ВИКТОРИНА «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.128.28
Выпуск: № 2 (128), 2023
Предложена:
02.12.2022
Принята:
27.01.2023
Опубликована:
17.02.2023
1006
8
XML
PDF

Аннотация

В настоящее время в рабочий учебный план студентов направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование») входит дисциплина «Естествознание». В соответствии с рабочей программой в содержание курса включены темы, связанные с такими школьными предметами, как география, астрономия, биология с основами экологии. В данной статье автор более подробно рассматривает изучение блока «География» (модуль «Геосферы Земли») посредством активных игровых технологий и возможность их использования в условия дистанционного обучения. Предварительный опрос показывает, что уровень знаний студентов по данному предмету обычно соответствует базовой школьной программе, однако проведенные викторины также выявляют явные недостатки школьной подготовки обучающихся. В настоящей работе представлена викторина, разработанная с целью активизации познавательной деятельности, а также выявления уровня базовой подготовки студентов в области географии. 40 вопросов викторины распределены по 8 темам и позволяют оценить общую эрудированность студентов по таким географическим объектам, как горы, вулканы, реки, острова, озера, моря, пустыни, а также проверить знания о природных явлениях. Данная викторина может быть использована как на семинарских занятиях в вузе с целью обучения студентов, так и школьными учителями на уроках географии и в рамках предмета «Окружающий мир». Автор также рассматривает возможность применения викторины в дистанционном обучении через использование российской платформы для онлайн-обучения iSpring.

1. Введение

Такие предметы естественнонаучного цикла, как география, биология, астрономия и естествознание (которое иногда заменяет собой все ранее названные), объединены единой целью – это формирование научных представлений об окружающем мире. Для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование») база такого естественнонаучного мировоззрения сегодня закладывается не только в период собственного школьного обучения, но и в период обучения в вузе. При этом надо отметить, что содержание образовательной программы (ранее включавшей обязательную для студентов гуманитарных специальностей дисциплину «Концепции современного естествознания», которая рассматривала естествознание через призму трех основных наук – физики, химии и биологии) претерпело серьезные изменения. Содержание дисциплины «Естествознание», хотя и может варьировать в достаточно широких пределах, в большей степени соответствует будущей «целевой аудитории» учителей начальных классов и в рамках преподаваемого в нашем вузе курса включает основы географии, астрономии и биологии с элементами экологии, которые могут сформировать у младших школьников начальные представления об окружающем мире и будут способствовать как активизации познавательного интереса, так и развитию критического мышления, формированию культуры дискуссии и ответственной аргументации

.

В настоящей работе автор хотела бы более конкретно рассмотреть возможность изучения географического раздела дисциплины «Естествознание» посредством применения в ходе семинарских занятий игровых технологий, в частности, викторин. По мнению О.В. Тищенко, география более всего готова к тому, чтобы ее положения преподавались с использованием учебных игр. Этому способствуют системность, рациональность и универсальность получаемых в курсе географии знаний

. М.С. Смирнова, проводя ретроспективный анализ применения различных игровых технологий в обучении географии, отметила, что викторины используются в школьной практике, начиная с 70-х гг. ХХ века. Эти формы игровой деятельности применялись, как правило, для закрепления и обобщения знаний, формирования умений работать с разными источниками географической информации, развития интереса к географии
. Н.А. Лысенкова отмечает, что сам формат викторины способствует формированию системы способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, обобщению и использованию полученной информации
. По мнению М.С. Смирновой, сами студенты – будущие педагоги начальных классов, овладевая навыками проведения игр, викторин, круглых столов и диспутов, развивая коммуникативные навыки, проводят работу, в которой интегрируется и предметное содержание, и методические аспекты
.

Педагог должен обладать высоким уровнем культуры и нравственности, знаниями в преподаваемой и смежной областях, эрудицией и педагогической интуицией

. Очевидно, что грамотное преподавание в школе невозможно без грамотного обучения и самообучения учителя в вузе. Частично данная задача выполняется в рамках традиционного школьного образования, однако углубленной подготовки по географии у многих наших студентов-педагогов не отмечено, и их знания, по предварительной оценке, находятся на уровне базовых. Редко какой второкурсник показывает эрудированность в данной области, проявляет высокую «географическую компетентность». Такое отношение к предмету часто является причиной слабой заинтересованности студентов по отношению к дисциплине. В диссертационном исследовании М.Г. Базаевой отмечается, что студенты гуманитарных специальностей, ориентированные на работу в гуманитарной сфере, не владеют знаниями, соответствующими современной научной парадигме, не имеют представлений о целостности, системности окружающего мира, часто показывают сниженный исходный уровень естественнонаучной компетентности наряду со снижением мотивации к изучению дисциплин естественнонаучного цикла
. В то же время компетентностный подход в образовании требует в значительной степени актуализации самообразовательного потенциала обучающихся, имеющих высокую степень учебной мотивации, соответственно, меняются и методические подходы к осуществлению образовательного процесса
. В связи с означенной проблемой возникает необходимость в повышении мотивации к изучению данного предмета, в том числе посредством использования ИКТ и творческих технологий
,
, активных и интерактивных методов обучения
,
,
,
и внедрения балльно-рейтинговой системы оценки знаний, что в целом способствует формированию интереса к предмету у самого будущего учителя, иначе преподавание предмета «Окружающий мир» как преемственного для курса «Естествознание» он будет осуществлять формально
.

По мнению Т.Б. Кропочевой, современная методика преподавания естествознания в целом должна содержать такие вопросы, как овладение методикой передачи научной информации школьникам определенной возрастной группы, ознакомление с активизирующими учебную деятельность методами и формами обучения, использование развивающих методов и т.д.

. При этом сама специфика обучения естествознанию студентов-гуманитариев определяется наличием у данной группы обучающихся особенностей восприятия и переработки информации, характерных для гуманитарного стиля мышления – конкретно-образного, интуитивного, в то время как методики обучения естественным наукам смещают акцент в сторону абстрактного, математического мышления. Необходимости преодоления формирующихся противоречий способствует, в частности, использование методов наглядно-образного представления информации, эмоциональность изложения, обеспечение условий коллективной и индивидуальной творческой деятельности
, чему в немалой степени способствует применение в образовательном процессе такого активного метода преподавания как викторины.

Цель данного исследования – разработать интерактивную форму семинарского занятия, позволяющего не только активизировать познавательный интерес, но и оценить сформированность компетентности студентов в области географии как предмета в рамках курса «Естествознание»; адаптировать викторину к дистанционному проведению через использование российской платформы для создания онлайн-курсов iSpring

.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научной и научно-популярной литературы по дисциплине «География».

2. Подобрать темы и составить вопросы викторины, а также ответы с информативными комментариями.

3. Проанализировать результаты викторины и оценить успешность освоения тем викторины, а также уровень базовой подготовки студентов.

4. Трансформировать викторину в интерактивный тест посредством приложения iSpring Suite.

2. Методы и материалы исследования

Основной метод, применявшийся в ходе подбора тем и разработки вопросов и ответов викторины, – анализ соответствующей научно-методической и научно-популярной литературы, в том числе размещенной в сети Интернет. Адаптация викторины к дистанционному выполнению проводилась в программе iSpring QuizMaker 11.

С целью активизации познавательной деятельности на семинарских занятиях по естествознанию в рамках модуля «Геосферы Земли» автором была разработана викторина «Планета Земля», включающая 8 тем по 5 вопросов в каждой (в таблице 1 представлены образцы вопросов из каждой темы с ответами). Вопросы и ответы для работы непосредственно в аудитории представлены в формате классической электронной презентации. Способ проведения – внутригрупповое соревнование, в состав пяти команд, в зависимости от численности группы, входило от 3 до 6 человек, при этом участники распределялись на команды самостоятельно. Всего в традиционной викторине принимало участие 25 студентов двух групп (курсы разных лет набора). На обдумывание ответа командам отводилось по минуте, сами ответы в письменном виде передавались преподавателю. В конце каждого тематического блока подводились промежуточные итоги и озвучивались правильные ответы, которые также дополнялись познавательными сведениями по теме вопроса (рис. 1). По окончании игр подводились общие итоги и определялась команда-победитель. В зависимости от занимаемого места студенты каждой команды получили разное количество баллов за участие в викторине (с учетом действующей в вузе балльно-рейтинговой системы). По результатам общего анализа ответов определялась тема, вызвавшая наибольшее затруднение, и наиболее частые ошибки.

Фрагмент викторины «Планета Земля» (дан ответ на вопрос из темы 5. Озёра)

Рисунок 1 - Фрагмент викторины «Планета Земля» (дан ответ на вопрос из темы 5. Озёра)

Таблица 1 - Примеры вопросов викторины «Планета Земля»

Тема / Содержание вопроса

Ответ

Горы

Альпы – Монблан, Кордильеры – Мак-Кинли, а что на Кавказе?

Эльбрус

Вулканы

Кибо, Мавензи, Шира… Незнакомые названия? Однако результат слияния этой триады – самый известный вулкан Африки

Килиманджаро

Острова

Этот крупный африканский остров – место обитания уникальной флоры и фауны. Но почему-то у многих он ассоциируется с пингвинами…

Мадагаскар

Реки

Нил, Амазонка, Янцзы, Миссисипи… Что между ними общего, кроме того, что это реки?

Крупнейшие реки своих континентов

Озёра

Это российское озеро – обладатель многих рекордов, но больше славится чистотой льда и прозрачностью воды

Байкал

Моря

Эта уникальная точка располагается в Северном Ледовитом океане. Сегодня права на нее заявляют и Россия, и Дания, и Канада

Северный полюс

Пустыни

Многие знают, что в пустыне не всегда жарко. По ночам бывает и холодно, но в этой высокогорной азиатской пустыне можно замерзнуть и днем

Гоби

Погода и явления природы

Гром и молния неотделимы друг от друга. Как быстро определить расстояние до грозового фронта?

Достаточно посчитать число секунд, прошедших от момента вспышки молнии, и разделить это число на три – получится расстояние в километрах

3. Основные результаты

Подводя общие итоги и оценивая результативность ответов на вопросы викторины, можно отметить в целом успешное овладение студентами большинства представленных тем. Из пяти команд, принявших участие в викторине, минимальный результат – 71% правильных ответов – показали две команды, три других дали 73, 75 и 80% правильных ответов, таким образом, средний результат составил 75%. Вместе с тем выявлен и очевидный недостаток базовых школьных знаний о географическом устройстве мира. Так, одной из самых частых ошибок был ответ на вопрос о европейской стране с большим числом вулканов – три из пяти команд дали ответ «Индонезия». Другим вопросом, вызвавшим затруднения, был вопрос о Мадагаскаре – хотя было дано конкретное указание на африканский остров, студенты двух команд ответили, что это Галапагосские острова. Наименее освоенной оказалась тема «Погода и явления природы», при этом ответ на вопрос о течении Эль-Ниньо не смогла дать ни одна команда, а при ответе на вопрос о пылевой буре большинство команд определили это явление как туман. Общие результаты освоения тем участниками пяти команд представлены на рис. 2.

Успешность освоения тем викторины

Рисунок 2 - Успешность освоения тем викторины

4. Обсуждение

Как было отмечено ранее, в нашем вузе для оценки промежуточной успеваемости студентов используется балльно-рейтинговая система, при этом количество накопленных за семестр баллов отражается на итоговой экзаменационной оценке. Таким образом, студенты замотивированы получать максимальное количество баллов за различные виды работы, выполняемой как непосредственно в присутствии преподавателя (семинары, практические занятия), так и самостоятельно (рефераты, контрольные работы). Однако в условиях дистанционного обучения классический интерактивный формат викторины – командная работа в аудитории – не представляется возможной, особенно с учетом того, что студенты вуза могут проживать в разных регионах и не всегда иметь стабильный Интернет для работы в активном онлайн-режиме через различные сервисы для группового общения. В связи с такой ситуацией возникает необходимость подбора альтернативного способа проведения викторины. В настоящее время наш институт располагает возможностью работы в российской платформе iSpring

, отличающейся хорошим функционалом для создания онлайн-курсов
,
,
. Для разовой работы или для апробации данного ПО на сайте разработчика доступна 2-хнедельная бесплатная пробная версия программы. При ее установке происходит интеграция платформы в формат Power Point, однако приложения пакета можно использовать и самостоятельно.

Для адаптации викторины «Планета Земля» к дистанционной работе была использована программа iSpring QuizMaker 11 из пакета iSpring Suite, обычно предназначенная для составления тестов. Данное приложение удобно использовать, учитывая различный характер вопросов и ответов викторины. Так, для развернутых ответов рекомендуется использовать шаблон «Эссе», оценка правильности ответа в этом случае осуществляется преподавателем после проведения всей викторины. Для однозначных ответов рекомендован шаблон классического вопроса «Краткий ответ» (вопрос открытого типа). Программа позволяет реализовать и обучающий элемент викторины: в режиме обратной связи можно не ограничиваться общим замечанием о правильности или неправильности ответа, а разместить информационный блок с пояснениями (рис. 3).

Правильный ответ на вопрос викторины в программе iSpring QuizMaker

Рисунок 3 - Правильный ответ на вопрос викторины в программе iSpring QuizMaker

Удобство данного приложения заключается и в том, что каждый вопрос открытого типа хронометрируется (по аналогии с традиционной викториной ограничение времени в одну минуту можно установить для отдельного вопроса). Если по истечении указанного времени ответ не получен, вопрос пропускается и не оценивается. Для ответов типа «Эссе» время, при необходимости, можно увеличить или не ограничивать. Также возможно устанавливать временное ограничение не на отдельные вопросы, а на весь тест в целом, что подходит для викторины, размещаемой в СДО Moodle, при условии, что перед студентами ставится общая задача – проверить свою географическую грамотность, а сама викторина в этом случае носит общеобразовательный научно-популярный характер.

В случае онлайн-участия студентов в викторине происходит индивидуальная оценка знаний обучающихся. Такой формат имеет свое преимущество, так как минимизируется пассивное участие студентов, что часто наблюдается при работе в составе команды, то есть происходит активизация работы обучающихся. Итоговый балл студента определяется успешностью ответов на вопросы, однако, с учетом эссе-вопросов, окончательное оценивание осуществляет преподаватель, а студент получает информацию только о результативности вопросов открытого типа.

После трансформации викторины в формат теста iSpring Quiz готовый тест можно сделать доступным для работы посредством его публикации в формате .html5 – в таком виде тест приобретает вид страницы Интернет-ресурса, может быть размещен на любом устройстве и быть доступен автономно. Сам тест предваряется краткой анкетой, где участник указывает свои личные данные и адрес электронной почты, по которому можно отправить результаты викторины. При наличии в вузе системы дистанционного обучения Moodle возможно сохранение теста в формате SCORM с последующим размещением его на соответствующей странице СДО (рис. 4).

Викторина «Планета Земля» на странице СДО Moodle

Рисунок 4 - Викторина «Планета Земля» на странице СДО Moodle

5. Заключение

Викторина «Планета Земля», проводимая в традиционной форме – в виде командных соревнований – является успешным интерактивным методом, позволяющим повысить познавательную активность студентов направления подготовки «Педагогическое образование», обучающихся в рамках курса «Естествознание». Данная викторина по содержанию вопросов позволяет оценить базовые знания студентов в области географии, при этом сам уровень вопросов относит их, скорее, к общеизвестным, чем к узко специализированным. Большая часть вопросов посвящена сведениям об известных географических объектах, в том числе занимающих позиции рекордсменов (самые длинные, самые высокие и т.д.). Информация, положенная в основу викторины, легко проверяема, может иллюстрироваться красочными фотографиями и представлять интерес не только для учителей естествознания и школьников младших классов, изучающих предмет «Окружающий мир», но и использоваться в ходе преподавания непосредственно географии. При этом педагог может дополнить ответы занимательными фактами по своему усмотрению с учетом характера целевой аудитории, что сделает данную викторину более информативной и познавательной.

В условиях дистанционного обучения, когда традиционный интерактивный формат викторины, проводимой в аудитории, уступает место информационно-коммуникационным технологиям, целесообразным оказывается использование как классических систем дистанционного обучения, так и различных приложений для создания мультимедийных ресурсов. Российская платформа iSpring, на базе которой разработан пакет iSpring Suite, имеет возможность автономной работы наряду с интеграцией в программу MS Power Point и LMS Moodle и позволяет оценивать уровень знаний студентов в индивидуальном порядке, тем самым превращая викторину в активный метод обучения.

В настоящее время в нашем институте ежегодный набор студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование», не производится, в связи с чем проведение викторины в рамках дисциплины «Естествознание» не представляется возможным. Тем не менее распространение викторины «Планета Земля» через LMS Moodle, к которой прикрепляются студенты всех курсов, форм обучения и направлений подготовки/специальностей, а также сам характер викторины (в первую очередь – содержание) обеспечивают возможность проверки географической компетентности студентов в гораздо большем объеме целевой аудитории, чем это было при прохождении учебного курса. В такой форме викторина приобретает сходство с популярной ежегодной акцией «Географический диктант», проводимой Российским географическим обществом. Таким образом, следующим этапом исследований будет апробация разработанной викторины на уровне всего вуза.

Метрика статьи

Просмотров:1006
Скачиваний:8
Просмотры
Всего:
Просмотров:1006