ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБУЧАЮЩИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.122
Выпуск: № 4 (58), 2017
Опубликована:
2017/04/17
PDF

Воробьева И.А.1, Ушакова И.В.2

1 ORCID: 0000-0002-2922-5428, Кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

2 Студентка, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБУЧАЮЩИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Обосновывается необходимость разработки учителем информатики мультфильмов, способствующих эффективности получения новых знаний учащимися, как на уроках информатики, так и при самостоятельной подготовке. Указываются положительные и отрицательные стороны их использования при получении новых знаний и формировании соответствующих умений. Обосновывается использование языка программирования и библиотеки TXLib для эффективного создания видеоматериалов по изучаемым темам, которые позволят учителю самостоятельно создать необходимое обучающее видео.

Ключевые слова: мультфильмы, учебный процесс, язык программирования C++, Библиотека TXLib.

Vorobyeva I.A.1, Ushakova I.V.2

1 ORCID: 0000-0002-2922-5428, PhD in Pedagogy, Associate Professor, FSBEI of Higher Education “Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky”,

2 Student, FSBEI of Higher Education “Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky”

SUBSTANTIATION OF TRAINING CARTOONS DEVELOPMENT FOR ICT CLASSES IN SECONDARY SCHOOL

Abstract

The author substantiates the need for the teacher of ICT to develop educational cartoons, which increase the effectiveness of acquisition of knowledge by students, both at ICT classes and at self-preparation. The positive and negative aspects of their use in acquisition of knowledge and development of appropriate skills are revealed. The use of the programming language and TXLib library for the efficient development of video materials on the studied topics is substantiated, allowing the teacher to develop the necessary training video needed.

Keywords: cartoons, educational process, C ++ programming language, TXLib library.

 

Новые образовательные стандарты, вводимые в настоящее время в средней школе, требуют использования технологий формирования у обучающихся умений самостоятельно «добывать» новые знания. Одним из возможных способов, позволяющих выполнить данное требование, является использование на уроках информатики мультфильмов, разработанных под требования конкретного урока. Размещенные в сети Интернет мультфильмы также позволяют учителю внести разнообразие в преподаваемый учебный предмет, учитывать потребности учащихся в приобретении новых знаний. Изменения, которые необходимо внести в систему организации и проведения учебного процесса в условиях перехода к новым образовательным стандартам, обусловлены глобальной информатизацией и коммуникацией во всех сферах жизни общества [1].

Использование мультфильмов на уроке позволяет учителю продемонстрировать конкретный процесс или явление, соответствующее изучаемой теме, исключая лишнюю ненужную в данный момент информацию, что существенно облегчает работу по формированию необходимых знаний. Информация, полученная  через видео, позволяет наглядно отобразить, например,  действия по работе с диалоговыми окнами в операционной системе, увидеть технологию подачи команд различным приложениям и др. Также обучающие мультфильмы можно использовать и для объяснения нового материала отстающим ученикам, которые по каким-либо причинам не усвоили новый материал или отсутствовали на занятиях, при выполнении домашней работы [2].

Основными преимуществами использования мультфильмов является их мобильность, доступность в условиях развития сети Интернет, адекватность современным научным знаниям. Основной недостаток их использования это необходимость постоянного обновления содержания учебного материала, разработки или модернизации имеющихся видео, согласно новой поступающей информации об изучаемом предмете, например, выпуске новой версии программного продукта [5].

Основные задачи, решаемые с помощью мультфильмов:

  • стимулировать познавательный интерес учащихся;
  • индивидуализировать процесс обучения, разрабатывая новые методы передачи информации, опираясь при этом на естественные потребности учащихся в использовании информационных и компьютерных технологий;
  • используя визуальную информацию, развивать образное мышление обучающихся;
  • используя динамические методы обработки информации, развивать творческое мышление обучающихся [4].

Новые методы обучения, в частности с использованием информационных компьютерных технологий активно применяются в средней школе. Использование мультфильмов на уроках информатики должно способствовать повышению интереса учащихся к изучаемому предмету, уменьшить уставание от монотонного представления учебного материала, оптимизировать процесс обучения, в первую очередь для отстающих учеников, с целью составления индивидуального графика обучения при подготовке к занятиям.

Для лучшего понимания и усвоения учебного материала есть возможность управлять воспроизведением мультфильма, ставить на паузу, просматривать повторно отельные фрагменты. Наиболее сложную информацию, с точки зрения обучающегося, можно либо просматривать несколько раз, либо изучить более углубленно. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, который является особенно актуальным на этапе самоподготовки и самообучении.

Основные недостатки при использовании мультфильмов:

1) быстрая утомляемость при просмотре большого по длительности фильма вследствие чего слабая усвояемость учебного материала;

2) неадекватное количество информации, не соответствующее уровню подготовки учащегося на момент просмотра мультфильма.

Для самостоятельной разработки мультфильмов, соответствующих изучаемому материалу на уроках и учитывающих уровень подготовки учащихся в настоящий момент целесообразно использовать язык программирования C++. Он является одним из популярных языков программирования при разработке разнообразных прикладных программ, при создании операционных систем, различных развлекательных приложений, видеоуроков.

Существуют различные версии языка C++, реализуемые на различных платформах. Например, Visual C++, Embarcadero (Borland) C++ Builder, бесплатная среда разработки для C и C++ Code Blocks, которая поддерживает использование различных компиляторов и другие. По умолчанию Code Blocks использует компилятор MinGW, поставляемый в комплекте. Основой языка C++ является язык C. Данные языки являются совместимыми, однако C++ не является прямым продолжением языка C, хотя они успешно транслируются любым компилятором как C, так и C++.

Язык C++ позволяет создавать программы любого назначения, так как является достаточно мощным языком. Область его применения начинается от простых утилит до достаточно мощных и сложных программных комплексов. Компилируется язык C++ непосредственно в машинный код, что существенно ускоряет его работу, предоставляет большие возможности для фантазии и показывает гибкость данного языка.

На начальном этапе разработки видеоклипов целесообразно использовать компактную графическую библиотеку для Win32 - TX Library. Она предназначена для начинающих разработчиков и помогает в изучении основных принципов программирования на языке C++.

Библиотека TXLib является инструментом для облегчения изучения основ программирования, помощником в конструктивном обучении. С помощью библиотеки можно, например, разработать мультфильмы, посвященные работе в Excel, что является необходимым знанием для написания ЕГЭ и ОГЭ. Наглядно показать, как работать с ячейками, формулами, разработав при этом материал для нескольких уроков. Также можно показать технологию сборки компьютера, которая может заинтересовать каждого ученика, вызвав у них желание, собрать собственный компьютер.

Использование обучающих мультфильмов предоставляет необходимую информацию в игровой форме, чем привлекает внимание обучающихся, способствует пониманию изучаемого процесса и эффективному его восприятию. Наилучший эффект можно получить, используя видеоуроки при обучении детей младшего и среднего школьного возраста. Однако и при формировании знаний учащихся старшего школьного возраста также можно получить определенный положительный эффект.

При создании обучающего мультфильма происходит процесс воспроизведения какого-то фрагменты реальной жизни или жизненной ситуации. При правильном создании программного продукта можно реалистично воссоздать необходимую информацию, требуемую в определенный момент урока. Обучающие мультфильмы, разработанные самим учителем информатики, могут вызвать интерес у школьников и способствовать желанию самостоятельно создать мультфильм, т.е. изучить соответствующий язык программирования. Такой эффект играет положительную роль в развитии знаний учащихся в области информатики, а также в возможности давать задания разработать мультфильм, показывающий какой-либо процесс или изучаемое явление.

Таким образом, для создания эффективной образовательной среды, как на уроках информатики, так и при самостоятельном обучении целесообразно использовать все возможности средства программирования, позволяющие создавать обучающие мультфильмы под конкретные темы изучаемого предмета.

Список литературы / References

  1. Ахмедова А.М. Подготовка учителей физики и информатики к использованию электронных средств обучения / А.М. Ахмедова, Г.З. Хабибуллина  // Ученые записки ИСГЗ. - Вып.1 (12). - 2014. - С.130-134.
  2. Гончарова М.И. Видеоуроки на уроках информатики [Электронный ресурс] / М.И. Гончарова. - URL: http://multiurok.ru/marikursk/blog/vidieouroki-na-urokakh-informatiki.html (дата обращения: 20.03.2017).
  3. Документация TX Library [Электронный ресурс]. - URL:http://storage.ded32.net.ru/Lib/TX/TXUpdate/Doc/HTML.ru/index.htm
  4. Марченко В.А. Применение компьютерных технологий на уроках физики в школе [Электронный ресурс] / В.А. Марченко. - URL:https://infourok.ru/primenenie_kompyuternyh_tehnologiy_na_urokah_fiziki_v_shkole-371008.htm (дата обращения: 20.03.2017).
  5. Чеченкова М.В. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] / М.В. Чеченкова - URL: https://infourok.ru/ispolzovanie_informacionno-kompyuternyh_tehnologiy_na_urokah_inostrannogo_yazyka-132555.htm (дата обращения: 20.03.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Ahmedova A.M. Podgotovka uchitelej fiziki i informatiki k ispolyzovaniju jelektronnyh sredstv obuchenija [Preparation of teachers of physics and computer science for the use of electronic means of teaching] / A.M. Ahmedova, G.Z. Habibullina // Uchenye zapiski ISGZ [Scientific notes of ISGP]. - Vyp.1 (12). [Issue 1 (12)] - 2014. - P.130-134. [in Russian]
  2. Goncharova M.I. Videouroki na urokah informatiki [Video lessons at computer science lessons] [Electronic resource] / M.I. Goncharova. - URL: http://multiurok.ru/marikursk/blog/vidieouroki-na-urokakh-informatiki.html (accessed: 20.03.2017). [in Russian]
  3. Dokumentacija TX Library [TX Library Documentation] [Electronic resource]. - URL: http://storage.ded32.net.ru/Lib/TX/TXUpdate/Doc/HTML.ru/index.htm (accessed: 20.03.2017). [in Russian]
  4. Marchenko V.A. Primenenie komp'juternyh tehnologij na urokah fiziki v shkole [The use of computer technology in physics lessons at school] [Electronic resource] / V.A. Marchenko. - URL:https://infourok.ru/primenenie_kompyuternyh_tehnologiy_na_urokah_fiziki_v_shkole-371008.htm (accessed: 20.03.2017). [in Russian]
  5. Chechenkova M.V. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij na urokah inostrannogo jazyka [The use of information and communication technologies in foreign language lessons] [Electronic resource] / M.V. Chechenkova - URL: https://infourok.ru/ispolzovanie_informacionno-kompyuternyh_tehnologiy_na_urokah_inostrannogo_yazyka-132555.htm (accessed: 20.03.2017). [in Russian]