Профилактика видеоигровой зависимости у подростков со склонностью к эскапизму
Профилактика видеоигровой зависимости у подростков со склонностью к эскапизму
Аннотация
Эскапизм представляет собой мотивацию бегства от страха реальной жизни и повседневных трудностей в виртуальное пространство. В настоящее время актуализируются задачи профилактики, диагностики и коррекции поведения подростков, склонных к высокому уровню эскапизма. В статье проанализирован отечественный и зарубежный опыт исследования эскапизма. Представлен проект программы профилактики видеоигровой зависимости у подростков со склонностью к эскапизму на базе колледжа с подростками группы риска. В ходе работы применялись теоретические, эмпирические (тестирование, эксперимент) методы, методы обработки результатов исследования. Диагностическая программа исследования включала 5 методик с целью изучения предпосылок формирования видеоигровой аддикции в подростковом возрасте на ступени среднего профессионального образования. Программа профилактики видеоигровой зависимости у подростков со склонностью к эскапизму включала индивидуальные и групповые формы работы с учащимися, их родителями, педагогами; выстроена с учетом результатов исследования, индивидуальных особенностей учащихся подросткового возраста, включает элементы арт-терапевтических и телесно-ориентированных дыхательных практик для гармонизации психоэмоционального состояния подростка. Программа может быть использована в работе психологических служб школы, колледжа, вуза, при условии возможности организации занятий со студентами.
1. Введение
В настоящее время значительно обострилась проблема компьютерной игровой зависимости, эскапизма как ухода от реальности.
В западной науке проблема эскапизма начала активно изучаться в 40-50-годы прошлого столетия, когда мишенью исследований ученых стал анализ влияния СМИ на сознание рабочих, а позднее в 60-80-х гг. – мотивация туристов и путешественников. Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что желание «сбежать от рутины» является одним из центральных мотивов поведения в отпуске . Дж. Данн выдвинул гипотезу о том, что социальный эскапизм может быть продиктован стремлением человека избежать чувства изоляции .
В более поздних зарубежных исследованиях (начало 2000 годов) эскапизм рассматривается как фактор, приводящий к увеличению времени, проводимому людьми у телевизионных экранов. Э. Эванс масштабы распространения эскапизма связывает с ростом медиакультуры .
Д.Г. Литинская считает, что именно «ощущение социальной и информационной фрустрации приводит к бегству человека от существующей реальности и его ориентации на стратегии экзистенционального эскапизма» . Е.О. Труфанова говорит об эскапизме как «отщеплении части сознательных переживаний от сознания в целом» . А.Ш. Гусейнов рассматривает эскапизм как «адекватную внешнюю форму, которая поддерживает протестную активность на высшем уровне и позволяет разрешить противоречия личности, сохранив аутентичность бытия» .
Д. А. Кутузова различает «бегство» в целях самореализации и уход от действительности . Д.В. Балыковым разработана классификация форм эскапизма по степени влияния на личность и общество: позитивное влияние (уход в искусство, науку, работу и т.д.), нейтральное влияние (чтение книг и просмотр фильмов и т.д.), негативное влияние (алкоголизм, наркомания, хикикомори и др.) .
В целом, в отечественной практике изучения эскапизма акцент делается на внешние и внутренние факторы «бегства», эскапизм признается нормативным механизмом, имеющим место в сознании каждого. Будучи мотивацией бегства от возникающих трудностей и проблем, при низком и среднем значении эскапизм – вполне выигрышная стратегия, форма активности личности, призванная помогать преодолевать негативные эмоции посредством погружения в альтернативную цифровую реальность. В своей крайней форме эскапизм может привести к полной трансгрессии действительности индивида в виртуальный мир , .
Подростки, которые зачастую не хотят приспосабливаться и принимать существующий общественный уклад, являются наиболее уязвимой категорией, более остальных восприимчивой к образам виртуального мира . Актуальность проблемы бегства вообще и в силу специфики возраста острота ее звучания в подростковом возрасте выдвигает на первый план необходимость поиска методов и подходов к предупреждению.
2. Методы и принципы исследования
Для изучения эскапизма и видеоигровой зависимости у подростков был использован пакет психодиагностических методик – тест Томаса А. Такера (в адаптации И.А. Коныгиной), тест «Общая шкала проблемного использования интернета-3» (GPIUS-3) (А.А. Герасимов, А.Б. Холмогорова), тест «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилберга (в адаптации Ю.Л. Ханина), анкета на выявление примерного времени, затрачиваемого подростками на видеоигровой контент, тест «Методика измерения уровня выраженности эскапизма» (Т.Н. Савченко, О.И. Теславская, Е.В. Беловол, А.А. Кардапольцева). Для выявления связи между переменными применялся критерий К.Спирмена. Исследование проводилось в течение четырех лет. В общей сложности в диагностике приняли участие 136 подростков, группу риска составили 98 подростков-студентов, из них – 56 девушек и 42 юноши.
3. Основные результаты
На констатирующем этап были получены результаты, позволившие сделать вывод о том, что уровень эскапизма имеет высокий коэффициент корреляции (0,233) с развитием негативных последствий от игры. Значимый коэффициент корреляции (0,427) на уровне р≤0,01 выявлен при анализе взаимосвязи уровня эскапизма со временем игры и значимый коэффициент корреляции (0,381) по опроснику Т.А. Такера свидетельствует о наличии высокого уровня связи между уровнем эскапизма и степенью сформированности уровня зависимости от видеоигр .
Программа профилактики видеоигровой зависимости у подростков, склонных к эскапизму составлена с целью формирования навыков психологической саморегуляции через групповые и индивидуальные формы работы для повышения осознанности подростков, а также снижения времени, затрачиваемого ими на видеоигровой контент.
Задачи программы:
1. Способствовать развитию творческого потенциала участников группы, их способности к осознанности и позитивной сублимации через арт-терапевтические тренинговые формы работы.
2. Содействовать формированию навыков саморегуляции.
3. Создать условия (просветительский контент) для повышения осведомленности подростков в вопросах механизмов, причин, последствий влияния игровой компьютерной зависимости.
4. Обсуждение
Программа включает 22 занятия (групповые и индивидуальные занятия, консультации учащихся, их родителей и педагогов). Основными методами реализации программы являются: беседа, арт-терапевтические и релаксационные упражнения, дискуссии, занятия с элементами тренинга, мастер-классы, консультации и пр.
Представим краткое описание занятий программы:
1. Групповые занятия с подростками группы риска:
- беседа по вопросам: Что такое видеоигровая зависимость? Каковы предпосылки развития игрового компьютерного аддикта? Каковы личностные особенности людей, зависимых от игрового компьютерного контента? Последствия видеоигровой зависимости; - заполнение рефлексивного дневника с упражнениями на самопознание и саморазвитие, собеседование по выполненным упражнениям в дневнике: «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем», «Мои сильные стороны», «Навыки, которые будут способствовать моей успешности в будущем», «Мои таланты и способности – моя будущая профессия;
- деловая игра по микрогруппам,
- занятия с элементами тренинга по развитию навыков конструктивного общения, эффективного реагирования в ситуациях конфликтного противостояния;
- решение психологических задач и кейсов;
- мастер-классы по сказке и маскотерапии, в рамках которых учащиеся не только изготавливают маски (костюмы), но и используют их в мини-театральных постановках;
- занятия с элементами арт-терапии, способствующие снятию напряжения, проработке негативных переживаний и пр.
- занятия, направленные развитие саморегуляции как условие контроля времени, затрачиваемого на интернет контент и, в перспективе, более осознанного использования гаджетов,
- занятия, направленные на позитивную профилактику, включение учащихся в социально значимые формы деятельности с учетом интересов подростков.
2. Индивидуальные занятия с подростками по развитию эмоциональной саморегуляции, адекватной самооценки, снятию тревожности, анализу проблем подросткового возраста, выявлению скрытых ресурсов, которые могут помочь в преодолении трудностей в обучении, общении, взаимодействии, социализации, развитии психологической ресурсности подростка. На занятиях анализируются способы, с помощью которых подросток обычно снимает психоэмоциональное напряжение (видеоигры, чтение, просмотр сериалов и пр.), выделяются конструктивные и деструктивные аспекты.
3. Групповые занятия с родителями и педагогами (семинары, родительские собрания, оформление памяток, размещение материалов на сайте): психолого-педагогическое просвещение по вопросам, касающимся профилактики видеоигровой зависимости, повышение осведомленности взрослых в вопросах психологических особенностей, специфики поведения, маркеров аддиктивной модели поведения, составление рекомендаций, направленных на нивелирование риска формирования зависимости от компьютерных игр, выстраивание конструктивного общения с подростком и др.
5. Заключение
Работа с подростками группы риска, имеющими склонность к эскапизму должна быть организована посредством смешанных – групповых и индивидуальных форм работы, направленных в первую очередь, на развитие навыков психологической саморегуляции. Наиболее ресурсными в этом плане видятся нам арт-терапевтические и телесно-ориентированные практики, позволяющие создать интегральную систему, охватывающую всех участников учебно-воспитательного процесса. Эта цель реализуется через сетку координат, охватывающих:
- развитие творческого потенциала личности; - формирование навыков психологической саморегуляции; - накопление навыков, необходимых для установления конструктивного межличностного диалога в группе; - снижение времени, затрачиваемого подростками на видеоигровой контент; - формирование и систематизация представлений, повышение осведомлённости в вопросах возникновения аддикта не только у самих подростков, но и работающих с ними педагогами, а также родителей. В силу вышесказанного важной частью предлагаемых психолого-педагогических мероприятий является просвещение и консультирование родителей (лиц, их заменяющих) и педагогических кадров образовательного учреждения с целью формирования условий, необходимых для развития у данных участников учебно-воспитательного процесса необходимых знаниевых и личностных компетенций.