Методика специальной физической подготовки в компьютерном спорте
Методика специальной физической подготовки в компьютерном спорте
Аннотация
В работе приводится методика специальной физической подготовки в компьютерном спорте и результаты специально подобранных под специфику компьютерного спорта тестов на аппаратно-программном комплексе НС-Психотест компании «Нейрософт». В работе также содержатся комплексы специальных упражнений, включающие тренировочные игровые задания на платформе «Cyberten» (Университет Лесгафта, Санкт-Петербург) и физические упражнения, направленные на повышение двигательной активности киберспортсменов. Приведённые в работе комплексы специальных игровых и физических упражнений распределены в тренировочные занятия в мезоцикле. Результаты исследования подтверждают эффективность предложенных комплексов специальных упражнений и комплекса физических упражнений в совместном использовании.
1. Введение
Вопрос о перспективах и путях развития физической культуры и спорта во многом обусловлен необходимостью поиска современных методик спортивной подготовки в новейших видах спорта, к числу которых относится компьютерный спорт. Актуальность темы исследования определяет стремительно развивающийся процесс цифровизации спорта, возросший со стороны детей и молодежи интерес к занятию компьютерным спортом, а также уделяемое со стороны правительства Российской Федерации внимание к развитию цифрового спорта .
Однако на сегодняшний день возникают противоречия между:
– развитием компьютерного спорта как элемента системы теории и практики спортивной тренировки и отсутствием системного подхода к рассмотрению различных аспектов компьютерного спорта, его особенностей и проблем,
– возрастающей потребностью методического сопровождения тренировочной деятельности в компьютерном спорте и отсутствием разработанной и апробированной методики спортивной подготовки в киберспортсменов, учитывающей требования Федерального стандарта спортивной подготовки по данному виду спорта, предлагающей развитие всех необходимых для успешной спортивной деятельности физических качеств обучающихся.
Указанные противоречия, а также отсутствие разработанной и апробированной методики специальной физической подготовки в компьютерном спорте по результатам систематического обзора научно-методической литературы , , , подтверждают актуальность проблемы исследования.
Целью данного исследования являлась разработка и экспериментальная проверка методики специальной физической подготовки в компьютерном спорте. Методами исследования были выбраны: теоретический анализ научно-методической литературы по построению спортивной тренировки киберспортсменов, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование физических способностей, методы математической статистики.
2. Основные результаты
Исследование проводилось на базе научно-исследовательского института олимпийского спорта УралГУФК. Тестирование проводилось на аппаратно-программном комплексе НС-Психотест компании «Нейрософт».
Исследование проводилось в три этапа: первый этап (октябрь 2023 г.) – исходное тестирование, второй этап (ноябрь 2023 г. – апрель 2024 г.) – внедрение методики, третий этап (май 2024 г.) – итоговое тестирование.
Основной формой учебно-тренировочного процесса выбрана игровая деятельность на тренировочной платформе «Cyberten» (Университет Лесгафта, Санкт-Петербург) . В ходе исследования определены наиболее эффективные методы развития специальных физических качеств киберспортсменов, включающие совместное использование комплексов специальных игровых упражнений и комплекса физических упражнений.
В ходе исследования разработаны три комплекса специальных игровых упражнений и комплекс физических упражнений.
Комплекс специальных игровых упражнений №1 был направлен на развитие специальной игровой координации и решал следующие задачи:
− закрепить навык ориентирования в игровом пространстве;
− развивать меткость, точность игровых действий.
Комплекс специальных игровых упражнений №2 был направлен на развитие специальной игровой скорости и решал следующие задачи:
– закрепить навык реагирования и принятия игрового решения;
– развивать быстроту реакции, мышления, зрительного восприятия, игрового действия.
В нашей работе мы предполагали, что методика специальной физической подготовки в компьютерном спорте будет эффективной, если:
1) определены особенности спортивной тренировки в компьютерном спорте;
2) выбраны валидные тесты определения уровня СФП обучающихся киберспортсменов;
3) комплексы специальных упражнений, направленных на развитие СФП киберспортсменов будут совместно применяться с комплексом физических упражнений.
Комплекс специальных игровых упражнений №3 был направлен на развитие специальной игровой выносливости и решал следующие задачи:
– закрепить навык усидчивости и длительной игровой концентрации;
− развивать мыслительную выносливость, память, выносливость к выполнению игровой активности.
Комплекс физических упражнений №4 был направлен на повышение двигательной активности киберспортсменов и применялся совместно с первыми тремя комплексами в экспериментальной группе №2, способствуя более эффективному формированию специальной физической подготовленности. Также данный комплекс решал следующие задачи:
– развитие аэробной выносливости;
– развитие двигательно-координационных способностей;
– развитие скорости выполнения одиночного движения.
Распределение комплексов упражнений в мезоцикле для экспериментальных групп представлено в таблице 1 и таблице 2.
Таблица 1 - Распределение комплексов упражнений в мезоцикле киберспортсменов экспериментальной группы один
Номер недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
Первая | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 |
Вторая | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 |
Третья | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 3 |
Четвертая | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Таблица 2 - Распределение комплексов упражнений в мезоцикле киберспортсменов экспериментальной группы два
Номер недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
Первая | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Вторая | 3 | 3 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 |
Третья | 1 | 2 | 1 | 4 | 3 | 1 | 3 |
Четвертая | 2 | 3 | 2 | 4 | 1 | 2 | 3 |
В исследовании нами сформировано три группы – одна контрольная и две экспериментальные по десять человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента нами проведено исходное тестирование на определение уровня общей физической подготовленности обучающихся согласно требованиям Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Компьютерный спорт». Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Исходное тестирование на определение уровня общей физической подготовленности киберспортсменов
№ | Название теста | КГ | ЭГ1 | ЭГ2 | P |
1 | Бег 60 м (с) | 9,58±0,02 | 9,56±0,04 | 9,52±0,03 | >0,05 |
2 | Бег 2000 м (мин, с) | 9.30,2±0,15 | 9.10,2±0,17 | 9.40,1±0,16 | >0,05 |
3 | Челночный бег 3х10 м (с) | 7,96±0,18 | 7,92±0,13 | 7,86±0,11 | >0,05 |
Примечание: nКГ=10; nЭГ1=10; nЭГ2=10
Полученные результаты в трех группах статистически значимо не отличались, но полностью соответствовали требованиям Федерального стандарта. Также полученные результаты свидетельствовали о правильном формировании групп по критерию их общей физической подготовленности и двигательной активности.
Далее нами проведено исходное тестирование на определение уровня специальной физической подготовленности киберспортсменов. По всем восьми специально подобранным под специфику компьютерного спорта тестам результаты статистически значимо в трех группах не отличались. Результаты исходного тестирования представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Исходное тестирование на определение уровня специальной физической подготовленности киберспортсменов
№ | Название теста | КГ | ЭГ1 | ЭГ2 | P |
1 | Теппинг тест (Число ударов) | 196,2±6,09 | 196,7±6,14 | 203,8±7,55 | >0,05 |
2 | РДО (Процент положительных реакций) | 36,9±5,24 | 37,8±4,14 | 48,9±5,54 | >0,05 |
3 | Оценка внимания (Устойчивость внимания в баллах) | 2,2±0,14 | 2,1±0,23 | 2,4±0,16 | >0,05 |
4 | Реакция выбора (Общее число ошибок) | 9,6±1,27 | 9,7±1,15 | 7,4±1,71 | >0,05 |
5 | Помехоустойчивость (Число ошибок запаздывания) | 2,7±0,56 | 2,4±0,48 | 3±0,39 | >0,05 |
6 | КЧСМ (Средняя частота, гц) | 41,26±1,15 | 41,31±1,45 | 43,82±1,17 | >0,05 |
7 | Таблица Шульте-Горбова (Время выполнения, с) | 112,8±5,46 | 111,5±5,31 | 113,6±5,52 | >0,05 |
8 | Проба Таблица Шульте-Горбова (Время выполнения, с) | 190,3±4,54 | 180,6±5,29 | 204,6±2,2 | >0,05 |
Примечание: nКГ=10; nЭГ1=10; nЭГ2=10
После проведения исходных тестирований нами был проведен педагогический эксперимент. Контрольная группа занималась по ставшей традиционной системе подготовки киберспортсменов, в которой уделяется внимание лишь отработке игровых ситуаций на игровых картах.
Экспериментальная группа номер два помимо отработки игровых ситуаций на картах включала в свой учебно-тренировочный процесс первые три комплекса, т.е. только тренировочную платформу «Cyberten» (Университет Лесгафта, Санкт-Петербург). В качестве физической активности в контрольной и экспериментальной группе один применялось занятие по плаванию один раз в неделю. Экспериментальная группа номер два занималась по предложенной нами методике и помимо игровых карт применяла в своих учебно-тренировочных занятиях все четыре предложенных нами комплекса, т.е. в этой группе уделялось внимание формированию гармонично-развитого киберспортсмена, в котором двигательная активность является обязательным условием подготовки, в том числе специальной. Содержание учебно-тренировочного процесса контрольной группы и двух экспериментальных группы представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Содержание учебно-тренировочного процесса киберспортсменов
Контрольная группа | Экспериментальная группа 1 | Экспериментальная группа 2 |
Отработка игровых ситуаций на игровых картах с ботами и в режиме онлайн игры с противниками (Сайт «cybershoke.net», режимы: duels, Retake, DM) | Отработка игровых ситуаций на игровых картах с ботами и в режиме онлайн игры с противниками (Сайт «cybershoke.net», режимы: дуэль, ретейк, дм) + Применение 1-3 комплексов специальных упражнений на тренировочной платформе «Кибертен» | Отработка игровых ситуаций на игровых картах с ботами и в режиме онлайн игры с противниками (Сайт «cybershoke.net», режимы: дуэль, ретейк, дм) + Применение 1-3 комплексов специальных упражнений на тренировочной платформе «Кибертен» + Применение 4 комплекса физических упражнений |
После проведения педагогического эксперимента нами проведено итоговое тестирование на определение уровня специальной физической подготовленности киберспортсменов. Результаты итогового тестирования представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Итоговое тестирование на определение уровня специальной физической подготовленности киберспортсменов
№ | Название теста | КГ | ЭГ1 | ЭГ2 | P |
1 | Теппинг тест (Число ударов) | 194,3±6,17 | 191,4±6,56 | 213,2±7,55 | <0,05 |
2 | РДО (Процент положительных реакций) | 34,7±3,24 | 36,7±3,91 | 59,7±4,02 | <0,05 |
3 | Оценка внимания (Устойчивость внимания в баллах) | 2,1±0,16 | 2,1±0,18 | 2,9±0,1 | <0,05 |
4 | Реакция выбора (Общее число ошибок) | 8,6±1,34 | 8,7±1,36 | 4±1,4 | <0,05 |
5 | Помехоустойчивость (Число ошибок запаздывания) | 2,5±0,66 | 2,1±0,31 | 0,7±0,21 | <0,05 |
6 | КЧСМ (Средняя частота, гц) | 42,34±1,57 | 41,29±1,53 | 46,39±1,02 | <0,05 |
7 | Таблица Шульте-Горбова (Время выполнения, с) | 113,6±5,63 | 111,7±5,13 | 93,4±1,7 | <0,05 |
8 | Проба Таблица Шульте-Горбова (Время выполнения, с) | 192,4±4,47 | 189,8±5,26 | 161,2±7,7 | <0,05 |
Примечание: nКГ=10; nЭГ1=10; nЭГ2=10
Результаты в контрольной, экспериментальной группе один и экспериментальной группе два статистически значимо по окончании эксперимента отличались, что подтверждает эффективность предложенной нами методики.
Статистически значимая динамика прироста показателей была отмечена только в экспериментальной группе два, в контрольной и экспериментальной группе один динамика прироста показателей не была отмечена статистической значимостью.
3. Заключение
Различия в результатах тестирования контрольной и экспериментальной группы номер один по сравнению с результатами тестирования киберспортсменов экспериментальной группы номер два статистически значимы.
Предложенные комплексы специальных упражнений на платформе «Cyberten» (Университет Лесгафта, Санкт-Петербург), направленные на развитие специальной физической подготовки киберспортсменов, являются эффективными в совместном использовании игровой платформы и комплекса физических упражнений общей и специальной направленности.
Результаты исследования могут быть использованы в практике спортивной подготовки киберспортсменов и стать основой для разработки методики спортивной тренировки в компьютерном спорте.
Дальнейшая работа будет заключаться в разработке полноценной методики спортивной тренировки в компьютерном спорте.