ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.61.037
Выпуск: № 7 (61), 2017
Опубликована:
2017/07/19
PDF

Акамова Н.В.1, Акамов В.В.2, Голяева Н.В.3, Голяев С.С.4

1ORCID: 0000-0002-6948-3771, Кандидат педагогических наук, Саранский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО ЦС РФ РУК, 2ORCID: 0000-0001-5985-9918, Кандидат педагогических наук, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск, 3ORCID: 0000-0002-2049-4920, Кандидат педагогических наук, Саранский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО ЦС РФ РУК, 4ORCID: 0000-0003-1505-3503, Кандидат педагогических наук, Саранский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО ЦС РФ РУК

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ

Аннотация

В статье раскрыта актуальность использования активных форм обучения бакалавров на современном этапе. Дано понятие интерактивного обучения. Перечислены основные формы и технологии интерактивного обучения, выделены его задачи. Приведен порядок проведения интерактивного занятия. Приведены основные этапы подготовки преподавателя к проведению деловой игры. Описаны на конкретном примере методики проведения деловой игры, мозгового штурма и дискуссии. В рамках изучения дисциплины разобрана методика «дерево решений».

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, деловая игра, дискуссия, мозговой штурм.

Akamova N.V.1, Akamov V.V.2, Golyaeva N.V.3, Golyaev S.S.4

1ORCID: 0000-0002-6948-3771, PhD in Pedagogy, Saransk Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperative Business, 2ORCID: 0000-0001-5985-9918, PhD in Pedagogy, Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Yevsevyeva, Saransk, 3ORCID: 0000-0002-2049-4920, PhD in Pedagogy, Saransk Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperative Business, 4ORCID: 0000-0003-1505-3503, PhD in Pedagogy, Saransk Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperative Business,

INTERACTIVE TEACHING METHODS AS A MEANS OF INCREASING THE QUALITY OF TRAINING BACHELORS

Abstract

The article discusses the relevance of using active forms of bachelor training. The concept of interactive training is provided. The main forms and technologies of interactive training are listed; its tasks are singled out. The order of conducting an interactive session is given. The main stages of teacher preparation for a business game are presented. Specific examples of the methodology of conducting a business game, brainstorming and discussion are described. As a part of the discipline, we developed the technique of the “decision tree.”

Keywords: interactive forms of training, business game, discussion, brainstorming.

С внедрением компетентного подхода в обучении актуальной задачей высшей школы является формирование прикладных навыков бакалавров. Вопрос активизации самостоятельности и активности студентов является одним из самых важных проблем современной методики обучения специальных дисциплин, педагогики и психологии. Продуктивное занятие в вузе должно сформировать не только прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблемных ситуаций. Развитие самостоятельности и активности не происходит само собой, оно является следствием целенаправленного взаимодействия и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии. Основные из них связаны с применением активных или интерактивных методов обучения.

Термин «интерактивное» происходит от английских слов «inter» – взаимный и «act» – действовать и соответственно означает активно взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) [2, С. 136].

Интерактивная форма обучения является залогом активного взаимодействия студента и студенческой группы с преподавателем в режиме диалога. Это способствует тому, что все студенты вовлечены в познавательный процесс, имея возможность  оценивать свои знания и выражать свое отношение к изучаемым объектам.

Преимущества интерактивных форм обучения, на основе целей развивающего и воспитывающего обучения:

  1. Формирование способности разбираться в сущности изучаемого предмета, закономерностях его основных понятий, причинно-следственных связей и т.д.
  2. Формирование оценивающей деятельности: самооценка своей деятельности, обсуждение предложений других студентов и т.п.
  3. Развитие познавательных способностей, т.е. всех элементов познавательной деятельности студентов – мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения.
  4. Развитие речи – устной и письменной.
  5. Развитие коммуникативных и организаторских способностей.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

  1. Предварительная методическая подготовка. Преподаватель выбирает тему, ситуацию, выделяет понятия, термины, документы, подлежащие усвоению, подбирает подходящую форму проведения интерактивного занятия, которая является наиболее эффективной для данной группы по данной проблеме.
  2. Проведение занятия. Непосредственное проведение занятия включает в себя введение, основную часть и подведение итогов. Преподаватель сообщает тему и цель занятия, студенты знакомятся с проблемной ситуацией, цель которой достичь ее решения, условиями, правилами работы в группах. На основе базы знаний, имеющейся у студентов, так как подобное занятие нужно проводить после того, как изучены основные понятия и определения программной темы, преподаватель должен добиться усвоения понятийного аппарата, установить связь нового материала с ранее изученным. Занятие должно проходить живо и интересно, но на достаточно высоком методическом уровне. Диалог и сотрудничество – основные ключевые понятия на данном этапе. Занятие проводится по заранее разработанному сценарию. Конкретное содержание интерактивного занятия определяется его видом и формой.
  3. Подведение итогов занятия. Данный этап начинается с самооценки деятельности учащихся, рецензирования ответов других студентов, эмоциональной оценки проведенного занятия. Затем проводится оценочная часть (отношение участников к содержательному аспекту использованных методики, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает преподаватель.

Особое значение интерактивное обучение имеет у бакалавров технического профиля при освоении основной профессиональной образовательной программы. Например, студенты направления подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (профиль «Информационные технологии во внешнеэкономической деятельности») изучают процессы проектирования, разработки и эксплуатации информационных систем, технологий и сетей в различных областях по требованию заказчика, что предполагает проявление высокого уровня активности и инициативности. Будущая профессиональная деятельность бакалавров в области информационных систем и технологий напрямую связана с выполнением ИТ-проектов и бригадным методом работы. Поэтому организационно-управленческая деятельность является одной из основных, закрепленных в основной образовательной программе. Студенты должны в процессе обучения не только овладеть профессиональными компетенциями, но и уметь выполнять различные роли в рамках проекта: архитектора, руководителя, менеджера, инструментальщика, ответственного за подсистемы и т.д. К сожалению, на традиционных занятиях овладеть подобными умениями невозможно.

Так, по дисциплине «Корпоративные информационные системы» проводится игра под названием «Разработка проекта внедрения ERP-системы». Деловая игра – это имитационное моделирование процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем [1, С. 96].

Целью проведения деловой игры является отработка на практике теоретических знаний, полученных студентами при изучении курса «Корпоративные информационные системы» по вопросам выбора и внедрения ERP-системы на предприятие. Для выполнения деловой игры студенты, входящие в состав учебной группы, должны быть поделены на группу представителей предприятия, планирующего внедрить систему и группы представителей разработчиков ERP-систем. Большое значение при организации интерактивного обучения имеет самостоятельная подготовка студента. Реалии игры способствуют тому, что участникам активного занятия просто необходимо в соответствии  со сценарием найти дополнительную информацию, провести анализ фактов из реальной жизни, поработать с документами, стандартами на разработку программного обеспечения.

В процессе подготовки к проведению деловой игры студенты должны подготовить визитки своих предприятий, презентационный материал о фирме и предлагаемых системах ее автоматизации, рассчитать затраты и сроки автоматизации. План проведения деловой игры:

  1. Выступление специалиста по реинжинирингу.
  2. Выступление генерального директора с приветствием и презентаций о деятельности фирмы.
  3. Выступление заместителя генерального директора с рассказом об организационной структуре фирмы и функциях структурных подразделений фирмы.
  4. Выступление начальника отдела информационных технологий с рассказом об основных проблемах фирмы.
  5. Выступление ведущего экономиста с докладом о структуре затрат и выводом о повышении эффективности работы фирмы через автоматизацию.
  6. Выступление менеджера по продажам с рекламой корпоративной информационной системы.
  7. Выступление инженера с описанием и характеристикой подсистем для автоматизации фирмы с учетом заказа.
  8. Выступление программиста с нестандартными решениями для повышения эффективности работы и представлением технического задания.
  9. Выступление начальника отдела с оценкой и обоснованием предварительных сроков и стоимости будущего внедрения. Рассмотрение вопросов ограничения автоматизации и рисков. Передача предварительного договора на внедрение и технического задания.
  10. Выступление представителей от предприятия с подведением итогов и выбором компании-партнера с обоснованием.
  11. Подписание договора на внедрение системы и технического задания.

Преподаватель выступает в роли эксперта и начисляет баллы командам в соответствии с разработанными критериями: полнота выполнения задания, научная строгость изложения, логичность, правильность и четкость формулировок, грамотность речи и записей на доске. Интерактивное обучение способствует формированию умению логично мыслить и рассуждать, аргументировать свои утверждения, точно и кратко выражать свои мысли, строить отношения с будущими коллегами по работе, быть командой и управлять совместными проектами.

Дисциплина «Методы и средства проектирования информационных систем и технологий» обладает большим потенциалом для реализации интерактивных форм обучения. Одной из форм проведения может быть методика «дерево решений». Использование данной методики позволяет студентам овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п. В рамках изучения темы «Методологии проектирования информационных систем и технологий» построение «дерева решений» – практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть следующим образом: чертится таблица с заголовком проблемы (например, «Современные методологии разработки информационных систем и технологий»). Таблица разбивается на три или более основных колонок с названием вариантов решения проблемы (например, Вариант 1 – ). Каждая из полученных граф делится еще на две колонки с названием «Плюсы» и «Минусы». Количество строк в таблице не регламентируется и зависит от коллективной работы и количества предложенных вариантов.

На этапе предложения вариантов, и на этапе их оценки возможно использование методики «мозговой штурм». Методика «мозговой штурм» способствует тому, что группа студентов оперативно генерирует как можно больше вариантов ответа на вопрос.

Начальный этап методики «мозговой штурм» предполагает постановку перед группой определенной проблемы для обсуждения (например, «В чем сущность структурной методологии проектирования информационных систем?» «Каковы базовые принципы методологии структурного проектирования?» и т.п.). Примерно за 10-15 минут каждый студент должен придумать несколько вариантов решения предложенной проблемы индивидуально и записать их на листке. Затем все участники в точной и емкой форме по очереди должны высказать сгенерированные предложения. Преподаватель должен зафиксировать их на плакате или доске, пока не подвергая их критики.

На втором этапе проведения «мозгового штурма» высказанные предложения обсуждаются. Группе необходимо найти возможность применения любого из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования. На данном этапе возможно использование различных форм дискуссии.

Третий этап реализации «мозгового штурма» предполагает защиту результатов, представленных в виде презентации с определением, либо самого оптимального, либо самого оригинального и необычного решения. Студенты отбирают несколько наиболее перспективных предложений.

При проведении данной формы интерактивного занятия участники делятся на несколько групп:

  • генераторы идей, высказывающие различные предложения, направленные на поиск решения проблемы;
  • критики, старающиеся найти недостатки в предложенных идеях;
  • аналитики, привязывающие полученные предложения к определенным условиям с учетом всех сделанных замечаний.

При изучении темы «Типовая схема ИТ-структуры магазина и супермаркета» по дисциплине «Информационные технологии в торговле» студенты направления подготовки «Бизнес-информатика» должны принять участие в деловой игре по автоматизации торгового зала. Согласно сценарию игры ИТ-специалистам выделяется определенная сумма денег на закупку аппаратных и программных средств. Студенты работают с прайс-листами, нормативными документами организации, изучают особенности оборудования, стоят схему ИТ-структуры с помощью MS Visio. Основная задача – автоматизировать бизнес-процессы торгового предприятия и не выйти из рамок выделенного бюджета.

Эффективность проведения интерактивного занятия много зависит от личности преподавателя, его гибкости, умения правильно ориентироваться в разных учебных ситуациях, от его профессиональной подготовки и человеческих качеств. В обстановке доверия всех участников занятия, совместной работе можно выработать у студентов объективную самооценку своего труда, самокритичность как качество личности.

Использование в практике работы интерактивных форм обучения способствует развитию личностной рефлексии, навыков межличностного взаимодействия, повышению познавательной активности.

Список литературы / References

  1. Миэринь Л. А., Современные образовательные технологии в вузе : учеб.-метод. пособие / Л. А. Миэринь, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 169 с.
  2. Субочева А. Д. Инновационные методы обучения как способы активизации мыслительной деятельности студентов. / А. Д. Субочева, О. Н. Субочева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 9 (28). – С. 136 –139. – URL: http://research-journal.org/social/innovacionnye-metody-obucheniya-kak-sposoby-aktivizacii-myslitelnoj-deyatelnosti-studentov/ (дата обращения: 24.03.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Mierin L.A. Sovremennye obrazovatelnye tekhnologii v vuze [Modern educational technologies in the university: the teaching method] / L.A. Mierin [Tutorial] / L.A Mierin, N.N Bykova, E.V Zarukina. – St. Petersburg. : Publishing house SPbGEU, 2015. – 169 p. [in Russian]
  2. Subocheva A.D. Innovatsionnye metody obucheniya kak sposoby aktivizatsii myslitelnoi deyatelnosti studentov [Innovative methods of teaching as ways of activating the thinking activity of students] / A.D Subocheva, O.N Subocheva // Mezhdunarodnyi nauchno-isssledovatelskiy zhurnal [International Scientific and Research Journal]. – 2014. – No. 9 (28). – P. 136 –139. – URL: http://research-journal.org/social/innovacionnye-metody-obucheniya-kak-sposoby-aktivizacii-myslitelnoj-deyatelnosti-studentov/ (accessed: March 24, 2017). [in Russian]