TRENDS OF COORDINATION AND INTERPENETRATION OF METHODS OF COGNITION OF REALITY

Research article
Issue: № 8 (15), 2013
Published:
2013/09/08
PDF

Елканова Т.М.1, Чеджемова Н.М.2

1Кандидат физико-математических наук, доцент, 2кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

ТЕНДЕНЦИИ КООРДИНАЦИИ И ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Рассмотрены основные особенности современного познавательного процесса, обусловливающие необходимость введения интеракционно-гностического компонента в структуру общегуманитарного базиса образования.

Ключевые слова: гуманитаризация, интеракционно-гностический компонент, современный познавательный процесс.

Elkanova T.M.1, Chedzhemova N.M.2

1PhD in Physics and mathematics, assosiate professor, 2PhD in Pedagogy, assosiate professor, North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov

TRENDS OF COORDINATION AND INTERPENETRATION OF METHODS OF COGNITION OF REALITY

Abstract

There have been considered the main features of modern cognitive process, which necessitate the introduction of interactional-Gnostic component in the structure of the general humanitarian basis of education.

Keywords: humanitarization, interactional-Gnostic component, modern cognitive process.

Специфика современного положения человечества характеризуется переосмыслением традиционных мировоззренческих установок к миру и человеку, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей и т.п. По мнению иссле­дователей, нынешний уровень развития наук демонстрирует принципиальные моменты сходства естественнонаучного и гуманитар­ного знания и делает настоятельно необходи­мым применение методов естествознания в гуманитарной области. В настоящее время, как никогда прежде, возникла необходимость обобщить опыт также и гуманитарного, и художественного знания и выработать основания целостной теории познания, учитывающей всю совокупность когнитивного опыта человека.

Для современного этапа развития цивилизации характерно новое понимание специфики и особенностей процесса естественнонаучного познания, переход к новой парадигме, определяемой современным стилем научного мышления – эволюционно-синергетической парадигме, когда мир и процессы в мире рассматриваются с позиции самоорганизации открытых диссипативных систем. Принципы универсального эволюционизма и глобалистики, примененные в социальной сфере и сфере человеческого творчества, демонстрируют перспективы синтеза двух культур. Сегодня ведущей является тенденция к интеграции научной картины мира, сопровождающаяся диффузией представлений и исследовательских методов из точных наук в гуманитарные и наоборот.

Мировоззрение человека, его общие представления о том, как устроен природный и социальный мир в целом, обладает характеристикой целостности и не может быть разорванным, половинчатым. Поскольку естественнонаучный, гуманитарный и художественный типы познания активно формируют целостное мировоззрение человека, то они вынуждены координиро­ваться, взаимосогласовываться. Выдающийся физик-теоретик, один из создателей квантовой механики и общей теории поля, лауреат Нобелевской премии Вернер Гейзенберг в своей философской работе «Часть и целое» заметил: «Науку делают люди. Об этом естественном обстоятельстве легко забывают; ещё одно напоминание о нём может способствовать уменьшению прискорбной пропасти между двумя культурами – гуманитарно-художественной и научно-технической» [1].

Один из важных путей взаимодействия наук – взаимообмен методами и приемами исследования, т.е. применение методов одних наук в других. Методологический плюрализм – характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности. Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемами исследования.

В конце ХХ в. четко обозначается гуманитарный профиль общенаучных проблем (экология, космология, создание искусственного интеллекта и др.). Объекты познания представляют собой сложные комплексы, в которые в качестве неотъемлемой компоненты включен человек. Исследовательская стратегия, направленная на освоение таких объектов, требует учитывать систему человеческих параметров как обязательных ориентиров в научном поиске.

Одной из важнейших отличительных характеристик деятельности человека является целеполагание: все, что делает человек (в том числе и в сфере естественнонаучного познания и культу­ры), должно быть наполнено смыслом, целесообразно­стью Системообразующими ценностями гуманитарных наук выступают: гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т.д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, поэтому постановка целей развития естественнонаучной культуры невозможна без привлечения и учета основных гуманитарных цен­ностей.

Сейчас осознана принципиальная неустранимость роли человека как наблюдателя и интерпретатора эксперимента. Раскрытие особенностей и стратегии научного познания (типа научной рациональности) привело к введению и осмыслению новой типологии научной рациональности, основанной на различии в интерпретации отношений познающего субъекта и исследуемого объекта (системы). Принципиальным отличием постнеклассического типа научной рациональности является установка на согласование знания и ценностей, истин и идеалов, этики и технологии. Таким образом, на постнеклассическом этапе появляется возможность говорить о человеческом измерении науки [2, 3].

С середины прошлого века, после опубликования результатов прогнозных разработок Римского клуба, каналом связи между гуманитарной и технической сферами оказывается группа проблем и научных дисциплин экологического направления. Для решения возникающих перед человечеством экологических и ряда других проблем все большую роль играют междисциплинарные взаимодействия. При этом объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием: исторически развивающиеся и саморегулирующиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен человек. Цивилизация вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.

Многие из современных технологий, созданных на основе интенсивного развития естественных наук, оказывают глубокое воздействие на условия человеческого существования (вплоть до угрозы самому факту существования всего человечества), на окружающую человека природную и социально-психологическую среду, наконец, на его генетическую, физиологическую, психическую и духовно-нравственную конституцию. Поэтому социально необходимой становится особого рода систематически организованная деятельность, направленная на прогнозирование вновь возникающих угроз для человеческого потенциала. Ядром такого рода деятельности должна стать гуманитарная экспертиза. Гуманитарная экспертиза рассматривается как социальная технология опережающего реаги­рования на возможные негативные последствия социальных и технологических инноваций в условиях нередуцируемой множественности моральных перспектив и экспертных оценок; она призвана дать обоснованный ответ на угрозы современной исторической ситуации [4]. Этот ответ должен учитывать моральную нагруженность со­временных технологий; понимание того, что технологии способны трансформиро­вать сущность и формы существования чело­века; необходимость осмысленного учета отда­ленных последствий действий человека [5].

Еще один аспект, который необходимо учитывать при анализе рассматриваемой проблемы, обусловлен тем, что большинство экспериментальных доказательств в естествознании стало носить настолько сложный опосредованный характер, что впервые в опытной деятельности встал вопрос не только о том, как начать эксперимент, но и о том, в какой момент его закончить и что именно можно принять за конечный результат эксперимента [6]. Следует учитывать, что смысловая доминанта задает не только выбор научного направления и пределы его развертывания, в том числе и аксиологические границы допустимости эксперимента, но и характер выделяемых познанием объективных структур. Поэтому эксперименты в ряде областей современного естествознания с необходимостью должны апеллировать к ценностным идеям и получать духовно-нравственную легитимацию.

Современные технологии, такие как биомедицинские технологии, позволяющие осуществлять манипуляции с генами человека на молекулярном уровне, информационные технологии, реализующиеся в масштабах персональных ЭВМ и мобильной связи, радикально меняют стиль жизни человека и характер его взаимодействия с миром. Более того, многие технологии (генетическая инженерия, клонирование и т. п.), вплотную приблизились к изменению, модификации как самого человека, так и окружающей его локальной и глобальной среды. новая методология естественных наук неизбежно должна включать аксиологические категории.

Человек су­щество биосоциальное, при всей своей обособленности от природы продолжает быть ее неотъемлемой частью. Поэтому в естествознании человек одновременно и объект познания, и субъект, осуществляющий процесс познания и обладающий мыслительными и другими способностями. Этой объективной двойственности бытия человека в принципе должна соответствовать координация и взаимодополнительность естественнонаучного и гуманитарного типов культур. Особенностью развития современной науки и технологии является то, что сам человек все чаще становится объектом самых разнообразных научных исследований. Более того, как отмечает известный американский философ Фрэнсис Фукуяма, неконтролируемое движение по таким направлениям, как науки о мозге, нейрофармакология, исследования в области продления жиз­ни и генетическая инже­нерия, может в корне изменить саму природу человека [7]. Исследуя человека как природный объект, естественные науки не могут обойтись без эксперимен­тальной проверки выдвигаемых гипотез, но определять пределы допустимости та­ких экспериментов нужно на основе ценностей гуманитарных наук.

В рамках современных моделей познавательного процесса в творчестве, прежде всего научном, задействованы два механизма мышления: логика и интуиция. При этом интуиция как врожденная познавательная программа, действующая на уровне подсознания, занимает очень важное место. При всех отличиях, в естественных и гуманитарных науках является очевидным значение новых интуитивных обобщений воспринимаемых фактов, не только в форме гипотез, но и принципов (аксиом), подлежащих формально-логической проработке и проверке на практике. В алгоритмах творческой активности для гуманитарной, художественной и естественнонаучной областей познания есть много общего, поэтому арсенал современного познания расширяется и за счет включения в его состав интуитивных, образных, художественных элементов. Происходит активное восприятие идей о необходимости дополнять рационалистические построения науки интуитивно-образными, художественными компонентами.

Еще один аспект, который объединяет науку и искусство – роль эстетических критериев оценки произведений науки и искусства, обогащающих духовный мир человека. Основным критерием истинности всякого знания являет­ся, как известно, практика; однако ее порой бывает не­достаточно для подтверждения той или иной гипотезы, и тогда в ход идут дополнительные критерии истины, на­пример, внутренняя красота теории, ее стройность, гар­моничность и т.д. Знаменитый физик, академик А. Б. Мигдал, рассматривая красоту как эвристический принцип, писал: «Важнейшее эвристическое понятие в физике, как, впрочем, и в дру­гих науках, – красота теории, закона, концепции. … Поиски красоты, т. е. единства и симметрии законов природы – ха­рактерная черта физики XX в. и особенно последних десятилетий» [8].

В заключение отметим, что современный этап развития цивилизации характеризуется переосмыслением традиционных мировоззренческих установок к миру и человеку, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей и т.п. Это приводит к необходимости синтеза научного и куль­турно-исторического знания, который бы разрабатывался в целостную образователь­ную систему, направленную на удовлетворение широких мировоззренческих потребностей личности, проявляющихся в интересе к методологическим аспектам становления и развития изучаемого знания, к установлению родства между рационально-научным знанием и другими компонентами общечеловеческой культуры. Поэтому мы считаем необходимым включение в состав разработанной нами концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования интеракционно-гностического компонента [9 - 11]. Интеракционно-гностический компонент выражается в использовании наряду с естественнонаучными также гуманитарных и художественных методов познания и исследования в процессе обучения. Имеется в виду интеграция на уровне освоения разных в онтологическом отношении способов познания мира, обучение ассоциативному и образному мышлению, усиление внимания к ценностно-смысловому содержанию получаемого знания, формирование целостного видения мира с учетом происходящей в науке смены парадигмы, перехода ее в междисциплинарную стадию постнеклассической науки, а также преемственность в методологии гуманитарных и естественных наук, освоение методологии многомерного осмысления мира.

 

Литература

  1. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: Пер. с нем. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. – 400 с.
  2. Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. М.: Изд-во МГУ, 1994. – 134 с.
  3. Да Пиклян Н.В. Философские основания научной рациональности : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Н. В. Да Пиклян. – М.: МГИЭТ (ТУ), 2002. – 24 с.
  4. Ашмарин И.И., Юдин Б.Г. Человеческий потенциал: опыт гуманитарной экспертизы // Человек. – 1997. – №3. – С. 76–85.
  5. Тищенко П.Д. Философские основания гуманитарной экспертизы // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – №3. – С.198-205.
  6. Gallison, P. How the experiments end / P. Gallison. – Chicago: University of Chicago Press, 1987.
  7. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: ACT: ЛЮКС, 2004. 343 с.
  8. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. – 1990. №1. С. 5-32.
  9. Елканова Т.М. Пути гуманитаризации преподавания естественнонаучных дисциплин // Высшее образование в России. – 1992. – №2. – С. 88-93.
  10. Елканова Т.М. Концептуальная модель локальной гуманитарно-развивающей образовательной среды // Высшее образование сегодня. – 2009. – №7. – С. 56-59.
  11. Елканова Т.М. Интеракция методов познания в аспекте гуманитаризации образования: Монография. Владикавказ: Литера, 2012. – 129 с.

References