TRANSFORMATION OF PEDAGOGICAL CONSCIOUSNESS OF KYIV-MOHYLA ACADEMY’S PERSONALITIES IN THE PERIOD OF ITS ESTABLISHMENT

Research article
Issue: № 8 (15), 2013
Published:
2013/09/08
PDF

Яковенко И. А.

Аспирант, Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕЯТЕЛЕЙ КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ АКАДЕМИИ В ПЕРИОД ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье сделана попытка предоставить историко-педагогический анализ событий, происходивших на рубеже XVI-XVII столетий на Украине, которые помогут ярче и чётче сформулировать те идеи, принципы и подходы, что легли в основу принципиально новых гуманистических концепций деятелей Киево-Могилянской академии.

Ключевые слова: братства, Острожская славяно-греко-латинская школа, Киево-Могилянская коллегия (академия).

Yakovenko I. A.

Postgraduate student, Melitopol State Pedagogical University named after Bohdan Khmelnitskiy

TRANSFORMATION OF PEDAGOGICAL CONSCIOUSNESS OF KYIV-MOHYLA ACADEMY’S PERSONALITIES IN THE PERIOD OF ITS ESTABLISHMENT

Abstract

The article tries to give the historical and pedagogical analysis of events, were taking place in Ukraine at the turn of the XVI-XVII centuries. This information will help to formulate the ideas, principles and approaches which underlay the new humanistic conceptions of Kyiv-Mohyla academy’s personalities.

Keywords: brotherhoods, the Slavo-Greek-Latin Academy of Ostrog, the Kyiv-Mohyla board (academy).

Киево-Могилянская академия, основанная Петром Могилой в 1632 году как коллегия, была тем мощным толчком, который всколыхнул весь педагогический процесс и моральную составляющую в том числе. Своей деятельностью представители этого учреждения создали новый тип личности - человека, который способен синкретизировать в своём сознании науку и веру, что было принципиально новым для тогдашнего общества. Киево-Могилянская академия легемитизировала переход от духовно-практического способа освоения бытия к его теоретическому осмыслению.

XVII-XVIII века (время существования академии) принесли существенные изменения, связанные с появлением нового философского осмысления мира, обоснование места человека в нём, выработке новой концепции воспитания подрастающего поколения. Суть этой концепции заключалась в синкретическом сочетании схоластической манеры изложения и представления материала, характерного для тогдашней образовательной системы Европы, с использованием принципиально нового философского мышления о человеке активном. Ведь, до сих пор в украинской духовно-культурной традиции бытовали мнения о пассивном человеке, оторванном от мировой системы, который способен только работать над самосовершенствованием души. Новый барочный человек верит в свои силы, он способен противостоять жестокости окружающего мира, главным оружием его выступают образование и правильное воспитание. Исследуя этот период А. Шикула отмечает: “Синтетический характер эпохи согласовывался со стремлением тогдашнего человека совместить своё необычное стремление к новому, изменениям, оригинальности с глубоким уважением к старине, традициям и авторитету” [7, с. 60].

Распространяя идеи просвещения и неразрывного сочетания нового и давно забытого национального, деятели Киево-Могилянской академии не только ввели Украину в мировое культурное пространство, но и помогли ей занять достойное место среди стран Европы. Своим творчеством они открыли новый философский уровень мировосприятия, основанный на лучших образцах украинской, европейской и мировой культуры.

Для широкого понимания идей, принципов и подходов, которые использовали деятели Киево-Могилянской академии в своём творчестве, перед нами возникает необходимость рассмотрения социальных и историко-педагогических предпосылок возникновения академии вообще.

Так, шестнадцатый век стал колоссальным толчком борьбы украинского народа за свою веру, культуру, самобытность. Конституцией Люблинского сейма 1569 года было объявлено окончательное объединение Польши с Литвой, в состав которой вошёл и Киев с прилегающими территориями. А в 1596 году Брестская церковная уния нанесла сокрушительный удар народному образованию, церкви и развитию педагогического процесса в целом. Начались преследования православных деятелей науки и культуры. Окончательный сокрушительный удар иезуиты нанесли, создав свои школы, обучение в которых велось на латинском языке (в то время имел статус государственного).

Именно в этот период, такой нелёгкий для украинского народа, создаются культурно-образовательные центры православной элиты общества. Одним из таких культурных центров была Острожская славяно-греко-латинская школа (1580), созданная князем Острожским. Главной целью, которую она преследовала, была защита украинских религиозных и национальных интересов, распространение народного образования, борьба против католицизма.

Данный культурный центр привлёк внимание образованных деятелей Украины: Герасима и Мелетия Смотрицких, Христофора Филалета, Клирика Острожского, Ивана Вышенского и других.

Деятели Острожской школы пытались восстановить национальное образование и культуру, в основном опираясь на традиции Киевской Руси. Главными задачами своей деятельности считали - заботу о национальном образовании и православной вере.

В частности, Герасим Смотрицкий - первый ректор Острожской школы среди этических категорий, которые ведут к становлению настоящего человека, выделял: чувство патриотизма, мужество, активную деятельность, талант. В произведении “Ключ царства небесного” высказывал мысли о наличии воли Божьей, по велению которой происходят все события: “И так в том воля Божья происходит и будет происходить, до окончания мира” [5, с. 340].

Христофор Филалет - талантливый представитель Острожской славяно-греко-латинской школы, автор полемического трактата “Апокрисис” (ответа польскому иезуиту Петру Скарге на книгу “Брестский собор”), ценил такие этические ценности как: свобода совести, равенство всех людей, право человека на свою веру. Несмотря на главную идею школы по поводу соблюдения традиций Киевской Руси, в своём творчестве пользовался некоторыми положениями протестантизма, пересаживая и переосмысливая их в духе православной веры [5, с. 400-417].

Ориентация на византийскую восточную традицию привела к образованию реформационного учения в стенах Острожской школы. Представители этого течения пытались защитить украинскую культуру от чужеземных влияний, создать замкнутость украинского культурного пространства.

Наиболее ярким представителем этого движения был Иван Вышенский. В своём творчестве отстаивал концепцию социальной справедливости, право каждого человека на жизнь, веру и свободу выбора. Наивысшей ценностью считал человеческую душу. Высказывал мысли по поводу достижения человеком совершенства через самоуглубление. По мнению И. Вышенского, каждый человек разделён на два мира: мир телесный и духовный. Перед человеком же встаёт выбор - пойти греховным телесным путём или предпочесть духовный высший мир. Но, по мнению культурного деятеля, человек сам должен сделать выбор в пользу богопознания, ведь сам Господь не навязывает человеку свои взгляды [5, с. 472-525].

Но, несмотря на плодотворные достижения в культурном и образовательном планах, после смерти основателя Острожской школы, последняя прекращает свою деятельность под сокрушительными ударами со стороны католицизма.

Такие политические и культурные обстоятельства не могли не вызвать бурю народного протеста. Реакцией меньшинства православного духовенства и аристократии было создание братств, которые в конце шестнадцатого века в Украине и Белоруссии выступают как многочисленные общественно-политические и образовательные организации. Братские школы осуществили для православного населения украинского народа функцию сохранения народности, национального образования и самобытности.

Ведущей стороной деятельности братств было попечение о распространении среди населения польского королевства просвещения в духе Православной Церкви.

Несколько иного мнения о роли и целенаправленной деятельности братств придерживается Я. Исаевич, который утверждал, что последние были не сугубо церковные объединения, а прежде всего общественно-политическими. Исследователь рассматривает братства как объединение представителей “третьего сословия”, которые боролись за свои права и свободу, сохранение и развитие культуры [2].

Самым старшим на Украине было Львовское братство, где в 1586 году была организована школа. Устав львовской школы “Порядок школьный” служил образцом организации, построения, прав и ответственности в отношении обучения и преподавания для других братских школ.

“Порядок школьный” открывается посвящением Антиохийскому Патриарху Иоакиму ІV Доу, который по дороге в Москву посетил Львов и утвердил Львовский устав. Далее предоставляются сведения о цели написания устава и необходимость науки для населения “посполитого народа Российского”. Автором данного произведения высказывается мнение о том, что невежество - залог “злобы” и человеческих пороков [4, с. 38].

Самое первое место в списке перечисленных требований к учебно-воспитательному процессу занимает личность учителя, который своим примером и образованностью будет учить детей. Так, “Порядок школьный” требует наличия у учителя таких качеств: “… благочестив, розумен, смиреномудрий, кроток, воздержливий, не піяница, не блудник, не лихоимец, не среблолюбец, не гнѣвлив, не зависник, не смѣхостроитель, не срамословец, не чародѣй, не басносказатель, не пособитель єресем, но благочестю поспѣшитель, образ благих, в сем себе преставляющій не в сицевих добродѣтелех, да будуть и ученици, яко учитель их” [4, с. 38].

Интересным для нашего исследования представляется “Устав Виленского братства, утверждённый иерусалимским патриархом Феофаном во время прибывания его в Киеве”, который был опубликован в книге С. Голубева “Киевский митрополит Пётр Могила и его сподвижники”. Устав состоит из 22 правил для братьев. Так, в артикуле 9 “Въ сходзцѣ братия вписания якъ маютъ поступоваты” выделяется главная цель братьев - заботится о Церкви Божией и духовном воспитании населения. Здесь же звучит мысль о необходимости воспитания и науки для православных христиан [1, c. 244-245]. Из этого документа мы можем заметить наличие главных добродетелей, которые необходимы настоящему христианину: искренняя любовь к ближнему и смирение (Артикул 22), милосердие (Артикул 15) [1, с. 235-253].

В 1615 году открылся новый этап в распространении гуманистических идей в Украине - было основано Киевское братство при Богоявленском монастыре. В его состав вошло большое количество интеллигенции, которая ещё не успела перейти в католицизм. Непоколебимый авторитет Киевскому братству создало вступление Петра Конашевича-Сагайдачного с войском Запорожским в ряды братьев.

Период раннего Возрождения связан с появлением идей гуманистического мировосприятия (духовной стороны Возрождения). Культурным деятелям этого периода импонирует обращение к светскому мировоззрению - науке и морали, мало связанных с церковной жизнью. Прослеживаются попытки познания мира с помощью рационалистического понимания обыденности, отбрасываются устаревшие представления замкнутости религиозного мировоззрения.

Выдающимися культурными деятелями этого периода были: Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский (преемник Елисея Плетенецкого, между ним и Петром Могилой вспыхнет недоразумение по поводу наместничества в Киеве), Кирилл Транквилион Ставровецкий, Иов Борецкий, Касиян Сакович.

По мнению Л. Медведь, И. Борецкий является автором таких произведений как: “О воспитаніи чадъ” и “Пересторога” [3, с. 88].

“Пересторога” - чисто полемическое сочинение, в котором автор осуждал православное духовенство и украинскую шляхту, которые своим пренебрежительным отношением к науке ускорили окатоличивание православного населения. В “Перестороге” И. Борецкий выступает за отечественное образование и культуру православного населения [8].

Главную цель воспитания И.Борецкого продемонстрировано в произведении “О воспитаніи чад”. В предисловии  “На Златоустого и до чителников” раскрыто главную цель, к которой стремился автор своей деятельностью - распространение науки, которое приведёт по словам И. Борецкого “… до змякченя сердца людзкіє” [4, с. 51]. То есть, распространение грамотности должно привести к укоренению нравственности, распространению добродетелей. Автор разделяет мнение Иоанна Златоуста (сыграл значительную роль в разработке основ христианской этики) по воспитанию ребёнка с раннего возраста, о необходимости выбора “правильного” учителя для воспитания. В своём произведении И. Борецкий, обращаясь к читателю, демонстрирует необходимость науки, как для преобразования личности, так и для улучшения общества в целом. Культурный деятель возвышает человека, считает его творцом своей судьбы. По мнению И. Борецкого, в основу воспитания необходимо положить патриотизм и любовь к родной земле.

К. Ставровецкий как и другие деятели братского движения считал человеческое естество двояким: духовным и материальным. По мнению автора, человек хотя и является творением Божьим, но способен иметь большой ум, чтобы подражать Спасителю. Бог, по мнению автора, является тайным, невидимым, сверхъестественным, но присущий всем созданиям как первопричина.

К. Ставровецкий считал, что человек должен иметь право на удовлетворение своих естественных потребностей (в отличии от более раннего времени, когда земные наслаждения считались греховными). Таким образом, человек имеет два начала - духовное и телесное. Следовательно он получает и двойное наслаждение: духовное - любовь к ближнему, получение мудрости, познания тайн природы, восхищение ею и телесное, которое достигается с помощью зрения, слуха, обояния, а также смеха. [4, с. 236]. Несмотря на гуманистическое мировосприятие действительности, К. Ставровецкий делает выбор в пользу душевного наслаждения, говоря “Но те наслаждения первые являются подлинными, а вторые - ложными” [6, с. 108].

В произведении “Зерцало богословия” автором мир разделён на четыре подмира: невидимый (мир духовных сущностей), видимый (мир, где проживает человек), малый мир, микрокосм (внутренний мир человека) и негодный мир (мир, где сочетаются грешники и негодные люди с дьяволом). Отстаивая идею о множественности миров, К. Ставровецкий пытается доказать утверждение о наличии в мире добра и красоты. То есть, весь мир не является злым и бездушным - таким его делают люди “негодного мира”. Изменить же ход событий может только сам человек, углубившись в себя: “Однако и в том увидишь, о человек, премудрость Божию, только познай самого себя, что ты есть удивительным созданиям Божиим и сокровищницей мудрости его необъятной, которая в тебе спрятана и заложена” [6, с. 106]. Что касается роли души в жизни человека, автор высказывает мысль о связи последней с невидимым миром и микрокосмом (внутренним миром человека), взаимодействие которых влияет и на видимый мир, где проживает человек.

По мнению автора, душа является бессмертной и приводит в действие всё человеческое тело “Душа оживляет и движет всё тело чувствами пятью, предполагает всё видимое и невидимое, наслаждение и красоты видимого мира сего” [6, с. 107]. Пищей души выступает вкус науки и созерцания тайн Божьего мира.

Идея самопознания присутствует в произведении Касияна Саковича “Трактат о душе вообще”. Автор произведения убедительно утверждает идею наличия человеческой души как определённой формы: “Душа действительно форма” [6, с. 99]. Человек, по мнению К. Саковича, способен изменяться и укоренять в себе различные качества с помощью души. То есть, человек выступает как “... субъект изменений и качественных преобразований” [6, с. 99]. Душа, в свою очередь, движет человеком, питает и приводит в действие всё человеческое тело. В разделе “Разделение души” К. Сакович приводит мнение о троякой силе души - движущей, чувственной и разумной. Человек должен иметь стремление к знаниям, отмечает культурный деятель, чтобы иметь возможность познать себя, углубиться в свою сущность. И только кропотливая работа над собой поможет человеку познать и понять гармоничное сочетание души и тела. К. Сакович среди сил души выделяет свободу и свободное волеизъявления (самовластие). Ставя вопрос о возможности человека выбирать между добром и злом, автор приходит к выводу об основополагающей роли свободы, которая дана человеку Господом для возможности сравнения добрых и злых поступков.

Подытожив выше сказанное, мы приходим к выводу о наличии у деятелей братского движения идеи самопознания, которая поможет человеку усовершенствоваться и приблизиться к христианскому идеалу. Хотя, деятелями братского движения и подвергались критике мысли о совершенствовании человека через Божье повеление, вера в Господа занимала видное место в их творчестве. Человека, по мнению братьев, совершенствуют образование и труд. Таким образом, деятелями братского движения была предложена идея зависимости человека от собственного самосовершенствования. То есть, судьба и спасение человека зависит от него самого, а не от Божьего провидения. Человек сам способен выбирать между добром и злом. Мораль, по мнению братьев, не пришла где-то с неба, она возникла в социуме. Ею нужно руководствоваться не через вознаграждение Всевышнего или из-за страха перед наказанием за несоблюдение предписаний. Мораль, по мнению деятелей братского движения, присущая настоящему культурной обществу, которое создано на основе разума и естественной нормы сосуществования индивидов.

Таким образом, благодаря кропотливому труду учёных, культурных деятелей и простых крещённых людей, в украинские земли проникают идеи раннего Возрождения, которое, по мнению В. Яременко, охватывают 80-е годы XVI века -  до 1632 года, когда была основана Киевская коллегия [5]. В культурном плане этот период славился превалированием светского начала в духовной традиции, а также формированием национального самосознания украинцев [6, с. 72].

 

Литература

  1. Голубев С. Т. Киевский митрополит Пётр Могила и его сподвижники (Опыт исторического исследования): в 2 т. – К.: Типогр. Г. Т. Корчак-Новицкаго, 1883. - Т.1. – 576 с. - Отдел старопечатных и редких изданий Национальной библиотеки Украины им. Вернадского. - Шифр П 121/1.
  2. Ісаєвич Я.Д. Братства та їх роль у розвитку української культури XVI - XIII ст. - К.: Наук. думка, 1966. - 248 с. - Відділ стародруків та рідкісних видань Національної бібліотеки України ім. В.Вернадського. – Шифр П 2550.
  3. Медвідь Л.А. Історія національної освіти і педагогічної думки в Україні: навч. посіб. - К.: Вікар, 2003. - 335с. - (Вища освіта ХХІ століття).
  4. Пам’ятки братських шкіл на Україні (кінець ХVI - початок XVIII ст.): Тексти і дослідження / АН УРСР. Ін-т філософії; Ін-т сусп. наук; редкол.: В.І. Шинкарук та ін. - К.: Наук. думка, 1988. - 568 с.: іл. - (Пам’ятки філос. думки укр. народу).
  5. Слово многоцінне: Хрестоматія української літератури, створеної різними мовами в епоху Ренесансу (друга половина XV - XVI століття) та в епоху Бароко (кінець XVI - XVIII століття): В 4 кн. / Кер. проекту В. Яременко; Упор.: В. Шевчук, В. Яременко. - К.: Аконіт, 2006. - Кн. 1. - 799 с.
  6. Федів Ю.О, Мозгова Н.Г. Історія української філософії: навч. посіб. - К.: Україна, 2001. - 512 с.
  7. Шикула О.П. Екзистенційний вимір духовності людини у творчості Григорія Сковороди: дис. канд. філос. наук. - Львів., 2004. - 175 с.
  8. Яременко П.К. “Пересторога” - український   антиуніатський   памфлет   початку   XVII   ст.; відп. ред.: Г. А. Нудьга . – К.: АН УРСР, 1963. – 164с.

References