THE QUESTION ABOUT VIOLATION OF LIPID-CARBOHYDRATE EXCHANGE IN PATIENTS WITH SYNDROME OF HYPERPROLACTINEMIA
Пирматова М. А.1, Анварова Ш. С.2, Ниязова Н.Ф.3
1ORCID: 0000-0002-8312-5815, Аспирант кафедры, 2ORCID: 0000-0003-4132-7045, Доктор медицинских наук, профессор, 3ORCID: 0000-0003-4344-8318, Кандидат медицинских наук, Таджикский государственный медицинский университет
К ВОПРОСУ О НАРУШЕНИИ ЖИРО-УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА У БОЛЬНЫХ С СИНДРОМОМ ГИПЕРПРОЛАКТИНЕМИИ
Аннотация
В статье приведены сведения о частоте избыточного веса и ожирения среди 120 больных с гиперпролактинемией. Выяснено, что в процессе исследования, 46,9% имеют избыточный вес, из них 7,7% обследованных с ожирением 1 и 2 степеней Уточнены изменения липидного спектра, характеризующиеся повышением коэффициента атерогенности у больных с гиперпролактинемией. Установлено, также повышение индекса НОМА в указанной группе больных свидетельствующее о факторе инсулинорезистентности.
Ключевые слова: гиперпролактинемия, липидный спектр, ожирение, инсулинорезистентность.
Pirmatova M. A.1, Anvarova Sh. S.2, Nijazova N.F.3
1ORCID: 0000-0002-8312-5815, Postgraduate stuent,2ORCID: 0000-0003-4132-7045, MD, professor, 3ORCID: 0000-0003-4344-8318, MD, Tajik State Medical University
THE QUESTION ABOUT VIOLATION OF LIPID-CARBOHYDRATE EXCHANGE IN PATIENTS WITH SYNDROME OF HYPERPROLACTINEMIA
Abstract
The article presents data about incidence of overweight and obesity among 120 patients with hyperprolactinemia. It was found that 46,9% of patients have overweight, moreover 7,7% examined patients have obesity 1 and 2 levels. Clarified changes of lipid profile characterized by an increase in atherogenic factor in patients with hyperprolactinemia. It was found also increasing HOMA index in this group of patients testifies about the factor of insulin resistance.
Keywords: hyperprolactinemia, lipidprofile, obesity, insulinresistance.
В настоящее время наблюдается тенденция к росту метаболических изменений, приводящие к ожирению, гипертриглицеридемии и инсулинорезистентности, что становится серьёзной социальной проблемой человечества [1]. По данным ВОЗ в мире насчитывается более 300 млн. человек страдающих ожирением [2], а в некоторых регионах этот показатель составляет 13% населения страны [3,4].
В последние годы накапливаются сведения о различной этиологии развития ожирения, приводящее к нарушениям не только жирового, но и углеводного обменов[5]. Одной из причин появления избыточного веса и ожирения является поражение эндокринной системы, в частности поражение гипоталамо-гипофизарной области. В современной литературе обсуждается вопрос о гиперпролактинемии ведущей к гипогонадизму [6], что в свою очередь обосновывает нарушение липидного спектра и ожирения. Причём, гиперпролактинемический гипогонадизм, по мнению некоторых авторов [7,8], вызывает изменения, аналогичные метаболическим нарушениям, появляющимся у женщин в период менопаузы.
Наряду с этим, в литературе [9] накапливается информация о внерепродуктивных функциях пролактина, что позволяет с других позиций взглянуть на этот гормон.
Так известно, что пролактин оказывает метаболическое действие на ткань молочной железы, приводя к стимуляции поглощения глюкозы и липогенезу, что в свою очередь активирует синтез адипонектина клетками интерлейкин-6 способные вызывать развитие инсулинорезистентности и в последующем возникновение сахарного диабета 2 типа[10;11]. Ряд авторов отмечают гиперпролактинемию у лиц с ожирением экзогенно-конституционального типа [12,13]. Однако в целом роль пролактина в регуляции жиро-углеводного обмена не до конца изучена, а имеющиеся данные противоречивы.
В связи с чем, целью настоящей работы явилось изучение состояния углеводного и жирового обмена у больных с синдромом гиперпролактинемии среди жителей республики Таджикистан.
Материалы и методы. Было обследовано 120 больных с синдромом гиперпролактинемии, средний возраст которых составил 32,7±1,2, из них 80 женщин и 40 мужчин. В контрольную группу были включены 30 практически здоровых людей (15 женщин и 15 мужчин), средний возраст составил 30,4±1,5 лет. Практически здоровыми считались люди, не предъявляющие никаких жалоб, в анамнезе которых не было указаний на заболевания эндокринной системы и соматическую патологию.
Всем обследуемым проводилось антропометрическое обследование, с определением роста, веса и расчетом индекса массы тела (ИМТ = вес (кг) / рост (м2)), степень ожирения оценивалась по классификации ВОЗ(1997).
Проводилась оценка гормонального статуса, путём определения уровней пролактина, лютеинизированного, фоликулостимулирующего гормонов, эстродиола, тестостерона, тиреотропного гормона (ТТГ). Гормоны исследовались на анализаторе ИФА путем спектрофотометрии при длине волны 450 нм с настройкой прибора по воздуху.
Углеводный обмен оценивался по содержанию глюкозы крови натощак и уровню гликированного гемоглобина в плазме крови - глюкозооксидазным методом на фотоколориметрическом аппарате КФК 2 и 3. Уровень инсулина исследовался методом иммуноферментного анализа на аппарате ElisaEIA - 2935 (Германия). Инсулинорезистентность определялась по показателю индекса HOMA-IR - отношение уровня инсулина базального к содержанию гликемии натощак, в норме составляющего до 2,77 [14].
Жировой обмен оценивался по уровню общего холестерина, липопротеидов низкой и очень низкой плотности (ЛПНП и ЛПОНП), липопротеидов высокой плотности (ЛПВП) с последующим расчетом коэффициента атерогенности (Катер). Липидный спектр определялся спектрофотометрическим методом на биохимическом анализаторе.
Статистический анализ полученных результатов проводили при помощи статистических программ “Statistica 6.0” фирмы «StatSoftInc» (США). Результаты представлены в виде выборочного среднего и его ошибки (M±m). Статистически значимые различия определялись по критериям (ANOVA) Крускала-Уоллиса и Манна – Уитни. Во всех видах анализа достоверность принималась значимой при р˂0.05.
Результаты и их обсуждение. В процессе исследования, были выявлены, что 53,1% больных с гиперпролактинемией имеют вес в пределах нормальных значений, а 46,9% имеют избыточный вес, из них 7,7% обследованных с ожирением 1 и 2 степеней. В группе больных с избыточной массой женщин было 23,8%, мужчин 15,4%, с ожирением - женщин 4,6%, мужчин 3,1%.
Больным с гиперпролактинемией различного генеза с избыточным весом и ожирением проводилось определение содержания гормонов в сыворотке крови (пролактин, ФСГ, ЛГ, ТТГ, эстродиол, тестостерон). Исследование уровней гормонов в крови показало достоверное повышение содержания пролактина, как среди мужчин, так и среди женщин (р<0,05). Уровни половых гормонов были достоверно снижены среди больных обоих полов, особенно в группе пациентов с ожирением, что свидетельствует о гиперпролактинемическом гипогонадизме. При оценке уровня ТТГ достоверных изменений, как в основной, так и в контрольной группах, выявлено не было (табл 1,2).
Таблица 1 - Уровни гормонов у мужчин с гиперпролактинемией
Примечание: р – статистическая значимость различия показателей между всеми группами (ANOVAКрускала-Уоллиса); р1 – статистическая значимость различия данных по сравнению с таковыми у пациентов с ИМТ; р2 – статистическая значимость различия данных по сравнению с таковыми у пациентов с ожирением (р1-р2 – по U-критерию Манна-Уитни).
Таблица 2 - Уровни гормонов у женщин с гиперпролактинемией
Примечание: р – статистическая значимость различия данных между всеми группами (ANOVAКрускала-Уоллиса); р1 – статистическая значимость различия показателей по сравнению с таковыми у пациентов с ИМТ; р2 – статистическая значимость различия показателей по сравнению с таковыми у пациентов с ожирением (р1-р2 – по U-критерию Манна-Уитни).
Было установлено достоверное повышение содержания глюкозы натощак и гликолизированного гемоглобина, в группе больных с гиперпролактинемией и избыточной массой тела, по сравнению с группой контроля. Средний уровень инсулина, у обследованных больных, также достоверно превышал по сравнению с лицами с гиперпролактинемией и нормальной массой тела. При подсчёте индекса НОМА выявлено достоверное его повышение в группе больных с гиперпролактинемией с избыточным весом и ожирением, свидетельствующее о факторе инсулинорезистентности у данных пациентов (табл 3,4).
Таблица 3 – Изменения показателей углеводного обмена у мужчин с гиперпролактинемией
Примечание: р – статистическая значимость различия показателей между всеми группами); р1 – статистическая значимость различия данных по сравнению с таковыми у пациентов с ИМТ; р2 – статистическая значимость различия данных по сравнению с таковыми у пациентов с ожирением.
Таблица 4 – Изменения показателей углеводного обмена у женщин с гиперпролактинемией
Примечание: р – статистическая значимость различия данных между всеми группами; р1 – статистическая значимость различия показателей по сравнению с таковыми у пациентов с ИМТ; р2 – статистическая значимость различия показателей по сравнению с таковыми у пациентов с ожирением.
При исследовании жирового обмена нами выявлено, что среди больных с гиперпролактинемией с индексом массы тела более 25,0кг/м2, наблюдаются изменения, характеризующие отдельные компоненты метаболического синдрома. Однако, не все показатели липидного спектра у больных с ожирением и избыточным весом достоверно отличались от данных контрольной группы. Общий холестерин в сыворотке крови у больных с ожирением и избыточной массой тела был повышен в 36,9 % случаях. Показатели ЛПВП были достоверно снижены как среди женщин, так ив группемужчинс избыточным весом и ожирением по сравнению с группой контроля(p<0,01). Показатели триглицеридов, были достоверно повышены в основной группе (в 25,6% случаях), среди лиц обоих полов. При исследовании содержания ЛПНП и ЛПОНП было выявлено повышение их уровня у 16,9% больных с ожирением и избыточным весом, по сравнению с контрольной группой (табл 5,6).
Таблица 5 - Показатели липидного спектра у мужчин с гиперпролактинемией
Примечание: р – статистическая значимость различия показателей между всеми группами; р1 – статистическая значимость различия показателей по сравнению с таковыми у пациентов с ИМТ; р2 – статистическая значимость различия показателей по сравнению с таковыми у пациентов с ожирением.
Таблица 6 - Показатели липидного спектра у женщин с гиперпролактинемией
Примечание: р – статистическая значимость различия показателей между всеми группами р1 – статистическая значимость различия показателей по сравнению с таковыми у пациентов с ИМТ; р2 – статистическая значимость различия показателей по сравнению с таковыми у пациентов с ожирением.
Коэффициент атерогенности в группе пациентов с ожирением и с избыточной массой тела превышал по сравнению с группой контроля почти в 2 раза, что можно расценить как показатель повышенного риска развития атеросклероза у данной категории больных.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о влиянии повышенного уровня пролактина на показатели жирового и углеводного обмена. Выявлена прямая корреляция между гиперпролактинемией, избыточным весом и показателями липидного спектра. Также установлена взаимосвязь повышенного уровня пролактина в сыворотке крови и нарушением утилизации глюкозы у больных с ожирением. Обнаружено, что избыточный вес и ожирение среди больных с гиперпролактинемией в наших исследованиях встречаются в 46,9% случаях (39,2% и 7,7%, соответственно).
Полученные нами результаты, согласуются со сведениями ряда авторов, изучавших состояние жирового обмена у больных с гиперпролактинемией. Так, в исследованиях J. Pereira-Lima и соавт., избыточная масса тела установлена у 65% женщин с гиперпролактинемией различного генеза[15]. C. dosSantosSilva и соат. отмечают среди женщин с гиперпролактинемией ожирение и избыточный вес в 27% и 45% случаях соответственно[16]. В работе Гиниятуллиной Е.Н. отмечено повышение массы тела и дислипидемии у 15% мужчин с гиперпролактинемией различного генеза[17].
Следовательно, среди обследованных больных с гиперпролактинемией в Таджикистане в 46,9% случаях выявляется избыточный вес и ожирение (39,2% и 7,7% соответственно). Установлен фактор инсулинорезистентности и повышенный риск развития атеросклероза при данном сочетании.
Литература
- Chapman I.M. Circulating leptinconcentiations in polycystic ovary syndrome - relation to anthropometric and metabolic parameters/ I.M.Chapman, G.A.Wittert, R.J.Norman// Cim. Endomno.- 2009. - №6. - P.175-81.
- Данные ВОЗ [Электронный ресурс] www.who.int/nut/obs/htm
- Ожирение и заболевания пародонта/ Л.Ф.Ермолаева [и др.]//International Scientific And Practical Conference "World Science". - - №3. - С.54-56.
- Weight loss results in significant improvement in pregnancy and ovulation rates in anoviilatoryobese women/ A. M.Clark [et al]// Hum. Reprod. - 2007. - №10. - Р.2705-12.
- Определение липидного профиля и склонности к ожирению у студентов/ Л.Н.Комарова и др.//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. - №1. – С.32-36.
- Дзеранова Л.К. Диагностика и лечение гиперпролактинемии: клинические рекомендации Международного эндокринологического общества и взгляд российских экспертов/Л.К.Дзеранова, И.А.Иловайская//Эффективная фармакотерапия. Акушерство и Гинекология. - 2012. - №1. - С.28-32.
- Circulating prolactin associates with diabetes and impaired glucose regulation/Wang [et al]/Diabetes Care. - 2013. - 36(7). - P.1974-1980.
- Курляндская Р.И. Влияние гиперпролактинемии на основные показатели жирового обмена/ Р.И.Курляндская, Т.И.Романцова//Леч врач. - 2004. - №1. - С.6-9.
- Association between prolactin and incidence of cardiovascular risk factors in the Framingham heart study/E.Therkelsen [et al.] // J Am Heart Assoc. - 2016. - 5(2). - P.1-10.
- Метаболические эффекты пролактина/ Л.К.Дзеранова [и др.]// Вестник Репродуктивного Здоровья. - 2008. - С.9-33.
- Serum prolactin concentrations as risk factor of metabolic syndrome or type 2 diabetes/ Lisa Balbach[ et al]//BMC Endocrine Disorders. - 2013. - 13(12). - 8c..
- Prolactin supplementation to culture medium improves beta-cell survival/ T.Yamamoto[ et al]// Transplantation. - 2010. - 89(11). - Р.1328-1335.
- Романцова Т.И. Репродукция и энергетический баланс: интегральная роль пролактина/ Т.И.Романцова// Ожирение и метаболизм. - 2014. - №5. - 18с.
- Влияние инсулинорезистентности и нарушений углеводного обмена на течение острого периода инфаркта миокарда/ Л.В,Квиткова [и др.]// Проблемы эндокринологии. - 2011. - №2. - С.9-13
- BMI and metabolic profile in patients with prolactinoma before and after treatment with dopamine agonists/ C.M. dos Santos Silva [et al.]// Obesity (Silver Spring). - 2011. - 19. - Р.800-805.
- Hyperprolactinemia and body weight: prevalence of obesity and overweight in patients with hyperprolactinemia/ J. Pereira-Lima [et al]// Res J EndocrinMetab. - 2013. - 10.7243/2053-3640. - P.1-2.
- Гиниятуллина Е.Н. Особенности клинической симптоматики, диагностики и лечения гиперпролактинемии опухолевого и неопухолевого генеза у мужчин/АфторефератДис.кан.мед.наук. – 2010.
References
- Dannie VOZ [Jelektronnyjresurs ] URL http://www.who.int/nut/obs/htm
- Ojirenie I zabolevaniya parodonta/ L.F.Ermolaeva [i dr.]//International Scientific And Practical Conference "World Science". - 2015. - №3. - S.54-56
- Opredelenie lipidnogo profilya I sklonnosty k ojireniyu u studentov/ L.N. Komarov [i dr.]//Mejdunarodnii jurnal prikladnih I fundamentalnih issledovanii – 2016. - №1. – S.32-36.
- Dzeranova L.K. Diagnostic I lechenie giperprolactinemii: klinicheskie rekomendacii Mejdunarodnogo endokrinologicheskogo obshestva I vzglyad rossiiskih eckspertov/L.K. Dzeranova, I.A. Ilovaiskay//Effectivnaya farmacoterapiya.Akusherstvo I Ginecologiya. - 2012. - №1. - S.28-32.
- Curljanckaja R.I. Vlijanie giperprolactinemii na osnovnie pokazateli jirovogo obmena/ R.I. Curljanckaja, T.I. Romanceva//Lech vrach. – 2004. - №1. – S.6-9
- Metabolicheskieeffektyprolactina/L.K. Dzeranova [I dr.]// Vestnicreproductivnogozdorovya. - 2008. - S.9-33.
- Romancova T.I. Reprodukciya I energeticheskiibalans: integralnyarolprolactina/ Т.I.Romancova//Ojirenie I metabolism. - 2014. - №5. – 18s.
- Vliyanie insulinoresistentnosty I narushenii uglevodnogo obmena na techenie ostrogo perioda inferkta miokarda /L.V.Kvitkova [i dr.]//Problemiendokrinologii. - 2011. - №2. - S.9-13
- Giniyatullina E.N. Osobennosty klinicheskoi simptomatiki, diagnostiki I lecheniyagiperprolactinemiiopuholevogo I neopuholevogogeneza u mujchin/Aftoref.dis.kan.med.nauk. – 2010.