THE CRITERIA, INDICES AND LEVELS OF CHILD AND TEENAGER MENTAL HEALTH

Research article
Issue: № 7 (14), 2013
Published:
08.08.2013
PDF

Левина И.Л.1, Захаренков В.В.2

1Профессор, доктор медицинских наук, ФГБУ «НИИ КПГПЗ» СО РАМН; 2 профессор, доктор медицинских наук, ФГБУ «НИИ КПГПЗ» СО РАМН

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Аннотация

Предложена структура психического здоровья, а также  критерии и показатели, позволяющие оценивать его уровень у детей и подростков. Показана возможность оценки популяционного и индивидуального психического здоровья подрастающего поколения. 

Ключевые слова: психическое здоровье детей и подростков, уровни здоровья, критерии и показатели оценки психического здоровья.

Levina I.L.1, Zakharenkov V.V.2

1 Professor, Doctor of Medicine, Federal State Budgetary Institution “Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases” under Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Science, Novokuznetsk; 2 Professor, Doctor of Medicine, Federal State Budgetary Institution “Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases” under Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Science, Novokuznetsk

THE CRITERIA, INDICES AND LEVELS OF CHILD AND TEENAGER MENTAL HEALTH

Abstract

The structure of mental health as well as the criteria and indices for assessing its level in children and teenagers are proposed. The possibility of the estimation of population-based and individual mental health of the younger generation is given.

Keywords: mental health of children and teenagers, health levels, criteria and indices for assessing mental health.

 

Для любой нации благосостояние и благополучие подрастающего поколения является актуальной проблемой и объектом пристального внимания, так как благосостояние всего общества во многом определяется  положением детей, которые формируют ее культурный, интеллектуальный, производственный и репродуктивный потенциал [1].

Состояние психического здоровья (ПЗ)  детей – объект внимательного наблюдения ВОЗ. ПЗ составляет основу интеллектуальной деятельности и комму­никативных навыков, научения, эмоционального роста, устойчивости и самоуважения с самого раннего детства [2].

Уровень психического здоровья подрастающего поколения не находится на оптимальном уровне.  Еще в 1976 г. комитет экспертов ВОЗ по психическому здоровью детей (Женева) констатировал, что расстройства психического здоровья среди детей распространены достаточно широко и «психические нарушения, отражающиеся на социальном функционировании, встречаются у одного из каждых 20 детей» [11].

Проблемы ПЗ актуальны сегодня для многих стран, в том числе и высо­коразвитых. От 17 до 22 % детей и подростков в США имеют проблемы развития, поведения и психоэмоциональные расстрой­ства,  7,7 млн детей и подростков нуждаются в психологической и психиатрической помощи [12]. В Европейской стратегии «Здоровье и развитие детей и подростков» (2005) обеспечение психи­ческого благополучия рассматривается как приоритетное направление.

По данным Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в России в 2010 г. насчитывалось 25,9 млн детей в возрасте до 18 лет, что составляет 18,3% общего числа жителей страны. Распространенность психических расстройств среди детей и подростков очень велика [4, 6, 8, 9, 12].

По многочисленным свидетельствам исследователей, более 70 % учащихся учреждений системы общего среднего образования испытывают зна­чительные трудности в усвоении базовой школьной программы обучения. У них выявляются  отклонения в эмоциональной, волевой и нравственной сферах. Больше трети детей нуж­даются в профессиональной психотерапевтической помощи и почти половина – в психологической коррекции высших, наиболее совершенных функций че­ловеческого организма – мышления и поведения [4, 9, 13].

Психические расстройства нередко являются симптомом злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами. За период 2000–2009 гг. количество детей в возрасте 0-14 лет, стоящих на учете в связи с алкоголизмом, выросло в 1,6 раза, число подростков – в 1,5 раза [1]. Продолжается рост токсикомании среди подростков. Курильщиками являются 30,1% мальчиков и 17,8% девочек в возрасте 15-18 лет. Снижается возраст приобщения к алкоголю  и возраст начала курения.

Многолетний опыт работы в сфере психического здоровья позволяет признать ПЗ детей и подростков как интегральный показатель, определяющий успешность обучения ребенка и его социальное становление (отношения, позицию, адекватность) в процессе учебной деятельности [6]. Определение уровня ПЗ детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеет значение как для работающих в системе образования специалистов и родителей обучающихся, принимающих решение о своевременной квалифицированной помощи детям, так и для оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. 

Мы понимаем под психическим здоровьем максимальную степень проявления индивидуальности личности при адекватном уровне ее адаптации к внешней среде и отсутствии психических расстройств. При этом индивидуальность рассматривается как комплексное понятие, включающее адекватные возрасту: эмоциональность – способность адекватно выражать чувства и эмоции в различных жизненных ситуациях; интеллектуальность – процесс извлечения, усвоения информации, умения перерабатывать и применять ее в соответствии с полученными знаниями; личностные характеристики – процесс осознания себя как личности, которой присуще самоощущение, самооценка, самопознание и самореализация [5, 6]. Степень адаптации к внешней среде служит критерием успешности (комфортности, благополучия) пребывания личности в социальной среде; отсутствие психических расстройств – основным условием психического здоровья, а проявления тех или иных психических отклонений – характеристикой  уровня психического здоровья.

Структура ПЗ представляет собой сложное образование, включающее ряд компонентов. Во-первых, это биологический компонент, который свидетельствует о наличии/отсутствии биологической предрасположенности к тем или иным отклонениям психического здоровья, а также о наличии/отсутствии клинических проявлений нервно-психической патологии. Речь идет, например, о наследственной предрасположенности к данной патологии, последствиях перинатальной травмы и интоксикаций, употреблении психоактивных веществ, клинических проявлениях неврозов, психопатий и проч. 

Следующим компонентом можно назвать психологический компонент ПЗ. Он включает в себя эмоциональность (психоэмоциональную устойчивость, эмоциональность, тревожность, нейротизм), интеллектуальность (уровень интеллектуального развития, умственную работоспособность) и личностные характеристики, т.е. все то, что характеризует человеческую индивидуальность, в т.ч.  смысло-образующие цели и ценности.

Социальный компонент ПЗ описывает уровень адаптации личности к среде и, прежде всего, к учебной деятельности. Он включает показатели познавательной и учебной активности, отношение к учебной деятельности, ее преобладающие мотивы.

Близким к нему по форме, но не по содержанию является социально-психологический компонент ПЗ, по которому можно судить о комфортности/дискомфорте пребывания человека в школьном коллективе. Речь идет о соблюдении моральных, гражданских и правовых норм поведения, требований дисциплины, успешности социальных контактов, проявлениях агрессии, агрессивности, негативизма.

Каждому из перечисленных компоненту должен  соответствовать критерий (критерии), содержащие ряд показателей, для измерения которых подбирается адекватный диагностический аппарат [3, 7]. Следует отметить, что набор показателей, методов и методик исследования определяется, прежде всего, возрастом обследуемого контингента, его профессиональным и социальным уровнем, ведущим видом деятельности. При необходимости, в случаях затруднений и для уточнения степени влияния того или иного критерия могут быть использованы дополнительные методики диагностики.

Группа ПЗ как интегрированная оценка фактического состояния устанавливается на основании следующих пяти критериев:

  •  психологический;
  •  эффективности учебной деятельности;
  •  социально-психологический;
  •  биологической предрасположенности;
  •  клинический.

Для каждого показателя определены три уровня – нежелательный, допустимый и оптимальный, которые оцениваются соответственно в 0-1-2 балла. Критерий считается «работающим», если средневзвешенный балл по нему выше 1,0 [3]. На основании показателей психического здоровья устанавливается группа психического здоровья обследуемого. С помощью соответствующего программного обеспечения [3, 7] можно получить индекс психического здоровья группы обследуемых – класса, школы, трудового коллектива и т.д. 

На основании критериев каждый обследованный относится к одной из четырех групп психического здоровья:

I - совершенно здоро­вые и оптимально адаптированные;

II - здоровые с напряжением адаптационных процессов и легкими функциональ­ными нарушениями (психоадаптационные состояния), характеризующиеся «нормальными ситуационными» реакциями; «микросимптомами» и «моносимптомами», а также здоровые с отягощенным анамнезом и риском развития нервно-психических расстройств;

III - со значительным напряжением адаптационных процессов (психодезадаптационные состояния), характеризующиеся относительно стабильным симптомокомплексом и сопровождающиеся относительно  стойкими (от полугода и более) нарушениями в состоянии здоровья  доклинического уровня;

IV - со срывом адаптационных механизмов – психодезадаптационные состояния клинического уровня  в виде невротического, неврозоподобного, патохарактерологического и других  вариантов [6].

На основе распределения обследованных по группам психического здоровья позволяет рассчитать интегральный показатель уровня популяционного психического здоровья детей и подростков. Таким показателем является индекс ПЗ обучающихся, который рассчитывается для конкретного образовательного учреждения, района, города в целом и сравнивается со стандартом благополучия, разработанным  и согласованным группой экспертов разработана нормативная модель ПЗ [3], которая  предполагает, что доля здоровых и оптимально адаптированных детей (I группы ПЗ) в детско-подростковой популяции составляет около 15%; здоровых детей с напряжением адаптационных процессов и легкими функциональными нарушениями (II группы ПЗ) – 45%; детей со значительным напряжением адаптационных процессов и нарушениями в состоянии здоровья  доклинического уровня (III группы ПЗ) – не более 30%; детей психодезадаптационными состояниями клинического уровня (IY группы ПЗ) – не более 10%.

Литература

1. Анализ положения детей в Российской Федерации. На пути к обществу равных возможностей. Совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) // ЮНИСЕФ: объединимся ради детей. – М. 2011. – URL: http://www.unicef.ru:80/upload/iblock/b6e/b6e95c80c100fe40629a3024b2a59018.pdf (Дата доступа 01.07.2013)

2. Жукова О.А. Медико-социологическая интерпретация психического здоровья /О.А. Жукова, Д.Д. Карелина, И.Л. Кром, Ю.Б. Барыльник // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 11 (2011). – № 1 (1 квартал). – С. 30-35

3. Захаренков В.В. Мониторинг «Образование и здоровье» в системе управления качеством образования: Монография. / В.В. Захаренков, И.В. Виблая, А.М. Олещенко, И.Л. Левина – Новокузнецк, 2010. – 144 с.

4. Иванова М.Г., Портнова А.Г. Соотношение понятий «здоровье» и «зрелость» в психологии здоровья //Сибирский психологический журнал. 2007. – № 25. – С. 210-214.

5. Левина И.Л. Психическое здоровье учащихся общеобразовательных учреждений разного вида.// Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2002. - Т.1. - №6. – С.180-182

6. Левина И.Л. Распространенность, типология, клиническая динамика и профилактика школьной дезадаптации: автореф. дисс….д.м.н. – Томск, 2003. – 44 с.

7. Левина И.Л., Переходова, Е.Б. АИС СГМ. Подсистема «Педагогический мониторинг». Блок «Психическое здоровье школьников». Принципы, структура и проблемы // Сибирский педагогический журнал, 2010. – №6. – С. 64-73

8. Менделевич Б.Д. Особенности психического здоровья подростков в Российской Федерации. // Общественное здоровье и здравоохранение, (2010). – № 3. – С. 5-7

9. Новикова И.И. Закономерности формирования популяционного здоровья детей и подростков крупного промышленного центра Сибири / И.И. Новикова // Экология человека. – 2006. – № 1. – С. 17-20.

10. Погадаев М.Е., Бойчук В.А., Габдрахманова Л.И Социально-психологические факторы, влияющие а формирование здоровья младших школьников в крупном промышленном городе.// Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. – № 12. – С. 25-30.

11. Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей: Доклад комитета экспертов ВОЗ. – Женева: ВОЗ, 1979. – 86 с.

12. Семке В.Я. Психическое здоровье молодежи – залог процветания России.// Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2009 – № 5. – с. 7-8

13. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей//Вопросы психологии,2001. – №4. – С.91-105

References