Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217

DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.52.051

Скачать PDF ( ) Страницы: 119-121 Выпуск: № 10 (52) Часть 3 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Болгов В. Н. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА «РЕАКЦИОМЕР» ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ / В. Н. Болгов, Н. К. Камалов, Н. П. Тагирова и др. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 10 (52) Часть 3. — С. 119—121. — URL: https://research-journal.org/pedagogy/kompyuternaya-programma-reakciomer-dlya-issledovaniya-dvigatelnoj-reakcii-yunyx-fextovalshhikov/ (дата обращения: 28.06.2017. ). doi: 10.18454/IRJ.2016.52.051
Болгов В. Н. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА «РЕАКЦИОМЕР» ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ / В. Н. Болгов, Н. К. Камалов, Н. П. Тагирова и др. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 10 (52) Часть 3. — С. 119—121. doi: 10.18454/IRJ.2016.52.051

Импортировать


КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА «РЕАКЦИОМЕР» ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

Болгов В.Н.1, Камалов Н.К.2 ,Тагирова Н.П.3,  Дробинина Н.В.4

1ORCID: 0000-0002-9450-7800, Кандидат педагогических  наук, доцент, 2ORCID:0000-0003-2070-602X, Старший преподаватель, 3ORCID: 0000-0001-5748-8359, Кандидат педагогических наук, доцент, 4ORCID: 0000-0002-1428-1734, Старший преподаватель, Набережночелнинский институт Казанского (Поволжского) федерального университета

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА «РЕАКЦИОМЕР» ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрено быстрота реакции в спорте, в частности в фехтовании. Обычно о быстроте реагирования человека судят по времени его психических реакций. Время реакции является одним из самых удобных показателей при изучении динамики нервных процессов. Для изучения влияния различных факторов на быстроту реакции, выявления особенностей двигательных реакций юных фехтовальщиков группы тренера Н.К. Камалова, была подготовлена компьютерная программа «Реакциомер». Компьютерная программа может быть установлена на домашний компьютер спортсмена или  ноутбук тренера, что позволит мобильно и автономно проводить тестирование в различных обстоятельствах: во время отдыха, тренировки, соревнований.

Ключевые слова: быстрота реакции, фехтовальщик,  простая реакция, сложная реакция.

Bolgov V.N.1, Kamalov N.K.2, Tagirova N.P.3, Drobinina N.V.4

 1ORCID: 0000-0002-9450-7800, PhD in Pedagogy, Associate professor, 2ORCID:0000-0003-2070-602X, Сhief lecturer, 3ORCID: 0000-0001-5748-8359, PhD in Pedagogy, Associate professor, 4ORCID: 0000-0002-1428-1734, Сhief lecturer, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga region) Federal University

THE COMPUTER PROGRAM «РЕАКЦИОМЕР» FOR RESEARCH OF IMPELLENT REACTION OF YOUNG FENCERS

Abstract

In clause it is considered speed of reaction in sports, in particular in fencing. Usually speed of reaction of the person judge on time of its mental reactions. Time of reaction is one of the most convenient parameters at studying dynamics of nervous processes. For studying influence of various factors on speed of reaction, revealing of features of impellent reactions of young fencers of group of trainer N.K.Kamalova, the computer program «Реакциомер» has been prepared. The computer program can be established on a house computer of the sportsman or ноутбук the trainer that will allow to spend mobile and independently testing in various circumstances: during rest, training, competitions.

Keywords: speed of reaction, the fencer, simple reaction, complex reaction.

Быстрота реакции в спорте имеет большое значение. Зачастую исход спортивного состязания зависит от того, насколько своевременно и рационально спортсмен реагирует на изменения в спортивной ситуации. Фехтовальщик во время боя должен быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и мгновенно находить наиболее целесообразное в данных условиях действие. Помимо отработки технических приемов и тактических действий тренеры по фехтованию обязаны уделять особое внимание развитию быстроты реакции, быстроты и точности зрительного восприятия.

Обычно о быстроте реагирования человека судят по времени его психических реакций. Все разновидности реакции имеют одну и ту же структуру: восприятие сигнала (предварительный период); осознание сигнала (основной период, латентный); ответное действие (исполнительный период)[1].

В психологии спорта различают простые и сложные реакции. Простые реакции характеризуются одним сигналом и одним заранее известным, ответным действием. Сложные реакции определяются двумя и более сигналами, одним или несколькими ответными действиями.

В простых реакциях выделяют три типа: сенсорный, моторный и нейтральный. Тип реакции зависит от направленности внимания спортсмена. Сенсорный тип – когда внимание спортсмена сосредоточено на ожидаемом сигнале. Моторный тип – когда спортсмен сосредоточен на предстоящем действии. При нейтральном типе реакции у спортсмена нет акцента внимания.

Сложные реакции являются более адекватными действиям фехтовальщика в бою, так как включают в себя такие компоненты как различение и узнавание раздражителя. В сложной реакции участвуют несколько психических процессов: внимание, память, мышление, воля,  эмоции. В сложной реакции проявляется  творчество фехтовальщика, выражающаяся в осмысленности его движений.

Физиологической основой повышения скорости реакций у спортсменов являются сдвиги в корковой деятельности, возникающие под влиянием спортивных тренировок и выступлениях на соревнованиях. «В связи с тренировкой изменяются основные показатели нервной активности: сила возбудительного и тормозного процессов, равновесия между этими процессами, т.е. соотношение силы возбуждения и силы торможения, и, наконец, подвижность их» (Н.В. Зимкин).  Увеличение скорости реакций под влиянием спортивной деятельности связано, прежде всего, с повышением подвижности возбудительных и тормозных процессов, так как скорость реакции, то есть время латентного периода, определяется в первую очередь степенью подвижности нервных процессов. Величина времени реакции, у одного и того же спортсмена, может изменяться под влиянием весьма многих факторов, от изменений внешней среды, до изменений внутренней среды.  Так, время реакции может зависеть от стартового возбуждения, значимости состязания, степени тренированности, утомления, двигательного опыта, разминки, а также на каком компоненте движения концентрируется внимание – сенсорном или моторном. Время двигательной реакции у спортсменов обычно значительно меньше, чем у лиц, не занимающихся спортом. Наиболее короткая двигательная реакция характерна для спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, боксе, фехтовании,  а также для спортсменов, в тренировке которых преобладают скоростные упражнения.

Время реакции является одним из самых удобных показателей при изучении динамики нервных процессов. Время реакции – временной интервал между предъявлением раздражителя (сигнала) и началом обусловленного инструкцией ответа испытуемого на этот сигнал. Время простейшей двигательной реакции, фиксирующей факт появления некоего сигнала (“реакция обнаружения”), находится в пределах 0,15-0,3 сек. Для сложных реакций, выделение одного из нескольких возможных сигналов (“реакция различения”) или выбор одного из нескольких ответов (“реакция выбора”), оно увеличивается.

Получаемые при измерении времени реакции данные объективно характеризуют состояние корковой нейродинамики спортсмена в текущий момент. Измерение латентного времени простой двигательной реакции человека на внешний сигнал широко используется в практике для оценки функционального состояния ЦНС (рис. 1).

14-10-2016-11-35-12

Рис. 1. Схема измерения времени двигательной реакции [2]

А — афферентные

Э — эфферентные и Ц — центральные пути; С- отметка светового сигнала,

О — отметка нажима кнопки,

t 150мс — время реакции.

 

Методы и организация исследования.

Для изучения влияния различных факторов на быстроту реакции, выявления особенностей двигательных реакций юных фехтовальщиков группы тренера  Н.К. Камалова, была подготовлена компьютерная программа «Реакциомер».  Программа имеет три функциональных блока:

  • Измерение скорости простой и сложной реакций на зрительный раздражитель.
  • Определение устойчивости к утомлению.
  • Исследование цепной реакции.

При работе с первым блоком – на монитор компьютера в случайном месте, с асинхронной задержкой времени от 1 до 5 сек, выводится зрительный объект в виде цветного прямоугольника. При изучении простой реакции прямоугольник одного цвета и задача испытуемого при его появлении нажать на определенную клавишу клавиатуры. Всего дается 12 попыток. Для изучения сложной реакции (выбор действия в зависимости от появляющегося объекта) на монитор компьютера в случайном месте, с асинхронной задержкой времени от 1 до 5 сек, выводится прямоугольники различного цвета. В зависимости от цвета прямоугольника на клавиатуре нажимаются определенные клавиши. Программа, по выбору, позволяет работать с  двумя, тремя, или четырьмя цветами. В каждом случае дается 12 попыток.  По окончанию теста, на экран выводится протокол тестирования в котором представлено: 1) время реакции каждой из 12 попыток; 2) среднее арифметическое  времени всех попыток; 3) стандартное отклонение от средней как показатель разброса результатов; 4) коэффициент вариации как показатель стабильности; 5) количество совершенных при тестировании ошибок (преждевременное нажатие на клавишу или выбор клавиши не соответствующей цвету прямоугольника). Кроме этого протокол автоматически записывается в файл и сохраняется на компьютере.

Отличие второго блока (определение устойчивости к утомлению) от первого в том, что в нем дается 60 попыток и в протоколе тестирования, кроме данных по всем 60 попыткам приводятся данные по отрезкам из 12 попыток (5 по 12), что позволяет отслеживать изменение скорости реакции в зависимости от времени работы.

Третий блок (исследование цепной реакции) реализован в виде автотемпа. Автотемп исследовался следующим образом. Как только испытуемый нажимал на клавишу клавиатуры при появлении на экране первого прямоугольника это служило программе сигналом для вывода следующего объекта. По инструкции испытуемый должен как можно быстрее нажимать на соответствующие цвету прямоугольника клавиши клавиатуры в течении 20 секунд. По истечении этого периода на экран монитора выводится протокол содержащий количество правильных и ошибочных реакций. Эти же результаты записываются в файл. Включение подобного теста обосновывается тем, что во время боя у фехтовальщика реакции следуют одна за другой и при этом требуется постоянная сосредоточенность и готовность.

Выводы:

Компьютерная программа может быть установлена на домашний компьютер спортсмена или  ноутбук тренера, что позволит мобильно и автономно проводить тестирование в различных обстоятельствах: во время отдыха, тренировки, соревнований.

Литература

  1. Головин С.Ю. Что такое время реакции? Словарь практического психолога. www.vocabulary.ru\dictionary\25
  2. Нервная система. www.sportzal.com\post\813

References

  1. Golovin S.YU. That such time of reaction? The Dictionary of the practical psychologist. www.vocabulary.ru \dictionary \25 <http: // www.vocabulary.ru \dictionary \25>
  2. Nervous system. www.sportzal.com \post \813 <http://www.sportzal.com \post \813>

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.