Кондакарь Синодального собрания Государственного исторического музея: особенности состава

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2024.142.3
Выпуск: № 4 (142), 2024
Предложена:
29.02.2024
Принята:
22.03.2024
Опубликована:
17.04.2024
367
18
XML
PDF

Аннотация

Статья посвящена комплексному исследованию Синодального Кондакаря с точки зрения состава певческой книги. В настоящее время рукопись недостаточно изучена, что, вероятно, связано с ее плохой сохранностью. Кондакарь датируется первой половиной XIII века и принадлежит к числу полностью нотированных кодексов. Содержание рукописи отражает типовую двухчастную структуру певческой книги. Как предполагают исследователи, Синодальный Кондакарь, наряду с Лаврским и Успенским, имеет ростовское происхождение. Все три рукописи близки по содержанию разделов, художественному оформлению и семиографии кондакарной нотации. На основании сравнительного изучения перечисленных памятников, были выявлены уникальные особенности Синодального Кондакаря, среди которых разделение минейных кондаков на две календарных последовательности в первой части книги и включение в месяцеслов памяти на Перенесение мощей святых Бориса и Глеба.

1. Введение

Синодальный Кондакарь принадлежит к числу кодексов, полностью нотированных кондакарной нотацией. Всего сохранилось четыре таких рукописи, которые датируются началом – первой половиной XIII века: это Благовещенский, Успенский, Лаврский и Синодальный кондакари. Древнерусский кондакарь, как особый тип нотированной певческой книги не имеющей точного византийского прототипа, окончательно сформировался в XIII веке. Для него характерна двухчастная структура. Первая, основная часть, содержит минейные, триодные, воскресные и дополнительные кондаки. Второй раздел включает тропари, ипакои, киноники и другие песнопения, объединенные в моножанровые циклы и подборки

.

Есть основания предполагать, что Синодальный Кондакарь, как Успенский и Лаврский, был создан на территории Владимиро-Суздальского княжества, одним из центров которого являлся Ростов

. Наиболее точно доказано ростовское происхождение Лаврского Кондакаря
. Однако все три перечисленных кодекса объединяет близость почерка, семиография кондакарной нотации, художественное оформление инициалов и заголовков, содержание основных разделов, что может свидетельствовать об их написании в одном книжном центре.

2. Задачи исследования

Синодальный Кондакарь является малоизученным памятником. В отличие от других кондакарей, рукопись никогда не становилась предметом специального изучения, не издавалась фототипическим способом. Единственное полистное описание кодекса, содержащее инципиты песнопений рукописи, было составлено известными палеографами и историками А. В. Горским и К. И. Невоструевым в 70-х годах XIX века

. Краткое палеографическое и кодикологическое описание памятника вошло в состав Сводного каталога славяно-русских рукописных книг ХІ–XIII вв.
. В настоящее время, копия Синодального Кондакаря представлена на сайте ГИМ в разделе «Экспонаты» (Син. 777).

Задачей настоящего исследования является представление Синодального Кондакаря в контексте близких ему рукописных памятников и выявление уникальных особенностей данного кодекса.

3. Основные результаты

Кондакарь получил наименование «Синодальный» по месту своего хранения: согласно описи 1773 года, рукопись принадлежала библиотеке Священного Синода, однако время и обстоятельства ее поступления неизвестны. Прежде рукопись содержалась в Славянском собрании Патриаршей библиотеки под номером 777, о чем свидетельствует экслибрис на внутренней стороне верхней крышки переплета. Кондакарь написан уставом, тетрадями, на пергамене в 8º, на 112 листах. Однако, вероятно, первоначально формат кодекса был в 40, как и у других нотированных кондакарей. Рукопись была обрезана при переплетении (последний переплет относится к началу XVIII века), вследствие чего поля листов минимальны, в некоторых местах пострадала верхняя невменная строка, не сохранилась нумерация тетрадей. Наиболее близким по палеографическим признакам к Синодальному является Успенский Кондакарь

. При сравнении двух кодексов можно отметить максимально близкий размер той части листа, которая заполнена текстом и нотацией (9,7х12,5 см), а также одинаковую разлиновку на 11 строк.

Начало и конец Синодального Кондакаря не сохранились; в середине рукописи, между листами 95–96 утрачена одна тетрадь (8 листов), содержание которой составляли кондаки воскресные 3–8 гласов. В целом, кодекс имеет плохую сохранность текста. Первые и последние листы затерты и читаются с трудом; у корешка рукопись залита олифой, из-за чего сильно затемнена верхняя часть многих разворотов, некоторые листы разорваны поперек и сшиты. В конце рукописи, на л. 109 – палимпсест, содержащий более позднюю запись киноника «Ядыи мою плъть» с кондакарной нотацией

.

Первая часть рукописи (л. 1–99 об.) содержит 99 кондаков: 70 минейных, 24 триодных, 2 воскресных и 3 дополнительных. Главным отличием Синодального Кондакаря от всех других является последование минейных кондаков, которые распределены на два минейных круга

, что подтверждается заголовком второго минейный раздела «М(е)с(я)ца септяб(ря)» (л. 28). Первый, в связи с утратой начала рукописи, содержит кондаки с января по август (не сохранились песнопения сентября, октября, ноября и декабря). На основании сравнения содержания можно предполагать, что в состав первой минейной части входили кондаки двунадесятых праздников и особо чтимых святых, как самогласные, так и распетые на подобен. В кодексе сохранились кондаки пяти двунадесятых праздников, которые входят в период январь–август: Крещения, Сретения, Благовещения, Преображения и Успения. Традиционно в месяцесловах кондакарей некоторые святые отмечены несколькими датами – на преставление святого и на перенесение мощей
. В таких случаях в Синодальном Кондакаре одна дата фиксируется в первом минейном круге, вторая – во втором. При этом самогласный кондак помещается в первый раздел, а распетый на подобен – во второй. Например, на память Перенесения мощей Стефана Новаго самогласный кондак 6-го гласа «Пьрвое насеянъ бысть на земли» входит в первый минейный круг (2.08), а кондак «Яко преже въсиявъ Стефане» на подобен «Дева дьньсь» на Преставление первомученика – во второй (28.10) или самогласный кондак 5-го гласа «Предътеча славьное усечение» на Усекновение главы Иоанна Предтечи помещено в первый минейный раздел (29.08), а кондак «Пророче Божии и Предътече благодати» (подобен «Вышьнихъ») на праздник Обретения главы святого записывается во втором (24.02) и т.д. Также во второй минейный круг помещены кондаки на предпразднства Рождества Христова, Крещения и попразднство святителю Николаю (7.12). Все песнопения второго минейного раздела распеты на подобен.

В месяцеслове Синодального Кондакаря выделяется память Алексия, человека Божьего (17.03), которая не встречается в других списках. Записанный в рукописи кондак 8-го гласа «Насаженъ въ дворехъ Господьнихъ» (подобен «Възбраньному») не является оригинальным: этот гимнографический текст Феодосию Великому (11.01), который встречается в Типографском и Успенском кондакарях

. В Синодальном Кондакаре в песнопение внесены незначительные изменения, которые связаны с заменой имени – «отьче Феодосие» на «Алексие преподобьне», и перечислением подвигов святого. Невменный текст кондака остается практически неизменным.

Еще одной примечательной особенностью кодекса является включение в месяцеслов двух празднований, посвященных святым князьям Борису и Глебу: на 24 июля и 2 мая. Два кондака «Въсия дьньсь преславьная память» 3-го гласа и «Мученика Христова молимъ вьси» 1-го гласа выписываются в первом минейном круге Кондакаря. Оба песнопения распеты на подобен и включены в первый раздел, что, вероятно, подчеркивает их особую важность. Наличие нескольких кондаков святым Борису и Глебу не редкость для нотированных кондакарей, они записываются в каждом списке на 24 июля. Но Синодальный Кондакарь является единственной певческой рукописью периода студийской книжности, где дата празднования Перенесения мощей на 2 мая отмечена в месяцеслове.

В триодной части рукописи отсутствует кондак Недели о мытаре и фарисее, так как раздел начинается с Недели о блудном сыне. Такая же последовательность триодных песнопений встречается в Типографском Кондакаре. Большая часть воскресных кондаков, как уже было отмечено, утрачены из-за лакуны в этой части кодекса: сохранились кондак 1-го гласа и частично 2-го гласа. Раздел дополнительных кондаков, который помещен в конце первой части книги, содержит четыре песнопения. Три из них также известны по другим спискам: это кондак на Освящение храма (сохранился только конец), на молебен Богородице и святителю Иоанну Златоусту «Злата чистаго ти языка словеса», который в этой рукописи вынесен в дополнения. Уникальным текстом в этой подборке является кондак 2-го гласа «Молитва тепла и стена неразорима» (подобен «Вышьнихъ»), который выписывается с указанием на «молебен Богородице за болящая». В более поздних рукописях, ориентированных на Иерусалимский устав, данный текст входит в состав молебного канона Богородице как седален 2-го гласа (например, РНБ. Сол. 690/754, л. 302 об.).

Вторая часть рукописи (л. 100–112 об.) представлена небольшим количеством песнопений, что, вероятно, связано с утратой конца кодекса. Из моножанровых подборок сохранились: тропари на Навечерие Рождества Христова и Богоявления со стихами (4 тропаря и 9 стихов), неполный цикл киноников (18 песнопений), между которыми выписывается входный стих литургии «Приидете поклонимъся». В связи с плохой сохранностью последних листов, наличие палимпсестов, сложно восстановить логику изложения причастных стихов, поскольку песнопения внутри подборки не подчиняются ни календарному, ни осмогласному принципу

. На обороте последнего листа рукописи фиксируется начало цикла киноников воскресных: с трудом прочитываются песнопения 1-го гласа «Радуитеся праведьни» и «Хвалите Господа» (первая строка).

На основании сравнения трех списков кондакарей ростовского происхождения можно предполагать, что во второй части кодекса Синодального собрания первоначально содержались цикл ипакои воскресных и подборка праздничных ипакои-катавасий. Перечисленные группы песнопений входят в состав Лаврского и Успенского кондакарей, а в Синодальном, вероятно, не сохранились, в связи с утратой конца рукописи.

4. Заключение

Таким образом, Синодальный Кондакарь представляет собой, с одной стороны, певческую книгу с устойчивым типовым составом, где первая часть содержит кондаки годового цикла, а вторая складывается из моножанровых подборок. С другой стороны, список выделяется своими особенностями, среди которых разделение минейных памятей на два раздела и фиксация празднования Перенесения мощей святых Бориса и Глеба. Отметим также единственный нотированный список кондака на молебен Богородице «за болящия».

Вторая часть книги по составу песнопений и принципу их оформления соотносится с нотированными кондакарями Владимиро-Суздальского княжества – Лаврским и Успенским. Все три кодекса объединяются в одну группу по палеографическим признакам и содержанию, что указывает на возможность происхождения рукописей из одной книжной мастерской. Поэтому дальнейшее исследование Синодального Кондакаря, особенно кондакарной нотации и музыкальных особенностей, необходимо проводить в контексте близких ему памятников.

Метрика статьи

Просмотров:367
Скачиваний:18
Просмотры
Всего:
Просмотров:367