Идентичность как системный фактор архитектурно-дизайнерского образования

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.128.44
Выпуск: № 2 (128), 2023
Предложена:
16.12.2022
Принята:
27.01.2023
Опубликована:
17.02.2023
1222
4
XML
PDF

Аннотация

В предшествующее десятилетие в России в связи со стремительным развитием городов и появлением различных государственных программ по формированию доступной и комфортной городской среды произошла актуализация проблемы идентичности. Востребованность архитектурно-дизайнерских разработок и трансформация системы подготовки бакалавров дизайна архитектурной среды потребовали пересмотра подходов профильной подготовки будущих архитекторов-дизайнеров.

Цель исследования – выявить эффективные подходы к подготовке бакалавров и магистров, опирающиеся на региональную специфику Великого Новгорода и воспитывающие у студентов способность включать собственные разработки в контекст городской идентичности и идентичности с городом. В качестве методов исследования авторами были использованы сравнительный анализ научных исследований, а также наблюдение, анализ процесса и результатов учебной деятельности, рефлексия. Результаты исследования – обобщение педагогического опыта кафедры дизайна с точки зрения формирования у обучающихся идентичности как триады свойств.

1. Введение

Внимание российских и зарубежных культурологов, социологов, представителей философского гуманитарного знания с одной стороны, и градостроителей, архитекторов, дизайнеров среды и других проектных специалистов с другой все чаще привлекает проблематика, связанная с идентичностью города и городской среды. Актуализация идентичности как научной проблемы произошла в силу сложных социальных процессов, повлекших за собой кризис общественного самосознания и потребность в определении собственной идентичности

,
,
.

Однако анализ ряда публикаций продемонстрировал широкую и достаточно противоречивую палитру мнений по поводу идентичности. Так, можно выделить исследования, рассматривающие идентичность через призму человеческой личности и субъектности (Э. Эриксон, Л.Б. Каган, В.С. Малахов, Д.В. Визгалов, Ю.М. Резник, И.В. Лысак, Л.Ф. Косенчук и др.); через отражение субъектности человека или групп людей в материальных формах, в частности в архитектурных объектах и целых структурах городских пространствах (Н.О. Анисимов, Н.С. Дягилева, И.Н. Агишева, А.Э. Рихтер, Г.В. Горнова, Ф. Перов и др.); с точки зрения восприятия города как целостной структуры среди многообразия иных городов (К. Линч, Г.В. Есаулов, А.А. Скалкин, М.В. Пучков, Ю.В. Мамамева, Е.В. Альземенева, И.Н. Агишева, А.Э Рихтер, Н.О. Анисимов, Н.Г. Федотова, А. Согомонов и др.). Анализ научных работ показывает, что современные исследователи предлагают различать понятия «городская идентичность», «идентичность города» и «идентичность с городом», имея в виду в первом случае представления жителей города о себе как жителях именно этого (своего) города, во втором случае – представления о городе, в которых описывается его сущность, специфика, особенности, сходства и различия с другими городами, а в третьем – предполагают психологический конструкт, часть персональной идентичности личности, когда город воспринимается как контекст индивидуальной биографии индивида

,
,
. Анализ публикаций по проблеме идентичности также показал, что на данный момент в контексте градостроительства, архитектуры, дизайна архитектурной среды нет сложившейся картины в понимании данного вопроса, идентичность только начинает осмысливаться и теоретически оформляться
,
,
. Общая черта многих публикаций в том, что авторы трактуют ее в качестве свойства объекта – городской среды и архитектуры, не исключая при этом и субъекта – человека, но все же оставляя его за скобками их профессионально направленных исследований
.

Мы придерживаемся мнения, что такое разделение все же несколько искусственное, так как понятие идентичности городской среды значительно шире и не ограничивается понятиями человека и города

,
,
. Среда города и человек взаимообусловлены, оказывают друг на друга, без преувеличения, формирующее влияние, рассматривать их отдельно можно лишь в целях научного анализа, тогда как понимание этих механизмов сегодня чрезвычайно важно для современного архитектора-дизайнера
.

2. Основная часть

Актуальность обращения к художественно-проектной деятельности, к творчеству в целом при обсуждении проблем идентичности, в том числе и культурной во многом определяется тем, что процесс ее становления и осознания происходит под влиянием объективной реальности, с одной стороны, и коллективного воображения – с другой. Художник-проектировщик, являясь создателем произведения искусства и «творцом новой социальности» одновременно оказывается «творцом коллективной идентичности», а смысл его произведения достигает эффекта коллективного мифа как регулятора массового сознания и мировосприятия. При этом художественно-проектная деятельность, выполняя миссию визуализации образов идентичности, обуславливает необходимость обращения к творческому процессу. Кроме того, творчество, по мнению специалистов, не только способно выступать достаточно эффективным орудием формирования и поддержания идентичности, но и способствует «выживанию народа, общества, типа цивилизации», благодаря «дару искусства» как социального института «творить искусством не только эстетические ценности, но саму жизнь»

.

В этой связи значение приобретают и педагогические задачи высшей архитектурно-дизайнерской школы. Приоритетными среди них помимо сугубо проектных компетенций называют: формирование профессиональных навыков осмысления современной и исторической городской среды, ее построения и/или трансформации в новых реалиях; формирование знаниевой базы культурных кодов, колористики, семиотики, истории культуры и архитектуры и пр.; формирование подходов и методов работы с городской средой и другие. В рамках инварианта образовательного стандарта каждый вуз формирует собственную вариативную структуру ООП и учебного плана, кафедры и иные структурные подразделения вузов, персонально педагогические кадры вырабатывают уникальный подход, создают неповторимый образ, содержание и характер подготовки будущих архитекторов-дизайнеров. Важное формирующее значение имеет и географическое положение вуза, топография и история места, где он находится, архитектурный ансамбль города, специфика региона, в том числе, придающая уникальность конкретной архитектурно-дизайнерской школе. Принадлежность к школе прочитывается в выполняемыми кафедрами проектам, как учебным, дипломным, так и разрабатываемым под руководством преподавателей вуза в рамках различных муниципальных программ по благоустройству и преобразованию городской среды. Рассмотрим более подробно специфику архитектурно-дизайнерской школы в контексте формирования идентичности в различных ее аспектах, сложившуюся на кафедре дизайна Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (далее НовГУ).

Непосредственной задачи по формированию у студентов идентичности как таковой университет, безусловно, не ставит, так как этого не предусматривает ФГОС. Однако, существующий региональный компонент, обусловленный расположением вуза в городе с богатой историей, в том числе и архитектурной, привносит свои коррективы в образовательный процесс подготовки бакалавров и магистров – дизайнеров архитектурной среды. При этом применяемые на кафедре педагогические подходы и методики фактически способствуют становлению идентичности. Проследим на их примере условия формирования триады идентичностей – «городской идентичности», «идентичности города» и «идентичности с городом» у студентов направления подготовки дизайн архитектурной среды НовГУ.

Одним из ключевых, приоритетных методологических подходов НовГУ в подготовке студентов всех профилей, в том числе и архитекторов- дизайнеров, является ориентация на учебно-проектную работу в ситуациях, приближенных к реальным. На ранних курсах внутри проектных, художественных и теоретических дисциплин, благодаря использованию интерактивных имитационных педагогических технологий

,
в рамках проектно-ориентированного обучения у студентов происходит отработка навыка коммуникации с условным заказчиком, работы в малой проектной группе и т.д. Старшие курсы привлекаются уже к выполнению реальных заказов, инициатором которых выступает город, различные городские организации и сообщества. Так, например, в рамках стратегического проекта «Приоритет 2030», по инициативе Новгородской администрации преподаватели и студенты кафедры дизайна в структуре Политехнического института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого организовали и провели цикл встреч и проектных семинаров с жителями и специалистами по разработке дизайн-кода для сельских поселений Новгородского района. В ходе контактов с городскими сообществами происходит погружение студентов в представления горожан о сущности, пользе, красоте своего города, формируется представление о городской идентичности горожан и сельских жителей, разработанные проекты получают возможность практической реализации, что формирует у студентов бесценный опыт. Можно говорить, что в рамках такой работы студенты имеют возможность приблизиться к пониманию городской идентичности – как представлении жителей о себе как о представителях именно своего города, а также это можно рассматривать в контексте персональной идентичности личности, отождествления себя с конкретным городом, поселением.

Второй особенностью подходов новгородской архитектурно- дизайнерской школы стоит назвать тесную связь и взаимное проникновение теоретической подготовки студентов и их практических учебных задач. Так, в учебном плане на 2022-2023 учебный год направления подготовки 07.03.03 дизайн архитектурной среды в блок дисциплин теоретической направленности входят такие дисциплины, как: «История искусств», «История архитектуры», «Эстетика в архитектуре и дизайне», «Архитектурная колористика», «Колористика в проектировании городской среды», «Региональные проблемы устойчивого развития городской среды», «Семиотика в архитектуре», «Философские основы художественного языка исторической среды», «История Новгородской архитектуры» и др. Эти дисциплины позволяют сформировать у студентов базу знаний об архитектуре, искусстве в целом, культуре зарубежья и нашей страны, визуальный словарь образов и форм, характерных как для отечественной архитектуры и градостроительства в целом, так и непосредственно для Великого Новгорода. Историко-культурная и архитектурная среда Великого Новгорода, его богатейшая история, ведущая отсчет со времени зарождения российской государственности, а также самостоятельной русской архитектурной традиции определяет яркий региональный компонент. Обучение строится в том числе на: непосредственном и осмотре памятников архитектуры; их обмерах в рамках практик; знакомстве с исторической средой и планировочными особенностями, с ландшафтом, природным окружением Великого Новгорода, с существующей послевоенной и современной застройкой; выявлении архитектурных доминант; изображении городских пространств в ходе пленэрных практик, в заданиях по рисунку и живописи; описании и изучении объектов архитектуры Великого Новгорода и Новгородской области в рамках теоретических дисциплин. Таким образом, через исторические и культурные образцы и коды происходит в первую очередь формирование «идентичности города», понимаемой как представление о конкретном городе и его отличиях от иных городов.

Третьей особенностью методологических подходов в подготовке архитекторов-дизайнеров в Великом Новгороде является ориентация и раннее погружение студентов в проектирование в исторической среде Великого Новгорода и других малых исторических городов Новгородской области. Многие темы курсовых проектов органично задействуют городскую среду, например: обмерная практика, освоение архитектурной графики происходит на примере обмера и выполнения отмывки одного из новгородских храмов (ц. Входа в Иерусалим, ц. Двенадцати апостолов на пропастях, и др.); проектирование малой архитектурной формы выполняется с привязкой объекта к какой-либо конкретной городской территории, требующей благоустройства (например, набережная реки Гзень); изучение темы «Проектирование жилого микрорайона» происходит с включением учебного проекта в реальную городскую планировочную ситуацию; интерьеры современных организаций, учреждений проектируются для конкретных городских зданий. Темы целого ряда дипломных проектов также ориентированы на актуальные потребности Великого Новгорода. Например, среди последних тем выпускных квалификационных работ были «Ревитализация исторической среды по ул. Троицкая в Великом Новгороде» (Иванищева Е.С., рук. Робежник Л.В.), «Организация городской среды Антоново в Великом Новгороде» (Фёдорова Т.С., рук. Гаврилова А.М.), «Квартал №106. Формирование новой городской среды в Великом Новгороде (Захарова И.В., рук. Гаврилов А.М., Гаврилова М.Ю.), «Реконструкция интерьеров Дома Сметанина XIX в. под Центр студенческих инициатив» (Сидорова В.В., рук. Гаврилов А.М.) и многих других. Особо нужно отметить, что дипломные и курсовые проекты проходят успешную апробацию, занимая призовые места на архитектурных конкурсах различного уровня таких как: Международный смотр-конкурс выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну (МООСАО), Всероссийский конкурс «Архитектура и урбанистика» (г. Орел), Всероссийский конкурс творческих и исследовательских работ «Взгляд в будущее» (г. Томск), Всероссийский Фестиваль «Драйверы развития современного города» (г. Москва), Всероссийский фестиваль городской среды «MURMANИСТИКА» (г. Мурманск), Всероссийский Фестиваля «Коворкинг молодежных инициатив – 2020» (г. Санкт-Петербург), Конкурс разработки концепций арктического благоустройства «СЕВЕРИЗАЦИЯ» (г. Мурманск) и др.

Проектирование ведется с учетом всеобъемлющего изучения истории проектируемой территории и объекта, ценностного отношения местных жителей, существующих нормативных и охранных ограничений, что погружает студентов в реальные условия их будущей работы. Основой для такого проектирования помимо профессиональных умений и навыков, становится знание базы культурных кодов и визуальных архитектурных образов исторического города, результаты проектирования демонстрируют связи и взаимное проникновение теоретической подготовки, учебного проектирования, владения коммуникативными компетенциями, позволяющими выявлять и учитывать в проекте как «идентичность города», так и «идентичность с городом».

Четвертая особенность образовательного процесса на кафедре дизайна НовГУ – ориентация ряда учебных заданий в рамках отдельных дисциплин на индивидуальное восприятие среды каждым студентом. Наиболее ярко данная особенность проявляется в заданиях общехудожественных дисциплин и пленэрной практике, когда студент может, используя весь спектр художественных ориентиров, индивидуальных способностей и навыков раскрыть своё личностное, в определённой степени авторское видение городской среды и отношение к ней, может осознать и продемонстрировать собственную идентичность с городом, понимаемую в контексте персональной идентичности личности. Основной смысл таких творческих заданий заключается в аналитической переработке увиденной студентами городской среды с выходом на плоскостную абстрактную композицию или объемный макет, сохраняющие ритмические, колористические, пропорциональные связи со своим первоисточником. В таких композиционных работах архитектурная среда города трансформируется и приобретает самостоятельное образное звучание, хотя в некоторой степени узнавание исходных элементов пейзажа остается возможным. Такого рода переосмысление традиционных форм города позволяет актуализировать у студентов не только вопросы профессионального становления (работа с объемом, колористикой, композицией и др.), но и формирует новый взгляд на принципы и методы разработки городских пространств. Происходит, по сути, «встраивание» города в индивидуальную биографию самого будущего архитектора-дизайнера.

3. Заключение

Исходя из изложенного, авторы полагают, что попеременное смещение фокуса внимания студентов то на городскую среду, то на человека, использующего, воспринимающего и воспроизводящего ее, позволяет рассматривать явления идентичности как триаду свойств – как свойство психики человека, как набор материальных и нематериальных качеств, присутствующих в городской среде и поддающихся архитектурному осмыслению, как взаимодействие личности и среды. Таким образом и выражается перенос дефиниции идентичности от субъективного (рассматриваемого гуманитарными дисциплинами) в пользу объективного (доступного архитектурно-художественной теории). Окончательно отстраниться от субъективности в изучении идентичности в контексте архитектурно-пространственной среды города невозможно, так как среда, является воплощенным в материи выражением идентичности людей, влияющим, в свою очередь, на формирование идентичности города и идентичности с городом.

Метрика статьи

Просмотров:1222
Скачиваний:4
Просмотры
Всего:
Просмотров:1222