ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ В АНСАМБЛЕ НАРОДНОГО ТАНЦА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.63.079
Выпуск: № 9 (63), 2017
Опубликована:
2017/09/18
PDF

Шкаровский В.Н.

ORCID: 0000-0003-3660-2348, старший преподаватель кафедрынародной художественной культуры и музыкального образования, Новосибирский государственный педагогический университет

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ В АНСАМБЛЕ НАРОДНОГО ТАНЦА

Аннотация

На сегодняшний день воспитательному процессу отводится ведущая роль во всех образовательных учреждениях нашей страны. В статье рассматривается реализация гендерного воспитания в условиях самодеятельного ансамбля народного танца. Выделяется два основных аспекта реализации гендерного воспитания. Во первых, это принцип культуросообразности. Необходимо учитывать культурные особенности места и времени, в которых будет жить человек. Во вторых, необходимо учитывать процессы глобализации в мировом сообществе, к которым относится и появление термина «Гендер». Обучаясь искусству танца, дети входят в воспитательный процесс, который несет в себе многовековые традиции народа. Придерживаясь традиций, которые являются первоосновой всего танцевального творчества, необходимо учитывать важность сочетания в личности и мужских и женских качеств, для успешного развития и реализации обучающегося в социуме.

Ключевые слова: гендер, гендерное воспитание, самодеятельный ансамбль народного танца, традиционная культура, общество.

Shkarovskiy V.N.

ORCID: 0000-0003-3660-2348, Senior Lecturer of the Department of Folk Artistic Culture and Music Education, Novosibirsk State Pedagogical University

GENDER ASPECT OF EDUCATION IN THE ENSEMBLE OF FOLK DANCE

Abstract

Nowadays, educational process occupies a leading role in all educational institutions of the country. The article deals with the implementation of gender education in amateur folk dance ensemble. There are two main aspects of the implementation of gender education. First of all, this is the principle of cultural expediency. It is necessary to take into account the cultural characteristics of the place and time a person lives in. Secondly, it is necessary to take into account the processes of globalization in the world community, which include the emergence of the term “Gender.” Studying the art of dance, children enter educational process, which carries the centuries-old traditions of the people. Adhering to the traditions that are the fundamental principle of all dance creativity, it is necessary to take into account the importance of combining personality and masculine and feminine qualities for the successful development and realization of a student in society.

Keywords: gender, gender education, amateur folk dance ensemble, traditional culture, society.

Одним из ключевых понятий в педагогической науке является воспитание. Это сложное общественное явление, обеспечивающее вхождение подрастающего поколения в жизнь общества. В более узком смысле, педагогика определяет воспитание как целенаправленный процесс воздействия родителей и педагогов на воспитанника. На сегодняшний день, в связи со сменой парадигмы знаниевой на компетентностную, именно воспитанию отводится ключевая роль во всех образовательных учреждениях нашей страны.  Теперь обществу требуется не просто научить ребенка, а сформировать из него полноценную личность, способную к самообучению и самоопределению в социуме.

На сегодняшний день многие ученые в разных отраслях науки, в том числе и педагогике, занимаются исследованием гендерного аспекта во всех его проявлениях. Но, необходимо заметить, что вопрос гендерного воспитания остается в условиях хореографического искусства остается мало освященным. В различных зарубежных и отечественных изданиях выпускаются лишь небольшие статьи, направленные на рассмотрение гендерного вопроса лишь в какой-то отдельной области хореографии и не всегда затрагивающие вопросы воспитания юных воспитанников. Так в своей статье, связанной с гендерным воспитанием в балетном образовании, Попов А.Д. говорит, что в условиях игнорирования закономерностей развития пола воспитание не достигает своих целей [10]. Говоря о необходимости гендерного воспитания в хореографии, с чем нельзя не согласиться, он затрагивает только балетное искусство, не беря во внимание другие области хореографического искусства. Таким образом, изучение гендерного аспекта воспитания в самодеятельном ансамбле народного танца является актуальной темой на сегодняшний день, поскольку любой танец в своей первооснове имеет народное начало.

В данной статье мы хотим показать, насколько значимым фактором являются занятия хореографическим творчеством в самодеятельном ансамбле народного танца для  воспитания гендерных ролей у подрастающего поколения, в рамках традиционной культуры нашего общества.

Этот вопрос затрагивает сразу несколько аспектов теории воспитания, как части педагогической науки. С одной стороны, становится особенно важным, в современной реальности, сохранить исторические корни воспитательных традиций народа, сохранить свою самобытность. С другой стороны, внедрение в педагогическую науку термина «гендер», свидетельствует о неотвратимых процессах глобализации в мире. С учетом выше сказанного, современное воспитание должно учитывать множество факторов, в числе которых и связь поколений, и современные тенденции мирового сообщества.

На сегодняшний день существуют различные классификации видов воспитания. Воспитание классифицируют  по формам (семейное, школьное), по содержанию (умственное, трудовое), по стилю отношения воспитателя с воспитуемым (авторитарное, доверительное) и другим признакам. В наших исследованиях обращается внимание, непосредственно, на гендерное воспитание.

Очень важно с самого раннего возраста помочь ребенку с его  самоидентификацией  по половому признаку, а также в соответствии с половой принадлежностью с самоопределением  в окружающем его социуме. Гендерное воспитание, согласно Радзивиловой М.А., это такое воспитание, которое  призвано содействовать социализации и самоидентификации детей с учетом их пола и возраста [11].

На протяжении всей жизни человек находится в процессе социализации. Окружающему миру свойственно постоянно меняться, что приводит  к необходимости меняться и самому человеку. Чтобы эти изменения происходили максимально комфортно, необходима успешная самоидентификация личности на первых этапах ее развития. Понимая важность этих процессов, нам следует выстраивать модель воспитательной деятельности с учетом гендерной составляющей.

Сам термин гендер появился в науке сравнительно недавно. Его в 1968 году в своем научном труде «Пол и гендер» ввел американский психоаналитик  Роберт Столлер [4]. На сегодняшний день вопросами гендера занимаются все больше ученых, в разных областях науки. Так  в своих работах Кондрашихина О.А., определяет гендер как  социально-психологическую характеристику личности, пол с социальной точки зрения [6]. Но затрагивая вопросы любого социума, невозможно не принять во внимание уровень его развития, который подразумевает под собой культуру общества, складывавшуюся на протяжении веков. На фоне того, как развивалась культура нашего общества, формировались определенные стереотипы поведения людей в обществе. К этим стереотипам относятся и отношения между мужчинами и женщинами, определение их социальных ролей. С появлением термина гендер, такие роли и стереотипы стали называть гендерными, а их воспитание у подрастающего поколения – гендерной социализацией. В.В. Матвиенко пишет: «Гендерная социализация – это процесс общественного конструирования, во время которого человек узнает о понятиях «мужского», «женского», моделях поведения и нормах, которые соответствуют каждому из понятий»[9]. Нам близка данная позиция и, в свою очередь, мы определяем термин «гендер»  как социальное измерение пола, социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной или женщиной в том или ином обществе.  Так, вопрос рассмотрения термина «гендер», затрагивает конкретный, отдельно взятый социум, что, в свою очередь, не возможно  без учета культуры и традиций отдельно взятого народа. Как отмечает в своих трудах Д. Хубер: «Все многообразие теорий, объясняющих различие и неравенство полов, подразделяется на две школы: биогенетическую и биокультурную [1].» Наши исследования входят в состав биокультурной теории.

Несомненно, что наша традиционная культура со своим богатейшим, многовековым опытом должна быть фундаментом в реализации решения современных вопросов воспитания и вхождения ребенка в современное общество. Как отмечается в работах Серяковой С.Б.: «Провозглашение аксиологических принципов образования ставит на повестку дня восстановление собственных культурных традиций, так как именно национальная культура, представляющая собой результат интеллектуальной творческой деятельности народа, придает самобытный колорит среде, в которой функционируют все образовательные учреждения, формирует у подрастающего поколения готовность к межкультурному диалогу, позволяющему выйти на уровень «принятия» общечеловеческих ценностей»[12].

Таким образом, на  наш взгляд гендерное воспитание немыслимо без учета принципа культуросообразности, который еще в XIX веке обосновал выдающийся педагог А. Дистервег. Как пишет Сидоров С.В., суть этого принципа основывается на учете культурных особенностей  места и времени, в которых воспитывается и будет жить человек [13]. Культура народа,  со своими богатейшими традициями, вносит свой отпечаток на модель воспитания в том или ином обществе. А народный танец, который является одним из ярчайших проявлений народного творчества, наглядно демонстрирует культуру межличностных отношений, несет в себе мужское и женское начало.

Народный танец – это один из древнейших видов народного искусства. В нем отражается весь жизненный уклад  человека. Климов А.А. так описывал народный танец: «Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни»[5]. В танце люди поклонялись богам, показывали, насколько успешной была охота, воспевали традиционные для своего народа ремесла. В нем демонстрировалась вся жизнь человека, связь поколений. И, конечно же, передаваемые посредством танца традиции народа несли в себе воспитательное начало для будущих поколений. В танце учили уважать старших, быть внимательным к окружающим тебя людям.  Девушек наставляли быть нежными и грациозными, а юношей быть сильными, смелыми, ловкими и отважными. Все эти ценности сохранились в народном танце и по сей день. Как отмечается в трудах Д. Ганчулууна, занятие художественным самодеятельным творчеством, к которому относится и народный танец, «приучает детей относиться к произведениям культуры и искусства как к непреходящей ценности и в этом его  неоценимое воспитательное значение»[3].

На занятиях в самодеятельном ансамбле народного танца мы используем гендерный принцип и в аспекте обучения, и в аспекте воспитания, поскольку они тесно связаны между собой. Применяя на уроке смешанную модель проведения занятий, то есть 60-80% урока мальчики занимаются отдельно от девочек, а на оставшуюся часть урока сходятся для общей репетиции, мы стараемся  затрагивать воспитательный  аспект на протяжении всего занятия.

Одним из основных принципов воспитания, на всех этапах становления общества, выступал принцип «личностного примера». Данный принцип всегда был самым действенным в народном воспитании. Облик родителей в семье неизменно был примером, дочка старалась походить на мать, а сын на отца. Так и в самодеятельном ансамбле народного танца на первое место выходит этот принцип, с одним лишь изменением, примером для юных воспитанников становятся их преподаватели. Именно поэтому занятия у групп мальчиков обязательно ведет педагог-мужчина, а у групп девочек педагог-женщина. Это, в свою очередь, облегчает реализацию принципа наглядности, ведь кто лучше покажет и расскажет, как необходимо выполнить приглашение девушки к танцу, чем педагог-мужчина, и кто лучше расскажет, как ответить на это приглашение, чем педагог-женщина.

Реализация этих принципов напрямую связана с гендерным воспитанием. Вступая в сложный процесс взаимодействия, во время исполнения хореографического номера, юные танцоры учатся общаться друг с другом по средствам невербального общения, при этом у каждого из них есть своя гендерная роль, обусловленная влиянием хореографической композиции.

Так, обучаясь искусству народного танца, дети входят в воспитательный процесс, который несет в себе многовековые традиции народа. Это бережное и уважительное отношение мужчины к женщине. Воспитание у мальчиков ответственности, ведь именно они ведут в паре и несут ответственность за себя и партнершу. Все движения девушек в танце легкие и нежные, что способствует формированию женственности у юных воспитанниц.

Необходимо отметить, что наряду с внутренними качествами, воспитанники самодеятельного ансамбля народного танца, также воспитывают свое тело. Множество упражнений на выносливость, силу, прыгучесть необходимо проделать юным танцорам для того чтобы на сцене их танец выглядел легким и непринужденным, а зритель удивлялся, насколько свободно, словно шутя, они его исполняют.

Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что на занятиях в самодеятельном ансамбле народного танца реализуется целый воспитательный комплекс, который объединяет в себе воспитание внутренних и внешних качеств человека.

Как писал К.Д.Ушинский, «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным...[2].  И это утверждение, как нельзя лучше, вписывается в контекст обучения и воспитания в условиях самодеятельного ансамбля народного танца.

Придерживаясь традиций, которые являются первоосновой всего танцевального творчества, мы стараемся не забывать и о современных тенденциях в области воспитания. К таковым тенденциям относится и гендерное воспитание. Задача педагога, как носителя определенной гендерной культуры, помочь своим воспитанникам в конструировании их гендерных ролей, а следовательно помочь им в формировании личности и последующей социализации.

Таким образом, в условиях самодеятельного ансамбля народного танца реализуется целый воспитательный комплекс, в основе которого лежат многовековые традиции нашего народа и современные тенденции воспитательных процессов с учетом гендерного аспекта.

На основе выше сказанного, мы можем говорить о том, что на занятиях в самодеятельном ансамбле народного танца ярко проявляется гендерная составляющая воспитательного процесса. У обучающихся, в процессе подготовки и исполнения хореографических номеров, четко формируется представление о своей гендерной роли в обществе. Причем данная роль обуславливается влияние традиционной культуры нашего общества и вместе с тем учитывает необходимость сочетания в личности и мужских и женских качеств, для успешного развития и реализации обучающегося в социуме.

Список литературы / References

  1. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.
  2. Варюхина С. И. Истоки доброты. - Минск, 1987.
  3. Ганчулуун Д. Реализация наследия традиционной народной культуры в педагогике самодеятельного художественного творчества, статья, Вестник Бурятского Государственного Университета, 2014.- С. 92-95
  4. Грдадусова Л.В. Гендерная педагогика, учебное пособие, Москва, издательство «Флинта», «Наука», 2011.-176 с., ISBN:978-5-9765-1022-7
  5. Климов А.А. Основы русского народного танца, учебник, Москва: Искусство, 1981.- 269 с.
  6. Кондрашихина О.А. Дифференциальная психология: Учеб. пос. — К.: Центр учебной литературы, 2009. — 232 с. ISBN 978-966-364-774-6
  7. Лыкова И., Касаткина Е., Пеганова С. Играют мальчики. Гендерный пдход в образовании, Москва, издательство «Цветной мир», 2013.- 96 с., ISBN: 978-5-4310-0101-7.
  8. Лыкова И., Касаткина Е., Пеганова С. Играют девочки. Гендерный пдход в образовании, Москва, издательство «Цветной мир», 2014.- 96 с., ISBN: 978-5-4310-0102-4.
  9. Матвиенко В.В. Гендер как социокультурный феномен, статья, международный научный журнал «Общество: Социология, Психология, Педагогика», издательство «Хорс», 2016
  10. Попов А.Д. Особенности генденрного воспитания в балетном образовании, статья, Информио, 2016
  11. Радзивилова М.А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-2. – С. 453-456
  12. Серякова С.Б. Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Новосибирск, 2002, 166 c. РГБ ОД, 61:02-13/1066-7
  13. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/load/1/15-1-0-65 (дата обращения 12.04.2017).
  14. Штылева Л. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ, Москва, издательство «Когито-Центр», – 330 с. ISBN: 978-5-9292-0173-8

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Antologia gendernih issledovanii. [Anthology of Gender Studies] Sb.per./Sost. i kommentarii [The collection has been translated, compiled and commented on] E.I. Gapovoi and A.R. Usmanovoi. Minsk: Propilei, 2000.
  2. Variukhina S.I. Istoki dobroti [The origins of kindness].- Minsk, 1987
  3. Ganchuluun D. Realizacia nasledia tradicionnoi narodnoi culturi v pedagogike samodeatelnogo hudogestvennogo tvorchestva [Realization of the heritage of traditional folk culture in the pedagogy of amateur art], article, Vestnik Buriatskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 2014.- P. 92-95
  4. Gradusova L.V. Gendernaia pedagogika [Gender pedagogy], tutorial, Moscow, izdatelstvo «Flint», «Nauka», 2011.-176 p., ISBN:978-5-9765-1022-7
  5. Klimov A.A. Osnovi russkogo narodnogo tanca [Fundamentals of Russian folk dance], textbook, Moscow: Iskusstvo, 1981.- 269 p.
  6. Kondrashikhina O.A. Differencialnaia psihologia [Differential Psychology], tutorial - K.: Centr uchebnoi literature [Center of educational literature] , 2009. — 232 p. ISBN 978-966-364-774-6
  7. Likova I., Kasatkina E., Peganova S. Igraiut malchiki. Gendernii podkhod v obrazovanii [The boys are playing. The gender approach in education], Moscow, izdatelstvo «Cvetnoi mir», 2013.- 96 p., ISBN: 978-5-4310-0101-7.
  8. Likova I., Kasatkina E., Peganova S. Igraiut devochki. Gendernii podkhod v obrazovanii [The girls are playing. The gender approach in education], Moscow, izdatelstvo «Cvetnoi mir», 2014.- 96 p., ISBN: 978-5-4310-0102-4.
  9. Matvienko V.V. Gender kak sociokulturnii fenomen [Gender as a socio-cultural phenomenon], article, mejdunarodnii nauchnii jurrnal «Obshestvo: Sociologia, Psihologia, Pedagogika» [International scientific journal "Society: Sociology, Psychology, Pedagogy"], izdatelstvo «Hors», 2016
  10. Popov A.D. Osobennosti gendernogo vospitania v baletnom obrazovanii [Features of gender education in ballet education], article, Informio, 2016
  11. Radzivilova M.A. Gendernii podkhod v vospitanii doshkolnikov v usloviakh DOU [Gender approach in the education of preschool children in pre-school educational institutions] // Fundamentalnii issledovania [Basic research] . – 2013. – № 4-2. – P. 453-456
  12. Seriakova S.B. Formirovanie etnoculturnoi kompetentnosti pedagoga dopolnitelnogo obrazovania [Formation of ethno-cultural competence of the teacher of additional education] : dis. … of PhD in pedagogy: 13.00.01 : Novosisbirsk, 2002, 166 p. RGB OD, 61:02-13/1066-7
  13. Sidorov S.V. Teoreticheskaia pedagogika [Electronic resource] [Theoretical pedagogy [Electronic resource]] // Sidorov S.V. Site of the teacher-researcher. – URL: http://si-sv.com/load/1/15-1-0-65 (accessed: 12.04.2017).
  14. Shtileva L. Faktor pola v obrzovanii: gendernii podkhod i analiz [The factor gender in education: the gender approach and analysis], Moscow, izdatelstvo «Kogito-Center», – 330 p. ISBN: 978-5-9292-0173-8