Начало пути в искусство, художественно-творческое развитие детей младшего школьного возраста

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.143.48
Выпуск: № 5 (143), 2024
Предложена:
18.03.2024
Принята:
22.04.2024
Опубликована:
17.05.2024
341
3
XML
PDF

Аннотация

В данной статье авторами рассматриваются художественно-творческого развития детей и возникающие, в связи с этим проблемы. Приводятся методические рекомендации родителям как развить интерес младшего школьника к творчеству и не потерять его в дальнейшем. Современные родители стремятся максимально дать ребенку техническое образование и мало внимания уделяют развитию творческих способностей, считая их незначительными, что, на наш взгляд, является ошибочным, так как творческое и эстетическое развитие необходимо для формирования личности будущего созидателя, не потребителя. Художественно-творческое развитие формирует творца, учит думать, развивает художественно-образное мышление, воображение, память, мелкую моторику рук ребёнка. Учит воспринимать прекрасное, видеть красивое и изображать его. Авторы описывают художественные материалы, необходимые для творческого развития ребёнка. В статье говорится о значимости изобразительной деятельности в эстетическом развитии младших школьников. Анализируется формирование личности учащихся в процессе изобразительной деятельности на занятиях в студии дополнительного образования. Актуальностью исследования является художественно-творческое развитие детей младшего школьного возраста, начало пути их в искусство и поиск подходов в воспитании и формировании творческих навыков на занятиях по изобразительному искусству. Приводится пример экспериментальной работы. И важным, на наш взгляд, итогом экспериментальной работы явился тот факт, что некоторые ребята решили дальше пойти учиться в художественную школу, таким образом попробовать свои силы на пути в искусство.

1. Введение

Формирование художественных навыков у ребенка может начинаться с самого раннего возраста. Раннее художественное творчество начинается с первых каракулей, которые остаются на бумаге, стенах и других доступных поверхностях, куда может дотянуться ребенок и продолжается на протяжении всей его жизни. Ребенок не умеет еще говорить, но находит самовыражение в карандашах, красках, фломастерах и других доступных художественных материалах. Постепенно от примитивного изображения ребенок приходит к схематическим изображениям, которые приобретаются от визуального опыта и копирования. В возрасте до пяти лет ребенок начинает познавать мир и его рисунок выступает одной из форм освоения информации об окружающем мире. Такой рисунок довольно символичен, но для малышей несет помимо приятного досуга еще и развитие речевого аппарата, развитие мелкой моторики и эстетическое развитие. Таким образом, у ребёнка формируется виденье мира под разными углами развития творческих способностей. Развитием художественно-творческих способностей занимались известные учёные-педагоги, их труды послужили методологическим основанием для нашего исследования Л. А. Буровкина

,
, Л. Б.  Ермолаева-Томина
, С. Е. Игнатьев
, Т. С. Комарова
, М. А. Семёнова
  и др. Эстетическое развитие, развитие воображения, психология творчества отражены в трудах Л. С. Выготского
, Е. П. Ильина
, Л. П. Печко
, М. А. Семёновой, М. А. Быковской
. Роль педагогических установок для родителей и учителей, методические рекомендации по работе с художественными материалами, воспитанию детей в области изобразительного искусства, актуальные для нашей работы в трудах О. А. Кислицыной, А. П. Меркаловой
, М. А. Семеновой
, С. П. Рощина
.  

Возникает важные вопросы для нашего исследования. Как родителям увлечь ребенка, воспитать любовь к творчеству, направить на путь развития художественно-творческих способностей? Как воспитать ребёнка, для которого искусство станет основой жизненного пути?  

Давайте разберемся с первостепенным вопросом, который может возникнуть у родителей, а именно: зачем моему ребенку нужно художественно-творческое развитие? Современные родители стремятся максимально дать ребёнку образование и мало внимания уделяют развитию творческих способностей считая их незначительными. В приоритете для них являются такие предметы как: чтение, русский и иностранный языки, математика и другие предметы. Однако творчество часто отходит на второй план и воспринимается как приятный досуг.  В то время как изобразительная деятельность помогает в изучении этих предметов. Развитие художественных навыков и творческое развитие младших школьников средствами изучения изобразительного искусства, рисунка, живописи, лепки, помогает в формировании личности творца и выводит ребёнка на новую ступеньку развития на путь развития от восприятия искусства до формирования художественного мышления. В процессе проведения занятий по развитию художественно-творческих способностей мы получаем:

1) развитие воображения и творческого мышления: упражнения по изобразительной деятельности, на разнообразные творческие задачи такие как, изучение цвета и цветового круга, умение видеть пятно, работа в графике, поиск композиции в набросках и изучение графических материалов и умения работать с ними, развивают у учеников воображение, творческое мышление и умение находить нестандартные решения в рисунке. А следовательно, изобразительная деятельность учит мыслить нестандартно и креативно;

2) физическая и психологическая обеспеченность, занятия по изо способствуют улучшению моторики, координации движения и психологическому состоянию учеников. Творчество – отличный способ релаксации и стрессоустойчивости, на занятиях по изобразительному искусству создаётся благоприятная творческая среда, в которой у ребёнка возникает желание и интерес к изучению новых знаний;

3) эмоциональное выражение, изобразительное искусство помогает детям выразить свои чувства и эмоции через рисунок, живопись или лепку. Это важный способ коммуникации, выражать свои чувства через рисунок можно понять, что интересно ребёнку, о чём он мечтает или к чему стремиться;

4) творческая самореализация. В изучении изобразительного искусства предоставляется уникальная возможность выразить себя и свои чувства через искусство, создать картину или рисунок. Рисуя, можно воплотить свои идеи и эмоции в материальное произведение или скульптуру, мини пластику если мы говорим о лепке;

5) исследование культурного наследия и новаторский подход, творчество позволяет узнать о различных художественных стилях, о творчестве мастеров изобразительного искусства, культурах и исследовать новаторские подходы в творчестве. Искусство развивает эстетический вкус. Изобразительное искусство способствует развитию творческого потенциала детей младшего школьного возраста их воображения и самовыражения. Учит усидчивости, умению добиваться поставленных целей и соответственно помогает в изучении всех других изучаемых предметов, которые младшие школьники постепенно начинают изучать и осваивать.

2. Методы и принципы исследования

Для выполнения исследования мы применяли следующие методы: теоретические, анализ литературы по художественному творчеству помог определить важность художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста, изучение трудов по эстетическому воспитанию выстроить и подобрать задания и упражнения, наиболее благоприятно влияющие на художественно-творческое развитие младших школьников.

Также в процессе работы над исследованием мы пользовались эмпирическими и практическими методами. К ним мы относим наблюдение, беседу, анкетирование учащихся. К практическим методам мы относим выполнение развивающих упражнений, практическую работу по развитию видения цвета и работу по изучению разных художественных материалов, для развития навыков рисования и лепки.

Наблюдение происходило в процессе проведения занятий по изобразительному искусству в студии дополнительного образования.  Участвовало 2 группы детей младшего школьного возраста. В экспериментальной работе участвовало 14 человек (2 группы, 6 человек и 8 человек). В одной группе мы проводили экспериментальную работу, занятия по учебному предмету изобразительное искусство, работали дополнительно, используя внеурочную деятельность, домашние задания, посещение музеев, выставок, просмотр мастер-классов. Создавали творческую среду в студии. Во второй группе мы вели кружок по изобразительному искусству и наблюдали за поведением ребят, за выполнением живописных работ, анализируя их деятельность. Беседы по изучению изобразительного искусства, творчества художников, просмотр их произведений, анкетирование проводились в двух группах. В процессе анкетирования также участвовали 2 группы, учащиеся отвечали на следующие вопросы об искусстве. Какие цвета и цветовые оттенки вы знаете? Каких художников вы знаете? Какими художественными материалами можно изобразить пейзаж, натюрморт? и т.д.

Одним из практических методов, использованных на занятиях по изобразительному искусству, были упражнения по знакомству с разнообразными художественными материалами для творчества, простыми и цветными карандашами, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками, глиной и пластилином и тд. Мы проводили занятия, посвященные этим материалам (фломастерам, карандашам и другим художественным материалам) анализируя возможности каждой из техник, показывали работы художников. Для того чтобы ребята смогли понять, чего можно добиться в искусстве используя один лишь простой карандаш, каких высот и виртуозности выполнения рисунка. Для домашних упражнений мы использовали детские альбомы для раскрашивания. Или распечатывали отдельные листы с изображением индивидуально для каждого ребёнка. Значимость детских раскрасок, они тоже хорошо формируют детское восприятия цвета и форму предмета. Раскрашивание позволяет начать с освоения базовых навыков – контроль линии, цветового восприятия и использования различных цветовых сочетаний. Улучшить моторику рук, аккуратность. Процесс раскрашивания изображения требует точности (есть раскраски с разным возрастным сегментом от толстого контура до более детально проработанных сюжетов) и управляемости движения руки, что позволяет улучшить моторику и координацию движения. Уже готовые фигуры сразу строят визуальный ряд, что позволяет вспомнить, как выглядит предмет в природе и подобрать цвет.

Упражнения по изучению цвета строились по принципу воспоминания предмета и направлены на креативность с элементами изучения тональных соотношений и колористических решений:

1) знакомство с цветовым кругом, на примере детской сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик» можно соединить с изучением цветового круга И. Иттена

. Мы рисовали в игровой форме лепестки цветка и по принципу раскраски заполняли гуашью пустоты. Данное упражнение направленно на изучение цветового анализа, использование палитры, как вспомогательный инструмент для рисования и установления ряда смешивания цветов для достижения нужного оттенка;

2) изучение цветовых контрастов: помогает создавать интересные и динамичные визуальные эффекты. Различные виды контрастов могут быть использованы для создания насыщенных композиций, в которых ребенок, рисуя рассуждает. Контраст по цветам с помощью простых и цветных карандашей или фломастеров создаются композиции на основе цветов находящихся на противоположной стороне друг от друга в цветовом круге И. Иттена. Одним из примеров такого занятия служит изображение подводного или наземного мира, изображение животных и птиц в их среде обитания. Контраст по тонам – фокусируется на различиях тонов и оттенков. Он подчеркивает разницу между светлыми и темными областями, что создает объем и глубину в композиции. Контраст по насыщенности – связан с разницей в насыщенности цветов. Насыщенные цвета могут выделяться на белом фоне создавая выразительные и привлекательные композиции. Контраст по холодным и теплым цветам – создается путем нанесения холодных (сочетание голубого, синего и сине-зеленого оттенка) и теплых (приобретают красный и желтый оттенок). Этот контраст может создавать интересные и динамичные визуальные эффекты в изображении пейзажа, натюрморта.

Изучение свойств света постепенно увлекает младших школьников и приводит их на путь профессионального развития в изобразительном искусстве. В процессе посещения студии дополнительного образования некоторые дети сказали, что хотят стать в дальнейшем художниками и попросили родителей записать их в художественную школу.  

3. Основные результаты

Художественно-творческое развитие детей младшего школьного возраста, поиск подходов в воспитании и формировании личности юного художника дал ответы на основные исследовательские вопросы. «Зачем моему ребенку нужно художественно-творческое развитие?». Обычно родители приводят ребенка в студию дополнительного образования в возрасте пяти, шести лет, в этом возрасте ребенок уже умеет держать предметы в руках, четко излагать мысли и наставнику остается только направлять его в искусство и развить интерес к творчеству. До этого возраста родители могут самостоятельно в домашних условиях рисовать, перечисленными выше материалами для детского художественного творчества (цветные мягкие карандаши, фломастеры, лепка). Фантазия ребенка не заставит вас ждать, обычно малыши начинают сразу рисовать, от неразборчивых каракуль до простейших узнаваемых форм в виде любимых мультипликационных персонажей. Главное запастись как можно больше бумагой и художественными материалами. Постепенно, когда рисование войдет в повседневный обиход, можно добавлять задания интересные как родителю, так и ребенку, такой подход будет выстраивать диалог с ребенком, позволяющий следовать пути творчества. Поговорите с ним, о любимом цвете, о персонаже из книги или мультфильма, можно и даже желательно стараться фантазировать вместе и рисовать. Так как ребенок берет пример во многом со взрослого, то проявленный интерес взрослого вызовет еще больше мотивации к изобразительной деятельности у младшего школьника. Также всегда можно экспериментировать с новыми материалами, существует большое множество придуманных техник, можно заняться аппликацией из цветного картона или журнальных вырезок и многое другое, главное то, что занятия творчеством объединяют детей и родителей, делая жизнь более интересной.

В младшем школьном возрасте примерно с семи до одиннадцати лет формируются следующие художественные навыки в процессе изобразительной деятельности:

1) умение гармонично изображать композицию и грамотно располагать ее на листе бумаги;

2) анализ композиционной связи (ритмичность, симметричность изображения);

3) упорядоченность пространственной организации (расположение элементов в последовательности загораживания, на одной горизонтальной плоскости);

4) многообразие изображаемых предметов (умение компоновать постановку на формате бумаги);

5) стремление к выражению действительности (анализировать изображаемое, анализировать объем предмета);

6) передача пропорции (стремление к правдивому изображению);

7) заполнение формата (тональная передача предметов и прорисованный фон).

На сегодняшний день существует большое количество упражнений и заданий по развитию творчества у детей младшего школьного возраста. К ним также относятся и задания и на развитие колористических навыков у детей. Задания в таком возрасте строятся в основном на решении формы цветом, в основном зооморфной и практике рисования сюжетных композиций, позволяющих развивать воображение ребёнка.  В младшем школьном возрасте нужно стараться преподносить задания в игровой форме, стараться максимально много взаимодействовать с ребёнком, устраивать творческую атмосферу и добиваться позитивного результата в живописи, графике, лепке. Который обязательно в будущем перерастёт в желание заниматься творчеством. Не нужно строить строгую модель поведения с детьми, нужно стараться достучаться до каждого подтолкнуть к творческому пути.

4. Обсуждение

На наш взгляд, родителям для развития юных художников важно предоставлять разнообразные материалы для рисования, лепки такие как – цветные и простые карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин и глину. Чем полезны эти художественные материалы для развития детского творчества:

1) карандаши, как цветные, так и простые, позволяют управлять силой нажима, осознанно напрягать и расслаблять мышцы кисти руки, что тренируют руку юного художника. Карандаши должны быть мягкие, иметь маркировку М, В, 2В, такие карандаши оставляют красивую жирную линию и ими приятно рисовать. Коробочка цветных карандашей, в отличие от фломастеров, дает возможность изучать цвета их смешивать их между собой. Рисуя фломастерами смешения цветов не происходит, если это только не линеры, но они имеют высокую цену и не сильно подходят для детского творчества. Возможность передать форму предмета и его окраску через штрих, эти художественные навыки уже начинают закладываться в младшем школьном возрасте. Умение рисовать карандашами положительно скажется не только на развитии мелкой моторики рук и в дальнейшем пригодится в школьные годы, когда нужно будет записывать много информации ручкой, но и для становления лобных долей, которые только начинают формироваться в раннем возрасте;

2) фломастеры несут другой способ передачи изображения, если предложить ребенку на выбор фломастер или карандаш, то скорее всего ребёнок выберет фломастер из-за яркого цвета. Отчетливые, насыщенные линии, ребенок видит яркий визуальный эффект, а значит красивый. Разнообразие оттенков при которых возможно создавать изображения и конечно же легкость рисования, достаточно снять колпачок и можно приступать к действию. В отличие от карандаша, который нуждается в постоянной заточке, фломастером удобно рисовать;

3) гуашь и акварель, в свою очередь, подготавливает ребенка к дальнейшему творческому росту, к восприятию цвета, смешению цветов на палитре, поиску цветового колорита и тд. Это дает возможность почувствовать материал и если впоследствии ребенок выберет путь художника у него уже будет опыт в использовании материала, когда он будет знакомиться с другими техниками живописи. Также при работе красками происходит развитие умения держать кисть, установка руки, чтобы держать кисть правильно. Также можно попробовать писать акварельными красками. И нельзя пройти мимо лепки. На наш взгляд лепка очень благотворно влияет на творческое развитие ребенка;

4) лепка, этот предмет является не менее важным для обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста. Лепка воспитывает усидчивость, учит трудолюбию. При помощи лепки формируется объемно-пространственное восприятие предметов. Развиваются мышцы пальцев и ловкость рук, что очень активно влияет на развитие речи. Так благодаря тактильным ощущениям, развитию координации и включением в работу сразу двух полушариев, у детей младшего школьного возраста происходит развитие воображения, пространственное виденье предмета и расширение кругозора. Особенности лепки дают широкий формат возможностей, помимо привычной нам лепки из пластилина можно пользоваться многими другими разработками и материалами, например: глина, пластика, воздушный пластилин, соленое тесто и т.д.  Для тех детей, которым очень понравилось искусство лепки, мы даем рекомендацию в посещении гончарных курсов, мастер-классов по лепке, где из глины можно сотворить долговечный предмет (игрушку или чашку).

В начале пути в искусство могут возникать ошибки. Мы советуем родителям и учителям быть внимательными к творчеству младших школьников. Если ребёнка ругать, может сложиться негативный отклик на изобразительное искусство и ребенок уже не захочет заниматься творчеством, также негативный опыт может привести к снижению мотивации и даже полной потери интереса к предмету. Нужно поощрять и поддерживать ребенка в его творческом процессе. Необходимо подбирать слова в сглаживающей форме и стараться как можно больше общаться с ребенком, помогать в исправлении ошибок, хвалить за удачные моменты в рисунке. Похвала и поддержка помогут развивать уверенность в себе и своих творческих способностях. Если младшему школьнику очень нравится рисовать советуем записать его в ученики художественной школы и дать возможность к профессиональному развитию в искусстве.

5. Заключение

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста действительно является началом пути в искусство живописи, графики, скульптуры. Развивая ребёнка эстетически, мы не только учим его рисовать, мы учим его думать на языке искусства, формируем его понимание красоты и даём возможность реализовывать собственные чувства и эмоции в художественных образах.

Многие художники находили и находят вдохновение в детском творчестве. Спонтанные идеи, яркие цвета и свежий взгляд могут быть великим источником для творчества взрослых.

Когда родители осознают значимость развития художественно-творческих способностей только тогда можно начинать подготовку к студии дополнительного образования и к художественной школе в дальнейшем. В период подрастание ребёнок в основном занимается примитивным, наивным искусством и решая связать свой путь с творчеством детям приходится сталкиваться с более серьёзным отношением к искусству, как к мастерству и огромному труду, в процессе которого формируются определённые художественные навыки. При которых и творчество переходит на новый более высокий уровень. Часто при этом мы сталкиваемся с «выгоранием», однотипностью форм и частых повторений для усвоения материала. Многие ребята начинают терять мотивацию, интерес к творчеству. Свой творческий путь начинающего художника может и будет проходить через разные препятствия, как интересные по прохождению, так и вызывающие большие затруднения, но работая с профессиональным наставником и поддерживающими родителями юный художник справится со всеми трудностями.

Метрика статьи

Просмотров:341
Скачиваний:3
Просмотры
Всего:
Просмотров:341