КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ФИЛОСОФСКО-ДУХОВНЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ФИЛОСОФСКО-ДУХОВНЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
Статья посвящена проблемам духовного состояния современной студенческой молодежи, как основного гаранта будущего процветания нашего государства. Восприятие себя, своего окружения и собственного места в жизни – один из важнейших вопросов, рассматриваемых в данном исследовании. Молодежь в настоящее время живет в сложных и порой неопределенных условиях, когда все меняется очень быстро. Поэтому идентификация себя в этом изменчивом мире встает перед ними очень остро. Важно также понимать, что традиционные практики духовного развития уступают место мировоззренческим, ментальным, таким, как просмотр фильмов, интернет-контента, общению в социальных сетях. А это в свою очередь не всегда оказывает положительное влияние на психику и здоровье молодежи. Проблемы психологического и философско-духовного развития студенческой молодежи, основываются на особенностях их восприятия собственного поведения. В проведенном исследовании приняли участие 134 студента двух институтов Московского городского педагогического университета: института педагогики и психологии образования и института экономики, управления и права. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что студенты оценивают свое отношение к жизни с точки зрения идеализации собственного восприятия и взаимодействия с обществом.
1. Введение
Рассматривая особенности развития духовного состояния молодежи, необходимо в первую очередь учитывать, что акцентируется внимание на прагматизме, некой индифферентности и индивидуализме. «И эти проблемы тесно связаны с экзистенциальным вакуумом в культуре, образовании и поведенческой стратегии»
, что, в свою очередь, ведет к нивелированию нравственных категорий и представляет в той или иной степени угрозу развитию общества. Молодежь, как определенная и важная социальная часть общества, чувствительна к любым социальным новациям, в то же время именно эта часть общества наиболее динамична по сравнению с другими социальными стратами. При этом «молодежь демонстрирует определенную лабильность, вариабельность и адаптацию к жизненным трудностям» . Надо понимать, что человек соответствует своим видовым характеристикам только в том случае, когда активно участвует в общественном бытии, единственной цивилизационной формой такого бытия является государство, которое предоставляет людям проявлять свою личную позицию в тех или иных вопросах социального взаимодействия. «Духовность в этом случае является некой парадигмой для реализации комплекса нравственных категорий, которая и определяет состояние когнитивных, аксиологических, культурологических, и других важных составляющих, включающих также и конструктивную жизненную стратегию, и социокультурную толерантность» . Нравственность, как основа поведенческой стратегии человека, корректирует его жизненный путь и формирует «правильные», ценностно ориентированные привычки, которые позволяют человеку не вредить окружающим людям и быть человечным по отношению к ним. Поэтому нам представляется актуальным вопрос самовосприятия студентами собственного поведения и отношения к другим людям.Цель исследования: выявить взаимосвязь между философско-духовным и психологическим состоянием студентов в личностном развитии для формирования качества жизни.
2. Методы исследования
В обществоведческом опросе участвовали студенты двух институтов Московского городского педагогического университета: института педагогики и психологии образования, и института экономики, управления и права в количестве 134 человек. Было проведено анонимное анкетирование респондентов для определения качества своей жизни. Вопросы включали в себя разделы по психологическому и философско-духовному состоянию студентов, направленные на самоанализ эмоциональной сферы и актуальных состояний.
В предложенных студентам анкетах использовали номинальную (упорядоченную) и порядковую (ранговую) шкалы. Значения были разделены по бальной системе: от 1–5 (очень низкий), от 6–10 (низкий), 11–15 (ниже среднего), 16–20 (средний), 21–25 (выше среднего), 26–30 (высокий). Оценку качества жизни рассматривали по адаптированной методике оценки качества жизни Дармешкиной (MostCommentedPosts). В ходе работы проводился анализ корреляционных взаимосвязей изучаемых переменных по Пирсону. Данный метод статистической обработки позволяет определить, как меняется характер связи между изучаемыми переменными взаимоотношений и факторами. Чем ближе к 1(единице), тем сильнее выражена связь (0,1<r <1).
3. Результаты исследования и их обсуждение
Анализ полученных результатов выявил, что в целом психологическое состояние студентов находится на хорошем уровне. Средний показатель составил 21,23±0,74 из 30 возможных баллов. Изучая показатели по отдельным категориям, выявлено, что 48,51% студентов имеет высокий уровень устойчивого состояния, 39,09% выше среднего; 14,93% средний и по 1,5% ниже среднего и низкий уровни по степени осознанности (рис. 1).
Рисунок 1 - Психологическое состояние студентов
В оценке сотрудничества, но с условием соблюдения собственной независимости, высокий уровень имеют 46,27%, а 2,24% и 8,9% избегают отношений сотрудничества, где бы демонстрировалась взаимная зависимость.
Рисунок 2 - Результаты личностных ответов в ситуативных видах психологического состояния
При анализе взаимосвязи тесноты корреляции между психологическими показателями была установлена умеренная статистическая зависимость между переменными: позитивной жизненной установки для открытости к новым идеям и прислушивания к мнению других (r<0,45); способности к разнообразию творческой деятельности в окружении новых людей (r<0,47); к оценке своей независимости с позитивным отношением к жизни (r<0,47); способности переживать человеческие эмоции без подавления и быть открытыми к мнениям других (r<0,44); заметная корреляционная связь проявилась в способности к разнообразной деятельности с использованием активного отдыха и уверенности в собственных силах (r<0,53).
Изучение философско-духовного стиля жизни студентов МГПУ, выявило, что в целом состояние студентов находится на очень хорошем уровне и составило 80,61%. Средний показатель составил 21,64±0,65 из 30 возможных баллов.
Рисунок 3 - Философско-духовное состояние студентов
Исследование по отдельным категориям вопросов выявило, что 55,22% студентов имеют высокие устойчивые ценности к жизни, 27,61% находятся на уровне выше среднего и стремятся достигнуть жизненных целей, только 1,49% и 2,24% имеют соответственно низкий и ниже среднего уровень важных жизненных приоритетов. Высокий уровень – способных прогнозировать свой жизненный путь имеют 27,61% респондентов, показатели выше среднего и средний уровень показали 31,34% студентов, которые не до конца представляют себе целевую направленность собственных действий, и соответственно низкий и ниже среднего 0,75% и 8,96% не представляют духовной стороны жизни. Отвечая на вопросы, касающиеся развития талантов в интеллектуальных и культурных областях, 31,34% респондентов имеют высокий уровень значимости, 32,09% – выше среднего, стремящихся к разностороннему развитию личности, низкий и ниже среднего соответственно 3,73% и 10,45% имеют слабый стержень к духовному развитию. К вопросам отношения к познанию мира и ее многообразия 47,76% студентов относятся к высокому уровню, выше среднего – 31,34% респондентов имеют интерес к жизни, низкий уровень и ниже среднего 1,49% и 2,99% соответственно. Во взаимоотношениях в обществе и заинтересованности во взаимодействии с другими людьми, высокий уровень наблюдается у 46,27%, выше среднего у 30,60%, а 2,24% и 0,75% демонстрируют низкий и ниже среднего показатели восприятия смысла собственной жизни, т.е. они не осознают, каков уровень их жизни. Данные по вопросам, касающимся размышления и созерцания, показали следующие результаты: 37,31% имеют высокий уровень развития этих способностей, 24,63% стараются уделять время для творческой реализации, 6,72% и 7,46% соответственно имеют низкий и ниже среднего уровни с отсутствием черт позитивной душевности (рис. 4).
Рисунок 4 - Результаты личностных ответов в философско-духовной сфере студентов
4. Заключение
Таким образом, анализ социологического опроса ценностных ориентиров студентов выявил, что философско-духовный и психологический уровни самопознания и осмысление реальности у молодого человека происходит в результате получения удовлетворённости своей жизнедеятельностью в условиях социума.
Проведенное исследование показало, что из 30 возможных баллов студенты оценили свое психологическое состояние на 21,23±0,74, что составило 80,61% всех опрошенных студентов, а философско-духовное жизнеощущение на 21,64±0,65, что составляет 87,60%. Исходя из этого, духовность включает три важных аспекта – познавательное, нравственное и эстетическое, и определяет влияние на состояние души и отношения к обществу.
Полученные данные имеют практическое значение для понимания взаимоотношений в социуме и личностном развитии для формирования качества жизни, что может привести к обогащению знаний на уровне философско-духовного мировосприятия. Духовность и поведенческая осознанность к смыслу жизни у современной молодежи взаимосвязаны между собой, что нашло подтверждение в данном исследовании.