SPECIAL LEGAL REGIMES REGULATING ECONOMIC ACTIVITY IN THE ARCTIC: CURRENT RULES AND WAYS TO IMPROVE THEM
SPECIAL LEGAL REGIMES REGULATING ECONOMIC ACTIVITY IN THE ARCTIC: CURRENT RULES AND WAYS TO IMPROVE THEM
Abstract
Five years ago, the federal law ‘On State Support for Entrepreneurial Activity in the Arctic Zone of the Russian Federation’ was adopted, creating the world's largest special economic zone covering an area of 5 million square kilometres. The mechanisms of the AZRF have made it possible to launch more than a thousand new projects in various industries and attract trillions in investments. However, in order to maintain the gained momentum, it is necessary to improve the existing legal mechanisms, taking into account the specifics of economic activity in the Arctic. The changes may cover both legislative mechanisms and principles of approaches to regulating economic activity within the framework of existing special legal regimes.
1. Введение
Развитие Арктики законодательно опирается на Основы государственной политики в Арктике и Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года , .
Специальный правовой режим Арктической зоны РФ (АЗРФ) был введен в 2020 году и сегодня действует в 10 субъектах РФ, территории которых полностью (Мурманская область, Чукотский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ) или частично (Архангельская область, Красноярский край, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Республика Коми, Ханты-Мансийский автономный округ) отнесены к Арктической зоне . Кроме того, в Мурманской области и Архангельской области созданы арктические территории опережающего развития — «Столица Арктики» и «Столица Севера».
При этом, некоторые регионы — в частности, Республика Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ — в силу географических особенностей относятся как к АЗРФ, так и к Дальневосточному федеральному округу (ДФО). В этих двух субъектах РФ, наряду с преференциями, предусмотренными для арктических территорий, действуют и дальневосточные меры господдержки (территории опережающего развития, на Чукотке — еще и свободный порт Владивосток).
Таким образом, вопросы регулирования хозяйственной деятельности и использования арктических преференциальных режимов актуальна на значительной и геополитически значимой территории нашей страны, обеспечивающей одновременно экономические, военные и экологические интересы государства .
2. Основная часть
Специальный правовой режим АЗРФ регулируется федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» от 13.07.2020 N 193-ФЗ . Для организаций-резидентов предусмотрен широкий круг льгот и преференций. При этом, в значительной мере воспроизводятся инструменты развития, показавшие свою эффективность на Дальнем Востоке.
В частности, в течение первых 10 лет обнулен налог на прибыль с момента ее получения в его федеральной части, субсидируется 75% объема страховых взносов для новых рабочих мест (исключение — добыча твердых полезных ископаемых). Во всех регионах АЗРФ (за исключением НАО и Красноярского края) в течение первых трех-пяти лет обнулен налог на землю, в первые пять лет установлена пониженная имущественного налога для организаций в размере 0–1,1%. До 31 декабря 2032 года налог на добычу полезных ископаемых установлен в размере 0,5% действующей ставки — для проектов, предполагающих добычу твердых полезных ископаемых на новых месторождениях. Объем льготы не может превышать объем частных инвестиций в инфраструктуру, обогащение или переработку.
Статус резидента могут получить коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, регистрация которых осуществлена на территории Арктической зоны РФ.
Основные критерии:
- минимальный объем капвложений в проект не менее 1 млн рублей;
- заявитель реализует новый проект на момент подачи заявки (т.е. объем осуществленных капвложений составляет менее 25% от общего объема капвложений, предусмотренных бизнес-планом — без учета расходов на приобретение лицензий на пользование недрами);
- инициатор проекта не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;
- отсутствуют недоимки по налогам и сборам, страховым взносам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов заявителя.
Документы подаются в электронной форме через личный кабинет инвестора. Заявки рассматриваются в течение 10 рабочих дней. Процедура регистрации резидентов Арктической зоны максимально упрощена .
Вместе с тем, как показывает анализ практического применения действующих механизмов, назрел ряд изменений в законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность в АЗРФ, с целью повышения эффективности созданной системы господдержки.
Во-первых, требуются новые инструменты, дополняющие действующую систему преференций и позволяющие решить проблему доступного, дешевого и долгосрочного финансирования на старте проекта. Одним из таких механизмов могло бы стать субсидирование части капитальных затрат на строительство - с последующим пропорциональным сокращением объема налоговых льгот в рамках действующих преференций по мере формирования денежных потоков от объекта инвестирования.
Во-вторых, актуальна корректировка законодательства, регулирующего применение режима территорий опережающего развития в арктических моногородах. Действующий в настоящее время особый порядок ограничивает возможность применения льгот градообразующими предприятиями и их дочерними организациями. Такие ограничения целесообразно снять, как это сделано на Дальнем Востоке — установив, при этом, особые критерии к проектам, претендующим на использование налоговых льгот.
В-третьих, одним из направлений законотворчества может стать разработка законодательных механизмов, стимулирующих кластерное освоение арктических территорий. Такой подход, в частности, мог бы быть применен при реализации крупных туристических проектов. Одной из проблем, с которыми сталкиваются проекты туристической индустрии в Арктике, являются высокие капитальные затраты на инфраструктурное обеспечение территорий. Для туристических кластеров, объединяющих проекты разных инициаторов, выглядят оправданными дополнительные новые механизмы инфраструктурной поддержки, либо донастроенные действующие. Речь, прежде всего, идет об энергетике и транспортных коммуникациях. Такой подход позволил бы учитывать не экономику отдельных проектов, а совокупный эффект. Возможно, такие проекты могут быть предусмотрены разработанными мастер-планами опорных населенных пунктов Арктической зоны, особое внимание к развитию которых уделяется в связи с выполнением ими существенных федеральных функций .
В-четвертых, нововведением, стимулирующим привлечение крупного капитала в капиталоемкие проекты, могла бы стать стабилизационная оговорка в законодательстве в части налоговых преференций, изменение которых является крайне болезненным для масштабных проектов. Особенно в части НДПИ (горнодобывающая отрасль является одним из лидеров по привлеченным инвестициям — в Арктике и на Дальнем Востоке).
В-пятых, внимания законодателей требует технический прогресс. В частности, пришло время урегулировать применение беспилотной карьерной техники и беспилотных летательных аппаратов в Арктике. Уже сегодня беспилотный транспорт применяется, например, при освоении крупных месторождений на Чукотке. По мере отработки доступных запасов и удаления от инфраструктурных хабов инвесторы станут применять такие решения еще более активно, так как беспилотный транспорт позволяет оптимизировать операционные затраты — на персонал, топливо, безопасность. Арктика могла бы стать мощным полигоном для инновационных технологий, которые впоследствии могут масштабироваться в других регионах нашей страны.
В-шестых, требует повышенного внимания контрольно-надзорная деятельность. Мораторий на плановые и внеплановые проверки предприятий-резидентов АЗРФ может стать дополнительным шагом, который позволит привлечь в регион новых инвесторов, а также стимулировать хозяйственную активность самих северян.
3. Заключение
Специальный правовой режим АЗРФ, созданные государством особые условия для развития арктического бизнеса, по данным Минвостокразвития России, позволили запустить уже более 1000 инвестиционных проектов в различных отраслях: от горнодобычи и рыбопереработки до жилищного строительства и туризма. Объем инвестиций превысил 2 трлн рублей, из которых более 800 млрд — фактически вложены.
Дальнейшее усовершенствование специальных правовых режимов, регулирующих хозяйственную деятельность в Арктической зоне РФ с использованием механизмов государственной поддержки, позволит повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность механизмов. Что, в свою очередь, привлечет в северные регионы дополнительные инвестиции в проекты, главным эффектом которых станет развитие экономики и повышение качества жизни северян.
