THE PRACTICAL USE OF PSYCHOLOGICAL WORK TO PREVENT EXTREMISM AND TERRORISM OF A IDENTIFICATION SCHEME FOR THE MAIN RELIGIOUS MOVEMENTS IN ISLAM

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.122.46
Issue: № 8 (122), 2022
Suggested:
16.07.2022
Accepted:
21.07.2022
Published:
17.08.2022
1944
1
XML
PDF

Abstract

The materials of the publication are dedicated to the extremely topical issue today - the necessity for psychological prevention of ideological manifestations of religious extremism and terrorism in society. Quite a lot of articles and various educational and methodical materials on this topic are published, but at the same time practical materials are extremely relevant, facilitating the solution of specific applied tasks in the given direction of psychological work.

This article considers the methodical product, developed by the author of the article, aimed at determination by the psychologist of the probability of involvement of their client in either constructive or radical branches of Islam. The results of such identification, of course, need to be cross-examined based on the analysis of specific actions (their consequences) of the client. Nevertheless, the use of the author’s scheme to identify the main branches of Islam (the place of Wahhabism within it), as the practice of its use has shown, contributes to the effective conduct of psychological work on the prevention of religious extremism and terrorism at both psychodiagnostic and psycho-correctional stages.

1. Введение

Психологам органов внутренних дел (далее – ПОВД) в процессе своей работы по профилактике распространения идеологии религиозного экстремизма в обществе постоянно приходится сталкиваться с проблемой идентификации различных религиозных конфессий, течений, сект и т.д. [1, С. 112], [3, С. 132], [8, С. 40].

Без рассмотрения теоретических аспектов эволюции религиозных взглядов, складывающихся в целую мировоззренческую систему, сложно объяснить ведущий мотив «религиозного экстремизма» и причины его привлекательности, особенно для той части верующих лиц, которые, как всегда, исходя из самых лучших побуждений, стремятся «улучшить», «усовершенствовать» религию своих предков или, наоборот, возвратиться к «истокам», к «апостольской простоте» и «чистоте нравов».

2. Методы и принципы исследования

Многолетний практический опыт работы автора публикации с лицами, отбывающими наказание за экстремистские и террористические преступления позволяет заключить ряд выводов. Как правило, самые благие намерения спустя некоторое время оборачиваются самыми «темными» делами, крайней нетерпимостью не только к иноверцам, но и к приверженцам исходного культа, в чем-то несогласными с «новаторскими» идеями. Рождается секта, которая из-за стремления к самосохранению в силу своей малочисленности, постепенно приобретает черты тоталитарности и стремление к экспансии, привлекая на свою сторону новообращенных сторонников или сочувствующих [5, С. 19]. В своем стремлении привлечь на свою сторону все больше новых членов любая зарождающаяся секта проявляет небывалую активность и крайнюю нетерпимость к инакомыслию. В противном случае ее деятельность быстро заканчивается и уходит в небытие [6, С. 411]. Тоталитарный стиль правления «отцов» любой секты, независимо от теологического направления, и строгое регламентирование всех сторон жизни новообращенных, преследование отступников – становится непременным условием существования такой «новой», единственно «правильной» религии [4, С. 11]. Кругом «враги», которые «погрязли в грехе», «пособники» дьявола», старающиеся помешать «спасению» «истинно верующих» и т.д.

Практикуемые способы вызывания особых психических состояний, вплоть до зрительных иллюзий и галлюцинаций, потусторонних голосов также разнообразны: от длительного голодания, самоистязания в соответствующей обстановке, искусственно созданного режима или тщательно подобранной «диеты», до разнообразных приемов введения в транс, гипноза, в том числе с использованием широко известным психологам милтонской модели воздействия с ее тактовыми повторениями ключевых фраз с последующими подкреплениями [7, С. 19], [10, С. 438]. В истории западного христианства, наряду с формированием многочисленных нищенских монашеских орденов (миноритов, бенедектинцев, францисканцев, доминиканцев и т.д.), призванных нести «свет веры» и осуществлять миссионерскую деятельность, не менее интенсивно размножались многочисленные ереси, часто поддерживаемые и светской властью (альбигонцы, бегарды, адамиты, сатанисты и т.д.).

Большинство из них были безжалостно уничтожены, однако другие, в основе учения которых лежали протестантские мотивы, не только выжили, но и дали новое религиозное христианское направление – протестантизм. В православии процесс формирования сект и ересей в переломные моменты истории шел менее интенсивно, но не менее драматично: раскол, старообрядцы и никоновцы, кроме того, значительное количество мелких сект (поповцы и беспоповцы, ныне немногочисленные иннокентьевцы, молокане, баптисты, субботники, ильинцы, духоборцы, хлысты и т.д.).

Не обошли протестантские тенденции и учение пророка Мухаммеда. В ХVIII веке сформировалось и оказалось достаточно устойчивым учение шейха Мухаммеда Абдул Ваххаба в суннитском направлении ислама.

В приведенной авторской схеме обзора идентификации основных течений в исламе (места ваххабизма в нем), разработанной автором статьи на основе обобщения знаний и опыта многолетней психологической работы с экстремистами и террористами, наглядно показано место именно ваххабизма (сами последователи этого учения называют себя салафитами), как одного из наиболее «протестантских» течений в суннизме. Содержание схемы идентификации основных течений в исламе (места ваххабизма в нем) представляет собой схематический обзор развития и сформированности основных течений в исламе, позволяющий специалисту-психологу быстро сориентироваться в этих течениях и оперативно идентифицировать ситуацию с религиозным выбором своего клиента, определив вероятность причастности клиента к конструктивно настроенным течениям в исламе, либо наоборот.

3. Основные результаты

Схема идентификации основных течений в исламе

Рисунок 1 - Схема идентификации основных течений в исламе

Примечание: места ваххабизма в нем

4. Обсуждение

Как видно из этой схемы, идентификации основных течений в исламе (места ваххабизма в нем), ваххабизм исходит из самого ортодоксального метода толкования Корана (ханбалитского мазхаба), его приверженцами являются наиболее фанатично настроенные представители суннитского мусульманского духовенства и верующие [9, С. 163]. При проведенном нами опросе и анонимном анкетировании лиц, осужденных за экстремизм и терроризм, как правило, представителей Северного Кавказа (86 % по нашей выборке), значительная часть из них относит себя к числу убежденно верующих мусульман именно суннитского направления [2, С. 292]. При этом мало кто из них указывал на салафитское вероисповедования. Тем не менее, судя по косвенным данным и высказываниям самих осужденных («посадили за то, что «носил бороду»), следует полагать, что число сторонников учения Ваххаба значительно больше.

Нами установлено, что смысл ваххабитского учения сводится к возврату к «истокам ислама», патриархальной «чистоте» нравов, идеализации представлений о социальной справедливости. Как и многие протестантские течения в других религиозных системах, особенно в начальных стадиях своего развития, ваххабизм предполагает, что между Богом и людьми не должно быть многочисленных, часто ведущих неправедный образ жизни, посредников, отсюда, вероятно, нередкое неприятие даже мусульманского духовенства, особенно сотрудничающего со светской властью. Ортодоксальное почитание Корана, не признающее подлинность его переводов на другие языки (только на арабском языке) позволяет недобросовестным толкователям, например, для вербовки последователей, очень выборочно использовать его тексты, либо трактовать особым образом. Эксплуатация образа «притесняемых», стремления к социальной справедливости, веры в единого и «только единого» Аллаха, обличение «власть предержащих» – все это обычно встречает восторг и понимание «простых» людей, особенно с не сложившейся судьбой, в чем-то обиженных или просто недовольных.

По сути дела, экстремизм действительно является неотъемлемой частью любой мировой религии. В противном случае она просто не смогла бы устояться, стать мировоззренческой опорой миллионов людей. При этом даже если само религиозное учение не предполагает или даже отвергает крайнюю степень взглядов, нетерпимость к инакомыслию, совершение экстремистских поступков, то его апологеты, разумеется, из лучших побуждений, уже ничем себя не сдерживают.

Экстремистская сущность любого религиозного течения отнюдь не случайно стала наиболее активно проявляться именно в ментальной фазе (цивилизации) перехода от язычества, политеизма в единобожие.

5. Заключение

Поиск основных причин проявлений терроризма и экстремизма только в том или ином религиозном мировоззрении без тщательной оценки сопутствующих, а чаще всего определяющих социальных факторов, с нашей точки зрения, дело малоперспективное. На самом деле, обращение к ваххабизму правящей династии Саудитов было продиктовано стремлением избежать междинастийных войн, так как именно в этом учении «освящалось» право наследования верховной власти только прямыми наследниками пророка Мухаммеда. Кроме того, в период обострения отношениях между турками и арабами для сплочения широких народных масс потребовалось возвращение к «чистой», «первоначальной» религии, очищенной от «чужеродных наслоений».

Тем не менее психологу, проводящему работу по профилактике проявлений религиозного экстремизма и терроризма, следует иметь представление о сути религиозных пристрастий его клиентов. Во-первых, относительно ваххабизма, вероятно, занесенного на Северный Кавказ арабскими боевиками и эмиссарами с Саудовской Аравии, необходимо отметить то, что именно он как идеологическая составляющая приобретает наибольшее значение в процессе подготовке террористов-смертников.

Во-вторых, знание и понимание психологом хотя бы основ религиозного мировоззрения истинно верующего клиента, позволяет вызвать его на откровенность, легче наладить с ним продуктивный контакт, найти общую тему для профилактической беседы, а в итоге раскрыть внутренний конструктивный потенциал личности. В обратном случае, обе стороны так и останутся представителями «разных ментальных цивилизаций», не нашедшими общего языка.

Article metrics

Views:1944
Downloads:1
Views
Total:
Views:1944