Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217, 16+

Пред-печатная версия

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.102 - Доступен после 18.05.2020

() Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Доманицкая Н. В. ЦЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОНЦЕПЦИЯХ К. ОРФА И Д. КАБАЛЕВСКОГО / Н. В. Доманицкая // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — №. — С. . — URL: https://research-journal.org/pedagogy/celi-muzykalnogo-vospitaniya-detej-v-koncepciyax-k-orfa-i-d-kabalevskogo/ (дата обращения: 05.06.2020. ). doi: 10.23670/IRJ.2020.95.5.102

Импортировать


ЦЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОНЦЕПЦИЯХ К. ОРФА И Д. КАБАЛЕВСКОГО

ЦЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОНЦЕПЦИЯХ К. ОРФА И Д. КАБАЛЕВСКОГО

Научная статья

Доманицкая Н.В. *

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Калининград, Россия

* Корреспондирующий автор (domanickaja[at]mail.ru)

Аннотация

В статье представлены авторитетные в педагогике системы музыкального воспитания и образования – известных композиторов XX века  Карла Орфа и Дмитрия Борисовича Кабалевского. Проводится сравнение предложенных ими концепций, выявляются сильные стороны двух подходов, отмечаются те возможные перспективы, которые открывают современность в деле детского музыкального воспитания.

Ключевые слова: цели музыкального воспитания, творческое начало, элементарная музыка, музыкальная культура, воспитание человека, гражданина, массовое музыкальное образование.

GOALS OF MUSICAL EDUCATION OF CHILDREN IN CONCEPTS OF K. ORFF AND D. KABALEVSKY

Research article

Domanitskaya N.V. *

Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia

* Corresponding author (domanickaja[at]mail.ru)

Abstract

The article presents the authoritative pedagogical systems of musiс upbringing and education by famous composers of the 20th century Carl Orff and Dmitry Borisovich Kabalevsky. The author makes a comparison of their proposed concepts, identifying the strengths of these two approaches, as well as the possible prospects that open up the present in the field of children’s musical education are highlighted.

Keywords: goals of musical education, creativity, elementary music, musical culture, education of a person, citizen, mass musical education. 

Западноевропейская и русская культуры испытали сильное воздействие античной культуры, прежде всего, греческой. Однако это влияние имело различный характер, что выразилось и в отношении понимания целей музыкального образования.

 В общественной жизни  Эллады  музыка играла чрезвычайно важную роль. Можно сказать, что вся система воспитания и образования строилась на музыке.  Великие философы Платон и Аристотель рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характеров, создания определённой психологической настроенности личности.

В дальнейшей европейской истории понимание значения музыки в процессе воспитания и образования изменялось в соответствии с изменениями, происходившими в обществе. Однако унаследованная от античной культуры мысль о том, что музыка играет в обществе существенную роль, сохраняла своё значение в Средние века, эпоху Возрождения, Новое время.

Можно проследить, каким образом эволюционировали представления о значении музыки в обществе, о целях, которых стремились достичь музыкальным воспитанием. В ХХ веке одной из самых авторитетных концепций музыкального воспитания детей стала концепция Карла Орфа под названием «Шульверк. Музыка для детей», которую активно используют во многих странах. В нашей стране была создана уникальная программа музыкального образования и воспитания Дмитрием Борисовичем Кабалевским, интерес к которой в настоящее время проявляют педагоги многих стран. Обсуждение этих концепций, выявление общего и различного в них, представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Целью музыкального воспитания К. Орф считал развитие у всех детей творческого начала, что должно привести к творческому подходу в любом виде деятельности. Способствовать раскрытию творческих возможностей – замечательная цель. Именно это вызвало интерес педагогов разных стран. Данная установка определяет подход к музыкальному воспитанию и образованию не как к дополнительному, а обязательному для всех детей без исключения. Поэтому К. Орф полагал, что во всех детских учебных заведениях следует вводить соответствующие занятия. Именно для них и предназначена его пятитомная антология музыки для детей.

Важным аспектом системы музыкального воспитания Карла Орфа является то, что он исходил из мысли о необходимости для детей особой музыки, специально для них написанной. Она должна быть доступной их переживаниям, их пониманию, должна быть интересна детям. Для этого надо учитывать детскую психологию. Данная мысль вполне соответствовала установкам, принятым в нашей стране, когда для детей писали песни многие известные советские композиторы. Не одно поколение родителей пело своим детям песни-сказки, например, про Лапоть, Пузырь и Соломинку – «Ухти-ухти, кто идёт» или про Медведя, который «раз морозною зимой, вдоль опушки лесной шёл …к себе домой».

К. Орф полагал, что музыкальное воспитание должно охватить всех детей, независимо от того, есть ли у них какие-либо музыкальные способности или нет. Он полагал, что любые действия под музыку: танцы, игры, прихлопывания, притоптывания, участие в инсценировке музыкальных сказок или просто присутствие на детском музыкальном спектакле, пробуждают творческую фантазию детей. К. Орф обращал внимание на то, что музыка для детей должна быть тесно связана с речью и движением: ребёнок, приплясывая, подпрыгивая, поёт, выкрикивает какие-то рифмованные или просто ритмичные фразы, трясёт погремушку или колокольчик, чередует речь и «гудение», «мурлыканье» под музыку. Такую музыку К. Орф назвал элементарной музыкой и сделал её основой своего «Шульверка», своего педагогического метода, направленного на музыкальное воспитание.

Можно предположить, что эти идеи К. Орфа возникли не только в результате наблюдения за играющими детьми, но и в результате   исследований истоков музыкального искусства, размышлений о том, что такая элементарная музыка была или есть у всех народов, имея в виду, что онтогенез воспроизводит филогенез. Этот подход не вызывает возражения, но, по-видимому, его следует дополнить воспитательными мерами нравственного характера. Здесь имеется в виду, что необходима нравственная «цензура» выкрикиваемых под музыку дразнилок, рифмованных фраз, чтобы они не были грубыми, неприличными и не обижали других детей, не оскорбляли окружающих. Точно также требуется «моральная система координат», когда речь идёт о детских музыкальных спектаклях, в которых имеются отрицательные персонажи. Они не должны быть привлекательными, стать образцами для подражания, а для этого надо с детьми обсуждать спектакль, тактично направляя их мысли в нужное русло. Иначе говоря, музыкальное воспитание должно не только пробуждать творческие способности ребёнка, как считал К. Орф, но и способствовать усвоению нравственных норм, вырабатывать моральные установки, касающиеся общения, взаимодействия людей.

Важным аспектом системы музыкального воспитания К. Орфа является создание «ситуации творчества», которая непременно несёт в себе элементы игры. Например, «угадайка»: детям предлагают угадать мелодию детской песенки, детской музыкальной пьесы, или совсем маленькие дети воспроизводят, «как поёт петушок», «как мурлыкает котёнок» и т. д. Увеличивается объём музыкальной информации – усложняются вопросы «музыкальной викторины», но игровой момент, соревновательность остаются.

По мысли К. Орфа, сама форма музыкального воспитания способствует раскрытию творческого начала в каждом ребёнке. И эта форма включает в себя не только игровой элемент, но и особые отношения педагога и детей, отличные от авторитарной системы воспитания, что требует поиска новых видов, способов общения педагога и ребёнка.

Это важный и тонкий момент, который сам К. Орф не подверг всестороннему анализу. Действительно, история музыкального воспитания и образования включает в себя разные подходы. Известно о деспотическом методе, который применял отец Никколо Паганини, запирая его на чердаке, заставляя часами играть.  Напротив, талантливый педагог Леопольд Моцарт окружил  жизнь  своих детей – дочери  Марии Анны и младшего Вольфганга любовью и музыкой. Он сам с ними занимался музыкой, научил читать и писать. Занятия музыкой для детей началась с игры: «повтори звук», «подбери мелодию» и  т. д. Леопольд Моцарт был прирожденным педагогом, о чём свидетельствует и тот факт, что его методическое пособие по обучению игре на скрипке более столетия считалось лучшим, и его многократно  издавали. Разумеется, данный подход авторитарным не назовёшь. Но обратим внимание, что великий В. А. Моцарт уже взрослым говорил: «После папы – только Господь». В этих словах – величайшее почтение, преклонение, любовь. А это совсем иное, чем панибратство, которое, подражая западному «демократическому» общению учителя и учеников, обращающихся к нему просто по имени, зачастую пытаются перенести на российскую почву. Отличие от авторитаризма, скорее, должно заключаться во взаимном уважении учителя и ученика. Сводить роль учителя к положению приятеля по занятиям музыкой совершенно неправильно. Авторитет учителя должен быть высоким. Например, таким, как в замечательном советском фильме «Призвание», герои которого – юные музыканты. Их учитель – профессор Иван Владиславович является для них высшим авторитетом, к занятиям с ним дети относятся с уважением, с большим почтением, очень стараются выполнить все его требования, и в то же время, в трудную минуту они бегут к нему, уверенные, что только он их поймёт и поможет. Нравственный авторитет Ивана Владиславовича абсолютно непререкаем.

Именно во взаимодействии с учителем возникает «неявное знание», включающее в себя представление о том, что «такое хорошо и что такое плохо», влияющее на мировосприятие ребёнка, способствующее выработке музыкального вкуса. Тем самым закладываются основы личностных характеристик ребёнка, задаются способы его взаимодействия с миром.

Последователи концепции музыкального воспитания К. Орфа считают, что главными достоинствами данной системы являются следующие:

  • для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;
  • система К. Орфа легко сочетается с другими методиками раннего развития детей, поскольку обладает универсальностью и весьма экономична, не требует хорошо оснащённых музыкальных классов;
  • система характеризуется высокой адаптивностью к разным национальным условиям, что позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;
  • методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка, что позволяет педагогу организовать взаимодействие детей с различными навыками, способностями и потребностями;
  • методика закладывает хорошие основания для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности;
  • на музыкальных занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность;
  • единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам;
  • малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера;
  • элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий [1].

 По-видимому, увлечённость идеями К. Орфа приводит к некоторой некритичности их методической интерпретации. В самом деле, для организации музыкальных занятий не только требуется музыкальное образование, но желательно образование педагогическое, позволяющее учитывать возрастные особенности детей, психологию раннего возраста. Отсутствие музыкального образования допустимо лишь в том случае, что с детьми занимаются дома родители, которые любят музыку, понимают её значение для воспитания личности. Но обычно родители, которые много занимаются с детьми, обладают хорошим образованием, целенаправленно интересуются вопросами педагогики. Собственно, в пункте 4 указывается на необходимость учёта индивидуальных особенностей ребёнка, а это как раз требует от педагога соответствующих знаний.

Педагогические знания необходимы и для того, чтобы сочетать методику К. Орфа с другими методиками, нужны и знания, касающиеся особенностей национальной культуры. Умение создать игровую ситуацию, последовательно строить единую структуру занятий – тоже являются необходимым условием успешной реализации данной системы. Иначе говоря, успешное применение системы К. Орфа определяется качеством подготовки педагога.

Система музыкального воспитания К. Орфа обращена к маленьким детям, как сказали бы теперь, детсадовского возраста. Выдающийся деятель отечественной музыкальной культуры Д. Б. Кабалевский разработал систему музыкального воспитания и образования для уроков музыки общеобразовательной школы. Поскольку ко времени создания данной системы среднее образование в нашей стране стало всеобщим, речь шла именно о массовом музыкальном воспитании и образовании.

По мысли Д. Б. Кабалевского,   цель музыкального образования, которое должны были получить все выпускники средней школы страны, это приобрести музыкальную культуру, как часть всей духовной культуры личности.

Достижение этой цели предполагало решение нескольких задач:

– научить детей понимать музыку во всем богатстве её форм и жанров;

– привить детям любовь к музыке, сделать её неотъемлемой частью жизни каждого выпускника средней школы.

С этой важнейшей целью музыкального образования неразрывно связана цель музыкального воспитания, ясно выраженная великим советским педагогом В. А. Сухомлинским: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Именно это утверждение в качестве эпиграфа взял Д. Б. Кабалевский, который в своей книге «Воспитание ума и сердца», написанной для учителей, подчёркивал, что «значение музыки в школе должно выходить за пределы искусства»[5, C. 27]. Можно сказать, что Д. Б. Кабалевский в новых условиях, с вершины своего громадного опыта музыканта, композитора, педагога возродил подход древних греков, которые именно на основе музыки, музыкального воспитания строили всю систему нравственного воспитания, всю систему общественного образования.

Для достижения цели Д. Б. Кабалевский считал необходимым решение следующих задач музыкального воспитания:

–  формирование гражданственности, любви к Родине;

– воспитание человечности, доброты, готовности словом и делом помочь ближнему;

– выработка умения ценить красоту мира, т.е. обладать эстетическим вкусом, и стремиться к тому, чтобы своей деятельностью сделать мир лучше.

Д. Б. Кабалевский впервые в истории музыкального образования соединил музыкальные, эстетические категории искусства с сознательным формированием личностных качеств учеников. Так, интонационная природа музыки рассматривалась в единстве с нравственными ценностями отечественной культуры. То же самое можно сказать о таких эстетических категориях, как стиль, музыкальный образ. В программу музыкального образования были включены такие темы как «музыкальная драматургия» и «преобразующая сила музыки». Большое внимание уделялось взаимосвязи музыки, литературы, изобразительного искусства, и в каждом аспекте выявлялись нравственные основания.

Сохраняя верность традиции отечественной общеобразовательной школы, в которой долгое время все музыкальные занятия сводились к хоровому пению, в системе Д. Кабалевского появился принцип «Каждый класс – хор». Хоровое пение, освоение основ хорового дирижирования должны были служить формированию музыкальной культуры школьников, и не только инкультурации, но и социализации детей, выработке чувств коллективизма, товарищества, взаимоуважения. Поэтому Дмитрий Борисович считал необходимым хоровое воспитание и образование с первого класса. Воспитательный аспект связан с рассмотрением хорового пения как формы коллективного музицирования, которое учит слаженно работать, при этом даёт множество положительных эмоций. Образовательный аспект – это овладение нотной грамотой, понимание смысла музыкального произведения, понимание указаний дирижёра. Тогда формируется гармоничное развитие рационального и эмоционального начал в процессе музыкального воспитания.

Определив цели и задачи музыкального образования и воспитания, Д. Б. Кабалевский уделил внимание методике, которая могла бы обеспечить главное – заинтересовать школьников, привлечь их внимание, направить в нужное русло не только мысли, но чувства ребят, ибо без эмоционального отношения к занятиям, без увлечённости музыкой вряд ли поставленные задачи могли быть решены. Нужна была методика, благодаря которой музыка оказывала бы благотворное влияние на духовный мир школьников, на их нравственные установки, на эстетические предпочтения. Д. Б. Кабалевский об этом писал: «Главное, к чему я стремился, – это вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка (как все искусства) – не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника» [2, C. 7].

Размышления над методикой привели Д. Б. Кабалевского к замечательной педагогической идее: знакомству с «тремя китами», на которых стоит музыка. Это песня, танец, марш. Стоит сказать, что и до Д. Кабалевского в учебниках, в различных пособиях для музыкальных учебных заведений рассматривались эти три основные сферы музыки при обсуждении таких важных понятий, как «жанр», «форма», «тип», «характер».  Да и сейчас можно найти исследования и популярные издания, в которых эти «три кита» выступают как простейшие формы музыкального высказывания, как первичные  жанры, уступающие в дальнейшем место сложным музыкальным типам.

Д. Б. Кабалевский показал, что именно «три кита» позволяют наиболее естественно, подниматься по ступеням музыкальных знаний. По «ступенькам» песни можно от русской хороводной «Во поле берёза стояла» прийти к Четвёртой симфонии П. И. Чайковского, где она варьируется. Можно прослушать разные марши, уяснить особенность русских военных маршей, в которых всегда присутствует едва уловимая грусть, ведь Россия никогда не вела захватнических войн,  но всегда давала отпор, жертвуя своими сынами и дочерьми. Можно «по ступеням» подняться к маршам, звучащим в операх, в симфониях. И третий «кит» − танец приведёт детей от «Итальянской польки» С. В. Рахманинова к симфоническим танцам, к танцам в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин», к балетам П. И. Чайковского.

Проблема совместного творчества учителя и ребёнка решена в системе Д. Кабалевского не в аспекте авторитарного или демократического типа поведения педагога. Композитор сформулировал требования к профессиональной компетентности учителя: 1) иметь общепедагогическую подготовку, 2) иметь музыкальное образование, 3) владеть музыкальным инструментом, 4) обладать вокальной и дирижёрско-хоровой техникой, 5) знать историю и теорию музыки. И самое главное – учитель должен любить музыку, искренно желать поделиться радостью от встречи с искусством, должен эмоционально исполнять её.

Этот подход представляется наиболее правильным. Если учитель отвечает требованиям композитора и педагога Д.Б. Кабалевского, тогда возможно совместное творчество, базирующееся на уже существующем или пробуждающемся в детях чувстве любви к музыке, тогда для детей даже само слово «Учитель» приобретёт особое значение.

Исследователи разных областей знания, в том числе экономисты и политологи, отмечают тот факт, что многие проблемы и трудности в современном обществе детерминированы нравственными причинами, размыванием духовных ценностей, утратой ценностных ориентиров. Музыкально-педагогическая концепция Дмитрия Борисовича Кабалевского, направленная именно на воспитание личности с высокими нравственными качествами, совершенно необходима для прогресса общества, для уверенного движения вперёд во всех сферах. Поэтому внедрение данной системы музыкального образования и воспитания является насущной задачей.

В начале XXI века экспертная комиссия Комитета Государственной Думы и другие экспертные сообщества, ученые, педагоги-музыканты работали над созданием профессионально-общественной аккредитации на законодательном уровне. В результате научно-общественного поиска в 2013 году введен в действие Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, который определил статус дополнительного образования детей и взрослых в сфере искусств [3].  В результате этого были введены дополнительные общеобразовательные программы, подразделяющиеся на общеразвивающие и предпрофессиональные.  Поиск и введение стандартов в систему массового и профессионального музыкального образования в настоящее время определяет схожие задачи с теми, которые сформулировал в своей концепции Д. Б. Кабалевский.  Одна из ключевых в его систем – это, прежде всего, качественный подход и требования к профессиональной компетентности педагога-музыканта. Иначе говоря, опора на систему Д. Б. Кабалевского будет способствовать реализации указанного Федерального закона.  Тем более, что в России немало педагогов, воспитанных в традициях программы Д. Б. Кабалевского, готовых в своей деятельности опираться на идеи нашего великого соотечественника. Концептуальная идея Д. Б. Кабалевского воплотилась в музыкально-педагогической теории и практике его последователей, коллег и учеников. Обоснование новаторской логики теоретических основ взаимосвязи музыкальных и базовых способностей ребенка, создание новой концепции учебника по музыке для общеобразовательной школы принадлежит Л. В. Горюновой. Инновационные идеи проблематизации музыкального образования, внедрения концепции развивающего музыкального обучения и теории художественных знаний, умений и навыков разработаны Л. В. Школяр и В. А. Школяром. Метод «сочинения сочиненного» в теории сочинения музыки на уроках в общеобразовательной школе внедрен В. О. Усачевой. Коллективом авторов-учеников Д. Б. Кабалевского в составе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной разработаны программы и учебно-методические пособия с углубленным культурологическим содержанием музыкального образования, основанном на принципе диалога культур и на принципе диалога искусств.

Опыт учеников и последователей, а также актуализация идей самого Д. Б. Кабалевского согласуется с современными позициями в рассматриваемой сфере детского музыкального воспитания.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Абдулин Э. Б. На пути к рождению нового «лика» урока музыки в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдулин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование».−М. −№ 2. − С.41−47
  2. ГудковаЕ. А. Методика «Музыки для детей» Карла Орфа− [Электронный ресурс] / URL:https://puzkarapuz.ru/content/195 (дата обращения 01.04.2020).
  3. Дгаузер Е.В. Идеи творческого развития личности в педагогике Карла Орфа / Е.В.Донгаузер // Историко − педагогический журнал. 201−№3.− С.131− 138
  4. Забрдяева Е.Г. Посвящение Карлу Орфу: учебное пособие по элементарному музицированию и движению / Е.Г. Забурдяева // Невская нота – СПб.: 2008. − 56 с.
  5. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя Издание 2−ое. – / Кабалевский Д. Б. М.: Просвещение,  − 206с.
  6. Калинина Л.Ю. Современные проблемы методики музыкального образования/ Л.Ю.Калинина //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018.−Т.7. №2(23). С.115−119
  7. Николаева Е.В. Концепция программы по музыке в свете новой государственной стратегии развития общего музыкального образования/ Е.В.Николаева, Э.Б.Абдулин // ВВестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование».−М. 2013.−№ 3. − С.133−157
  8. Одинокова И. Н. Идеи Д. Б. Кабалевского в профессионально ориентированном музыкально − теоретическом образовании будущих учителей музыки / И. Н. Одинокова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование».− М.: 2014. № 3.− С. 59−68
  9. Уткин А. С. Концепции З. Кодая и Д. Кабалевского: два взгляда  на  музыкальное воспитание/ А. С. Уткин // Мир науки, культуры, образования. 2016.−№ 4(59).− С.77−79
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]/ Режим доступа https://zakon−ob−obrazovanii.ru/( дата обращения 04.04.2020).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Abdulin E. B. Na puti k rozhdeniyu novogo «lika» uroka muzyki v obshcheobrazovatel’noy shkole [On the way to the birth of a new “face” of a music lesson in a comprehensive school] / E. B. Abdulin // Vestnik kafedry YUNESKO «Muzykal’noye iskusstvo i obrazovaniye» [Bulletin of the UNESCO Chair “Musical Art and Education.”] – M. 2014. − No. 2. – P. 41−47 [in Russian]
  2. Gudkova E. A. Metodika «Muzyki dlya detey» Karla Orfa [Methodology of “Music for Children” by Carl Orff] – [Electronic resource] / URL: https://puzkarapuz.ru/content/195 (Accessed: 04/01/2020). [in Russian]
  3. Dgauzer E.V. Idei tvorcheskogo razvitiya lichnosti v pedagogike Karla Orfa [Ideas of creative development of personality in pedagogy of Carl Orff] / E.V.Dongauser // Istoriko − pedagogicheskiy zhurnal [Historical and Pedagogical Journal]. 201 − No. 3.− P.131− 138 [in Russian]
  4. Zabrdyaeva E.G. Posvyashcheniye Karlu Orfu: uchebnoye posobiye po elementarnomu muzitsirovaniyu i dvizheniyu [Dedication to Carl Orff: a tutorial on elementary music-making and movement] / E.G. Zaburdyaeva // Neva Note – St. Petersburg: 2008. – 56 p. [in Russian]
  5. Kabalevsky D. B. Vospitaniye uma i serdtsa. Kniga dlya uchitelya Izdaniye 2−e [Education of the mind and heart. Book for teacher, 2nd Edition]. – M.: Education, 1984.− 206 p. [in Russian]
  6. Kalinina L.Yu. Sovremennyye problemy metodiki muzykal’nogo obrazovaniya [Modern problems of the methodology of music education] / L.Yu. Kalinina // Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology]. 2018. − V.7. – No. 2 (23). – P.115−119 [in Russian]
  7. Nikolaeva E.V., Abdulin E.B. Kontseptsiya programmy po muzyke v svete novoy gosudarstvennoy strategii razvitiya obshchego muzykal’nogo obrazovaniya [Concept of music program in light of new state strategy for development of general musical education] / E.V. Nikolaev, E.B. Abdulin // Vestnik kafedry YUNESKO «Muzykal’noye iskusstvo i obrazovaniye» [Bulletin of the UNESCO Chair “Musical Art and Education.”] – M. 2013. − No. 3. – P.133−157 [in Russian]
  8. Odinokova I. N. Idei D. B. Kabalevskogo v professional’no oriyentirovannom muzykal’no − teoreticheskom obrazovanii budushchikh uchiteley muzyki / I. N. Odinokova [Ideas of D. B. Kabalevsky in a professionally oriented musical-theoretical education of future music teachers] / I. N. Odinokova // Vestnik kafedry YUNESKO «Muzykal’noye iskusstvo i obrazovaniye» [Bulletin of the UNESCO Chair “Musical Art and Education”]. – M.: 2014. – No. 3. – P. 59−68 [in Russian]
  9. Utkin A. S. Kontseptsii Z. Kodaya i D. Kabalevskogo: dva vzglyada na muzykal’noye vospitaniye [Concept of Z. Koday and D. Kabalevsky: two views on music education] / A. S. Utkin // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. – 2016. − No. 4 (59). − P.77−79 [in Russian]
  10. Federal’nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 №273-FZ [Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated December 29, 2012 No. 273-FZ] [Electronic resource] / URL: https://zakon−ob−obrazovanii.ru (Accessed: 04.04.2020). [in Russian]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.