ЖИВОПИСЬ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.149.123
Выпуск: № 11 (149), 2024
Предложена:
16.10.2024
Принята:
07.11.2024
Опубликована:
18.11.2024
44
1
XML
PDF

Аннотация

Эстетическое воспитание младших школьников учит видеть, думать, анализировать, спорить и дискутировать об искусстве, развивает художественный вкус, мелкую моторику, учит видеть красоту и передавать свои ощущения и эмоции от увиденного на листе с помощью водорастворимых техник. Авторы описывают художественные материалы, способствующие развитию эстетического воспитания ребёнка. В данной статье авторами рассматривается эстетическое воспитание детей средствами разнообразных живописных материалов, водорастворимых техник живописи, а также возникающие в связи с этим проблемы. Приводятся рекомендации, как развить интерес младшего школьника к творчеству и не потерять его в дальнейшей жизни. В статье говорится о значимости изобразительной деятельности в творческом развитии младших школьников. Описывается, как происходит и с чем связано формирование личности учащихся в процессе изобразительной деятельности. Анализируется художественная и научно-исследовательская литература, которая раскрывает значимость и выбор живописных техник. Рассматриваются именитые художники, живопись которых помогает в эстетическом воспитании и развитии художественного вкуса у детей младшего школьного возраста. Актуальностью исследования является эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста, становление на путь их творческого развития, где происходит формирование их творческих способностей, приобретение навыков, знаний и умений в области искусства. И важным, на наш взгляд, итогом исследовательской работы явился тот факт, что благодаря правильно подобранным наглядным пособиям и использованию водорастворимой техники на уроках изо формируется качественное представление и интерес к искусству у детей младшего школьного возраста.

1. Введение

Творческое становление будущего художника происходит благодаря последовательной и чёткой организации художественного воспитания, которое заключается в развитии у детей необходимости эстетически правильно оценивать и воспринимать окружающую действительность. Исследования психологов и физиологов доказали, что процесс творческой деятельности помогает становлению восприятия учащихся, умению видеть, анализировать. Усвоение художественных знаний и умений, должно происходить неразрывно и знания, которые ребёнок получает в раннем возрасте, должны идти поступательно, от простого к сложному, накапливаться и усложняться по мере развития. Ребёнок должен обогащаться новыми эстетическими знаниями об искусстве

и совершенствовать знания о техниках живописи. Развитием эстетического воспитания, творческого развития, занимались известные учёные-педагоги, труды которых по сей день являются основой методологии в области нашего исследования, среди них: Л.А. Буровкина
, С.Е. Игнатьев
, М.В. Ноздрачева
, Л.П. Печко
, М.А. Семёнова
. Развитием воображения и эстетическим развитием, занимался Л. С. Выготский
, М.А. Семёнова
. Методические рекомендации по работе с художественными материалами, воспитанию детей в области изобразительных искусств, актуальные для нашего исследования темы, описаны в трудах В.С. Кузина
, Б.М. Неменского
, С.П. Рощина
и др.

Возникает важные вопросы для нашего исследования. Как воспитать любовь к красоте и творчеству у детей младшего школьного возраста, направить на путь развития и приобретения художественных навыков и умений? Как воспитать ребёнка, который будет любить и понимать искусство, богатство этого мира?

Одними из главных вопросов нашего исследования, которые могут возникнуть, являются: как воспитать художественный вкус и любовь к искусству? Как научить ребенка любить живопись? Безусловно, на начальном этапе, дети младшего школьного возраста только встают на путь творческого развития и очень важно способствовать созданию благоприятной творческой среды, которое имеет большое значение на развитие личности ребёнка. В общеобразовательных школах, студиях на занятиях дополнительного образования и дома должна присутствовать необходимая творческая среда, и её организация значительна на всех стадиях организации процесса обучения, ведь от неё зависит благоприятное взаимоотношение между учителем и учащимися, родителями и детьми. Разностороннее развитие личности ребёнка происходит благодаря двум сообществам: профессионально-педагогическом и социально-родительском. Каждое сообщество, а именно, семья и школа/студия/художественная школа, вкладывает свои знания, развивает художественно-творческие навыки, раскрывает лучшие стороны личности ребенка. Задача семьи проявить интерес в заинтересованности своих детей к творчеству, поддержать их стремление к искусству. Задача учителя создать творческую среду, в которой дети смогут учиться любить искусство и получать новые знания и умения в сфере живописи, стремиться к духовно-нравственому и творческому развитию, как в школе на уроках изобразительного искусства, так и вне учебного заведения. Именно художественно-творческая среда задаёт активность в обучении, формированию личности ребёнка. Немаловажную роль оказывает пример самого учителя: участие в выставках, конкурсах, различных мероприятиях, связанных с изобразительной деятельностью. Это воспитывает в детях мотивацию, активизацию в обучаемый процесс, дети перенимают знания и опыт педагога.

Говоря о воспитании художественного вкуса, стоит отметить важность проведения уроков, направленных на эстетическое развитие и понимание искусства, развитие художественно-творческих способностей. Такие уроки помогают приобретать знания и умения, а именно:

- формирование художественного мышления, например: тематические уроки позволяют углубляться в тему, находить новые пути изображения, анализировать и собирать информацию, отображать на листе бумаги накопленные знания, умение находить нестандартные решения;

- умение работать в различных водорастворимых техниках: гуашь, акварель и темпера;

- изобразительная деятельность учит мыслить нестандартно и креативно;

- задания по изобразительной деятельности, направленные на изучение;

цвета и цветового круга, умение видеть пятнами, композиционная целостность, поиск композиции в предварительных набросках к работе;

- исследование истории развития искусства, народного творчества, традиций: знакомство с художественными стилями, творчество мастеров изобразительного искусства, культура и богатство нашей многонациональной страны имеет эффективное эстетическое воздействие;

- уроки по ИЗО способствуют улучшению мелкой моторики, координации движения и психологическому состоянию учеников, на уроках по изобразительному искусству создаётся благоприятная творческая среда, в которой у ребёнка возникает желание и интерес к изучению новых знаний, приобретение и перенимание навыков и умений учителя;

- изобразительное искусство помогает детям выразить свои чувства и эмоции на листе бумаги, используя водорастворимые материалы, можно понять, что интересно ребёнку, о чём он думает или к чему стремиться;

- творческая самореализация и персонализация. Дети на уроках ИЗО проявляют интерес к искусству и важно понимать, что заинтересованность ребёнка может быть связана с последующим выбором будущей профессии.

На уроках изобразительного искусства предоставляется уникальная возможность выразить свои чувства путём создания картины. Дети младшего школьного возраста открыты к изучению нового, стремятся к подражанию учителя и очень важно на данном этапе сформировать у них собственное представление мыслить творчески, привить им любовь к искусству и сделать их неравнодушными к урокам ИЗО.

Искусство развивает эстетический вкус. Изобразительное искусство способствует развитию творческого потенциала детей младшего школьного возраста, их воображению и фантазии. Учит уметь слышать и слушать, не перебивая учителя, активизирует активность в работе на уроке, умению мыслить, анализировать произведения искусства. Учит работать и применять свои знания в других предметных областях, которые младшие школьники постепенно начинают изучать и осваивать

. 

2. Методы и принципы исследования

Для выполнения исследования мы применяли следующие методы: теоретический, анализ литературы по художественному творчеству, который помог определить важность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

В нашем исследовании, поговорили о важности подбора наглядных пособий для уроков ИЗО. Опираясь на произведения Марке или Сёра, на уроке, можно объяснить детям младшего школьного возраста, как накладывать и смешивать краску, какие цвета использовать при написании пейзажей, как передать свои чувства на листе бумаги.

Также в процессе работы над исследованием мы пользовались эмпирическим и теоретическим методами. К ним мы относим наблюдение, работу по изучению различных водорастворимых техник для развития навыков рисования, таких как акварель, гуашь и темпера. Данные водорастворимые техники раскрывают художественно-творческие способности, помогают детям выразить свои чувства и эмоции в своей работе.

Говоря о важности эстетического воспитания в нашем исследовании, мы применили метод наглядности в процессе объяснения нового материала. Например: стоит остановиться и рассмотреть известных художников, искусство которых поможет развитию художественно-эстетического вкуса, интереса детей младшего школьного возраста к живописи.

Остановимся на таком прекрасном художнике – Альбере Марке, выдающимся французском художнике-постимпрессионисте, пейзажисте и фовисте XIX-XX веков, известным своими многочисленными индустриальными пейзажами. Контуры его пейзажей довольно просты, а цвета неестественно яркие и контрастные. Но именно в его работах можно почувствовать эмоции и погрузиться в настроение парижских улочек и морских пейзажей. Картины Альбера Марке существенно различаются между собой – живописец писал не только моря и гавани, но и портреты, и обнаженную натуру. За долгую творческую жизнь неоднократно менялся стиль художника. Наиболее известны его индустриальные пейзажи, изображающие обычную повседневную жизнь городов. «Ведь это он научил художников передавать воду белилами. Ведь это он с необычайной смелостью ввел употребление натурального черного цвета... Ведь это он наглядно показал, что цвет – это эпитет, который может с предельной, лапидарной, почти научной точностью определить качество предмета – будь то чугунная ограда Сены, буксирный пароход или куст боярышника на сельской меже», – писал о Марке Валентин Катаев

. Всю жить художник отображал живую, бурлящую действительность, пытаясь вникнуть вглубь естества природы и окружения. Марке смотрит на природу с добротой.

Продолжая говорить об эстетическом воспитании и путях развития и приобретения художественных навыков и умений у учащихся младшего школьного возраста, следует вспомнить Жоржа Сёра. Следуя духу времени, Жорж Сёра искал новые способы выражения своих впечатлений, своего видения мира. Как и другие художники, он отвергал классический стиль, но свободная манера импрессионистов, их широкие мазки, «размытость» изображения, смешение цветов, игра теней и света его не устраивали. Как и любой художник и человек, чей интерес к искусству не иссякал, Сёра пытался вывести искусство на новый уровень. Ответом на технику импрессионистов стал пуантилизм – метод, основанный на научном подходе, требующий скрупулёзности и точности. Сёра писал пейзажи с натуры. Свои работы часто выполнял на пленэре, несколько недель он жил в Нормандии, в деревне, расположенной недалеко от форта. От пейзажей Сёра веет спокойствием и умиротворением.

Показывая произведения художников, таких как Жорж Сёра и Альбер Марке, на уроках изобразительного искусства, мы учим детей понимать искусство, объясняя, как такие художники изображали морские пейзажи, как накладывали мазки, какие цвета использовали при создании своих работ. Также можно задать вопрос детям, какие чувства и эмоции они испытывают, глядя на их картины. Грамотно организованный показ методического материала для урока изобразительного искусства, подбор работ художников, помогает научить детей видеть прекрасное, анализировать, думать, чувствовать, оставаться неравнодушными к искусству.

3. Основные результаты

Эстетическое воспитание и художественное развитие детей младшего школьного возраста, происходит под влиянием взрослого: педагога и учителя. Дети берут пример во многом со своего наставника, в качестве которого может выступать как родитель, так и учитель начальных классов, либо педагог студии, который формирует и прививает ему любовь к искусству, учит видеть прекрасное и отображать увиденное на листе бумаги. Важно правильно показывать примеры, преподносить информацию последовательно, накапливая и оттачивая навыки и умения. В младшем школьном возрасте особенно часто используются водорастворимые материалы, которые имеют множество преимуществ. Они удобны в использовании, их можно найти в любом художественном магазине, гуашь и акварель можно легко убрать с одежды. При этом водорастворимые материалы – основа для становления будущего художника. Текучесть, прозрачность акварели учит ребёнка чувствовать цвет, гуашь и темпера позволяют работать пастозно, перекрывать и смешивать цвета в работе. Всегда можно экспериментировать с новыми материалами, существует большое множество придуманных техник, главное то, что занятия творчеством объединяют детей, родителей и педагогов, делая жизнь более интересной.

В младшем школьном возрасте это период с 6,5 до 11 лет, то есть с первого по четвёртый классы школы, формируются следующие художественные навыки и умения в процессе изобразительной деятельности:

- целостность изображения композиции, грамотное расположение на листе бумаги;

- формируются композиционные признаки: целостность, ритмичность, симметричность изображения;

- понимание пространства: расположение элементов на предметной плоскости, метод загораживания;

- многообразие изображаемых предметов (умение компоновать постановку на формате бумаги);

- умение видеть и отображать действительность;

- анализ окружающего мира;

- передача пропорций;

- знание цвета, теплохолодности, смешения красок;

- способность передачи эмоциональной окраски в работе.

Раскрытию творческих навыков способствуют уроки и занятия пейзажной живописи водорастворимыми техниками. Например, при изображении морского пейзажа, дети учатся определять линию горизонта, при работе с акварелью, учащиеся передают настроение и лёгкость морской стихии

. Помимо этого, младшие школьники учатся плановости с помощью изображения передних, средних и дальних планов, изображению береговой линии, методу загораживания и цельности. Существуют задания и на развитие колористических навыков у детей при помощи водорастворимых материалов. Практика тематического рисования, позволяет развивать фантазию и воображение ребёнка. В младшем школьном возрасте задания нужно строить исходя из умений учащихся, знания должны даваться поступательно, от простого к сложному, закрепляться. Также очень важен подбор иллюстративного материала, на который ребёнок будет полагаться на уроке. Примеры наглядного пособия должны быть отобраны правильно, чётко отображая суть, это могут быть как журналы с репродукциями именитых художников, так и открытки или сделанные работы учителем раннее.

4. Обсуждение

На наш взгляд, для развития юных художников важно предоставлять разнообразные материалы для рисования, показывать различные водорастворимые техники, такие как – гуашь, акварель, темпера. Чем полезны эти художественные материалы для развития детского творчества:

- Детям младшего школьного возраста можно попробовать писать акварельными красками. Акварельная живопись учит ребёнка пониманию композиционной целостности, знаниям цвета, тона, объёма и способности передачи состояния. Акварельная краска очень удобная, особенно детям стоит рассмотреть и показать рисование по-мокрому, когда краска растекается по увлажнённому листу, делая мягкие переходы. Акварель не терпит ошибок, поэтому данная водорастворимая техника считается сложной для детей младшего школьного возраста, она учит их точности и смелости письма.

- Гуашь, в свою очередь, подготавливает ребенка к дальнейшему творческому росту, к восприятию цветовых отношений, механическому смешению цветов на палитре, поиску цветового колорита, цельности, пастозности. Эти знания о данной технике дают возможность почувствовать иной материал, который часто используется на уроках и занятиях по изобразительному искусству. Гуашь даёт возможность перекрытия, при высыхании имеет свойство высветляться. Этот корпусный водорастворимый материал отличается особой плотностью, в отличие от акварельной живописи. При работе красками происходит развитие мелкой моторики и усидчивости, развиваются навыки владению кисти.

- Темперная водорастворимая краска, как правило, используется на занятиях дополнительного образования, в студиях и художественных школах. Этот материал более сложный и отличается от гуаши, по плотности и консистенции, но большим преимуществом является неизменность цвета при высыхании работы. Темперная живопись учит ребёнка накладывать мазки пастозно и живо, учит разбору на большие цветовые отношения по пятнам и общей гармонии цвета в работе.

При формировании художественно-образного мышления, в процессе занятий водорастворимыми материалами, развиваются следующие навыки: творческое воображение, зрительная память, мышление, способность видеть и отображать натуру, владение техническими приёмами живописи. Все эти навыки являются главными составляющими в развитии творческой личности и пониманию важности эстетического воспитания.

Вставая на путь творческого развития, ребёнок совершает ошибки в своих первых работах. Очень важно с пониманием и чуткостью отнестись к ребёнку и помочь ему закрепить знания и отработать навыки. Для этого, важно закреплять теоретические знания (термины об искусстве, живописи, графики) практическими занятиями с повторением и подробной демонстрацией пошагового выполнения работы: как держать кисть, как смачивать лист под акварель, какие кисти использовать, как накладывать цвет и смешивать краски и многое другое. Важен также подбор наглядного пособия к урокам и занятиям по изобразительному искусству. Пособия, работы и репродукции художников должны отражать специфику и тему урока, дополнять урок, а не перегружать его. Нужно поддерживать ребенка в его творческом процессе, это может быть как словесная похвала и рефлексия в конце урока со стороны учителя или сверстников, так и оценка. Необходимо подбирать слова и стараться как можно больше общаться с ребенком, делать акцент на достигнутом результате и помогать в исправлении или корректировке ошибок, хвалить за удачные моменты в работе. Поддержка и одобрение со стороны учителя помогут развивать уверенность в себе и своих творческих способностях. Если у ребёнка есть способности и потенциал, следует приобщать его к различным конкурсам и олимпиадам по изобразительному искусству.

5. Заключение

Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста является началом пути в изобразительное искусство. Прививая любовь к искусству, мы не только учим ребёнка рисовать, мы учим его думать, видеть, анализировать, рассуждать и понимать искусство, способствуем пониманию красоты этого мира, передачи чувств в своей работе.

Педагог, как и художник, в своём творчестве и становлении, как профессионала, должен опираться на ценностный опыт прошлого, наработанный поколениями творцов, который полезен и необходим для расширения знаний в искусстве. Очень важно развитие учителя в сфере искусства, которое будет мотивировать учащихся к собственному творческому и эстетическому развитию.

Важно помнить, что благодаря правильно подобранным наглядным пособиям и использованию водорастворимой техники на уроках ИЗО, использованию материалов, таких как акварель, гуашь и темпера, формируется качественное представление об искусстве у детей младшего школьного возраста. Живопись водорастворимыми техниками помогает детям выражать свои чувства и эмоции на листе бумаги. В процессе занятий живописью развивается творческое воображение, зрительная память, мышление, способность видеть и отображать натуру различными техническими приёмами живописи. Все эти навыки являются главными составляющими в развитии и формировании творческой личности ребенка и играют огромную роль в эстетическом воспитании.

Метрика статьи

Просмотров:44
Скачиваний:1
Просмотры
Всего:
Просмотров:44