THE PROBLEMS OF BUILDING A MODERN POSITIVE IMAGE OF MEXICO

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.98.8.064
Issue: № 8 (98), 2020
Published:
2020/08/17
PDF

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ ИМИДЖЕ МЕКСИКИ: ПРОБЛЕМЫ ПОЗИТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ

Научная статья

Яровая И. В.*

ORCID: 0000-0001-5280-6522,

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

* Корреспондирующий автор (irina_yarovaya96[at]mail.ru)

Аннотация

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что имидж государства –практическое информационное понятие, формируемое благодаря воздействию стихийных факторов, системе выработанных стратегий и определенной информационной политике специализированных структур. Данный аспект заслуживает особого научного внимания, так как любому актору мировой политики важно осознавать значимость проецирования своего имиджа на международную аудиторию. Целью исследования в данной статье является рассмотрение негативных барьеров имиджа Мексики, которые значительно препятствует позитивному имиджевому транзиту рассматриваемого автором государства. Для выявления проблем позитивного формирования имиджа Мексики автором был проведен анализ международных индексов и компонентов мексиканской культуры (СМИ, сериалы).

Ключевые слова: имидж государства, имидж Мексики, наркокультура, барьеры имиджа.

THE PROBLEMS OF BUILDING A MODERN POSITIVE IMAGE OF MEXICO

Research article

Yarovaya I.V.*

ORCID: 0000-0001-5280-6522,

Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia

* Corresponding author (irina_yarovaya96[at]mail.ru)

Abstract

The problem raised in the article is very topical due to the fact that the image of the state is a practical information concept formed according to the impact of natural factors, a system of developed strategies and a certain information policy of specialized structures. This aspect deserves special attention in terms of its research, since it is important for any actor in the world politics to realize the importance of projecting their image on the international audience. The purpose of the research of this article is to consider the negative barriers in building an image of Mexico, which significantly restrict the transition to the positive image of the state that is viewed by the author. To identify the problems of positive image building of Mexico, the author has analyzed international indexes and the components of Mexican culture (media, TV series).

Keywords: the image of the state, the image of Mexico, drug culture, image building barriers.

Введение

Большинство происходящих внутригосударственных экономических, культурных, социальных и политических процессов непроизвольно являются импульсом для формирования у международного сообщества представления об этом государстве. Восприятие государства, его имиджа и репутации другими субъектами являются актуальными и важными аспектами в условиях современного развития мирового политической климата. Каждое государство стремится разработать свой уникальный целостный механизм, который взаимодействует по ключевым направлениям продвижения историко-культурного богатства, национальных ценностей и внешнеполитического курса.

Имиджевая стратегия государства должна учитывать большой диапазон внутренних и внешних факторов, которые влияют на успешность позиционируемой информации для выбранной аудитории и составляют базовый капитал государственной репутации в международном пространстве. Имидж государства – это совокупность имиджей всех внутренних и внешних областей функционирования страны, начиная от политической стабильности в эшелонах власти и уровня безопасности населения и заканчивая проводимой культурно-информационной политикой за рубежом. [1], [2]

Основная часть

С населением почти 130 миллионов человек, богатой культурной составляющей и весомыми природными ресурсами Мексика является 11-й по величине экономикой в мире и 2-й среди стран Латинской Америки. Благодаря своим торговым соглашениям и растущему внутреннему рынку Мексика является перспективным местом для инвестиций со значительными возможностями и потенциалом.

Представленная Иберо-Американским университетом картина восприятия Мексики в период 2006–2015 годов служит объективному оцениваю тенденций в восприятии имиджа Мексики зарубежной аудиторией:

1) Негативный имидж: Мексика – это «зависимое» государство, которое постоянно находится в состоянии внутренней нестабильности и конфликтности. Преобладающие факторы: коррупция, насилие, наркоторговля, отсутствие верховенство закона и слабая работа государственного аппарата.

2) Позитивный имидж: Мексика – это «развивающееся» государство, которое сосредоточено на улучшнии экономического прогресса, финансовой стабильности, динамичной дипломатии, цифровизации многих сфер государства.

3) Нейтральный имидж, но с явным отрицательным фоном: Мексика – это «экзотическое» государство, культурная составляющая которого развивается вокруг стереотипизированных образов и специфическими символическими атрибутами из разряда наркокорридос, сомбреро, текила, наркотрафик. [6, С.104]

Имидж Мексики – это своего рода уравнение, на которое влияет целый комплекс взаимосвязанных друг с другом факторов. Эти факторы в основном формируются благодаря существованию имиджевых проблемных барьеров и стереотипных представлений. «Барьер» мы определяем как «стихийно возникающие или целенаправленно формируемые в общественном сознании корреляторы восприятия позитивного и привлекательного образа государства, «анти»-производные от факторов «мягкой силы» страны, которые возникают, когда отсутствуют или недостаточно проявляют себя политические и духовные ценности в культуре страны» [4].

Одним из первостепенных барьеров для Мексики является отсутствие безопасности. Это проявляется в социально – экономических последствиях среди пострадавшего от преступности населения и в постоянном увеличении роста незаконного оборота наркотиков. Основополагающая причина этой динамичной ситуации заключается в том, что переход к демократии в Мексике с конца 80 - х до начала 90-х годов не предусматривал в рамках государственной реформы преобразования систем общественной безопасности, правосудия, обороны и разведки.[9] Более того, многоярусная организованная преступность бросает вызов государству и препятствует обеспечению национальной безопасности как на внутриполитической, так и на внешнеполитической аренах [3, С. 49].

Глобальный Индекс Миролюбия (Global Peace Index), в котором даётся объективная оценка уровня насилия и его влияния на сферу экономики, определил Мексику в 2019 году на 140 место из 163. Уровень безопасности в Мексике ухудшился и с 2016 года снизился на 4,9%. Ситуация последовательной дестабилизации внутригосударственной безопасности сохраняется уже на протяжении последних трех лет. Уровень насильственных преступлений с 2015 по 2019 год увеличился на 25%, а уровень преступности с применением огнестрельного оружия удвоился с 13,5% в 2015 году до 28,6% в 2019 году. Тенденция к эскалации конфликтов прослеживается в 21 из 32 штатов в государстве. Примечательно, что связанные с наркопреступлениями и вымогательствами индикаторы являются движущими показателями роста насилия и снижения уровня безопасности. [7]

Согласно Всемирному Индексу свободы прессы (World Press Freedom Index), где комплексно анализируется политика официальных властей относительно демократизации сферы СМИ, количество убитых и похищенных журналистов, Мексика занимает 143 место из 180 оцениваемых стран и в этом рейтинге граничит с Камбоджой, Пакистаном, Венесуэлой, Гондурасом [11].

Еще одним имиджевым барьером является коррупция, что играет ключевую роль в ухудшении внутриполитической безопасности и восприятии государства международными акторами. Индекс восприятия коррупции (Corruption Index) ранжирует страны по ключевым экономическим показателям и указывает на предполагаемый уровень коррупции в государственном секторе по шкале от 0 (сильно коррумпированный) до 100 (очень чистый). Данный Индекс определяет, что за период с 1995 года по 2019 год Мексика воспринимается как сильно коррумпированное государство: максимальная оценка была получена в 2001 году и составляла 37 баллов, а минимальная оценка в 26,6 баллов была в 1997 году, по состоянию на 2019 год котировка составляет 29 баллов [12].

При попытках создания и продвижения имиджа Правительство Мексики сталкивается с наркоторговлей и её популяризацией через доступные средства массовой информации. Незаконный оборот наркотиков негативно влияет на государственный имидж и порождает экономические, социальные и политические проблемы в странах – потребителях. Более того, в Мексике наличие криминалитета в обществе никогда не ограничивалась только насильственными действиями среди наркокартелей. Наркобизнес обладает внушительным финансовым потенциалом и, как следствие, проникает в общественность с целью укрепления определенных символик в социуме. Данный эффект сформировал основы для «наркокультуры» и автоматически сконструировал определенный образ главарей незаконной индустрии.

Автор определяет «наркоткультуру» как социальное явление, которое берет свое начало в странах Латинской Америки и проецируется посредством использования символических конструкций и элементов, влияющих на моделирование общественного мнения о легитимности организации теневого наркобизнеса [5, С. 34]. Наркокультура рассматривается как широкий и динамичный набор символических элементов, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Наркокультуру сформировала собственный язык и создала конкретное отражение своего имиджа в СМИ. Это проявляется в специфике музыкальных жанров, например, в наркокорридах, художественной литературе, локальной архитектуре, сериалах. Наиболее важным элементом наркокультуры является ее постоянное присутствие в культурной конформации Мексики, где через ее символические элементы даётся легитимация наркотиков и насилия.

Подростки и молодежь наиболее чувствительно поддаются влиянию этих образов и свободно идентифицируют себя с субкультурными ценностями. В 1980-е гг. мексиканский наркокартель Синалоа послужил катализатором для завоевания умов молодого поколения: наркокартель стал особой культурой, где прослеживается фактор подражания мафиозным представителям, которые носят оружие и демонстрируют драгоценности. [6, С.104]

В сериалах, затрагивающих тему наркотрафика (в «Narcos»), бывший глава колумбийского картеля – Пабло Эскобар – и основатель крупнейшего мексиканского синдиката Гвадалахары – Феликс Гальярдо – предстают в образах смелых и умных народных героев, которые вносят свой вклад в благосостояние своего народа больше, чем официальная власть и местные политики [10]. Более того, наркобароны имеют тенденцию к благотворительной помощи населению на подконтрольных территориях. Сложившаяся экономическая ситуация в Мексике из-за эпидемиологической вспышки способствовала тому, что дочь знаменитого лидера картеля «Синалоа» Хоакина "Эль Чапо" Гусмана на улицах западного штата Халиско организовала раздачу бесплатных пакетов помощи для нуждающегося населения. Выдаваемая продукция имеет дизайнерское изображение в стиле трафарета внешности "Эль Чапо" и называется «провизией Чапо». Акция помощи и поддержки людей еще сильнее позиционирует образ главы наркокартеля как доброго покровителя, а не убийцу.

Вышеупомянутые примеры показывают, что наркокультура освещает незаконную деятельность картелей с целью её признания и принятия в обществе. Героизация подобных персонажей криминального мира воспроизводит конкретный уклад жизни, даже если он основан на насилии, смерти и беззаконии. Распространение имиджевой составляющей наркокультуры и вседозволенности непроизвольно возвышает в глазах общественности насилие и создает влияющее на имидж Мексики негативное рецептивное поле.

Официальные представители МИДа Мексики признают, что активная популяризация сериалов про наркоторговцев в международном медиапространстве и активное участие криминальных структур в жизни общества укрепляет ассоциации Мексики с наркомафией: «Сегодня имидж государства во всём мире рассматривается через сериалы про наркомафию… Мы считаем это совсем несправедливым» [8]. 

Заключение

Таким образом, анализ актуальных имиджевых проблем Мексики позволяет сделать следующие выводы:

- позитивному имиджевому транзиту препятствуют взаимосвязанные друг с другом внутренние проблемы Мексики: возрастающий уровень насилия, коррупция, незаконный оборот наркотиков;

- проблема в построении благоприятного имиджа усугубляется тем, что через наркокультуру идеализируется самовластие картелей и оправдываются насильственные действия;

- проецируемые на широкую публику негативные образы наркобаронов в международных СМИ и фильмах способствуют закреплению факторов хаотичности, беззаконности и экстенсивности о государственном имидже Мексики;

- продвижение наркокультуры среди населения и построение легитимации деятельности картелей также происходит через благотворительность и пожертвования с перспективой вовлечения потенциальных участников;

- Мексика имеет объективные угрозы транзита своего позитивного имиджа. Дестабилизирующие социальные проблемы только усугубляют идентификацию и восприятие государства через призму негативных образов и стереотипов.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Акинина Р.Д.Продвижение итальянских брендов в мире: инновационные приемы.Бо-Бассен - Роз-Хилл. Издательство: LAP LAMBERT Academic Publishing, – 2020, – 89 с.
  2. Гонашвили А.C. Понимание ценностных ориентаций в социологии //Общество и экономика. – 2019. – №. 12. – С. 97-102.
  3. Ивановский З.В. Современная организованная преступность в Латинской Америке и странах Карибского бассейна/ З.В. Ивановский, Б. Ф. Мартынов — М.: Весь мир, 2017. С. 49.
  4. Леонова, О.Г. Барьеры имиджа страны/ О.Г. Леонова. - [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21145137 (дата обращения: 28. 2020)
  5. Яровая, И.В. Наркокультура как социальное последствие мексиканского преступного мира/ И.В. Яровая // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - 2020. № 5(89). – С. 34.
  6. Astorga, L. El siglo de las drogas/ L, Astorga — México: Espasa, 2016. – P. 104.
  7. Institute for Economics & Peace. Mexico Peace Index 2019: Identifying and Measuring the Factors that Drive Peace.2019. [Электронный ресурс] // URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/MPI-ENG-2019-web.pdf (дата обращения: 28. 2020)
  8. Kommersant. Глава МИД Мексики обвинил сериалы про наркомафию в ухудшении имиджа страны. [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4031686 (дата обращения: 25. 2020)
  9. Manaut, R. La crisis de seguridad en México/ Manaut, R. [Электронный ресурс]. - URL: https://nuso.org/articulo/la-crisis-de-seguridad-en-mexico/ (дата обращения: 26. 05. 2020)
  10. Mileydi M. El Narcotráfico la esclavitud de sociedades/ Mileydi M. URL: https://ru.scribd.com/document/363573684/Monografia-Del-Narcotrafico (дата обращения: 25. 2020)
  11. Reporters Without Borders. 2020 World Press Freedom Index. [Электронный ресурс] // URL: https://rsf.org/en/mexico (дата обращения: 25. 2020)
  12. Trading Economic. Mexico Corruption Index. [Электронный ресурс] // URL: https://tradingeconomics.com/mexico/corruption-index (дата обращения: 25. 2020)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Akinina R.D.Prodvizheniye ital'yanskikh brendov v mire: innovatsionnyye priyemy [Promotion ofItalian brands in the world: innovative techniques].Beau Bassin - Rose Hill. Publisher: LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2020, – 89 с. [in Russian]
  2. Gonashvili A.S. Ponimaniye tsennostnykh oriyentatsiy v sotsiologii[Understanding value orientations in sociology] // Obshchestvo i ekonomika[Society and Economics] – 2019. – No. 12. – Pp. 97-102. [in Russian]
  3. Ivanovskij Z. V. Sovremennaya organizovannaya prestupnost' v Latinskoj Amerike i stranax Karibskogo bassejna/ Z. V. Ivanovskij, B. F. Martynov — M.: Ves' mir, 2017. P. 49. [in Russian]
  4. Leonova, O.G. Bar'ery imidzha strany/ O.G. Leonova. - [Electronic resource] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21145137 (accessed: 28. 05. 2020). [in Russian]
  5. Yarovaya, I.V. Narkokul'tura kak social'noe posledstvie meksikanskogo prestupnogo mira/ I.V. Yarovaya // Nauchnoe soobshhestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarnye nauki. - 2020. № 5(89). – P. 34. [in Russian]
  6. Astorga, L. El siglo de las drogas/ L, Astorga — México: Espasa, 2016. – P. 104.
  7. Institute for Economics & Peace. Mexico Peace Index 2019: Identifying and Measuring the Factors that Drive Peace.2019. [Electronic resource] // URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/MPI-ENG-2019-web.pdf (accessed: 05. 2020)
  8. Glava MID Meksiki obvinil serialy pro narkomafiyu v uxudshenii imidzha strany. [Electronic resource] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4031686 (accessed: 25. 05. 2020). [in Russian]
  9. Manaut, R. La crisis de seguridad en México/ Manaut, R. [Electronic resource]. - URL: https://nuso.org/articulo/la-crisis-de-seguridad-en-mexico/ (accessed: 05. 2020)
  10. Mileydi M. El Narcotráfico la esclavitud de sociedades/ Mileydi M. URL: https://ru.scribd.com/document/363573684/Monografia-Del-Narcotrafico (accessed: 04. 2020)
  11. Reporters Without Borders. 2020 World Press Freedom Index. [Electronic resource] // URL: https://rsf.org/en/mexico (accessed: 05. 2020)
  12. Trading Economic. Mexico Corruption Index. [Electronic resource] // URL: https://tradingeconomics.com/mexico/corruption-index (accessed: 05. 2020)