, выполненные в технике рисования овощными печатями

Рисунок 4 - Работы детей, выполненные в технике рисования овощными печатями

В технике рисования ватными палочками подкупает простота самого процесса рисования. Изначально детям предлагается фиксация на образе, представленном в контурном изображении, после чего обговариваются варианты прорисовки деталей, придающих образу «волшебство». Так в доступном техническом исполнении - точками на бумаге, оставляющими следы, создавались образы «золотой рыбки», «бабочки-красавицы», «наливного яблочка», «листопада». Работы детей представлены на рисунке 5.

Работы детей, выполненные в технике рисования ватными палочками

Рисунок 5 - Работы детей, выполненные в технике рисования ватными палочками

  

В технике дорисовки элементов растительного материала потребовалось постоянное стимулирующее руководство со стороны взрослого и обращение к жизненному опыту детей. Работать в данной технике детям было интересно, их увлекал процесс преобразования растительного элемента в новый образ или пейзаж, отражающий реальную действительность. Все работы сопровождались активным описанием сюжета и обсуждением полученных результатов. Подготовка к выставке работ активизировала и мотивировала обращение детей к изобразительной деятельности. Варианты детских работ в нетрадиционной технике дорисовки растительных элементов представлены на рисунке 6.

Работы детей, выполненные в технике дорисовки растительного элемента

Рисунок 6 - Работы детей, выполненные в технике дорисовки растительного элемента

      

3. Заключение

На основании вышеизложенного, отметим, что развитие творческих способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень сложный и долгосрочный процесс, требующий кропотливой коррекционно-ориентированной работы. Вовлекая обучающихся в изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования, мы предоставляем каждому учащемуся действовать в соответствии со своими возможностями и способностями, активизируем желание каждого участвовать в кружковой работе. Характерно, что у всех детей появился интерес к творческой деятельности, они чаще обращались к воспоминаниям и отражали их в продуктах своей деятельности. Также наблюдались эмоциональная заряженность на новизну, продуктивность взаимодействия с материалами и осознание собственной индивидуальности.

Методические подходы, адаптированные к развитию творческих способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обладают достаточно высоким коррекционно-развивающим потенциалом. Их результативность определяется:

- развитием способностей детей выражать свои впечатления и переживания в образных изображениях;

- формированием умений отражать представления о внешнем мире в форме художественного оформления;

- поддержкой стремления детей рассказывать друг другу о своих работах, делиться впечатлениями о проделанной работе;

- актуализацией вопросов социальной мобильности и субъектного благополучия обучающихся.

Материалы исследования открывают перспективу для систематического использования нетрадиционных техник рисования в контексте решения задач развития творческих способностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционной работе активизирует восприятие окружающей действительности, расширяет представления о внешнем мире, способствует накоплению практического опыта работы с разными материалами и преобразованию первично полученного изображения в новой образной форме, создает доброжелательную атмосферу продуктивного взаимодействия в коллективе. 

Метрика статьи

Просмотров:2159
Скачиваний:9
Просмотры
Всего:
Просмотров:2159