ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА ДАГЕСТАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Научная статья
Выпуск: № 3 (34), 2015
Опубликована:
2015/04/13
PDF

Дамаданова С. Р.

 Кандидат педагогических наук, доцент,

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА ДАГЕСТАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Аннотация

Изобразительное искусство как форма познания, отображения и преобразования действительности является важным средством развития аналитического образного мышления и художественного воображения, способствуя эффективному решению образовательно-воспитательных задач. Систематическое ознакомление молодежи на лекционных и практических занятиях с наследием отечественного искусства, творчеством мастеров прошлого и современности, формирует эстетическое восприятие национальной культуры, активизирует ассоциативное видение образов и потребность в самостоятельном творчестве, является важным средством нравственно-эстетического становления личности.

Ключевые слова: художественно-педагогическое образование, изобразительное искусство Дагестана, отечественная культура, Искусствоведческие беседы, эстетическое воспитание.

Damadanova S. R.

PhD in Pedagogy, associate professor,

Dagestan state pedagogical university, Makhachkala, Russia

FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS BY MEANS OF THE FINE ARTS: ON MATERIAL OF WORKS OF THE DAGESTAN ARTISTS

Abstract

The fine arts as a form of knowledge, display and transformation of reality are an important development tool of analytical figurative thinking and art imagination, promoting the effective solution of educational and educational tasks. Systematic acquaintance of youth on a lecture and practical training with heritage of domestic art, creativity of masters of the past and the present, forms esthetic perception of national culture, intensifies associative vision of images and need for independent creativity, is important means of moral and esthetic formation of the personality.

Keywords: art pedagogical education, fine arts of Dagestan, domestic culture, Art criticism conversations, esthetic education.

В современных условиях гуманизации системы образования особую актуальность приобретают дисциплины художественно-эстетического цикла, направленные на воспитание гармонически развитой творческой личности. Изобразительное искусство как форма познания, отображения и преобразования действительности является важным средством художественно-педагогического образования подрастающего поколения.   Развитие способности эстетического восприятия живописных, графических, скульптурных, архитектурных произведений, формирование аналитического образного мышления и художественного воображения способствуют плодотворному решению как образовательных, так и воспитательных целей.

Эффективным средством художественного образования и эстетического воспитания в региональной системе образования является систематическое ознакомление молодежи с отечественным наследием выдающихся художников, являющееся эталонным ориентиром для восприятия ценностей мировой культуры. Применение дидактических возможностей национального своеобразия изобразительного искусства Дагестана, являющегося гармоничным сочетанием локальных художественных особенностей с прогрессивными традициями русской и мировой культуры, благотворно влияет на формирование этнического самосознания, эстетического восприятия национальной культуры, активизирует потребность в самостоятельное творчество, развивая воображение, ассоциативное поэтическое видение образов, является важным средством нравственно-этического становления личности.

Необходимость использования в процессе эстетического воспитания самобытного профессионального творчества дагестанских художников, обусловлена: эмоциональным восприятием близких по духу сюжетов; возможностью непосредственного восприятия подлинных произведений дагестанских художников в творческих мастерских, музеях и выставочных залах республики; формированием у молодежи патриотизма, чувства гордости и достоинства, навеянного героическими портретными образами соотечественников; развитием интереса молодежи к истории отечества и традиционной культуре в процессе изучения художественных произведений, отображающих исторические события; поэтизацией лирических и величественных картин природы в произведениях дагестанских художников, способствующих новому видению незамеченных ранее явлений окружающей действительности; расширением представлений жителей Дагестана о многовековой материальной и духовной культуре народов многонациональной республики в процессе освоения предметных композиций и др.

Формирование мировоззрения подрастающего поколения средствами изобразительного искусства осуществляется в процессе искусствоведческих лекционных и практических занятий, на которых основана система художественно-педагогического образования – рисовании с натуры, декоративном, тематическом рисовании, и искусствоведческих беседах об изобразительном искусстве. На практических занятиях, в процессе тематического, декоративного рисования и работы с натуры, учащиеся развивают изобразительные способности, умения и навыки, демонстрируют уровень понимания усвоенных знаний, а так же способность к творческому воображению, зрительной памяти, наблюдению, активному анализу и синтезу объекта изображения. В процессе приобщения к изобразительному наследию мастеров прошлого и современности на лекционных и практических искусствоведческих занятиях студенты обретают теоретические навыки творческого анализа художественных произведений, познают воспитательную значимость их эмоционального восприятия [1, с. 280].

Так, например, обращаясь к творчеству художников, стоявших у истоков формирования профессионального изобразительного искусства, следует подробнее остановиться на фактах биографии основоположников живописи, графики и скульптуры Дагестана - Х.-Б. Мусаева, М.-А. Джемала,  Х.-Б. Аскар-Сарыджи.

Первым представителем Дагестана, получившим специальное европейское образование еще в дореволюционный период, был уроженец Чоха Халил-Бек Мусаясул (1896 г. р.). Уже во время учебы под руководством Оскара Ивановича Шмерлинга в художественной школе Общества поощрения изящных искусств в Тифлисе, Мусаев участвовал не только в ученических, но и в преподавательских выставках, сотрудничал в сатирическом журнале «Молла Насреддин», его рисунки появляются в бакинских журналах «Келнийет» и «Барабан». Продолжая учебу в Мюнхенской Академии художеств, Х. Мусаев создает серию поэтичных акварельных портретов горянок, отличающихся идеализацией национального типажа, выразительностью, этнографической трактовкой и фольклорностью женственных образов, для большинства из которых ему позировала супруга - баронесса Мелани («Дагестанка», «За чтением Корана», «Саадат» и мн. др.). Тем не менее, блестящее европейское образование и немногие дошедшие до нас живописные работы Х. Мусаева все еще не составляют постоянной традиции реалистической живописи горских народностей Дагестана, формирование которой в тех исторических условиях оказалось возможной только в послереволюционный период [2, с. 34].

Основоположники национального профессионального изобразительного искусства Дагестана Муэддин-Араби Джемал (Мухутдин Абдул-Меджидович Джамалов) и Хас-Булат Нухбекович Аскар-Сарыджа (Аскаров), творчество которых во многом определило развитие дагестанской живописи и скульптуры, воспитывались на прогрессивных традициях русского реализма, оказавшего значительное воздействие на формирование мировоззрения, гражданских и идейно-нравственных представлений художников.

М.–А. Джемал, окончив Ленинградский художественно-технический институт, продолжает учебу в Тифлисской академии художеств у известного русского живописца Е. Е. Лансере. Большое значение для становления реалистического метода основоположника национального профессионального изобразительного искусства оказала поездка по Нагорному Дагестану в составе первой художественной экспедиции. Постоянное наблюдение самобытной натуры, этнографичных типажей, внимание к героическому прошлому народа имели решающее значение для становления реалистического метода двадцатилетнего Джемала. Здесь сформировались важные художественно-эстетические принципы творчества мастера - достоверность отображения действительности, умение подметить наиболее выразительное в окружающей среде, художественно обобщить разрозненные впечатления.

Подробное изучение отечественной истории, самобытной культуры родного края, глубокое проникновение в мир духовных ценностей соотечественников сыграли определяющую роль в становлении уникального индивидуального стиля Джемала-портретиста. Приемы, свойственные большинству портретных произведений художника, прослеживаются уже в первом в истории дагестанского искусства портрете народного поэта Г. Цадасы (1932 г.). В эти же годы впервые в творчестве Джемала получают развитие сюжетно-тематические произведения («Соха дедов», 1933; «Чабаны», 1934; «Первое мая в ауле Кубачи», 1935 и др.), в которых многочисленные этнографические подробности быта горцев свидетельствуют о стремлении живописца осмыслить и передать национальные черты характера, присущие горцам – спокойствие, юмор, чувство собственного достоинства.

Отвечающая духу нового времени, картина М. –А. Джемала «Объявление автономии Дагестана» (1936-1939) является первым произведением историко-революционного жанра в профессиональном изобразительном искусстве республики. Здесь же художник решает новую для отечественного творчества задачу создания многофигурной композиции. Изобразив только первые ряды, автор живописного произведения добивается впечатления переполненности зала, передает атмосферу торжественности, значительности исторического момента, всеобщее неподдельное ликование. При всем единодушии присутствующих, художнику мастерски удается индивидуализация образов. Учащимся предлагается охарактеризовать состояние каждого, подметить множество различных приемов выражения радости, ликования, одобрения, использованных художником.

Яркостью и многогранностью отличается профессиональное творчество основоположника дагестанской скульптуры Хас-Булата Нухбековича Аскарова. Разностороннее дарование Аскар-Сарыджи, проявившееся как в монументальной и мелкой пластике, живописи, научно-исследовательской работе, так и в драматургии, музыке (учился в Ленинградской консерватории), нашло применение и в активной общественной деятельности скульптора, принимавшего живое участие в художественных экспедициях.

В пору расцвета портретного искусства Х. Н. Аскар-Сарыджи (50-е годы), дагестанский скульптор создает двухметровые фигуры Шамиля и Махача Дахадаева, варианты портретов для памятников С. Стальскому и Г. Цадасе, характеризующихся умелой передачей анатомического строя натуры, естественностью и простотой обликов портретируемых. Героическая тема в творчестве художника с наибольшей силой выражена в конной статуе дагестанского революционера Махача Дахадаева, отличающейся гармоничным единством академических принципов творчества, традиций русского реализма и глубоко национального характера, свойственного лучшим произведениям мастера[3, с. 97].

В процессе творческого анализа произведений учащиеся приходят к выводу о том, что гармония общечеловеческого и национального в творчестве известных дагестанских мастеров стала возможной благодаря овладению высокими академическими требованиями в сочетании с активными художественными исканиями, опорой на национальные изобразительные традиции. Самобытное творчество первых профессиональных художников Дагестана Х.-Б. Мусаева, М.–А. Джемала и Х. Н. Аскар-Сарыджи  подготовило основу для формирования профессионального изобразительного искусства республики.

В результате искусствоведческих бесед учащиеся приобщаются к таким художественно-эстетическим принципам творчества, как: сочетание в национальном изобразительном творчестве художественных традиций многовековой самобытной культуры Дагестана с прогрессивными традициями русского и мирового реалистического искусства; способность художника выразить отношение к наиболее значимым событиям в жизни общества, оказывая определенное влияние на формирование мировоззрения современников; глубокое проникновение в мир духовно-творческих запросов современников в целях обобщения художественного образа и др.

Таким образом, использование творческого потенциала профессионального изобразительного искусства в системе художественно-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения Дагестана способствует активизации их творческих способностей, развитию интереса к разнообразию жанров изобразительного искусства, формированию нравственно-эстетических качеств молодежи.

Литература

  1. Дамаданова С. Р. Творчество дагестанских художников в системе регионального художественно-эстетического образования // Наука и молодежь: Сборник статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Выпуск № 6.– Махачкала, 2003.
  2. Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917–1941 / Отв. редактор чл.-корр. АН СССР Гамзатов Г. Г. - М., 1987.
  3. Становление профессионального искусства Дагестана. (Творчество Г.А.Гасанова, М.-А Джемала, Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи) / Отв. редактор Якубов М. А. - Махачкала, 1982. – 110 с.
  4. Damadanova S. R. Tvorchestvo dagestanskih hudozhnikov v sisteme regional'nogo hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija // Nauka i molodezh': Sbornik statej molodyh uchenyh i aspirantov po gumanitarnym problemam. Vypusk № 6.– Mahachkala, 2003.
  5. Ocherki istorii sovetskogo iskusstva Dagestana. 1917–1941 / Otv. redaktor chl.-korr. AN SSSR Gamzatov G. G. - M., 1987.
  6. Stanovlenie professional'nogo iskusstva Dagestana. (Tvorchestvo G.A.Gasanova, M.-A Dzhemala, H.-B. N. Askar-Sarydzhi) / Otv. redaktor Jakubov M. A. - Mahachkala, 1982. – 110 s.

References

  1. Damadanova S. R. Tvorchestvo dagestanskih hudozhnikov v sisteme regional'nogo hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija // Nauka i molodezh': Sbornik statej molodyh uchenyh i aspirantov po gumanitarnym problemam. Vypusk № 6.– Mahachkala, 2003.
  2. Ocherki istorii sovetskogo iskusstva Dagestana. 1917–1941 / Otv. redaktor chl.-korr. AN SSSR Gamzatov G. G. - M., 1987.
  3. Stanovlenie professional'nogo iskusstva Dagestana. (Tvorchestvo G.A.Gasanova, M.-A Dzhemala, H.-B. N. Askar-Sarydzhi) / Otv. redaktor Jakubov M. A. - Mahachkala, 1982. – 110 s.
  4. Damadanova S. R. Tvorchestvo dagestanskih hudozhnikov v sisteme regional'nogo hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija // Nauka i molodezh': Sbornik statej molodyh uchenyh i aspirantov po gumanitarnym problemam. Vypusk № 6.– Mahachkala, 2003.
  5. Ocherki istorii sovetskogo iskusstva Dagestana. 1917–1941 / Otv. redaktor chl.-korr. AN SSSR Gamzatov G. G. - M., 1987.
  6. Stanovlenie professional'nogo iskusstva Dagestana. (Tvorchestvo G.A.Gasanova, M.-A Dzhemala, H.-B. N. Askar-Sarydzhi) / Otv. redaktor Jakubov M. A. - Mahachkala, 1982. – 110 s.