СОЦИАЛЬНАЯ ИНФАНТИЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОТКЛОНЯЮЩИХСЯ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.67.053
Выпуск: № 1 (67), 2018
Опубликована:
2017/12/29
PDF

Гребенникова В.М.1, Руденко Е.Ю.2

1ORCID: 0000-0003-0705-7985, доктор педагогических наук, 2ORCID: 0000-0001-9248-3588, преподаватель,

ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФАНТИЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОТКЛОНЯЮЩИХСЯ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье проанализирована роль семейного воспитания в формировании моделей поведения ребенка, изложена точка зрения, согласно которой наряду с семейным неблагополучием все более значимым фактором развития девиаций у детей становится социальная инфантильность родителей. Раскрыто содержание феномена «инфанитилизация», особенности психической и социальной инфантильности, причины распространенности этого явления вследствие эрозии традиционных стилей жизни, в том числе и в семейной сфере. Представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие как высокий уровень инфантилизации родителей, так и наличие взаимосвязи между этим показателем и склонностью детей к различным формам отклоняющегося поведения. Сделан вывод о том, что недостаточное внимание, уделяемое детям со стороны социально инфантильных родителей, выступает в качестве провоцирующего фактора для проявления агрессии, аддиктивных моделей поведения и др. Сформулированы предложения о необходимости активизации работы с родителями на уровне образовательных организаций, включающей выявление особенностей личности родителей, их социальных и поведенческих установок еще на этапе поступления ребенка в школу, позволяющее определять целевые группы профилактической работы, ее направленность, предупреждая, тем самым, возможные дефекты воспитания.

Ключевые слова: Инфантилизация, социальная инфантильность, семья, социализация, отклоняющееся поведение.

Grebennikova V.M.1, Rudenko E.Yu.2

1ORCID: 0000-0003-0705-7985, PhD in Pedagogy, 2ORCID: 0000-0001-9248-3588, Lecturer,

FSBEI of HE Kuban State University

SOCIAL IMMATURITY OF PARENTS AS FORMING FACTOR OF DEVIATION MODELS OF CHILD BEHAVIOR

Abstract

The paper presents the analysis of the role of a family education in the formation of a child behavior models, the point of view is as follows: in addition to family unhappiness, parents social immaturity becomes an increasingly important factor in the development of deviations in children. The content of the "infanilization" phenomenon, the features of mental and social immaturity, the causes of the prevalence of this phenomenon due to the detruction of traditional life styles, including in the family sphere, are disclosed. The results of the empirical study, confirming both the high level of immaturity of parents and the relationship between this indicator and the propensity of children to various forms of deviant behavior are presented. It is concluded that insufficient attention paid to children by socially infantile parents acts as a provocative factor for the manifestation of aggression, addictive behaviors, etc. The authors formulated the proposals on the need to intensify the work with parents at the level of educational organizations, including identification of the characteristics of the personality of parents, their social and behavioral attitudes at the stage of the child's admission to the school, which makes it possible to determine the target groups for preventive work, thus preventing, possible defects in education.

Keywords: Infantilization, social infantility, family, socialization, deviant behavior.

Одной из наиболее распространенных причин проявления поведенческих отклонений у ребенка является нарушение условий развития в семье и дефекты семейного воспитания. Именно в семье закладываются основы социального опыта ребенка, ценностные установки, характер и интеллект, индивидуальные черты психики на основе которых и формируется модель взаимодействия личности с окружающим миром.

Определяющее значение семьи для успешности социализации ребенка общепризнанно. Так, Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая подчеркивают, что, именно «семья, как элемент макросреды является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью… Роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности, однако и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся основным референтным источником выбора ценностей и моделей поведения» [3, С. 80].

Традиционно считалось, что основные проблемы семейного воспитания возникают в ситуации утраты одного или обоих родителей, в неполных семьях, в связи с алкоголизацией родителей и т.п. Вместе с тем, в последние годы на первый план выходят факторы цивилизационного характера, меняющие как структуру и роль семьи, так и ведущие к глубоким личностным изменениям родителей, что способствует нарушению воспитательного процесса в существенно большем числе семей.

Изменение семейных укладов, состава и структуры семьи и семейной жизни, стиля жизни, форм социального контроля и участия, а также влияние принципиально новых общественных норм поведения на процесс воспитания приобрели массовый характер. Современная семья, как правило, формируется в возрасте около 30 лет и является малодетной. Если раньше вступление в брак считалось естественным и чрезвычайно важным этапом социального развития индивида, то сегодня обычной практикой стали незарегистрированные браки, «гостевые» браки, внебрачное рождение детей и др. Эти тенденции характерны для большинства развитых стран, в том числе и России. Как результат, если в середине прошлого века среднее число браков на 1000 человек населения составляло 12,0, а разводов 0,5, то к началу ХХI в. среднее число браков снизилось почти вдвое, а количество разводов увеличилось примерно в 10 раз (рис. 1).

01-03-2018 17-46-50

Рис. 1. – Показатели числа браков и разводов на 1000 чел. населения в Российской Федерации [7]

 

Меняется и отношение к воспитательному процессу. Тенденция к индивидуализации, поощрение эгоцентризма как приемлемого стандарта поведения меняет не только систему супружеских отношений, но и как результат – отношений детско-родительских, способствует формированию особой модели социальной инфантильности, которая ретранслируясь в новых поколениях, часто ведет к проявлению различных моделей отклоняющегося поведения у детей.

Понятием «инфантильность» (от лат, infantilis – детский) определяется задержка или остановка в развития, когда у взрослого человека сохраняются физические и / или психические черты, свойственные детям. Термин впервые был использован в 1864 г. французским психиатром Э. Ласегом, выявившим, что некоторые люди с психическими заболеваниями характеризуются беспомощностью и неуверенностью в себе, ощущают потребность во внешней заботе, в чьем-либо авторитете. К началу ХХ в. феномен «инфантилизма» стал изучаться за пределами психиатрии; его стали понимать как специфическую психологическую и социально–личностную характеристику, проявляющуюся в эмоционально-волевой незрелости, в неустойчивости (лабильности) эмоций, преобладании гедонистических мотивов, страхе перед всем новым, и охватывающей все сферы жизнедеятельности человека.

В конце ХХ в., как отмечали исследователи (Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко и др.), участились случаи диагностирования психического инфантилизма. Его типичными проявлениями стало недоразвитие / задержка в развитии, прежде всего, морально-волевой сферы личности (чувства долга и ответственности, морально-этических принципов, установки на согласование собственных интересов с интересами окружающих и с текущей ситуацией и пр.), а также психологической гибкости.

По мнению С.А. Кулакова при инфантильности или социальной незрелости ярко проявляются такие черты личности, как:

– эгоцентризм, избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень претензий на фоне некритической оценки собственных возможностей, склонность к обвинениям;

– низкая фрустрационная толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, неадекватная (заниженная) либо нестабильная самооценка, появление различных  социофобий, агрессивность;

– искажения мотивационно-потребностной сферы: снижение или полное отсутствие потребности в самоутверждении, стремления к свободе, принадлежности временной перспективы;

– когнитивные искажения («аффективная логика»; склонность к умозаключениям, базирующимся на «вырванных» из контекста деталях; категоричность, дуальность восприятия опыта («все или ничего», «мир или черный, или белый»), перфекционизм и нетерпимость, чрезмерная «персонализация», т.е. отнесение любых внешних событий к собственной личности при отсутствии аргументов для такой связи и др.), актуализирующие дисгармонию личности [6].

Широкое распространение получил и термин «социальный инфантилизм» (social infantilism). По определению О.О. Савельевой социальный инфантилизм представляет собой несоответствие сознания и поведения взрослых индивидов социальным нормам, ценностям, ожиданиям, статусно-ролевым стандартам, принятым в данном обществе [8]. Достаточно часто социальную инфантильность определяют, как состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением, свидетельствующее о нарушении механизмов социализации и неприятии новых обязанностей и обязательств [5]. Таким образом, социальный инфантилизм предполагает определенную «неразвитость» личности в сфере социальных отношений.

Сегодня проблема инфантилизации становится все более актуальной. Тенденция к индивидуализации, возникшая как следствие эрозии традиционных стилей жизни, ведет к определенным нарушениям общественного развития в целом. Этот процесс в социокультурном контексте был описан А.С. Ахиезером, отметившим отражение данного процесса уже не только в особенностях развития отдельных индивидов, но и на уровне массового сознания, следствием чего в результате становится дезорганизация общества и необратимые, катастрофические последствия [2].

Естественно, что наиболее сильное влияние все перечисленные деформации общественного развития оказывают на молодежь, которая является наиболее восприимчивой группой к принятию продуцируемых и транслируемых ценностей. Но если учесть, что проблема инфантильности не исчезает по достижении какого-либо возрастного этапа, а молодежь уже вступила в период родительства, социальную инфантильность родителей можно рассматривать как проблему достаточно распространенную, один из факторов, имманентно влияющих на подрастающее поколение.

Наличие зависимости между уровнем социальной инфантильности родителей и склонностью детей к отклоняющемуся поведению подтверждают и эмпирические данные. Так, авторами было проведено исследование склонности детей (обучающихся краснодарских школ в возрасте 12-13 лет, 80 чел.) к девиантному поведению и степени социальной инфантильности их родителей (134 чел.). Для оценки склонности детей к отклоняющему поведению использовалась методика А.Н. Орел, а для оценки уровня социальной инфантильности родителей – методика А.А. Серегиной «УВИ», позволяющая определить степень выраженности инфантилизма. Обработка полученных данных осуществлялась с использованием количественно-качественных методов.

Результаты исследования показали, что 38,75% детей в той или иной степени проявляют склонность к отклоняющемуся поведению. В свою очередь, признаки социальной инфантильности продемонстрировали 45,5% родителей. Сопоставление полученных данных показало, что у 90,3% детей, демонстрирующих склонность к тем или иным формам отклоняющегося поведения, один или оба родителя характеризуются проявлениями инфантилизма (рис.2).

01-03-2018 17-47-55

           Рис. 2. – Структура респондентов, характеризующихся склонностью к отклоняющемуся поведению, и уровень инфантилизации родителей  

Социально инфантильный родитель априори не способен к полноценной реализации, возложенной на него функции по воспитанию следующего поколения. Излишняя концентрация на собственных проблемах, либеральный стиль воспитания ведут к крайне негативным последствиям. Во-первых, в таких семьях транслируется определенная модель поведения на межпоколенном уровне, иначе говоря, дети вырастают такими же социально инфантильными, как и их родители. Во-вторых, недостаточное внимание, уделяемое детям со стороны социально инфантильных родителей, выступает в качестве провоцирующего фактора для проявления агрессии, аддиктивных моделей поведения и др.

Необходимо отметить, что процесс возрождения уважения к институту семьи и укреплению традиционных ценностей ведется сегодня в нашей стране достаточно эффективно. На этом фоне повышается рождаемость, увеличивается число многодетных семей, растет ценность брака для молодежи. Однако, необходима и активизация работы с родителями на уровне образовательных организаций.

Если мы обратимся к практике взаимодействия школы с родителями, то увидим, что чаще всего деятельность педагогов и психологов ограничивается проведением регулярных родительских собраний и информационно-консультационной работой. По нашему мнению, в сложившихся условиях, принципиальной важной становится диагностика не только детей, но и их родителей. Выявление особенностей личности родителей, их социальных и поведенческих установок еще на этапе поступления ребенка в школу позволит максимально точно определять целевые группы профилактической работы и ее направленность, разрабатывать и реализовывать коррекционные программы, предупреждая, тем самым, возможные дефекты воспитания.

Список литературы / References

  1. Андриенко В. К. Девиантное поведение молодежи / В. К. Андриенко. – М.: Владос, 2013. – 280 с.
  2. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России) / А. С. Ахиезер. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. – Т. 2. Теория и методология. Словарь. – 600 с.
  3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  4. Березина, Т. Н. Многомерная психика: внутренний мир личности / Т.Н. Березина. – М.: Академия, 2016. – 311 с.
  5. Бахурова Е. П. Основы успешного семейного воспитания / Е. П. Бахуолва // Образование и воспитание. – 2015. – №1. – С. 64-69.
  6. Гребенникова В. М., Щербина А. И. Инфантилизация молодежи как актуальная проблема социально-психологической безопасности государства [Электронный ресурс] / В. М. Гребенникова, А. И. Щербина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 52–56. – URL:  http://e-koncept.ru/2016/56412.htm. (Дата обращения 25.08.2017)
  7. Жесткова Н. А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности / Н. А. Жесткова // Вестник Пермского университета. – 2013. – № 2. – С. 4-6.
  8. Кулаков С. А. Основы психосоматики / С.А.Кулаков. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.
  9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/demography (дата обращения 25.08.2017)
  10. Савельева О.О. Инфантилизм социальный [Электронный ресурс] / О. О. Савельева. – URL: http://knowledge.su/i/infantilizm-sotsialnyy  (дата обращения 25.08.2017)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Andrienko V. K. Deviantnoe povedenie molodezhi [Deviant behavior of young people] / V. K. Andrienko. – M.: Vlados, 2013. – 280 p. [in Russian]
  2. Ahiezer A. S. Rossiya: kritika istoricheskogo opyita (sotsiokulturnaya dinamika Rossii) [Criticism of historical experience (socio-cultural dynamics of Russia)] / A. S. Ahiezer. – Novosibirsk: Sibirskiy hronograf [Siberian chronograph], 1998. – T. 2. Teoriya i metodologiya. Slovar [Theory and methodology. Dictionary]. – 600 p. [in Russian]
  3. Belinskaya E. P., Tihomandritskaya O. A. Sotsialnaya psihologiya lichnosti: Uchebnoe posobie dlya vuzov [Social psychology of the person: A manual for high schools] / E. P.Belinskaya, O. A.Tihomandritskaya. – M.: Aspekt Press, 2001. [in Russian]
  4. Berezina, T. N. Mnogomernaya psihika: vnutrenniy mir lichnosti [Multidimensional psyche: the inner world of the person] / T.N. Berezina. – M. : Akademiya, 2016. – 311 p. [in Russian]
  5. Bahurova E. P. Osnovyi uspeshnogo semeynogo vospitaniya [Principles of successful family education] / E. P.Bahurova // Obrazovanie i vospitanie [Education and upbringing]. 2015. – №1. – P. 64-69. [in Russian]
  6. Grebennikova V. M., Scherbina A. I. Infantilizatsiya molodezhi kak aktualnaya problema sotsialno-psihologicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Infantilization of Youth as an Actual Problem of Socio-Psychological Security of the State] [Elektronic resource] / V. M.Grebennikova, A. I.Scherbina // Nauchno-metodicheskiy elektronnyiy zhurnal «Kontsept» [Scientific and Methodical Electronic Journal "Concept"]. – 2016. – T. 24. – P. 52–56. URL: http://e-koncept.ru/2016/56412.htm. (accessed: 25.08.2017). [in Russian]
  7. Zhestkova N. A. Metodologicheskie podhodyi k issledovaniyu sotsialnoy zrelosti i sotsialnogo infantilizma lichnosti [Methodological approaches to the study of social maturity and social personality infantilism] / N. A.Zhestkova // Vestnik Permskogo universiteta [Bulletin of Perm University]. – 2013. – № 2. – P. 4-6. [in Russian]
  8. Kulakov S. A. Osnovyi psihosomatiki [Fundamentals of psychosomatics] / S. A.Kulakov. – SPb.: Rech [Speech], 2003. – 288 s. [in Russian]
  9. Ofitsialnyiy sayt Federalnoy sluzhbyi gosudarstvennoy statistiki [Official site of the Federal State Statistics Service] [Elektronic resource]. –URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/demography (accessed: 25.08.2017). [in Russian]
  10. Saveleva O.O. Infantilizm sotsialnyiy [Infantilism is social] [Elektronic resource] / O.O.Saveleva. – URL: http://knowledge.su/i/infantilizm-sotsialnyy (accessed: 25.08.2017). [in Russian]