SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICALITY IN CHILDREN WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS FROM THE PERSPECTIVE OF THE CULTURAL AND HISTORICAL APPROACH

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.123.39
Issue: № 9 (123), 2022
Suggested:
08.08.2022
Accepted:
22.08.2022
Published:
16.09.2022
2299
9
XML
PDF

Abstract

The article presents the theoretical aspect of the problem of physicality development (body scheme and body image) in children with musculoskeletal disorders from the point of cultural and historical approach. Ontogenesis of physicality is considered in two dimensions: socialization or cultural mediation of body formation; and psychologization of body or interiorization of body image. The analysis of domestic and foreign studies dedicated to the problem of physicality development in children with musculoskeletal disorders highlighted the factors influencing the distortion or violation of the formation of cognitive, affective and behavioral components of the physical self-structure. The theoretical analysis conducted may contribute to the further development of methodological tools for psychological and pedagogical correctional work and neuropsychological rehabilitation of such children, as well as psychotherapeutic work with their parents.

1. Введение

Существуют различные варианты аномалий развития моторной сферы, ведущие к нарушениям функций опорно-двигательного аппарата (далее, – ОДА). Основной и наиболее изученной причиной данной патологии является детский церебральный паралич (далее, – ДЦП). ДЦП – собирательный термин, используемый для обозначения группы синдромов, возникших в результате повреждения или недоразвития центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, сопровождающихся нарушениями движений и позы тела [1]. В целом, с 2005 г. по 2020 г. наблюдается снижение роста заболеваний нервной системы детского возраста; на 2020 г. диагноз ДЦП встречается у 7,5 из 1000 детей в возрасте 0-14 лет, что также отражает тенденцию к уменьшению роста заболеваемости [2]. Результаты связаны с внедрением передовых достижений современной медицины и повышением качества медицинской помощи на самых ранних этапах развития [1].

Проявления нарушений функций ОДА обнаруживаются на всех уровнях индивидуальности человека: биологическом в виде двигательных нарушений, психологическом в виде особенностей когнитивной, эмоциональной и регуляторной сфер, социальном – в виде нарушений социальной адаптации. Внедрение практики психолого-социального сопровождения с целью повышения уровня жизни ребенка с нарушениями ОДА может существенно повысить эффективность медицинской реабилитации. В данной работе рассмотрен теоретический аспект проблемы развития детей, имеющих нарушения функций ОДА (в частности, диагноз ДЦП), касающийся формирования схемы тела и телесного образа.

Непосредственно схема тела есть та прижизненно формирующаяся структура, которая обеспечивает субъекту представление об ориентации тела в пространстве и положении частей тела относительно друг друга [10]. Е. Д. Хомская подчеркивает, что схема тела создается человеком из различных проявлений телесного осознания в разнообразных жизненных ситуациях [11]. Иными словами, схема тела это репрезентативный образ, возникший в результате жизненного опыта и запечатленный в памяти субъекта, который определяет границы тела, его частей и их взаиморасположение, возникающее под действием сенсорных импульсов. Именно схема тела позволяет человеку осознавать в любой момент и при любых условиях положения частей своего тела и воспринимать их в интегрированной целостности.

В отличие от схемы тела, образ тела является субъективной оценкой физического Я, результатом отношения человека к собственной телесности. Это «сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с телесной внешностью и с функциями тела» [9, С. 22]. В структуре образа телесного Я выделяют три компонента:

1) Когнитивный компонент, проявляющийся в восприятии и знании о своем теле и его частях;

2) Аффективный компонент, отражающий субъективное отношение ребенка к своему телу;

3) Поведенческий, или регулятивный, компонент, подразумевающий поведение или желания ребенка, направленные на управление и понимание схемы тела, изменение своего телесного образа.

2. Методы и теоретико-методологические основы исследования

В качестве основного метода нашей теоретико-обобщающей работы выступил метод анализа психолого-педагогической и медицинской литературы по теме исследования.

Теоретико-методологической основой работы стали культурно-исторический подход Л.С. Выготского и теория деятельности А.Н. Леонтьева. В рамках этих подходов телесность рассматривается как аналог высшей психической функции (далее, – ВПФ) и культурный феномен [1].  Становление телесности происходит в процессе развития ребенка через преобразование природных телесных функций в общественно-детерминированные действия [5]. С точки зрения В.В. Николаевой и Г.А. Ариной в ходе онтогенеза происходит культурно-детерминированное преобразование телесных функций. Знаковое опосредование меняет структуру телесного опыта, а телесные действия приобретают черты ВПФ – опосредованность, социальность, произвольность и системность [6]. Соответственно, при определенных социокультурных условиях формирование телесности может искажаться, отклоняться от нормы, и стать аномальным (понятие психосоматического дизонтогенеза). Таким образом, согласно культурно-историческому подходу, аномалии телесного функционирования могут возникать ввиду нарушения пути социализации телесных феноменов и отдельных системных характеристик их социально-психологической регуляции.

3. Основные результаты

Становление схемы и образа тела у детей с нарушениями ОДА сталкивается с рядом трудностей.

Во-первых, процесс нормативной интериоризации телесного опыта осложняется родительской тревогой в ходе взаимодействия матери с ребенком. Требовательность и контроль наряду с проявлением любви, заботы в рамках воспитательного процесса порождает внутреннюю напряженность родительской позиции, которая осложняется неадекватным (например, гипоопекающим или гиперопекающим) стилем воспитания. В исследовании Е.О. Смирновой и И.В. Хохлачевой [8] было выявлено, что к детям с сохранным интеллектом родители проявляют избыточное внимание, а по отношению к детям с нарушением интеллектуального развития, напротив, наблюдается эмоциональное дистанцирование, т.е. родители менее ориентированы на ребенка и не видят перспектив в его развитии.  Исходя из сказанного, тревожность родителя становятся важным негативным фоном дизонтогенетического развития телесности для таких детей. В норме интегрированный образ телесного Я включает в себя социализацию телесных функций, а указанный опыт детско-родительского взаимодействия может искажать или нарушать формирующийся интегральный образ Я [6].

Во-вторых, негативное представление о своём теле и внешности у ребенка с нарушениями ОДА приводит к избеганию социальных контактов и заниженной самооценке. И.В. Поставнева (1996) отмечает, что такие дети реагируют на своеобразное восприятие окружающих их двигательного дефекта, формируется установка на восприятие своего тела как слабого и беспомощного [7]. С этим также связаны низкий уровень сформированности схемы тела и возникновение отрицательного телесного опыта, а также эмоционально-негативное отношение именно к дефектной части тела. Наблюдался заниженный уровень притязаний на принятие ребенка при общении и избегание социальных контактов ввиду телесных особенностей. В более современном исследовании В. А. Ямаевой (2021) дети, неудовлетворенные собственным телом, в сравнении с детьми, удовлетворенных своим телом, показали более низкий уровень самооценки телесных компонентов, и была отмечена более негативная оценка своего тела и внешности [12]. Кроме того, выявлена взаимосвязь восприятия своего телесного образа детьми и родительского восприятия этого образа: 72 % матерей детей, не удовлетворенных своим телом, и 46 % матерей детей, удовлетворенных своим телом, либо низко оценивают личностные качества ребенка, либо разница между их реальной и идеальной оценками высока, что отражает непринятие матерями детей [12]. Указанная зависимость также подтверждает и тот факт, что восприятие родителем своего ребенка может опосредовать удовлетворенность ребенка своим телесным образом.

В-третьих, у детей с нарушениями ОДА и их родителей отмечается снижение в уровне удовлетворенности жизнью. Е.О. Смирнова и И.В. Хохлачева [8] отмечают, что у большинства родителей отмечены признаки ощущения самопожертвования. Зарубежные исследователи также выявили, что матери испытывают постоянную усталость, чувство обременения в уходе за ребенком с ДЦП [14]. Таким образом, можно наблюдать некоторые специфические психологические особенности состояния родителей в таких семьях. Касательно аспекта родительской удовлетворенности жизнью детей J. Chong с соавт. заключили, что удовлетворенность жизнью в группе детей с ДЦП была тесно связана с восприятием ребенком своего диагноза, но не была связана с функциональной способностью ходить. В целом, они оценивали уровень своей жизни как удовлетворительный [13]. В другой работе отмечено, что дети с ДЦП не имеют заниженной общей самооценки, хотя они могут чувствовать себя менее компетентными в определенных аспектах (социальное принятие и спортивные достижения) [15]. Этот вывод несколько отличается от результата приведенных  выше отечественных исследований [7], [12], которые выявили заниженный уровень самооценки и самовосприятия у детей с нарушениями ОДА, однако и отечественные, и зарубежные авторы сходятся во мнении о том, что такие дети склонны к ограничению выстраивания социальных контактов и обращают внимание на свой дефект, поскольку он приводит к сниженной компетентности в аспектах жизнедеятельности, связанных с двигательной сферой.

4. Обсуждение

Исходя из сказанного и опираясь на представления культурно-исторического подхода к становлению телесности, ее онтогенез можно рассмотреть в двух плоскостях:

1) социализация, или культурное опосредование телесности;

2) психологизация тела, или интериоризация телесности как образа [3].

Социализация телесности у детей с нарушениями ОДА имеет свою специфику ввиду ограничения двигательной активности и проблемы тревожности родителей в таких семьях, что отражается на стиле воспитания. Можно проследить прямую зависимость между восприятием родителя своего ребенка и удовлетворенностью ребенком собственным телесным образом, исходя из чего можно предположить, что отношение родителя к ребенку с нарушениями ОДА опосредует отношение ребенка к своему телесному образу. Указанные факторы, в свою очередь, влияют не только на культурное опосредование телесности, но и на искажение или нарушение формирующегося интегрального образа Я, т.е. на психологизацию телесного развития.

Кроме того, освоение элементарных бытовых навыков, интеграция в общество, формирование чувства идентичности также напрямую связаны со схемой и образом тела ребенка. У детей со средней и тяжелой степенями двигательных нарушений процесс формирования образа тела происходит искаженно – речь идет о нереалистичном представлении о размерах и формах частей собственного тела, о своих физических возможностях, об отрицательном отношении к дефектной части тела, низком уровне сформированности схемы тела [4]. Физические дефекты в целом увеличивают вероятность формирования низкой самооценки, неудовлетворения качеством жизни и склонность к депрессии и тревоге. Вне зависимости от наличия интеллектуального дефекта у детей с ДЦП отмечаются высокий уровень тревожности и низкая самооценка, связанные с переживанием неуклюжести, телесной рассогласованности и общей физической неадекватности [4]. Это оказывает прямое влияние на интериоризацию телесности как образа Я.

5. Заключение

Таким образом, именно негативный телесный опыт, к которому относится ограниченная двигательная активность в играх и обучении наравне со сверстниками, инвалидность, нарушение гармонизации в детско-родительских отношениях, влияние продолжительного и сложного лечения, оказывает воздействие на восприятие своего тела как бессильного. Указанные факторы приводят к задержке в развитии различных видов деятельности, а значит, – к системному недоразвитию схемы тела и системному искажению восприятия собственного телесного образа. В результате таких аномалий развития возникает нарушение структуры образа тела как важнейшего составляющего телесного Я, что сказывается на всех, – когнитивном, поведенческом и аффективном, – его компонентах. В связи с этим необходим поиск методологически обоснованных, подкрепленных теорией культурно-исторического подхода, путей оказания психологической помощи детям с церебральным параличом и оптимизации внутрисемейных отношений в таких семьях, с целью формирования адекватного представления схемы и образа тела и профилактики различных психологических проблем. Рассмотрение проблемы с точки зрения культурно-исторического подхода задает перспективное направление  разработки методического инструментария психолого-педагогической коррекционной работы и нейропсихологической реабилитации детей с нарушениями ОДА, а также, – психотерапевтической работы с их родителями.

Article metrics

Views:2299
Downloads:9
Views
Total:
Views:2299