Подкастинг в самостоятельной работе студентов на уроках иностранного языка
Подкастинг в самостоятельной работе студентов на уроках иностранного языка
Аннотация
Статья посвящена возможностям применения технологии подкастинга как проектной формы работы со студентами, изучающими иностранный язык. Использование студенческих подкастов на уроках иностранного языка расценивается автором как дополнительный инновационный инструмент, позволяющий работать над развитием как языковых навыков, так и профессиональных компетенций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью апробации новых образовательных технологий в рамках цифровой лингводидактики. Обоснован мотивационный потенциал студенческих подкастов и их вклад в развитие индивидуальной образовательной траектории. Практическим результатом исследования выступают алгоритм работы по созданию подкастов и шкала их оценки. Описаны основные результаты анкетирования студентов по завершению проекта.
1. Введение
Современные подростки и студенты не представляют своей жизни без Интернета, смартфонов и иных гаджетов. Закономерно, что развитие системы образования становится все более зависимым от цифрового поколения
. Одной из образовательных тенденций, закрепленных в национальном проекте «Образование», является цифровизация . В цифровой образовательной среде обучающиеся более не являются потребителями информации, а имеют «бесчисленные возможности для активного создания и обмена контентом» . Новые технологии служат основой для преподавания и преобразуют процесс обучения в интерактивную коммуникацию между студентами и преподавателем, позволяя уделять большее внимание индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося и развивать навыки, необходимые конкурентоспособным профессионалам в любом виде деятельности.Использование подкастов (подкастинг) является одним из инновационных инструментов, вызывающих интерес в рамках преподавания иностранных языков в средней и высшей школе. Истоки подкастинга уходят в начало XXI века, когда компания Apple создала портативный аудиоплеер (iPod) для скачивания музыки с компьютера
. Технические усовершенствования в плане доступности и качества, вариативность типологии, возможность прослушивания одновременно с выполнением какой-либо другой задачи, а также пандемия оказали на подкастинг значительное влияние. По статистике, количество слушателей подкастов в мире в 2023 году составляет 464,7 миллиона человек и, по прогнозам специалистов, к 2024 году глобальная аудитория подкастов увеличится до 504,9 миллионов чел. .Принимая во внимание современные образовательные тенденции и растущую популярность подкастов, обоснованность их применения с образовательными целями не вызывает сомнения. Впервые подкасты стали применять университеты в США. В частности, уже в 2004 году Duke University распределил примерно 1600 айподов среди первокурсников, изучающих иностранные языки, музыку и другие социально-гуманитарные дисциплины. Подкасты использовались для записи лекций, семинаров, обратной связи
.Постепенно практика использования подкастов в образовательных целях приобрела глобальный характер.
2. Методы и принципы исследования
В данной статье подкаст трактуется как аудио (видео) файл, созданный при помощи программно-аппаратного обеспечения, позволяющего пользователю автоматически загрузить файлы для многократного прослушивания (и просмотра) в удобное время, контролируя скорость воспроизведения. Под подкастингом подразумевается процесс использования подкастов в образовательной деятельности, а именно, воспроизведение, создание и размещение авторских образовательных подкастов в сети Интернет. Люди, которые создают и распространяют подкасты, называются подкастерами.
В практике преподавания иностранных языков подкасты заняли свою нишу на пересечении сразу нескольких образовательных подходов:
- Конструктивистского, в котором знания индивида базируются на активных процессах исследования, наблюдения, обработки и интерпретации данных. По мнению А.Ю. Поленовой, методы и технологии в конструктивистском подходе позволяют студентам овладеть «языком подсознательно в процессе общения в моделируемых профессиональных ситуациях; подобное общение дает студентам возможность не только развивать навыки английского языка для профессиональных целей, но и приобретать профессиональные знания и навыки в процессе такой коммуникации» .
- В рамках игрового подхода подкаст является способом интерактивного взаимодействия, направленного на повышение мотивации студентов
.- В рамках коммуникативного подхода подкаст – способ развития коммуникативной компетентности через «целенаправленное прослушивание текста, выделение главной темы, деление текста на логические части, умение анализировать содержание текста, выражение собственного мнения, способность воспроизвести текст с учетом коммуникативных задач»
.Наконец, подкаст, благодаря возможности прослушивания на любом устройстве, воспроизводящем аудиофайлы, является одной из технологий, которая позволяет осуществлять обучение иностранным языкам в рамках цифровой лингводидактики (Technology-Assisted Language Learning – TALL) или мобильного обучения (Mobile Assisted Language Learning – MALL)
.С точки зрения формы образовательной деятельности, подкаст легко внедряется в традиционное, смешанное и дистанционное обучение
; при этом целью обучения является развитие целого комплекса навыков, как собственно лингвистических, так и универсальных.Таким образом, уникальность подкастинга в качестве обучающей технологии состоит в потенциале его интеграции в современные образовательные парадигмы для решения определенных задач. В контексте изучения иностранных языков подкасты рассматриваются в основном как способ развития навыков аудирования и говорения (Гусева А.А. 2020; Коренецкая И.Н. 2021; Кулькова М.А. 2022 и т.д.).
Учитывая многогранность подкастинга в образовании, Ф. Розелл-Агилар ввел термин podagogy («подагогика») и представил классификацию подкастов по способу их применения в обучении иностранным языкам. Согласно концепции, содержательная часть подкастинга основана на использовании аутентичных и тематически актуальных материалов наряду с созданием преподавателями или студентами собственных подкастов. Подготовленные материалы могут различаться по объему и типу целевой аудитории
.Однако разработанная российскими исследователями классификация подкастов по нижеперечисленным параметрам представляется более точной. Подкасты различаются:
- по технической платформе (автономные и интегрированные),
- по типу мультимедиа (аудио и видео),
- по количеству авторов (индивидуальные и коллективные),
- по авторскому составу (преподавательские и студенческие),
- по жанрам,
- по цели обучения (развитие навыков и формирование умений)
.С.С. Арбузов обобщил дидактические принципы подкастинга в обучении, отметив принципы системности, мотивации и стимуляции, индивидуализации и психофизиологической адаптивности, индивидуальной доступности, интерактивности, хронометрического соответствия, сознательности и активности усвоения знания учащимися, наглядности и эстетичности представления информации
.Основываясь на упомянутых выше подходах, в данной статье мы рассматриваем возможность использования студенческих подкастов в качестве проектных заданий, как элемент формирования индивидуальной стратегии развития иноязычной коммуникативной, общекультурной и общепрофессиональной компетенций у студентов-юристов, изучающих иностранный язык. Гипотезой исследования выступило предположение, что подкастинг как образовательная технология является одним из студент-ориентированных способов индивидуализации образовательного процесса. Разработка студенческих подкастов обеспечивает переход обучающегося от статуса пассивного потребителя информации в статус активного пользователя и создателя образовательного контента, что может оказать положительное воздействие на результаты учебной деятельности в виде развития языковой, цифровой и универсальных компетенций.
В рамках исследования мы опирались на общенаучные методы, среди которых выделим анализ методической литературы по применению подкастинга в образовательной деятельности. Эмпирическим методом исследования послужил классический трехстадийный эксперимент, первой стадией которого стал выбор нескольких групп студентов для внедрения подкастинга в образовательный процесс. На второй стадии 50 студентов Казанского филиала Российского государственного университета правосудия в течение учебного семестра выполняли проектную работу, суть которой заключалась в записи и представлении на обсуждение одногруппников собственного подкаста. Учитывая специфику будущей профессиональной деятельности обучающихся, связанную с юриспруденцией, подкаст должен был быть составлен на юридическую тематику.
Студенты имели возможность работать индивидуально или в группах в максимальном количестве 3 чел. Тема могла быть выбрана по желанию обучающихся; при этом преподаватель представил свой список рекомендованных тем, к которым могли обратиться студенты в случае затруднения с выбором. К таким темам относились максимально приближенные к учебной программе, например, «Why do we need law?», «Modern Challenges in Legal Profession», «Notorious Murderers» и т.п. Обратная связь была основана на взаимодействии студентов с преподавателем и одногруппниками, текущий контроль при этом носил студент-ориентированный формирующий характер.
Завершающей стадией эксперимента стало анкетирование студентов-подкастеров, проведенное в конце семестра, целью которого был анализ отношения обучающихся к использованию подкастов в виде самостоятельной работы. Кроме того, результаты контрольного задания групп, в которых студенты записывали подкасты, сравнивались с результатами студентов, обучающихся у данного преподавателя в параллельных группах, в которых подкасты не использовались.
Алгоритм проведенной работы с подкастами можно представить в виде следующей последовательности действий:
1. Знакомство с понятием «подкаст» через групповую дискуссию о значении термина. Прослушивание аутентичных подкастов, связанных с английским языком в юриспруденции. Приведем в качестве возможного источника материалов блог Study Legal English Луизы Кульбицки.
2. Определение критериев оценивания:
- эфирное время подкаста – в связи с тем, что для данных студентов это были первые попытки записи подкастов в жизни, в нашем случае ограничения накладывались на минимальную длительность в полторы минуты (при индивидуальной работе) и три минуты (при работе в паре, при этом каждый из напарников должен был озвучить свою часть подкаста), максимальная длительность не оговаривалась;
- тематика – представление списка тем преподавателем и примерная разбивка по месяцам и неделям, с тем, чтобы тема занятия по учебному плану соответствовала или была близка теме подкаста;
- структура – вступление, основная часть и заключение;
- возможные формы – интервью, диалог, документальный цифровой рассказ и т.д.
3. Выбор технических средств: не ограничивался. Студентам было предложено несколько вариантов записи: через сообщение в общей группе в Телеграм, через сайт podomatic.com.
4. Разбивка на группы и определение сроков выполнения работы - студенты работали по цепочке, так, чтобы в рамках одного занятия обсуждался один подкаст. На подготовку подкаста у каждой группы было примерно 2 недели.
5. Запись пробного подкаста на занятии вместе с преподавателем.
6. Самостоятельная запись подкаста.
7. Презентация подкаста.
8. Групповое обсуждение. Каждому из студентов предлагалось заполнить таблицу для оценки одногруппников по шкале от 1 до 10 по следующим параметрам: соответствие заявленной теме, соответствие минимальной длительности, логика высказывания, информативность, смысловая завершенность, простота восприятия, фонетическое и лексико-грамматическое оформление. При разработке данной формы мы опирались на критерии, описанные Н.Г. Протазановой
. Баллы, выставленные одногруппниками, подсчитывались, и на их основании в конце семестра был выстроен рейтинг подкастов; авторы трех подкастов, набравших наибольшее количество баллов, получали дополнительные баллы за работу в течение семестра.Помимо заполнения формы, студенты должны были устно прокомментировать услышанную информацию. Преподаватель также участвовал в дискуссии, отмечая сильные и слабые стороны подкаста. В ходе исследования была разработана и протестирована система оценивания студенческого подкаста. Представленные подкасты оценивались по традиционной шкале от «неудовлетворительно» до «отлично» в соответствии с содержанием, формой, техническим и языковым оформлением, внутренней коммуникацией в микрогруппах (индивидуальным вкладом). Группа получала максимально 20 баллов за каждый подпункт и итоговое количество баллов определяло конечную оценку:
1. «Отлично» (80-100 баллов):
- содержательно – соответствие заявленной теме, раскрытие темы, точность и краткость представленной информации, отсылки к экспертным мнениям (источникам дополнительной информации), историческим фактам и т.п.;
- технически – адекватное использование музыкальных и графических материалов, соответствующих теме подкаста; воспроизведение без посторонних шумов, прерывания, приемлемая громкость, соответствие минимальной длительности;
- формально – структурированность: введение – представлены тема и задачи подкаста; заключение – четко обозначены выводы;
- с точки зрения презентации – все члены команды внесли равный вклад в создание подкаста, отсутствие заминок, запинаний, отрепетированность подкаста с одновременным сохранением эффекта спонтанной разговорной речи, креативность и оригинальность;
- языковое оформление: корректное использование профессиональной терминологии, соответствующей грамматики и лексики, интонационно выразительное произношение, отсутствие просодических ошибок, приемлемый темп речи.
2. «Хорошо» (60-79 баллов):
- содержательно – соответствие заявленной теме, раскрытие темы полностью или практически полностью, точность представленной информации, отсылки к экспертным мнениям (источникам дополнительной информации), историческим фактам и т.п.;
- технически – воспроизведение без посторонних шумов, прерывания, приемлемая громкость, соответствие минимальной длительности, музыкальные и графические материалы (при наличии) не мешают восприятию речи;
- формально – структурированность: наблюдаются незначительные недочеты в структуре;
- с точки зрения презентации – все члены команды внесли равный вклад в создание и презентацию подкаста, отсутствие заминок, запинаний, отрепетированность подкаста с одновременным сохранением эффекта спонтанной разговорной речи;
- языковое оформление: незначительные ошибки в произношении и интонационном оформлении речи, использовании профессиональной терминологии, соответствующей грамматики и лексики.
3. «Удовлетворительно» (40-59 баллов):
- содержательно – тема раскрыта не полностью или наблюдается отход от темы, отсутствуют отсылки на экспертные мнения, исторические факты и т.п.;
- технически – посторонние шумы, речь слишком громкая или тихая, могут быть паузы в записи, графические и музыкальные материалы не соответствуют теме и структуре подкаста или их использование мешает восприятию речи;
- формально – структура размыта, плохо прослеживается;
- с точки зрения командной работы – слабая коммуникация в группе, неравномерное распределение функций и обязанностей, заминки, запинки;
- языковое оформление: ошибки в произношении и интонационном оформлении речи, использовании профессиональной терминологии, соответствующей грамматики и лексики.
4. «Неудовлетворительно» (до 39 баллов)
- содержательно – тема не раскрыта, отход от темы, подкаст неинтересно слушать и трудно воспринимать;
- технически – посторонние шумы, речь слишком громкая или тихая, могут быть паузы в записи, графические и музыкальные материалы не соответствуют теме и структуре подкаста или их использование мешает восприятию речи, несоответствие минимальной длительности, явное нарушение авторских прав;
- формально – отсутствие структуры;
- с точки зрения командной работы – не все члены команды приняли участие в разработке и записи либо наблюдается явный перекос функций;
- языковое оформление: значительные ошибки в произношении и интонационном оформлении речи, использовании профессиональной терминологии, соответствующей грамматики и лексики; подкаст звучит так, как будто он читается, неуверенная речь с запинками и заминками.
Представленный формат оценки носит рекомендательный характер и может видоизменяться преподавателем в соответствии с балльно-рейтинговой системой, принятой в родном вузе, а также другими факторами, определяющими ход образовательного процесса.
3. Основные результаты
Традиционными формами контроля аудиторной и внеаудиторной деятельности в рамках изучения иностранных языков в вузах остаются чтение и перевод текста, пересказ, выполнение упражнений, направленных на закрепление лексики и понимание прочитанного. Подкастинг может быть использован преподавателями иностранных языков с целью расширения спектра методов и технологий, применяемых в самостоятельной работе. Рассматривая подкастинг как проектный метод, мы основывались на постулате, что проектная деятельность является системообразующим фактором индивидуальной образовательной траектории, которая выстраивается и реализуется субъектом образовательного процесса «в соответствии с целью личностного и профессионального самоопределения, самореализации, саморазвития»
. Дидактический эффект подкастинга в этом контексте состоит не только:а) в формировании профессиональной культуры будущих специалистов за счет моделирования определенных ситуаций;
б) развитии универсальных навыков (реализация принципа командной работы, управление временем и т.п.) ;
в) в повышении внутренней мотивации студентов, которая позволит создать безопасную рефлексивную среду, направленную на развитие коммуникативных компетенций.
В соответствии с моделью образовательной мотивации ARCS Джона Келлера, состоящей из базовых элементов A (Attention, внимание), R (relevance, релевантность), С (Confidence, уверенность) и S (Satisfaction, удовлетворенность) , подкастинг имеет мощный мотивационный потенциал:
- внимание поддерживают такие факторы, как использование примеров и материалов из реальной жизни, активное вовлечение в процесс, новизна (несоответствие предшествующему опыту обучения);
- релевантность обеспечивается благодаря возможности выбора тем, связи контента с профессиональными знаниями и навыками, субъективно складывающейся оценки пользы текущей и будущей деятельности индивида;
- уверенность и удовлетворенность формируются за счет наличия обозначенных целей и критериев оценки, конструктивной обратной связи и осознания индивидуального прогресса.
Таким образом, подкастинг в виде проектной работы вносит вклад в развитие социальной среды обучения как технология, детерминирующая индивидуализацию образовательной траектории через появление образовательного запроса, вызывающего необходимость в освоении определенных компетенций, а также благодаря созданию «творческого взгляда обучающегося на учебный процесс, позволяющего проектировать и реализовать в вузе зоны личностного развития и компетентностного роста»
.Ряд ранее проведенных исследований доказал эффективность подкастинга в виде самостоятельной работы. Отмечалось развитие навыков цифровой грамотности, креативности, саморефлексии возможностей обучения и образования, решения поставленных задач и т.п.
, , , .Подводя итоги проведенного нами эксперимента, мы также констатируем положительную динамику студентов-подкастеров в сравнении со студентами, которые не имели опыта записи подкастов на уроках иностранного языка. Результаты контрольного теста показали, что 24,6% подкастеров лучше справились с заданиями на аудирование и чтение в конце семестра. Студенты контрольной группы прошли анкетирование, основной целью которого являлось выявление отношения студентов к подкастам в качестве формы образовательной деятельности на уроках английского языка. 88.9% анкетируемых отметило подкаст как интересный и необычный способ работы. Среди недостатков такой формы домашнего задания 12,3% студентов выделило время, потраченное на разработку подкаста (создание текста, а не его запись), трудности с произношением, особенно профессиональных юридических терминов. Часть студентов отметила, что их голос в записи звучит странно, и почти половина студентов заявила, что испытывала стеснение, когда их подкаст заслушивали в рамках занятия. В то же время более 50% студентов готово повторить этот опыт и даже предпочитают работу с подкастами выполнению письменных заданий по учебнику. 43% респондентов считают, что запись подкаста и обсуждение подкастов в течение семестра помогли им чувствовать себя увереннее в разговорной практике и аудировании.
В ответ на вопрос открытого типа о том, как лучше записывать подкаст – индивидуально или в группе – студенты, работающие индивидуально, заявили, что могли сами контролировать весь процесс работы и это принесло им определенное удовлетворение результатом в виде успешно выполненного задания. В целом индивидуальную работу оценивали как более сложную по сравнению с групповой, т.к. ответственность за выполнение задания целиком и полностью ложилась на плечи одного человека. Те же студенты, кто работал в команде, высоко оценили возможность общения, взаимопомощи и взаимной коррекции.
Стоит отметить, что при прослушивании первых образцов подкастов их устная оценка вызывала значительные затруднения, однако чем больше студенты слушали подкасты, тем с большим энтузиазмом и легкостью они прибегали к рефлексии.
4. Заключение
Несмотря на все преимущества технологии, подкастинг должен рассматриваться лишь как один из вспомогательных цифровых инструментов для изучения языка, при этом основной целью педагогической деятельности по-прежнему остается обеспечение эффективного и компетентностного развития обучающихся, основанного на личностно-ориентированном, коммуникативном и деятельностном подходах.
Использование подкастов в современной образовательной практике является дополнительным способом поддержки мотивации и контроля самостоятельной деятельности обучающихся. Являясь одной из технологий цифрового обучения, подкастинг формально и содержательно интегрируется в актуальные педагогические подходы и вносит вклад в развитие индивидуальной образовательной траектории в качестве элемента проектной деятельности. Результативность подкастинга для развития цифровых, метакогнитивных и языковых навыков подтверждена рядом экспериментов, проведенных на уровне средней и высшей школы во многих странах мира. Данное исследование также продемонстрировало положительную динамику в плане мотивации и учебных результатов на уроках иностранного языка в контрольной группе из 50 студентов юридического направления.
Работа по созданию студенческого подкаста проходит в три этапа:
- предварительный – подготовка, планирование, распределение ресурсов. Основной задачей предварительного этапа является актуализация фоновых и получение новых знаний в профессиональном поле деятельности;
- репродуктивный этап ведется в лингвистическом (работа с текстом на всех уровнях) и техническом (запись) направлениях;
- рефлексивный этап заключается в осмыслении проделанной работы и осознании индивидуального прогресса, становясь фундаментом для внутренней мотивации к обучению.
Запись подкаста, в том числе на иностранных языках, является одним из перспективных универсальных навыков индивида, так как может применяться в различных жизненных ситуациях, например, являться компонентом электронного портфолио.