ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ КАК ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.052
Выпуск: № 5 (59), 2017
Опубликована:
2017/05/19
PDF

Хайбуллина Р. Ф.

ORCID: 0000-0002-1935-1092, Кандидат педагогических наук, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ КАК ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация

В статье указывается на необходимость более полного использования в образовательном процессе духовно развивающего потенциала музыкального искусства. Одним из наиболее эффективных способов его реализации в условиях общего музыкального образования автор считает исполнительскую деятельность учителя музыки на уроке, организованную как процесс непосредственной передачи художественной информации. В связи с этим актуализируется обращение к понятию "коммуникация" и его трактовкам   в различных областях знания. На основе анализа и обобщения  этих трактовок обосновывается понимание исполнительской деятельности учителя музыки как специфической формы педагогической коммуникации в условиях общего музыкального образования.

Ключевые слова: музыкально-педагогическая деятельность, исполнительская деятельность учителя музыки, педагогическая коммуникация, художественная коммуникация.

Khaibullina R. F.

ORCID: 0000-0002-1935-1092, PhD in Pedagogy, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

PERFORMTIVE ACTIVITY OF MUSIC TEACHERS AS A PHENOMENON OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Abstract

The article points out the need to use the spiritual potential of musical art in the educational process. One of the most effective ways to implement it in the conditions of general musical education is performing activity of the music teacher at lessons, organized as a process of direct sharing of artistic information. In this regard, the reference to the concept of "communication" and its interpretations in various fields of knowledge is actualized. Based on the analysis and generalization of these interpretations, the paper substantiates the understanding of the performing activity of a music teacher as a specific form of pedagogical communication in the conditions of general musical education.

Keywords: musical and pedagogical activity, performing activity of a music teacher, pedagogical communication, artistic communication.

Проблема духовного развития подрастающего поколения является одной из центральных для педагогической науки и практики. Неоспоримая роль в ее решении принадлежит художественному, в частности, музыкальному образованию как одному  из важнейших способов формирования личности. В настоящее время, в условиях общего обеднения культурной жизни и засилья низкопробной музыкальной продукции, встает вопрос наиболее полного использования в образовательном процессе духовно формирующего потенциала музыки как вида искусства. Этот потенциал заключен в идейном содержании музыкальных произведений, которое раскрывается слушателем в процессе их активного восприятия и  приобретает для него личностный смысл. Однако следует заметить, что в данном случае потенциал – это только возможность, которая может быть реализована лишь в определенных обстоятельствах. Поэтому непременным условием музыкально-педагогической деятельности выступает целенаправленная организация передачи и восприятия художественной информации в образовательном процессе, т.е. коммуникативная деятельность.

Коммуникативная составляющая педагогического процесса к настоящему времени исследована достаточно широко. Определенное место среди этих исследований занимают работы, в которых представлены различные аспекты коммуникативной подготовки учителей музыки. Однако остаются недостаточно изученными вопросы, связанные с коммуникативной стороной исполнительской деятельности учителя музыки.

Цель нашей статьи – раскрыть сущность исполнительской  деятельности учителя музыки как особой формы педагогической коммуникации в условиях общего музыкального образования.  В связи с этим нами определены для решения следующие задачи: провести сравнительный анализ трактовок понятия "педагогическая коммуникация" разными авторами; изучить особенности художественной и собственно музыкальной коммуникации, раскрываемые в соответствующей научной литературе; рассмотреть основные подходы к освещению коммуникативной проблематики в музыкально-педагогических исследованиях; обобщить полученную информацию и выявить особенности исполнительской деятельности учителя музыки как коммуникативного явления.

Термин "коммуникация" в настоящее время не имеет строго однозначного применения. Для данного понятия могут быть условно выделены следующие основные значения: универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и духовных объектов из одного места в другое; биологическое, используемое в биологии при исследовании сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.; социальное, применяемое по отношению к человеческому обществу для характеристики и обозначения всего многообразия существующих в нем связей и отношений [1].

Для изучения педагогических явлений актуален подход к пониманию коммуникации в ее последнем – социальном – значении. Такой вид коммуникации раскрывается исследователями как специфическая форма взаимодействия людей по передаче смысловой и оценочной информации от человека к человеку, осуществляющаяся при помощи языка или других знаковых средств [1], [2]. Исходя из данной трактовки и понимания взаимодействия как формы организации конкретной деятельности людей, коммуникация в музыкально-образовательном процессе должна быть представлена как система действий по обмену  осмысленной педагогически значимой информацией между его участниками.

При  рассмотрении коммуникации в образовании можно выделить два основных подхода.

Характерным для одного из них является отождествление понятий «коммуникация» и «общение» и выдвижение на первый план межчеловеческой стороны отношений в педагогической коммуникации.  В рамках данного подхода ограничивается употребление самого термина «коммуникация», и начинает играть существенную роль понятие коммуникативности в значении способности к общению [3], [4], [5]. С позиций данного подхода коммуникативная деятельность педагога выступает как система целенаправленных действий по организации педагогического общения, понимаемого как  процесс установления и развития педагогически-целесообразных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Таким образом, данный подход акцентирует внимание на организации педагогического общения как способа межличностного взаимодействия, способствующего возникновению отношений духовной близости, взаимопонимания и стремления к диалогу. Отметим, что для музыкальных занятий это является особенно важным, так как эмоциональный фон, сопровождающий восприятие музыки учащимися, может оказывать на этот процесс как благоприятное, так и отрицательное влияние.

Для другого подхода характерно стремление к смысловому объединению в педагогической коммуникации межличностной и информационной сторон. Первая из них служит реализации функции общения, наполняя образовательный процесс человеческими смыслами и ценностями, вторая обеспечивает информативность его содержания. В русле данного подхода педагогическая коммуникация рассматривается как "информационное взаимодействие субъектов образовательного процесса, имеющее педагогическое содержание и педагогический смысл" ( 6, с. 28); как "целенаправленный процесс взаимодействия педагога с воспитанниками, задачами которого является обмен информацией, успешное обучение и воспитание, создание благоприятного психологического климата и эмоционального контакта; процесс, который реализуется с помощью различных средств коммуникации" [7]; как "организация педагогического процесса как общения, взаимосвязи, сотрудничества на основе приема, переработки и передачи информации, личностных смыслов и ценностных отношений" [8, с. 12] .

Обращение с позиции данного подхода к практике общего музыкального образования показывает, что здесь информативность его содержания нередко приобретает форму рассказа о тех или иных фактах – датах жизни композитора,  его творческом пути, особенностях изучаемого произведения и т.д. Донесение таких сведений до учащихся, безусловно, необходимо. Однако основным содержанием уроков музыки, как это неоднократно подчеркивали деятели общего музыкального образования Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, Д. Б. Кабалевский и др., должна стать сама музыка, а не рассказ о ней. Только в этом случае может проявиться ее духовно-созидательный потенциал.

С данной точки зрения,  важнейшим фактором реализации этого потенциала выступает исполнительская деятельность учителя музыки, которая уже по определению должна рассматриваться не только как педагогическая, но и как художественная. Поэтому для ее характеристики как коммуникативного явления должны приниматься во внимание  особенности музыкальной коммуникации как разновидности коммуникации художественной.

Согласно одному из определений, художественная коммуникация – это функционирование искусства в обществе, в процессе которого оно выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство общения [9]. Важнейшими ее особенностями являются следующие: непереводимость художественной информации в иную знаковую систему, что требует от воспринимающего владения языком информации; возможность неоднозначного понимания художественной информации в процессе ее восприятия, что предполагает специфическую деятельность воспринимающего субъекта наряду с деятельностью по ее созданию; обусловленность художественной коммуникации особым взаимодействием двух реальных субъектов (автора произведения и его адресата) и самого произведения как субъективированного объекта;  способность произведения искусства сообщать об индивидуальном опыте отношений художника с миром таким образом, что этот опыт приобретает общечеловеческое значение. Художественные коммуникации выполняют одновременно три задачи: осведомляющую – информируют воспринимающего о результатах работы художника; суггестивную – внушают ему определенное отношение к тому жизненному материалу, о котором информирует художник; организаторскую – ведет воспринимающего субъекта к запрограммированным идейным выводам и установкам [10], [11].

В музыкознании способность музыки служить средством художественного общения признается одной из ее важнейших функций, которая обозначается как коммуникативная. Общение в данном случае понимается как движение музыкальных смыслов, происходящее в диалогической форме и обладающее качествами информационного процесса [12]. Такого рода взаимодействие становится возможным благодаря существованию системы средств музыкальной выразительности, выполняющей роль музыкального языка. В отличие от языка вербального, значение входящих в него знаков жестко не закреплено и зависит от контекстного окружения [13], [14]. Поэтому в музыкальной коммуникации решающую роль играет деятельность исполнителя-интерпретатора [15].

Если в свете вышеизложенного подойти к рассмотрению исполнительской деятельности учителя музыки, то она предстает как система специальных действий, направленных на обеспечение передачи смысла художественной информации, заключенной в музыкальном тексте, благодаря чему становится возможен своеобразный диалог между музыкальным произведением и слушателями-учащимися. При этом обнаруживается двухуровневый "механизм" такой деятельности, когда смысл музыкального произведения раскрывается учителем-музыкантом сначала «для себя» в процессе творческого освоения авторского сочинения и лишь затем уже – передается слушателям в процессе его исполнения. Слушателями музыки в общеобразовательной школе являются ученики и понимание ими смысла услышанного будет обусловливаться их субъективными свойствами – возрастными особенностями, наличием опыта и сформировавшихся навыков восприятия музыки, сложившимися у них к данному моменту интересами и т.п. Все это будет отличать музыкальную коммуникацию в условиях школьного урока от той, которая может протекать в обстановке концертного зала, куда обычно приходят уже подготовленные слушатели.

При рассмотрении коммуникации в музыкальном  образовании проявляются три, не противоречащих друг другу, подхода.

Первый из них обнаруживает определенное сходство с одним из охарактеризованных нами выше общепедагогических подходов, в рамках которого коммуникативная деятельность педагога трактуется через ее направленность на установление межличностных отношений участников образовательного процесса. Согласно данному подходу, коммуникативная деятельность учителя музыки может рассматриваться в ее взаимосвязи с организаторской, и тогда весь процесс проведения музыкальных занятий строится на основе педагогического общения. При этом решаются следующие коммуникативные задачи: организация всех видов музыкальной деятельности и форм музыкальных занятий; установление атмосферы эмоционально-духовного общения, контакта между учителем и детьми; создание установки на возникновение эмоционально-духовных quasiсубъект-субъектных отношений между детьми и музыкой в процессе ее восприятия [16]. Не вызывает сомнений, что исполнительская деятельность учителя музыки будет способствовать их решению, т.к. умение педагога петь, играть на музыкальном инструменте должно вызывать у учащихся особый интерес  к его личности и, как следствие, повышение интереса к музыкальной деятельности.

Второй подход строится на понимании диалога как сущностной стороны музыкального искусства. Характерным для него является рассмотрение музыкальной коммуникации в образовании с позиций музыкально-педагогического общения, смысл и специфика которого заключается «в постижении художественного Я музыкального произведения, в установлении с ним духовно-личностного контакта, диалога»[17, с. 16]. Отмечаются три уровня исполнительского диалога учителя музыки: 1) с композитором и его музыкой; 2) с самим собой как творческой индивидуальностью; 3) со слушателем-учеником как партнером по общению [18]. К ведущим функциям музыкально-педагогического общения в русле данного подхода относятся информационно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная, регулятивная [17].

В основе третьего подхода лежит тезис о невозможности передачи художественной информации иными, не художественными средствами. На этом построено раскрытие одной из сторон коммуникативной функции музыки как ее способности служить средством художественно-педагогического общения. Особенностью такого общения является то, что одновременно его предметом и средством в условиях образовательного процесса выступает произведение искусства. Именно такая форма общения признается в рамках данного подхода оптимальной для уроков музыки [19].

Таким образом, коммуникативная деятельность учителя музыки раскрывается в русле данных подходов в двух аспектах: 1) как система действий, направленных на создание оптимальных условий для педагогически-целесообразного взаимодействия всех участников музыкально-образовательного процесса на основе многоуровневого диалога; 2) как система действий, обеспечивающих возможность педагогического общения на уроке музыки адекватными – музыкально-художественными – средствами. Все это позволяет рассматривать исполнительскую деятельность учителя-музыканта как специфическую форму педагогической коммуникации, в рамках которой достигаемый образовательный результат обусловливается движением художественно-смысловой информации.

На основании всего изложенного можно сказать следующее. Исполнительская деятельность учителя музыки выступает особым способом представления в образовательном процессе педагогически значимого содержания, выраженного в музыкальных формах. С этой точки зрения она может рассматриваться как коммуникативное действие, осуществляемое в целях передачи художественно-смысловой информации с использованием музыкально-исполнительских средств. Необходимым условием выполнения такой деятельности является освоение учителем музыки навыков художественной интерпретации нотного текста и освоение исполнительских приемов, достаточных для создания музыкальных образов.

Как форма коммуникативного взаимодействия, исполнительская деятельность позволяет учителю музыки решать такие задачи, как:  презентационная (осведомляющая) – ознакомление учащихся с различными музыкальными произведениями; познавательно-интерпретационная – осмысление авторского текста; духовно-созидательная  – формирование позитивных личностных качеств учащихся; организаторская – создание продуктивных внутренних и внешних условий, способствующих формированию у учащихся социально ценных качеств; коррекционная – совершенствование системы коммуникативного взаимодействия субъектов музыкально-образовательного процесса.

Таким образом, реализация подхода к исполнительской деятельности учителя музыки как к коммуникативному явлению выступает важнейшим фактором наиболее полного использования возможностей искусства для развития личности ученика.

Список литературы / References

  1. Основы теории коммуникации; под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2007. – 615с.
  2. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации / А. В. Соколов. – СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2002. – 461с.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Изд. второе. – М.: Логос, 2004. – 384с.
  4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн.для учителя / В. А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190с.
  5. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. – Л., 1967.—183 с.
  6. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336с.
  7. Максимова А. А. Основы педагогической коммуникации [Электронный ресурс] / А. А. Максимова. – М. : ФЛИНТА, 2015. – URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976519435.html (дата обращения: 17.04.2017).
  8. Троянская С. Л. Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика / С. Л. Троянская. – Ижевск: УдГУ, 2011. – 148с.
  9. Коммуникация художественная [Электронный ресурс]. – URL: http://terme.ru/termin/kommunikacija-hudozhestvennaja.html (дата обращения: 17.04.2017).
  10. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – 829,[3]с.
  11. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. Избранные труды в VII томах. Том II. Теоретические проблемы философии / М. С. Каган. – Санкт-Петербург: ИД «Петрополис», 2006. – С.9 – 163.
  12. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. – М.: Музыка, 1976. – 246с.
  13. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии: исследование / – М. Г. Арановский. – М.: Музыка, 1991. – 320с.
  14. Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание / М. Ш. Бонфельд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
  15. Чередниченко Т. В. Композиция и интерпретация: три среза проблемы / Т. В. Чередниченко // Музыкальное исполнительство и современность: сб. статей. – М.: Музыка,1988. – С.43 – 68.
  16. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 336с.
  17. Майковская Л.С. Педагогическое общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки, методы общения /  Л. С. Майковская // Психология музыкальной деятельности: теория и практика; под ред. Г.М.Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С.16 – 27.
  18. Каузова А. Г. Исполнительская деятельность учителя музыки / А. Г. Каузова // Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 261 – 269.
  19. Старобинский С. Л. Художественно-педагогическое общение в структуре музыкально-образовательной деятельности / С. Л. Старобинский // Музыка в школе. – 2003. – №1. – С.49 – 53.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Osnovy teorii kommunikacii [Basics of Communication Theory]; edited by Prof. M. A. Vasilik. – M.: Gardariki, 2007. – 615 p. [in Russian]
  2. Sokolov A. V. Obshhaja teorija social'noj kommunikacii [General Theory of Social Communication] / A. V. Sokolov. – SPb:, Publishing House of Mikhaylov V.A., 2002. – 461 p. [in Russian]
  3. Zimnjaja I. A. Pedagogicheskaja psihologija [Pedagogical Psychology] / I. A. Zimnjaja. – 2nd edition. – M.: Logos, 2004. – 384 p. [in Russian]
  4. Kan-Kalik V. A. Uchitelju o pedagogicheskom obshhenii: kn.dlja uchitelja [Pedagogical Communication for Teachers: Teacher’s Book] / V. A. Kan-Kalik. – M.: Prosveshhenie, 1987. – 190 p. [in Russian]
  5. Kuz'mina N. V. Ocherki psihologii truda uchitelja [Essays on Teacher’s Labor Psychology] / N. V. Kuz'mina. – L., 1967.—183 p. [in Russian]
  6. Kolesnikova I. A. Kommunikativnaja dejatel'nost' pedagoga [Teacher’s Communication Activity] / I. A. Kolesnikova; edited by V. A. Slastenin. – M.: Publishing Centre «Akademija», 2007. – 336 p. [in Russian]
  7. Maksimova A. A. Osnovy pedagogicheskoj kommunikacii [Basics of Pedagogical Communication] [Electronic Resource] / A. A. Maksimova. – M.: FLINTA, 2015. – URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976519435.html (accessed: 17.04.2017). [in Russian]
  8. Trojanskaja S. L. Pedagogicheskaja kommunikacija: metodologija, teorija i praktika [Pedagogical Communication: Methodology, Theory and Practice] / S. L. Trojanskaja. – Izhevsk: UdGU, 2011. – 148 p. [in Russian]
  9. Kommunikacija hudozhestvennaja [Artistic Communication] [Electronic Resource] – URL: http://terme.ru/termin/kommunikacija-hudozhestvennaja.html (accessed: 17.04.2017). [in Russian]
  10. Borev Ju. B. Jestetika [Esthetics] / Ju. B. Borev. – M.: Rus'-Olimp: AST: Astrel', 2005. – 829,[3] p. [in Russian]
  11. Kagan M. S. Chelovecheskaja dejatel'nost': opyt sistemnogo analiza. Izbrannye trudy v VII tomah. Tom II. Teoreticheskie problemy filosofii [Human Activity: System Analysis Experience. Selection of Works in VII volumes. Volume II. Theoretical Problems of Philosophy] / M. S. Kagan. – Sankt-Peterburg: Publishing House «Petropolis», 2006. – P. 9 – 163. [in Russian]
  12. Medushevskij V. V. O zakonomernostjah i sredstvah hudozhestvennogo vozdejstvija muzyki [On Principles and Means of Music Artistic Impact]/ V. V. Medushevskij. – M.: Muzyka,1976. – 246 p. [in Russian]
  13. Aranovskij M. G. Sintaksicheskaja struktura melodii: issledovanie [Syntactic Structure of Melody: Research] / – M. G. Aranovskij. – M.: Muzyka, 1991. – 320 p. [in Russian]
  14. Bonfel'd M. Sh. Vvedenie v muzykoznanie [Introduction to Musicology] / M. Sh. Bonfel'd. – M.: Human. Publ. Centre VLADOS, 2001. – 224 p. [in Russian]
  15. Cherednichenko T. V. Kompozicija i interpretacija: tri sreza problemy [Composition and Interpretation: Three Sections of the Problem] / T. V. Cherednichenko // Muzykal'noe ispolnitel'stvo i sovremennost': sb. statej [Musical Performance and Modernity: Collection of Articles] – M.: Muzyka,1988. – P.43 – 68. [in Russian]
  16. Abdullin Je. B. Teorija muzykal'nogo obrazovanija [Theory of Musical Education] / Je. B. Abdullin, E. V. Nikolaeva. – M.: Publishing Centre «Akademija», 2004. – 336 p. [in Russian]
  17. Majkovskaja L. S. Pedagogicheskoe obshhenie na uroke muzyki. Zadachi, funkcii, sovremennye ustanovki, metody obshhenija [Pedagogical Communication during the Music Lessons. Problems, Functions, Modern Settings, Communication Methods.] / L. S. Majkovskaja // Psihologija muzykal'noj dejatel'nosti: teorija i praktika; pod red. G.M.Cypina [Psychology of Musical Activity: Theory and Practice; edited by G.M. Tsypina]. – M.: Publishing Centre «Akademija», 2003. – P.16 – 27. [in Russian]
  18. Kauzova A. G. Ispolnitel'skaja dejatel'nost' uchitelja muzyki [Music Teacher Performance Activity] / A. G. Kauzova // Abdullin Je.B. Teorija muzykal'nogo obrazovanija [Theory of Musical Education]. – M.: Publishing Centre «Akademija», 2004. – P. 261 – 269. [in Russian]
  19. Starobinskij S. L. Hudozhestvenno-pedagogicheskoe obshhenie v strukture muzykal'no-obrazovatel'noj dejatel'nosti [Artistic-Pedagogical Communication in the Structure of Musical-Educational Activity] / S. L. Starobinskij // Music at School. – 2003. – №1. – P.49 – 53. [in Russian]