ОТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ К АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ СОВРЕМЕННОСТИ
ОТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ К АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация
В статье представлены результаты опроса студентов российских ВУЗов, позволяющие выявить характер отношения молодежи к традиционным социальным ценностям и нормам, созданию семьи, авторитету родителей, публичной демонстрации нетрадиционных отношений, а также предпочтения источников информации. С использованием методов математической статистики проведена оценка сопряжённости (корреляции) факторов, влияющих на формирование отношения студентов к исследуемым вопросам. В исследовании приняли участие 200 студентов Московского городского педагогического университета и Дагестанского государственного университета в период с апреля по май 2023 года.
Московского городского педагогического университета и Дагестанского государственного университета в период с апреля по май 2023 года.
1. Введение
Конец двадцатого и начало двадцать первого века ознаменовались рядом глобальных перемен в мировом масштабе. Особо эти перемены коснулись нашего государства – изменился социальный строй, повлекший кардинальные изменения в социальных отношениях, ценностных ориентациях, мировоззрении граждан нашей страны. Особенно остро эта трансформация повлияла на подрастающее поколение. Начавшийся процесс глобализации оказал существенное влияние на формирование сознания современной российской молодежи, перестраивание всех сфер жизнедеятельности современного человека.
Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Наряду с положительными сторонами процесса глобализации, отмечаются серьезные негативные последствия, связанные с насаждением определенного образа жизни и мышления, когда страны теряют свою культурную идентификацию, ценности, национальные особенности, становятся похожими на других. Глобализация — это естественное и всепроникающее развитие информационно-телекоммуникационных социальных технологий по всему миру, распространяющихся преимущественно из единого центра, который находится в ведущих странах Запада — США и ряде стран ЕС. Важнейшей ее особенностью является выгодное этим странам распространение по создаваемым каналам из центра на периферию западной культуры .
Развитие информационных технологий способствовало и способствует формированию глобалистского мировоззрения у молодежи во всем мире. Находясь под влиянием большого количества разноплановой и, зачастую, противоречивой информации, которая транслируется с экранов телевизоров, планшетов, телефонов, компьютеров, молодые люди теряют способность отсеивать ненужное, ложное, вредное. Они очень много времени проводят за гаджетами, что формирует у них экраноцентричное восприятие мира, «лишает ее критичности мышления и способствует формированию желания судить обо всем, зная о предмете разговора лишь малость, только видимую сторону, но будучи уверенным в своей фундаментальной правоте» . Именно эта часть населения является основным стратегическим ресурсом нации, она сохраняет и осуществляет преемственность развития общества, является основным проводником социально-экономического прогресса, передовых идей, выполняет функцию воспроизводства. И от направления развития, воспитания будет зависеть отношение подрастающего поколения к актуальным вопросам современности, которое во многом определит то, какой станет наше государство, какие ценности будут в конечном итоге доминировать в обществе.
Целью нашего исследования является выяснение позиции студенческой молодежи в отношении однополых браков, нетрадиционной формы сексуальных отношений, желания иметь традиционную семью, выявление факторов, определяющих мировоззрение подрастающего поколения.
2. Результаты исследования
В рамках нашего исследования опрос проводился в апреле-мае 2023 года среди студентов российских ВУЗов (Московского городского педагогического университета и Дагестанского государственного педагогического университета, 200 студентов). Количество респондентов составило 134 человека, м – 38%, ж – 62%, 17-20 лет – 85,1%, 21-25 лет – 14,2%. Религиозная самоидентификация опрашиваемых показана на рисунке 1.
Рисунок 1 - Распределение респондентов по вероисповеданию
Рисунок 2 - Распределение респондентов по отношению к созданию семьи и браку
Рисунок 3 - Распределение респондентов по отношению к нетрадиционным взаимоотношениям (а) и к демонстрации нетрадиционных взаимоотношений в кинематографе (б)
Рисунок 4 - Распределение респондентов по отношению к официальным новостным каналам
Таблица 1 - Оценка сопряжённости факторов влияния и отношения российской молодёжи к традиционным взаимоотношениям и семье
Факторный признак | Результативный признак | |||||
Желание иметь традиционную* семью | Приемлемость демонстрации нетрадиционных (ЛГБТ) отношений в кино | Приемлемость нетрадиционных (ЛГБТ) отношений | ||||
Критерий φ (крит. Фишера) | Kf Корреляция знаков (коэфф. Фехнера) | Критерий φ (крит. Фишера) | Kf Корреляция знаков (коэфф. Фехнера) | Критерий φ (крит. Фишера) | Kf Корреляция знаков (коэфф. Фехнера) | |
Родительский авторитет | 0,111 слабая | 0,18 прямая связь (не значим) | 0,094 несущественная | -0,13 обратная связь (не значим) | 0,077 несущественная | -0,0722 обратная связь (не значим) |
Религиозная принадлежность: любая | 0,341 средняя | 0,49 прямая связь (значим) | 0,349 средняя | -0,2 обратная связь (значим) | 0,428 относительно сильная | -0,22 обратная связь (значим) |
Предпочтение официальных источников информации | 0,194 слабая | 0,18 прямая связь (не значим) | 0,332 средняя | -0,44 обратная связь (значим) | 0,233 средняя | -0,33 обратная связь (значим) |
Выбор запрещённых в РФ источников информации | 0,151 слабая | 0,0417 обратная связь (не значим) | 0,228 средняя | 0,29 прямая связь (значим) | 0,184 слабая | 0,25 прямая связь (значим) |
Примечание: * регистрация брака, наличие детей
По результатам оценки сопряжённости факторов с использованием критерия φ (Фишера) не имеет значения, какую именно религию исповедует человек (сопряжённость фактора «желание иметь традиционную семью» с фактором «религия: христианство» – 0,195 слабая; с фактором «религия: ислам» – 0,108 слабая). Однако в целом принадлежность к любой из религий повышает существенность фактора до среднего уровня (критерий φ – 0,341; прямая связь) при оценке его влияния на желание иметь традиционную семью.
Предпочтение официальных источников информации оказывает влияние на неприемлемость нетрадиционных взаимоотношений (ЛГБТ*) (критерий φ – 0,332) и неприемлемость демонстрации в кинематографе нетрадиционных взаимоотношений (критерий φ – 0,233). Выбор запрещенных в РФ источников информации имеет среднюю сопряженность с приемлемостью демонстрации нетрадиционных отношений в кинематографе (критерий φ – 0,228; прямая связь), однако практически не оказывает влияния на желание иметь традиционную семью и приемлемость нетрадиционных отношений.
* «Международное общественное движение ЛГБТ» признано экстремистским и запрещено на территории РФ
3. Заключение
Нетрадиционные формы сексуальных отношений были распространены во все эпохи, но общество, то относилось к этому как к чему-то нормальному, то подвергало гонениям людей с нетрадиционной ориентацией. Современное отношение к нетрадиционной любви в мире неоднозначно. Многие страны мира пропагандируют и пытаются узаконить однополые отношения и возможность усыновления детей однополыми парами.
С развитием интернета стала доступна информация разного толка, влияющая на умы и сознание людей. На человека интенсивно стала воздействовать реклама. За основу развития рекламы, которая стала распространяться с середины 20 века, когда началась и сексуальная революция, была принята именно зрительная стратегия. Тенденция развития рекламы была по нисходящей спирали в сторону все большей яркости и откровенности. Как только происходило привыкание, и реклама переставала давать нужный эффект, планка спускалась на более действенную зону, при подключении уже животных инстинктов .
К выработке определенных форм поведения и мышления человека подталкивают манипуляции сознанием через социальные сети, телевидение, интернет . Их важным аспектом становится уход от принципа многократного повторения к принципу логического построения фактов таким образом, чтобы объект манипуляции сам путем последовательных логических умопостроений пришел к изначально заданным манипулятором выводам. Через Интернет также становится совершенно доступной любая информация, сложно ограничить появление, в том числе и той, которая может нанести вред человеку или социальной системе. Во «вседозволенности» проявляется обратная сторона выбора человеком свободы и свободного самовыражения, так изменение социальных норм может привести к девальвации природы индивидуума, снижению рождаемости, обострению социальных противоречий и нарастанию конфликтов.