ПОДГОТОВКА ЭКСКУРСОВОДОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Научная статья
Выпуск: № 7 (7), 2012
PDF

Макеева И.А.

к.п.н., доцент Вологодского государственного педагогического университета

 ПОДГОТОВКА ЭКСКУРСОВОДОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

  Аннотация В статье обобщен опыт подготовки экскурсоводов в условиях музейного комплекса детского дома – рассмотрена структура, формы реализации программы «Экскурсоведение», определены критерии эффективности работы экскурсовода, представлена характеристика результатов реализации программы. Ключевые слова: музей, детский дом, экскурсия, экскурсовод Key words: museum, orphanage, excursion, guide   Начиная с 2005 года, Вологодский детский дом имени В.А. Гаврилина осуществляет реализацию инновационного проекта, цель которого заключается в создании системы работы по гражданскому воспитанию детей-сирот через использование потенциала  музейного комплекса детского дома. В настоящее время   структуру музейного комплекса  составляют музеи: «Боевая слава», «История школы»,  «В.А. Гаврилин»,  «Этнография и  декоративно-прикладное искусство», «Православная культура», «Ткачество». Исходным положением реализации инновационного проекта является понимание того, что музей рассматривается не только  как институт социальной памяти, а становится динамичным, интегративным пространством, участвующим  в реализации важной задачи – социализации воспитанников детского дома, осуществляя механизм обратной связи между ребенком  и обществом, между личным опытом и культурно-историческим знанием, процессами индивидуализации и социализации личности, формируя и восстанавливая  целостность восприятия реального мира. Анализ теоретических и практических аспектов данной проблемы, обобщение существующего опыта музейной деятельности в образовательных учреждениях, позволили нам сформулировать утверждение о том, что  реализация возможностей музейной педагогики в социализации воспитанников детского дома будет более эффективной, если в основе взаимодействия музея и воспитанника будут доминировать средства, направленные на проявление социальной  активности, творчества, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Необходимо создать условия, чтобы  музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. По мнению А.У.Зеленко, детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками [1]. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения. Целью создания и деятельности музейного комплекса, является формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям, всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы воспитанников, поддержка творческих способностей детей. Музеи детского дома осуществляют свою деятельность  по всем основным направлениям: поисково-собирательная, фондовая, экспозиционная  работа, комплектование, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика. Сегодня нет, практически, ни одного музея, который бы не строил  свою деятельность преимущественно на основе экскурсий, поскольку именно экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Б.А. Столяров определяет экскурсию как форму образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений[2, С.127]. Востребованность музейной экскурсии объясняется, прежде всего, тем, что экскурсии присуща важнейшая, определяющая ее перспективность особенность – опора на музейный предмет, взаимодействие с музейным предметом, использование его потенциала в освоении культурного наследия, внедрение знаний о конкретных музейных экспонатах в коммуникативный музейный процесс, что представляется одним из основополагающих признаков музейной экскурсии [3]. Именно это свойство экскурсии определяет ее поистине музейный характер, обусловливающий высочайшую степень ее «музейности», дающий право характеризовать музейную экскурсию как базовую форму музейно-педагогической деятельности в музее. Экскурсионное направление деятельности музеев детского дома представлено двумя аспектами: проведение экскурсий для воспитанников и гостей детского дома. С самого начала реализации инновационного проекта мы задумались о необходимости разработки программы по подготовке экскурсоводов из числа воспитанников, реализация, которой будет способствовать  формированию навыков экскурсионной работы, развитию творческих способностей, активизации коммуникаций детей-сирот. Разрабатывая данную программу, мы исходили из понимания того, что приобщение детей к экскурсионной деятельности должно начинаться как можно раньше, однако нужно исключить обязательность и принудительность;  происходить поэтапно и дифференцированно  – задачи, формы экскурсионной работы должны соответствовать возрастным особенностям, обеспечивать возможность проявления субъектности  воспитанников. Программа «Экскурсоведение» включает следующие основные тематические блоки: экскурсия как форма культурно-образовательной деятельности музея, классификация экскурсий; методика подготовки и проведения экскурсии; разработка экскурсии по музейному комплексу детского дома.  Формы реализации программы разнообразны  (коллективные, групповые, индивидуальные), комплексны, включают исследовательский, познавательный, творческий, коммуникативный и практический компоненты.  Используемые методы условно  можно разделить на теоретические (лекции, семинары, творческие конкурсы и др.) и практические – мастер-классы, ролевые игры, консультации, упражнения, проведение мини-экскурсий, анализ экскурсий. Осуществляя подготовку экскурсоводов, мы опираемся на определенные критерии мастерства экскурсовода [4]. Главным критерием, безусловно, является владение темой, включая такие моменты, как полнота раскрытия темы, четкость структуры, логические переходы между отдельными фрагментами экскурсии. Вторым критерием является адресность экскурсии, или дифференцированный подход к группе, поскольку общение может считаться состоявшимся лишь в том случае, если учитываются особенности и интересы собеседника. Третьим критерием является умение экскурсовода осуществлять контакт с группой. Важным моментом, с точки зрения установления этого контакта, является вступительная беседа, в ходе которой нужно постарается максимально использовать отведенные для нее 2-3 минуты, чтобы неспешно представиться, изложить свой план экскурсии, продемонстрировать, что готов учитывать пожелания аудитории. Во вступительной беседе важна не столько ее информационная нагрузка, сколь умение расположить к себе людей, что важно для начала всякого общения. Контакт с группой необходимо  поддерживать на протяжении всей экскурсии, в том числе и на переходах от одного объекта к другому (от одного экспоната к другому, из одного музея в другой). Степень контактности экскурсовода проявится и в заключительной части экскурсии, когда необходимо сконцентрировать восприятие на главном в содержании экскурсии, выделить ее доминанту, обобщить увиденное и, наконец, вызвать то эмоциональное состояние, с которым человек покинет музей. Экскурсовод должен расстаться со своими слушателями, словно с добрыми друзьями, с которыми ему посчастливилось провести довольно значительную часть времени. Четвертым критерием является  владение экскурсоводом вопросно-ответным методом, который позволяет поддерживать эффект диалога на всем протяжении экскурсии. Вопросы, обращенные к группе, могут быть как прямыми, т.е. явно подразумевающими ответ участников экскурсии, так и косвенными, кроме того, можно использовать вопросы-задания. Исходя из признания приоритета в музее предметных впечатлений, выделяется такой критерий оценки деятельности экскурсовода, как соотношение показа и рассказа. Последний имеет подчиненное значение, создавая определенную установку на восприятие, а потому экскурсия ни в коем случае не должна превращаться в лекцию. Основой общения в музее является экспонат, вокруг которого и строится диалог. Поэтому от экскурсовода требуется умение владеть приемами показа, всячески подчеркивая приоритет предмета. К ним следует отнести выбор точки обзора, способность поставить группу так, чтобы всем все было видно и слышно. Чтобы подчеркнуть приоритет зрительных впечатлений, экскурсовод, как правило, стоит к экспонату не спиной, а вполоборота, и при первом упоминании обязательно смотрит на него, т.к. это движение непременно повторят экскурсанты. Хотя рассказ имеет подчиненное значение, тем не менее, важнейшим критерием оценки мастерства экскурсовода является его речь. Речь экскурсовода – это, прежде всего, речь собеседника, а не информатора, а потому от нее, помимо грамотности, требуется естественность интонации. Очень важна эмоциональная насыщенность речи. Одинаково плохое впечатление производят и быстро утомляют сухая, лишенная личного отношения манера изложения, и излишне взволнованная, с заметными «пережимами» и эмоциональными всплесками речь. Таковы основные критерии оценки труда экскурсовода. В результате освоения программы «Экскурсоведение» воспитанники овладевают необходимыми практическими умениями, которые позволяют им подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике проведения экскурсий. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел давать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе. Анализ проведенной работы позволяет утверждать, что реализация программы подготовки экскурсоводов способствует не только формированию музейной культуры воспитанников детского дома, практических навыков экскурсионной деятельности, а имеет более широкий спектр результативности – формируются и развиваются личностно и социально ценные мотивы, интересы, навыки, качества личности. Как наиболее значимые отметим следующие результаты – осуществляется:   -развитие интереса детей к музейной деятельности; -формирование навыков исследовательской деятельности; -развитие специальных способностей у воспитанников (развитие критического мышления, диалоговых  форм общения, интереса к творческому поиску); - формирование личностной самостоятельности, ответственности, активной гражданской позиции (наличие мотивации к формированию убеждений, взглядов, идеалов, ценностных ориентации); -формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю, самопознания и саморазвития личности (наличие стремления к познанию окружающего мира и себя, как части его; стремление к проявлению и реализации своих способностей, способность к адекватной самооценке, уверенность в своих силах и возможностях); -создание условий для формирования детского коллектива, как средства развития личности (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций). В настоящее время система подготовки экскурсоводов в детском доме включает: -обучение на курсах подготовки экскурсоводов (лекции, семинарские занятия в группах); -индивидуальное обучение (собеседования в экспозиции, консультации); -дополнительное обучение (встречи с научными сотрудниками и музейными специалистами, знакомство с фондовыми коллекциями, выездные занятия в музеях города и области); -контроль над качеством подготовки экскурсий и их дальнейшее совершенствование (проведение экзамена, прослушивание и рецензирование экскурсий). В последние два года в практику экскурсионной работы активно внедряются выездные экскурсии в другие детские дома, социальные учреждения для престарелых, где проводятся так называемые виртуальные экскурсии; также воспитанники в качестве волонтеров проводят обзорные экскурсии по городу, что позволяет не только закрепить полученные знания, но и активизировать личностные ресурсы. В целом инновационная деятельность, проводимая детским домом, показала, что при обращении музея к проблемным детям он обретает новые, прежде неведомые ему функции: социального ориентирования, адаптации и коррекции, не только значительно расширяя границы своей деятельности, но и  создавая  благоприятную среду социализации личности.

Литература

  1. Зеленко А. У. Школьный музей. – М.: Работник просвещения, 1927. –104 с.
  2. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.
  3. Галкина Т. В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы //Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 4 (94). С.63-76.
  4. Юренева Т.Ю. Музееведение: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2004. –560 с.