ЭТНОПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ РЕСПУБЛИКИ ИРАК

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2025.151.56
Выпуск: № 1 (151), 2025
Предложена:
31.10.2024
Принята:
23.12.2024
Опубликована:
24.01.2025
43
0
XML
PDF

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения этнокультурной идентичности учащихся в условиях многонационального Ирака, а интеграция этнопреподавания математики помогает улучшению усвоения материала и укреплению культурной самобытности. Цель исследования заключается в изучении особенностей этнопреподавания математики в Ираке и его влияние на учебный процесс и культурную идентичность учеников, для этого поставлены следующие задачи: исследовать историко-культурные основы математического образования в Ираке, проанализировать использование этнокультурных компонентов в преподавании и оценить влияние на культурную идентичность учащихся. Методология исследования состоит из системного подхода с использованием методов анализа, синтеза и компаративного анализа образовательных программ. По итогу проведенного исследования были получены следующие результаты: выявлены подходы к этнопреподаванию, основанные на культурных традициях, которые улучшают усвоение материала и социальной адаптации учащихся. Научная новизна данного результата заключается в систематизации этнопедагогических подходов и их роли в формировании инклюзивной образовательной среды.

1. Введение

Роль культурных особенностей и традиционных знаний в преподавании математики является значимой как с точки зрения педагогической практики, так и с позиций формирования понимания дисциплины, ведь подходы, основанные на включении культурного контекста, позволяют расширить традиционное преподавание математики, обогащать его содержанием, которое соответствует этническим и культурным особенностям учащихся, с этим связана актуальность данной работы.

Одним из основных принципов использования культурных знаний в преподавании математики является этноматематика, как утверждают многие исследователи, данная область изучения, показывает, что математика — не просто универсальный язык, но и продукт социально-культурного взаимодействия. Разные культуры на протяжении истории создавали свои математические методы и подходы, например, у древних цивилизаций, таких как египтяне и майя, были свои числовые системы и способы решения задач, которые существенно отличались от тех, что стали общеизвестными в современном западном мире

.

С другой стороны, роль двуязычного преподавания математики или же использование этнокультурных компонентов в образовательной программе помогает как освоить математические концепции, так и укрепить связь между культурной идентичностью учеников и их образовательным процессом. Как показано в исследованиях, двуязычное обучение математики способно выступать в роли «диалога культур», позволять ученикам осваивать математические понятия и углубляться в историко-культурные корни своих сообществ

.

Особый фокус в преподавании математики с учетом культурных особенностей ставится на задачи с этнокультурной направленностью, то есть задачи, касающиеся традиционных знаний — например, расчет времени или расстояний, принятых в конкретных культурах, — помогают ученикам усваивать материал сквозь призму знакомых им понятий и символов для укрепления связи между учебным процессом и жизненным опытом учеников.

Само понятие «этнопреподавание» связано с педагогическими подходами, которые учитывают культурные и этнические особенности учащихся, данное направление развивается в контексте более широкой дисциплины — этнопедагогики, которая стремится интегрировать народные традиции, ценности и культурные практики в процесс обучения. С точки зрения нашей темы, «этнопреподавание» математики изучает адаптацию математических знаний в зависимости от этнокультурных характеристик учащихся.

Этнопедагогический подход, по словам исследователей, таких как И. Г. Песталоцци и его последователи, предполагает включение в образовательный процесс элементов национальных традиций и культурного наследия

, в частности, этнопреподавание математики помогает не только углублению понимания учебного материала, но и развитию этнического самосознания учащихся. На уроках математики это реализуется через использование задач, которые показывают культурные особенности этноса (например, народные игры, традиционные меры длины и времени).

В рамках этноматематики, о которой подробно пишут авторы, такие как М.Д. Дьячковская и Н.И. Мерлина, рассматривается сама математика как продукт культурной деятельности разных народов, данный подход подразумевает что математические понятия и методы решения задач варьируются в зависимости от социокультурного контекста

. То есть этнопреподавание математики состоит из обращения к культурным кодам и практикам, традиционным для определенных этнических групп для того, чтобы ученики лучше усвоили математический материал сквозь призму их собственной культурной идентичности.

Еще одним принципом этнопедагогики является развитие этнокультурной компетентности учителей, особенно при обучении математике в поликультурных классах, так как это позволяет учителям подстраивать содержание уроков и методику преподавания в зависимости от культурных особенностей учеников

.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей и возможностей этнопреподавания математики в средней школе Республики Ирак, анализе его влияния на учебный процесс и воспитании этнокультурной идентичности учащихся.

Задачи исследования:

- Проанализировать историко-культурные предпосылки математического образования в Ираке и их влияние на современные образовательные программы.

- Исследовать использование этнокультурных компонентов в преподавании математики в средних школах Ирака и их роль в улучшении усвоения учебного материала.

- Оценить влияние этнопреподавания на развитие этнокультурной идентичности учащихся и социальную адаптацию в многонациональной среде.

Научная новизна заключается в систематизации и анализе подходов к этнопреподаванию математики в Ираке, что вносит вклад в понимание особенностей этнопедагогики в регионе, выявлении возможностей интеграции этнокультурных элементов в образовательные программы для улучшения преподавания математики в многоэтническом обществе.

2. Обзор литературы

Историография этнопреподавания математики в средней школе Республики Ирак охватывает как исследования международных экспертов, так и работы, посвященные специфическим образовательным контекстам развивающихся стран. Этнопреподавание математики основывается на теоретических и методических разработках этноматематики, подхода, который рассматривает математические знания сквозь призму культурных и этнических особенностей различных народов.

Основные теоретические аспекты этноматематики были заложены в трудах таких исследователей, как У. Д'Амбросио, который предложил концепцию этноматематики как дисциплины, связующей культурные традиции с математическим образованием

. Вслед за ним работы таких авторов, как Маркос Черинда
и Могеже Мосимеге
, развили эту тему, уделяя особое внимание образовательным программам для развивающихся стран, где культурные различия значительно влияют на восприятие математики.

Работы М. Росы

заложили основу для понимания этноматематики как метода, который учитывает культурные особенности при обучении математике в многонациональных средах. Они рассматривают этноматематику как инструмент для достижения большего равенства в образовании, что актуально для культурно разнообразных стран, таких как Ирак.

В работах таких авторов, как Ф. М. Мачаба

и С. Беззина
, исследуется интеграция математических знаний, укорененных в повседневной культуре учеников, и школьных учебных программ, что особенно важно для стран с богатыми культурными традициями, как Ирак. Эти исследования показывают, что использование этноматематики способствует более глубокому усвоению материала и развитию когнитивных навыков у учащихся.

Дополнительное внимание уделяется эмпирическим исследованиям, например, работе И. Ильяны и Р. Рочмада

, которые подтверждают, что этноподход к преподаванию математики положительно влияет на способности учащихся решать задачи, что подтверждается результатами в различных культурных контекстах, включая страны Ближнего Востока.

Историография этнопреподавания математики в средней школе Республики Ирак основывается на исследованиях, касающихся использования этноматематических подходов в преподавании, которые рассматривают культурный контекст как ключевой элемент обучения. Хотя конкретных исследований, сосредоточенных исключительно на Ираке, мало, результаты по странам с похожими культурными и образовательными условиями могут быть применимы к иракскому контексту.

Так, в исследовании на тему использования этноматематики в Турции, проведенном Гюльсум Демир и М. Секин-Капучу

, показано, что культурные особенности играют важную роль в преподавании математических дисциплин в средней школе. Несмотря на ограниченную интеграцию этноматематики в учебные планы, её использование на уроках математики помогает учащимся лучше усваивать материал, связывая математические концепции с их культурным опытом.

Исследования также показывают, что этноматематический подход помогает не только улучшить понимание математики, но и повысить академические достижения студентов. Например, работа Ачора и Улоко (2009) демонстрирует положительное влияние этноматематики на успеваемость учеников старших классов, что может быть применимо к Ираку, где этническое и культурное разнообразие требует адаптированных образовательных подходов

. Эти данные свидетельствуют о том, что включение этноматематики в учебные планы средней школы Ирака может способствовать лучшему пониманию математики среди учащихся, одновременно поддерживая культурное разнообразие и создавая более инклюзивную образовательную среду.

2.1. Материалы и методы

В основе методологии исследования лежит системный подход – в рамках исследования применялись общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), а также специальные методы: историографический анализ научной литературы по теме этнопреподавания математики в Ираке; методы фактографического и компаративного анализа для сравнения образовательных программ с этнокультурным компонентом в Ираке и других странах; был проведен описательный анализ возможностей интеграции этнокультурных элементов в образовательные программы по математике, основанный на сравнении исторических и культурных факторов, влияющих на преподавание. На основе полученных данных определена роль этнокультурного компонента для повышения продуктивности обучения в культурном многообразии Ирака.

3. Основные результаты

В результате изучения теоретических основ этнопреподавания математики в Ираке были систематизированы основные концепции внедрения этнокультурных компонентов в учебный процесс.

3.1. Основные подходы к этнопреподаванию математики в Ираке

Историко-культурные предпосылки математического образования в Ираке имеют корни, уходящие во времена Древней Месопотамии, которая является одной из колыбелей цивилизации и науки, так, математика в Ираке развивалась на стыке различных культурных, религиозных и философских влияний, а важнейшим этапом в истории математического образования региона стало развитие математических знаний в эпоху древнего Шумера и Вавилона. В этот период математика служила в основном практическим задачам: расчёты земельных площадей, налогов, строительных проектов и астрономических наблюдений, шумерские и вавилонские учёные занимались развитием базовых математических концепций, таких как система счисления на основе числа 60, которая до сих пор находит применение в разделении времени на минуты и секунды. Эти математические знания передавались в учебных заведениях, называемых эдубба (школа для писцов), где будущее поколение математиков обучалось письму и математике для выполнения государственных задач

.

С наступлением исламской эпохи, Ирак стал центром научного и образовательного развития – Багдад, будучи столицей Аббасидского халифата, стал местом возникновения так называемого «Золотого века Ислама» (VIII-XIII века). В этот период Бейт аль-Хикма (Дом мудрости) в Багдаде собрал учёных со всего исламского мира, где велись переводы античных греческих, индийских и персидских математических трудов на арабский язык, особенно значимо было влияние греческой математики и философии, в том числе труды Евклида и Архимеда, которые стали основой для развития математики в исламском мире.

Иракские учёные, такие как Аль-Хорезми, а именно его труд «Аль-Джабр валь-Мукабала» стал основой для современной алгебры, в то время когда математика была связана с астрономией и религиозными практиками, такими как расчёт времени молитв и определения направления киблы (направление на Мекку), так, достижения в математике, и интеграция культурного наследия древних цивилизаций и исламских ученых, стали фундаментом для создания образовательных программ по математике в Ираке.

Современное математическое образование в Ираке продолжает базироваться на многовековых традициях, например, через историко-культурный подход к преподаванию математики, который как отмечают исследователи А.С. Акрамова, Ш.Б. Бейнеш и Н.С. Кожамкулова

, предполагает, что в образовательный процесс интегрируются культурные и исторические принципы развития науки для того, чтобы осознавать вклад различных культур и эпох в развитие математических знаний, ведь это формирует у обучающихся целостное мировоззрение, поскольку через изучение математики в историческом и культурном контексте можно увидеть взаимосвязь науки с культурой и развитием общества в общем и целом.

Что касается образовательных программ с этнокультурным компонентом в Ираке, то эти программы включает изучение родного языка, истории и культуры этнических групп, таких как курды, ассирийцы, туркманы и арабы. В Курдистане, например, образовательные программы подстроены для включения в учебные планы курдского языка и литературы для сохранения культурной идентичности региона.

Современные образовательные реформы в Ираке предусматривают использование международных стандартов и практик, программы, как правило, разрабатываются с учетом культурных и языковых особенностей различных этнических групп для того, чтобы сделать их доступными и релевантными для широкого круга учащихся. Министерство высшего образования и научных исследований Ирака внедряет программы для улучшения образовательного процесса и расширения культурного доступа. Особое внимание уделяется созданию программ, которые помогают пониманию культурного разнообразия и взаимопониманию между этническими группами в стране

.

В Курдистане образовательные учреждения, такие как Американский университет Курдистана и Университет Цихан в Эрбиле используют этнокультурные элементы в своих программах, то есть применяется междисциплинарный подход, который сочетает теоретическое и практическое обучение, далее привлечение международных экспертов для обмена опытом и улучшения качества образования. Так, программы становятся более ориентированными на культурные и социальные потребности студентов

.

Более того, благодаря международным сотрудничествам, таким как партнерства с зарубежными университетами, иракские образовательные учреждения получают доступ к международным стандартам аккредитации и методологии обучения – это развивает этнокультурные программы на уровне мировых стандартов и помогает готовить выпускников, примером служит сотрудничество с Маастрихтским университетом и Университетом Варшавы, которое укрепляет этнокультурное образование через обмен опытом и интеграцию международных практик

.

3.2. Преимущества и недостатки этнопреподавания в Ираке

Преимущества этнопреподавания:

1. Сохранение культурного наследия, например, в курдских регионах поддерживаются программы, включающие обучение на курдском языке с целью сохранения языка и культуры курдов в условиях глобализации.

2. Повышение межкультурного понимания для укрепления социальной сплоченности и создания гармоничного общества, где разные культуры сосуществуют на основе взаимного уважения.

3. Социальная адаптация и инклюзия – программы, направленные на поддержку культурного разнообразия, снижают уровень дискриминации и создают равные условия для всех студентов.

Недостатки этнопреподавания:

1. Одним из главных недостатков этнопреподавания является нехватка ресурсов и слабая инфраструктура, так, многие школы и университеты сталкиваются с проблемами финансирования, в результате учащиеся из отдаленных регионов, особенно сельских, не всегда имеют доступ к таким программам.

2. Нестабильная политическая ситуация в Ираке также создает препятствия для использования этнокультурных образовательных программ, так как конфликты между различными этническими группами затрудняют проведение занятий и увеличивают напряженность в учебных заведениях

.

3. Несмотря на попытки привлечь международные организации и ресурсы, этнопреподавание в Ираке всё еще недостаточно интегрировано в глобальную образовательную систему.

4. Заключение

Проведенное обзорное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Историко-культурные предпосылки математического образования в Ираке содействуют созданию современных образовательных программ, а интеграция этнокультурных компонентов, основанных на многовековых традициях повышают интерес учащихся к математике и развивают у них целостное мировоззрение, которое связывает науку с культурным и социальным контекстом.

2. Историко-культурные условия математического образования в Ираке оказали влияние на создание современных образовательных программ, а интеграция этнокультурных элементов, опирающихся на многовековые традиции, содействует сохранению культурного наследия разнообразных этнических групп и укреплению межкультурного взаимопонимания между обучающимися.

3. Использование этнокультурных элементов в преподавании математики сохраняет культурное наследие различных этнических групп Ирака, и укрепляет межкультурное понимание среди учащихся. Оно помогает создать более инклюзивную образовательную среду, где этническое и культурное разнообразие рассматривается как ресурс для образования гармоничного общества.

Метрика статьи

Просмотров:43
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:43