THE BIOMETRIC INDICATORS AND THE PRODUCTIVITY MIXTURE OF PERENNIAL GRASSES BY YEARS IN THE FOREST-STEPPE OF WESTERN SIBERIA

Research article
Issue: № 8 (15), 2013
Published:
2013/09/08
PDF

Петрук В.А.

Доктор сельскохозяйственных наук, Новосибирский государственный аграрный университет

БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОДУКТИВНОСТЬ МНОГОЛЕТНИХ  ТРАВОСМЕСЕЙ ПО ГОДАМ ЖИЗНИ В ЛЕСОСТЕПИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Аннотация

Изучалась продуктивность травосмесей наиболее распространённых в регионе многолетних трав. Наиболее высокую продуктивность в среднем за 5 лет  исследований получили на посевах люцерны(Medicago sativa)  и клевера(Trifolium pratense) со злаками.

Ключевые слова: урожайность, продуктивность, многолетние травы.

Petruk V.A.

Doctor of Agricultural Science, Novosibirsk State Agrarian University

THE BIOMETRIC INDICATORS AND THE PRODUCTIVITY MIXTURE OF PERENNIAL GRASSES BY YEARS IN THE FOREST-STEPPE OF WESTERN SIBERIA

Abstract

The biometric indicators and the productivity mixture of the most common perennial grasses is studied in the region. The most productive was mixture lucerne (Medicago sativa) and cow clover (Trifolium pratense) witch grasses.

Keywords: yield, productivity, perennial grasses.

Восстановление отечественного животноводства должно сопровождаться созданием современной кормовой базы. Учитывая существенный недостаток протеина в объёмистых кормах, общий недостаток которого составляет 1,8 млн. т, приоритетное значение должны получить зернобобовые и бобовые культуры, однолетние и многолетние кормовые травы [1].

В этом плане неоценима роль многолетних трав, обеспечивающих наиболее дешёвые и экологически чистые корма. Следует учесть, что половина площадей под кормовыми культурами в Сибири занята кормовыми травами. От общей площади сельхозугодий региона на долю сенокосов и пастбищ приходится почти 50 % [2]. Следовательно, сеяные многолетние травы и естественные кормовые угодья составляют основу кормопроизводства в Сибири. Не снижая роли зернобобовых культур в решении белковой и энергетической проблемы, нельзя отрицать очевидного: себестоимость белка многолетних трав существенно ниже белка зернобобовых культур, что имеет принципиальное значение в условиях рынка.

Несмотря на широкую изученность  [3-7] в условиях Западной Сибири, недостаточно сведений о сравнительной продуктивности в течение жизненного цикла наиболее распространённых бобово-злаковых травосмесей многолетних трав.

С целью определения сравнительной продуктивности травосмесей из многолетних трав на опытном поле учхоза НГАУ «Тулинское» был заложен опыт. Почва опытного участка – выщелоченный чернозём. Гумусовый горизонт достигает 50 см, в пахотном слое содержится 3 – 4 % гумуса, высокое содержание обменного фосфора и калия,  PH солевая – 5,5. Учитывая плодородие почвы, нормы удобрений под злаковые травы N30P30K50, под бобовые -P30K50,,,,, рассчитанные на урожайность 6 т/га сена [8]. Удобрения вносили ежегодно весной под боронование. Схема опыта представлена в таблицах.

Размещение контрольных и опытных делянок рендомизированное. Площадь делянки 20м2. Посев широкорядный, с шириной междурядий 30 см. Рядки бобовых и злаковых трав чередуются. Покровная культура ячмень. Нормы высева соответствуют рекомендациям для Сибири [3].

Опыты по изучению кормовой продуктивности многолетних трав проводили в период с 2007 по 2012 гг., схема опытов представлена в таблицах.

Погодные условия вегетационных сезонов всего периода наблюдений существенно отличались.

Вегетационный сезон 2007 г. следует характеризовать, как относительно тёплый. Среднемесячная температура была выше среднемноголетней нормы на 1,5 – 2 °С. Количество осадков в мае – июне было выше среднемноголетней нормы. Только в августе и сентябре количество осадков составило 50 и 68 % от среднемноголетних показателей (рис.1).

 

10-11-2021 14-58-02

Рис.1 - Погодные условия периода исследований в лесостепи Новосибирской области

 

Следовательно, погодные условия летом складывались благоприятно для роста и развития трав. Вегетационный сезон  2008 г. был тёплым, хотя и относительно засушливым. Следующий вегетационный сезон 2009 г. - тёплый и очень влажный. Количество осадков в июне – июле, когда формируется травостой многолетних трав 1-го и 2-го укосов, значительно превышало среднемноголетние показатели. В 2010 г. лето было засушливым. Обеспеченность осадками все летние месяцы была ниже среднемноголетней нормы. Температурный режим - на уровне среднемноголетних показателей. Вегетационный период 2011 г отмечен как засушливый и жаркий. Температура июня и июля была выше среднемноголетней нормы, а количество осадков составляло 75–78 % от нормы. Вегетационный период 2012 г - засушливый и жаркий.

Следовательно, благоприятным для роста и развития трав можно назвать только вегетационные периоды 2008 и 2009 гг. Это сказалось на росте урожайности многолетних трав, в указанные годы.

В 2007 г. была убрана покровная культура - ячмень. Урожайность абсолютно-сухого вещества ячменя на разных многолетних травах отличалась незначительно и составила 3,7 т/га.

Высота трав, густота стеблестоя, являются биометрическими показателями структуры травостоя, от которых зависит его продуктивность. В результате анализа густоты стеблестоя компонентов травосмеси галега + кострец оказалось, что густота стеблестоя галеги значительно снижается от 4-го года наблюдений к пятому. В то же время густота стеблей костреца стабильно нарастает. Так, если густота стеблей галеги наибольшей была к 3-му году наблюдений (4 год жизни) – 68 шт/м2 , то густота стеблей костреца – 180 шт/м2 . Следовательно, густота стеблей костреца почти в 3 раза выше, что и сказалось на дальнейшем развитии обоих компонентов. В последующие годы густота стеблей рассматриваемых компонентов значительно снижается (табл.1).  В среднем за 5 лет наблюдений густота галеги 1 укоса составила 52 шт/м2, костреца – 60 шт/м2, густота стеблей отавы – 33 и 61 шт/м2. Примерно такая же тенденция в динамике густоты стеблестоя наблюдается и в смеси галега + тимофеевка.

Высота компонентов в травосмесях галега + кострец и галега + тимофеевка наибольшей была к 3-му и 4-му году жизни. Так, в травосмеси галега + кострец высота трав галеги 1-го укоса к 4-му году пользования достигала 61 см. К этому же времени высота костреца 1-го укоса составила 116 см. В последующие годы высота трав галеги и костреца снижалась. В травосмеси галега + тимофеевка высота трав тимофеевки и галеги достигала наибольших величин соответственно к 4 и 5 году жизни – 99 и 59 см.

Судя по величине структурных показателей лучшие условия для компонентов складывались в люцерно-кострецовой и люцерно-тимофеечной травосмесях. Наибольшей высоты и плотности травостоя люцерна достигала ко 2-му и 4-му году жизни, соответственно 65 см и 140 шт/м2. Растения костреца к 4-му году жизни – 109 см, 104 шт/м2.

В смеси с кострецом и тимофеевкой клевер интенсивно развивался на второй и третий годы жизни (2008 и 2009 гг.). В дальнейшем отмечаем снижение густоты стеблестоя и высоты трав до полного выпадения из травостоя к пятому году жизни. Клевер – культура с коротким периодом хозяйственного пользования.

Из всех изучаемых бобово-злаковых травосмесей наиболее урожайными в среднем за 5 лет наблюдений, начиная со второго года жизни многолетних трав были  люцерна + кострец – 3,0 т/га, люцерна + тимофеевка – 3,7 т/га, клевер + кострец – 3,5, клевер + тимофеевка – 3,2 т/га абсолютно сухого вещества.

Динамика урожайности многолетних трав по годам жизни зависела от погодных условий, биологических особенностей, компонентов травосмесей, а также возраста трав. Травосмесь галега + кострец (контроль), наивысшую урожайность показала на 3 – 5 годы жизни – 3,7 и последующие 2 года по 2,4 т/га абсолютно-сухого вещества, в среднем за годы исследований – 2,2 т/га.

Травосмесь галега + тимофеевка наиболее высокий урожай показали тоже на 3 - 5 годы жизни. К 5 году урожайность была наиболее высокой и составила 2,9 т/га абсолютно-сухого вещества. В среднем за все годы пользования 2,0 т/га.

Травосмесь люцерна + кострец наиболее высокий урожай показала на 3 год жизни (2009 г.) – 6,2 т/га абсолютно сухого вещества. В среднем за годы пользования – 3,0 т/га.

В смеси трав люцерна + тимофеевка наивысший урожай отмечен на 3 год жизни (2009 г.) – 5,7 т/га абсолютно сухого вещества. Травосмесь клевер + кострец была одной из наиболее продуктивных в течение всего периода наблюдений. Наиболее высокую урожайность травосмесь развила к третьему году жизни (2009 г.) – 6,5 т/га абсолютно сухого вещества. Это самая высокая урожайность третьего гоrда жизни трав из всех изучаемых травосмесей.

 

Таблица 1 - Структурные показатели травостоя сеяных многолетних трав в лесостепи Западной Сибири

10-11-2021 14-56-39

Высокую урожайность можно объяснить интенсивным развитием клевера к этому времени. В дальнейшем урожайность травосмеси значительно снизилась и в среднем за все годы исследований составила 3,5 т/га.

Урожайность травосмеси клевер + тимофеевка можно характеризовать как среднюю из всех изучаемых травосмесей. В среднем за 5 лет исследований урожайность травосмеси составила 3,2 т/га абсолютно сухого вещества. Наиболее высокой урожайности травосмесь достигла на 3 год жизни – 4,4 т/га. В дальнейшем урожайность травосмеси снижалась и к 6 году жизни (2012 г.) составила 2,1 т/га (табл. 2).

 

Таблица 2 - Динамика урожайности многолетних травосмесей по годам жизни, т/га (абсолютно сухое вещество)

Культура 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Среднее
1. Галега + кострец (контроль) 0,95 3,7 2,4 2,4 1,5 2,2
2. Галега + тимофеевка   0,92 2,6 2,5 2,9 1,3 2,0
3. Люцерна + кострец 2,7 6,2 2,3 2,2 1,7 3,0
4. Люцерна + тимофеевка   3,2 5,7 4,7 3,4 1,9 3,7
5. Клевер + кострец 3,6 6,5 2,9 2,9 1,8 3,5
6. Клевер + тимофеевка 3,6 4,4 2,8 3,0 2,1 3,2
  НСР 05 1,17 1,07 1,04 0,45 0,19  

К этому моменту клевера в травосмеси не осталось, урожайность трав формировалась только за счёт злаковой культуры.

На второй год жизни (2008 г.) достоверная разница по урожайности по сравнению с контролем получена на всех травосмесях кроме травосмеси галега + тимофеевка. В 2009 г. достоверная разница отмечена на всех вариантах кроме травосмесей галега + тимофеевка и клевер + тимофеевка.

В последующие годы, существенная разница по сравнению с контролем отмечена на вариантах с содержанием люцерны.

Продуктивность многолетних травосмесей соответствовала их урожайности. Как наиболее продуктивную, в среднем за 5 лет исследований, следует отметить травосмесь люцерна + тимофеевка – 2,2 т/га кормовых единиц или 34,43 ГДж/га. Наименее продуктивными были травосмеси с участием галеги восточной – 1,16 и 1,25 т/га (табл.3).

 

Таблица 3 - Продуктивность многолетних травосмесей (среднее за 2008 – 2012 гг.)

№ п/п   Виды травосмесей Сухое вещество, т/га Кормовые единицы, т/га Обменная энергия, ГДж/га
1. Галега + кострец 2,2 1,25 19,53
2. Галега + тимофеевка 2,0 1,16 18,21
3. Люцерна + кострец 3,0 1,72 26,82
4. Люцерна + тимофеевка 3,7 2,20 34,43
5. Клевер + кострец 3,5 2,09 32,71
6. Клевер + тимофеевка 3,2 1,92 29,92

 

Следовательно, в течение 5 лет наблюдений стабильно достоверная прибавка урожайности по сравнению с контролем отмечена в травосмесях: люцерна + кострец,  люцерна + тимофеевка и клевер + кострец. Наиболее урожайные травосмеси – с участием люцерны и костреца – самых устойчивых компонентов в лесостепной зоне Западной Сибири. Травосмеси с участием клевера продуктивные в первые 3 года жизни трав. В дальнейшем, в связи с выпадением клевера из травостоя,  их урожайность резко снижается. По причине засушливых условий, в течение периода исследований, травосмеси с содержанием галеги восточной были низкоурожайными.

 

Литература

  1. Косолапов В.М. Современное кормопроизводство – основа успешного развития АПК и продовольственной безопасности России/В.М. Косолапов//Земледелие. – 2009. - № 6. – С.3-5.
  2. Гончаров П. Л.  Селекция  и семеноводство  трав  в  Сибири/ П.Л. Гончаров,  А.В. Гончарова// Сибирский  вестник  с.-х.  науки. – 2003. - №3.- С.23-24.
  3. Гончаров П. Л.  Научные  основы  травосеяния  в  Сибири/ П.Л. Гончаров  – М.: Агропромиздат,  – 288с.
  4. Калюк Г. Н.  Возделывание  многолетних  трав  на  юге  Западной  Сибири/ Г. Н.  Калюк.  – Новосибирск:  РОССА,  – 234с.
  5. Рыжков Н.Г.  Кормовые  угодья  Западной  Сибири   и  пути  повышения  их  продуктивности:  Автореф.  дис…  д-ра  с.-х.  наук. – Омск,  1989. – 31с.
  6. Степанов А.Ф.  Создание  и  интенсивное  использование  многолетних  травостоев  в  Западной  Сибири: Автореф. дис… д-ра.  с.-х.  наук. – Омск,  - 33с.
  7. Демарчук Г. А.  Возделывание  козлятника  восточного  на  корм  и  семена  в  Западной  Сибири/Г. А. Демарчук  Рекомендации  //  РАСХН.  Сиб.  отд-ние.  СибНИИ  кормов. – Новосибирск,  – 32с.
  8. Бенц В.А. Параметры и методика для расчёта уровней планируемых урожаев кормовых культур/В.А. Бенц, Л.Д. Волкова, А.Я. Хромов и др./СибНИИК. – Новосибирск, 1985.- 69с.

References