Из Истории художественного образования Дагестана средствами традиционного искусства

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.119.5.089
Выпуск: № 5 (119), 2022
Опубликована:
2022/05/17
PDF

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.119.5.089

Из Истории художественного образования Дагестана средствами традиционного искусства

Научная статья

Магомедов А.Дж.1, *,Абдуллаева Э.Б.2

1 ORCID: 0000-0001-7852-3766;

2 ORCID: 0000-0002-2050-0518;

1, 2 Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, Махачкала, Россия

* Корреспондирующий автор (amirbek.49[at]mail.ru)

Аннотация

Дагестан известен не только развитыми традиционными промыслами, музыкальным фольклором, но и системой художественного образования, основанной на использовании традиций народного искусства и музыкального фольклора. Эти средства в ХХ в. использовались для эстетического воспитания во всех уровнях образования (семейное, дошкольное, школьное образование, вуз, профессиональные и дополнительные формы образования). Родоначальником многих из педагогических новаций в этих областях в России стал Дагестан. Еще в советское время благодаря педагогическим разработкам ученых и практиков образования в республике были достигнуты важные результаты, – во многих центрах образования детей и юношества организовано обучение на материалах народных художественных промыслов и ремесел, перенятое потом в ряде школ других регионов страны (Костромская область).

Ключевые слова: этнопедагогика, художественное образование, народные промыслы Дагестана, музыкальный фольклор.

From history of art education of Dagestan with means of traditional art

Research article

Magomedov A.Dzh.1, *, Abdullaeva E.B.2

1 ORCID: 0000-0001-7852-3766;

2 ORCID: 0000-0002-2050-0518;

1, 2 Gamzat Tsadasa institute of language, literature and art of the RAS, Makhachkala, Russia

* Corresponding author (amirbek.49[at]mail.ru)

Abstract

Dagestan is known not only for highly developed traditional crafts and musical folklore, but also for a system of art education based on the use of folk art traditions and musical folklore. In the 20th century these means were used for aesthetic education at all levels of education (family, pre-school, school, university, professional and additional forms of education). Dagestan was the founder of many of the pedagogical innovations in these spheres in Russia.  Important results were achieved in the Soviet era due to pedagogical developments of scientists and educational practitioners - in many educational centers for children and young people there learning based on folk arts and crafts, which is then adopted in a number of schools in other regions of the country (the Kostroma Region).

Keywords: ethnopedagogy, art education, folk crafts of Dagestan, music folklore.

Введение

Научный интерес к историческим традициям образовательной культуры в области традиционных ремесел и музыкального фольклора и их использованию в современных практиках возник давно, сохраняется и сегодня. Большой опыт в этой области накоплен и в Дагестане [1], [2]. Художественное образование детей и юношества, основанное на использовании традиций народного искусства, музыкального фольклора было частью народной культуры Дагестана. Семейное обучение приемам резьбы по дереву и камню, ювелирного дела, ковроткачества и вышивки, гончарного мастерства, умениям и навыкам народного танцевального и песенного искусства, хореографии способствовало приобщению детей к эстетическим основам традиционной художественной культуры.

Основная часть

Остановимся на особенностях семейного художественного образования в области традиционного прикладного искусства и музыкального фольклора на материалах ряда известных центров Дагестана. В некоторых из них (Кубачи и др.) семейные формы художественного образования получили широкое развитие. Без налаженной учебы детей и подростков сложному мастерству трудно представить развитие этого центра.

О систематической практике привлечения детей к труду взрослых в кубачинских семьях свидетельствуют исторические материалы, а также воспоминания мастеров старшего поколения. Так, в 1804 году путешественники отмечали, что в Кубачи в работе мастерам-мужчинам, «способствуют… малолетние их дети и жены» [3, С. 110].

В народном художественном промысле родители учили детей ремеслу с 10−11 лет. Но и до этого им предоставлялась возможность наблюдать работу старших, помогать им в простейших операциях (они помогали старшим, качая меха, готовя и убирая инструмент, выполняя другие простейшие операции). Подробно описал уроки мастерства у своего отца известный кубачинский мастер Расул Алиханов (1922-2000) [5, С. 39-40]. А у художника Манабы Магомедовой учеба началась с вырезания из бумаги традиционного орнамента. Затем ее наставник «показал на медных блюдах, как нужно вырезать орнамент на металле» [4, С. 39].

В начале ХХ в. в ряде центров народного искусства Дагестана появляются и небольшие частные школы обучения мастерству. В школах обучалось в среднем 10−15 учеников. Ученик принимался на учебу в 14−15 лет. Первой работой его была чеканка и гравировка медного или латунного блюда по рисунку, нанесенному хозяином школы. После окончания работы над блюдом мастер определял возможности ученика и решал, допускать его к выполнению гравировки деталей оружия или поясов из драгоценного металла серебра. Эти изделия шли на продажу. Тех учеников, кто нанимался на учебу к мастерам по насечке, вначале учили насекать железо не золотом, а алюминием, латунью. И. Уссаев был не только хорошим ювелиром, но и талантливым педагогом. За проявления халатного и небрежного отношения к работе со стороны учащегося он строго наказывал его в присутствии других учеников [5, С. 39-40], [6, С. 103].

Ученики школ-мастерских в зависимости от промысла хозяина специализировались на разных видах работ. Так, мастер Г. Мухуммаев со своими учениками и подмастерьями изготавливал женские украшения, которые продавались через скупщиков (как правило, торговцев из соседнего с Кубачи с. Шири) в округах Дагестана [7].

И в более ранний период, когда не было таких школ, ученичество в промысле существовало. Как правило, учениками нанимались к мастерам из круга родственников, добрых соседей.

В начале ХХ в. во многих центрах народных промыслов широкое развитие получили семейные формы образования. Дело в том, что это было время, когда большое число мастеров выезжало на заработки в города и сельские населенные пункты Кавказа, России. С собой они часто брали и подростков. Интересные материалы об этом приводит в своих публикациях исследователь ремесел лакцев Д. С. Габиев [8]. В этом плане интересны и воспоминания и лакского ювелира-оружейника М. Г. Кушиева [9, С. 125‑128].

Художественное образование и воспитание начиналось с раннего детства. Например, в ковровых промыслах Дагестана уже с 5−8 лет девочек начинали учить азбуке ремесла. Интересны примеры из книги дагестанского этнографа С. С. Агашириновой. По ее словам, «девочка с пятилетнего возраста училась выполнять узел и ткала по указанию матери, а с восьмилетнего возраста она уже ткала без всякой посторонней помощи» [10]. Каждая мать стремилась передать своей дочери необходимые навыки, чтобы научить ее ткать ковры быстро, ловко и с высоким качеством.

В исторической культуре Дагестана существовало также обучение детей и юношества музыке, пению, танцам, свадебным ритуалам. Здесь важную роль играли общественная практика: свадебные, календарные праздники, ритуалы взаимопомощи, детские игры, которые нередко превращались в своеобразные школы танцевального искусства, пения и т.д. Традиционное художественное образование (так же, как и содержание обучения в частных школах, о которых мы писали выше) отличало отсутствие особых, прописанных методик преподавания. Здесь господствовали наглядный и практический методы обучения, нацеленность на быстрое получение конечного результата.

Интересны дагестанские народные формы подготовки детей к участию в зрелищных обрядах, свадьбах. Одной из форм такой подготовки были «кукольные свадьбы», встречавшиеся во многих горских селах горного Дагестана, в частности, в с. Хунзах [11]. В такой свадьбе, как правило, участвовали девочки того или иного квартала села. Кроме женских ролей они исполняли и мужские роли участников взрослой свадьбы. Кукольная свадьба превращалась в своеобразное занятие по сценической речи, актерскому мастерству, вокальному, хореографическому искусству, по этикету свадебных церемоний. Всей такой свадьбой незаметно руководила одна из женщин, родственница одной из участниц детского веселья.

Народные формы художественного образования получили развитие и в советское время. Однако в первые десятилетия новой власти ситуация была неоднозначной. В 20−30-е годы на их бытовании сказывались общие экономические трудности, которые переживало население дагестанских сел. Появились серьезные трудности в приобретении материалов. Так, в 1925 г. старый кубачинский мастер жаловался профессору Н. Ф. Яковлеву, приехавшему в Кубачи изучить состояние его промыслов, на то, что из-за уменьшения заказов и подорожания серебра «подростков не на чем обучать мастерству» [12, С. 17]. В 1960‑1980-е годы в Дагестане получили развитие школьные формы обучения мастерству. Опыт кубачинцев стал внедряться не только во многих школах Дагестана, но и России. В частности, он был внедрен в средней школе известного ювелирного центра ‑ поселка Красное Костромской области.

В 1990-е годы школьные формы обучения в народных промыслах они были «вытеснены» семейными формами художественного и трудового воспитания. В это время были сняты правовые ограничения на частные промыслы, появились легальные рынки материалов и художественных товаров. В последнее десятилетие восстановлены и школьные формы образования средствами народных ремесел [7].

С середины 1970-х годов начинается научное изучение роли и значения использования народных традиций ремесла и методов народной педагогики в деле художественного образования детей. Развитие получили теоретические и прикладные направления, связанные с этнопедагогикой и использованием традиций народной культуры в эстетическом образовании и обучении детей и юношества. Активно подключились к теме ученые НИИ художественной промышленности Минместпрома РСФСР, подготовившие пособие для школы «Основы художественного ремесла» [13]. Тему стали активно осваивать ученые и практики художественного образования Дагестана. В итоге, благодаря педагогическим идеям ученых и практиков образования Дагестана, в последние 50 лет в республике появилось важное достижение российского уровня ‑ организация обучения и воспитания детей и юношества на материалах народных художественных промыслов [14], [15], [16].

Более сложно шло формирование в Дагестане традиций использования музыкального фольклора Дагестана в образовании и воспитании детей. Композитор Г. А. Гасанов, известный в Дагестане больше как основоположник дагестанской профессиональной музыки, был и инициатором формирования здесь традиций музыкального образования школьников, студентов с использованием фольклора народов республики. В его статьях в прессе и выступлениях по радио тема музыкального воспитания занимала большое место [17]. Он писал о значимости для воспитания детей искусства, основанного на национальном мелосе, «знакомом и близком интонационно горским детям». При этом он ссылался на свою ученицу Е. Юдину, издавшей еще в 1927 г. работу «Дагестанским детям. Сборник фортепианных пьес» [18]. Как пишет исследователь А. К. Шабаева, «это было одно из первых в истории дагестанской культуры нотное издание произведений, основанных на национальном фольклоре» [19, С. 137].

История музыкального образования детей в школах России была неоднозначной. В первые послевоенные годы уроки музыки были сохранены официально лишь в начальной школе и только в 1956 году уроки музыки вновь были восстановлены в V – VI классах. В 1973 г. известный композитор Д. Б. Кобалевский разработал экспериментальную программу «Музыка», которая была издана массовым тиражом [20]. Однако в Дагестане не нашлось последователей ученого-педагога и композитора, которые вписали бы дагестанский музыкальный фольклор в эту систему. Трудности возникали еще потому, что музыкальный фольклор Дагестана даже к началу 1990-х годов был слабо изучен. Больший интерес к музыкальному воспитанию и образованию возник в школе в годы перестройки и постсоветского времени, когда региональный компонент образования стал рассматриваться как его важная составляющая. Однако новая практика складывалась стихийно, в основном по инициативе наиболее активных учителей [21].

Заключение

Таким образом, в Дагестане сложились самобытные формы использования народного искусства и музыкального фольклора в педагогической практике, в эстетическом воспитании детей и юношества. Такой опыт здесь стал накапливаться еще в историческом прошлом. В советское время, со времени Великой Отечественной войны здесь стали развиваться школьные формы такого образования. Это были школы ФЗО по традиционному ювелирному делу в с. Кубачи и ковровому мастерству в г. Дербенте. На базе общеобразовательных средних школ при поддержке Минпроса РСФСР подобная практика стала развиваться в Дагестане в 1960 ­1970-е годы. В то же время меньшее распространение имела практика образования детей средствами музыкального фольклора. Оно меньше привлекало внимание педагогической общественности республики. Больший интерес к нему возник лишь в годы перестройки и постсоветского времени, когда региональный компонент образования стал рассматриваться как его важная составляющая.

В последние 60 лет благодаря педагогическим разработкам ученых и практиков образования Дагестана в республике достигнут важный результат российского уровня. Это организация обучения и воспитания детей и юношества на материалах народных художественных промыслов и ремесел, перенятая и в ряде других регионов страны.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Гусев Д. А. Педагогический потенциал народного прикладного творчества в сельской школе / Д. А. Гусев. СПб.: "Лань", 2018. 144 с.
  2. Магомедов А. Дж. Формы и методы передачи традиционного мастерства в художественных промыслах с. Кубачи / А. Дж. Магомедов // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: сб. научных трудов НИИХП. М., 1990. С. 73-82.
  3. История, география, этнография Дагестана. М., 1958. 237 с.
  4. Магомедова М.О. Узоры жизни / М.О. Магомедова. М., 1974. 112 с.
  5. Алиханов Р. А. Кубачинские очерки: Записки мастера / Р. А. Алиханов // Искусство Кубачи / сост. А.А. Иванов. Л.; 1976. С.8−63.
  6. Гусейнов А. Г. Кубачи и кубачинцы / А. Г. Гусейнов. Махачкала, 2000. 278 с.
  7. Магомедов А.Дж., докт. ист. наук. Полевой материал автора / А. Дж. Магомедов.
  8. Габиев Д. С. Лакское ювелирное искусство ХIХ − нач. ХХ в. / Д. С. Габиев // Сб. научных трудов НИИХП. Вып. 7. М., 1973. С. 56‑78.
  9. Кушиев М. Г. Воспоминания о пережитом / М. Г. Кушиев ; Подготовка к изданию, вступ. статья и комментарии З. Р. Сутаевой-Исмаиловой. Махачкала, 2020. 232 с.
  10. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин ХIХ – начала ХХ в / С. С. Агаширинова. М., 1978. 304 с.
  11. Гаджиева З. З. (1938 -2021), докт. филол. наук. Информант / З. З. Гаджиева.
  12. Яковлев Н.Ф. Кубачинская ювелирная кустарно-художественная промышленность / Н.Ф. Яковлев. Махачкала, 1926. 20 с.
  13. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школьных кружков. В 2-х частях / Под ред. В. А.Барадулина и О. В. Танкус. М., 1979. 240 с.
  14. Байрамбеков М.М. К вопросу об изучении декоративно-прикладного искусства Дагестана в системе среднего профессионального образования / М.М. Байрамбеков // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 31-36.
  15. Ахмедханова Э. М. Использование дагестанских народных инструментов на уроке музыки как средства развития национальной музыкальной культуры учащихся / Э. М. Ахмедханова // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/09/12700 (дата обращения: 31.03.2022).
  16. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан: диссертация доктора педагогических наук / И.М. Раджабов. М., 1998. 366 с.
  17. Гасанов Г.А. Музыкальное образование детям / Г.А. Гасанов // Дагестанская правда. 1961. 10 июня.
  18. Юдина Е. Дагестанским детям. Сборник фортепианных пьес / Е. Юдина. Махачкала: Даггиз, 1927. 15 с.
  19. Шабаева А. К. Деятели музыкальной культуры Дагестана: справочник / А. К. Шабаева. Махачкала, 2006. 166 с.
  20. Жилинская Т.Г. Музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кобалевского / Т. Г. Жилинская. [Электронный ресурс]. URL: https://bspu.by/blog/zhilinskaya/article/lection/muzykal-no-pedagogicheskaya-koncepciya-d-b-kabalevskogo (дата обращения 7.04.2022)
  21. 21. Абдуллаева Э.Б., канд. искусств. Полевой материал автора / Э.Б. Абдуллаева.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Gusev D. A. Pedagogicheskij potencial narodnogo prikladnogo tvorchestva v sel'skoj shkole [Pedagogical potential of folk applied art in rural schools] / D. A. Gusev. SPb.: "Lan'", 2018. 144 p. [in Russian].
  2. Magomedov A. Dzh. Formy i metody peredachi tradicionnogo masterstva v hudozhestvennyh promyslah s. Kubachi [Forms and methods of transmission of traditional craftsmanship in the artistic crafts of S. Kubachi] / A. Dzh. Magomedov // Formy i metody peredachi masterstva v sovremennyh tradicionnyh promyslah: sb. nauchnyh trudov NIIHP [Forms and methods of skill transfer in modern traditional crafts: collection of scientific works of NIIHP. M., 1990]. M., 1990. p. 73-82. [in Russian].
  3. Istorija, geografija, jetnografija Dagestana [History, geography, ethnography of Dagestan]. M., 1958. 237 p. [in Russian]
  4. Magomedova M. O. Uzory zhizni [Patterns of life] / M. O. Magomedova. M., 1974. 112 p. [in Russian].
  5. Alihanov R. A. Kubachinskie ocherki: Zapiski mastera [Kubachinsky essays: Notes of a master] / R. A. Alihanov // Iskusstvo Kubachi [The Art of Kubachi] / sost. A.A. Ivanov. L.; 1976. p. 8−63. [in Russian]
  6. Gusejnov A. G. Kubachi i kubachincy [Kubachi and kubachintsy] / A. G. Gusejnov. Mahachkala, 2000. p. 278. [in Russian]
  7. Magomedov A. Dzh., dokt. ist. nauk. Polevoj material avtora [Author's field material] / A. Dzh. Magomedov. [in Russian]
  8. Gabiev D. S. Lakskoe juvelirnoe iskusstvo ХIХ − nach. ХХ v. [Lak jewelry art of the XIX − beginning . XX century] / D. S. Gabiev // Sb. nauchnyh trudov NIIHP. [Collection of scientific works of NIIHP. № 7]. M., 1973. P. 56 78. [in Russian]
  9. Kushiev M. G. Vospominanija o perezhitom [Memories of the experience] / M. G. Kushiev; Podgotovka k izdaniju, vstup. stat'ja i kommentarii Z. R. Sutaevoj-Ismailovoj. Mahachkala, 2020. 232 p. [in Russian]
  10. Agashirinova S. S. Material'naja kul'tura lezgin ХIХ – nachala ХХ v. [Material culture of the Lezgins of the XIX – early XX century] / S. S. Agashirinova. M., 1978. 304 p. [in Russian]
  11. Gadzhieva Z. Z., (1938 ¬2021), dokt. filol. nauk. Informant [The informant] / Z. Z. Gadzhieva. [in Russian]
  12. Jakovlev N. F. Kubachinskaja juvelirnaja kustarno-hudozhestvennaja promyshlennost' [Kubachinsky jewelry handicraft and art industry] / N. F. Jakovlev. Mahachkala, 1926. 20 p. [in Russian]
  13. Osnovy hudozhestvennogo remesla: Prakticheskoe posobie dlja rukovoditelej shkol'nyh kruzhkov [Fundamentals of artistic craft: A practical guide for school leaders]. in 2 parts / eds. V. A.Baradulina i O. V. Tankus. M., 1979. 240 p. [in Russian]
  14. Bajrambekov M. M. K voprosu ob izuchenii dekorativno-prikladnogo iskusstva Dagestana v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija [On the issue of the study of decorative and applied arts of Dagestan in secondary vocational education systems] // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of Dagestan State Pedagogical University]. 2018. Vol. 12. № 2. P. 31-36. [in Russian]
  15. Ahmedhanova Je. M. Ispol'zovanie dagestanskih narodnyh instrumentov na uroke muzyki kak sredstva razvitija nacional'noj muzykal'noj kul'tury uchashhihsja [The use of Dagestan folk instruments at a music lesson as a means of developing the national musical culture of students] / Je. M. Ahmedhanova // Gumanitarnye nauchnye issledovanija [Humanitarian scientific research]. 2015. № 9 [Electronic resource]. URL: https://human.snauka.ru/2015/09/12700 (accessed: 31.03.2022). [in Russian]
  16. Radzhabov I. M. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sisteme hudozhestvennogo obrazovanija Respubliki Dagestan: dissertacija doktora pedagogicheskih nauk [Decorative and applied art in the system of art education of the Republic of Dagestan: dissertation of the Doctor of Pedagogical Sciences] / I. M. Radzhabov. M., 1998. 366 p. [in Russian]
  17. Gasanov G. A. Muzykal'noe obrazovanie detjam [Music education for children] / G. A. Gasanov // Dagestanskaja Pravda [Dagestan Truth].1961. 10 ijunja. [in Russian].
  18. Judina E. Dagestanskim detjam. Sbornik fortepiannyh p'es. [Dagestan children. Collection of piano pieces] / E. Judina. Mahachkala: Daggiz, 1927. 15 p. [in Russian].
  19. Shabaeva A. K. Dejateli muzykal'noj kul'tury Dagestana: spravochnik. [Figures of musical culture of Dagestan: a reference book] / A. K. Shabaeva. Mahachkala, 2006. 166 p. [in Russian]
  20. Zhilinskaja T. G. Muzykal'no-pedagogicheskaja koncepcija D. B. Kobalevskogo [D. B. Kabalevsky's musical and pedagogical concept] / T. G. Zhilinskaja. [Electronic resource]. URL: https://bspu.by/blog/zhilinskaya/article/lection/muzykal-no-pedagogicheskaya-koncepciya-d-b-kabalevskogo (accessed 7.04.2022) [in Russian]
  21. Abdullaeva Je. B., kand. iskusstv. Polevoj material avtora [Author's field material] / Je. B. Abdullaeva. [inRussian]