TECHNIQUE OF ENVIRONMENTAL AND SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF ENVIRONMENTAL REHABILITATION PROGRAM OF THE NATURAL SYSTEMS OF THE REGION
Анопченко Р.Ю.1, Темирканова А.В.2
Студент1; старший преподаватель2, Южный федеральный университет.
МЕТОДИКА РАСЧЕТА СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕНННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
Аннотация
В статье представлена методика расчета социо-эколого-экономических индикаторов, которые позволяют реализовать программу экологической реабилитации природохозяйственной системы Юга России.
Ключевые слова: индикаторы, реабилитация, природохозяйственная система.
Anopchenko R.Y.1, Temirkanova A.V.2
Student1; senior lecturer2, Southern Federal University.
TECHNIQUE OF ENVIRONMENTAL AND SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF ENVIRONMENTAL REHABILITATION PROGRAM OF THE NATURAL SYSTEMS OF THE REGION
Abstract
The paper presents a methodology for calculating the social, ecological and economic indicators that allow you to implement a program of environmental remediation natural system in southern Russia.
Keywords: indicators, rehabilitation, natural system.
Решение сложного комплекса ресурсно-экологических проблем служит ресурсная и экологическая политика государств. Экологическая доктрина РФ определяет цели и задачи, а также направления и принципы единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период [1][1]. Согласно экологической доктрине, сохранение природы и улучшение окружающей среды является приоритетным направлением деятельности государства и общества.
Кардинальные преобразования в экономике России, произошедшие за последнее десятилетие, повлекли существенные изменения в части теоретических, методических и методологических основ организации, сбора, обработки статистической информации. В современных условиях динамичность процессов в экономике обуславливает необходимость новых подходов к определению набора показателей, характеризующих экономическое развитие региона.
Проводимые теоретические исследования позволяют с достаточной , степенью уверенности говорить о том, что современная система оценки уровня регионального развития должна базироваться на интегральных, комплексных показателях оценки экономики регионов или ее составляющих, иначе говоря, формироваться совокупностью-частных индикаторов. Потребность в проведении интегральных оценок экономического развития региона возникает в связи с тем, что частные индикаторы, описывая те или иные явления, не позволяют получить комплексное представление о региональной экономике. Другая причина проведения интегральных оценок — стремление понять происходящие в экономике регионов процессы и их причины. Только анализируя совокупность частных индикаторов, можно выявить причины роста или снижения уровня жизни населения, инвестиционного климата, кредитоспособности, и, в конечном итоге, экономического развития региона.
Среди наиболее часто встречающихся задач, которые приходится решать исследователям, можно выделить такие, как [2][2]:
проведение типологий регионов – разделение регионов на группы, выделяемые на основе одного или совокупности нескольких существенных признаков. Типология регионов при оценке уровня экономического развития
должна проводиться в целях выявления проблемных регионов, которые не могут обеспечить свои минимальные социально-финансовые потребности;
прогнозирование экономического развития регионов;
оценка прошлого экологического ущерба, которая позволяет судить о степени независимости экономического развития региона, эффективности природоохранных мероприятий;
оценка устойчивости финансирования восстановления природной среды регионов, которая важна для оценки перспектив развития территорий; можно говорить и о более широкой задаче – оценке устойчивости эколого- экономического развития региона.
Решение названных задач достаточно часто основывается на расчетах интегральных показателей. Однако следует отметить, что главной особенностью всех интегральных оценок экономики регионов является их субъективность. Поэтому никакую интегральную оценку экономики региона нельзя воспринимать как абсолютную истину, а при использовании интегральных оценок всегда необходимо понимать, по какой методике эти оценки проводились, и соответствуют ли использовавшиеся в этой методике подходы предъявляемым к исследованию требования.
Расчет любых интегральных показателей состоит из трех этапов [3][3]:
выбора частных критериев-индикаторов, из которых будет строиться интегральный показатель;
трансформации частных критериев-индикаторов для их сравнимости друг с другом; этот этап необходим в силу того, что при расчете интегральных индикаторов суммируются совершенно разные частные критерии- индикаторы, в том числе измеряемые в разных единицах;
выбора способа агрегирования трансформированных частных критериев-индикаторов.
При этом критерий-индикатор мы понимаем как комплексный показатель, характеризующий состояние определенного процесса и выбора стратегии и оценки результатов ее практической реализации.
Выбор частных критериев-индикаторов не является универсальным процессом: их количество, набор зависят от целей расчета интегрального показателя. Помимо приоритетности для решения той или иной задачи, критериями отбора используемых показателей могут являться их достоверность, способность отражать различия между регионами.
Трансформацию частных индикаторов можно проводить различными способами. От выбора способа трансформации в значительной степени зависят значения и содержательный смысл интегрального индикатора. Можно выделить четыре базовых способа трансформации частных индикаторов [4][4].
1. Рейтинговый метод. Его суть заключается в том, что регионы ранжируются по значению показателя, и наибольшее (или наименьшее) значение показателя принимается равным 1, следующее за ним — 2 и т. д. Присваивать 1 наилучшему или наихудшему значению показателя — не имеет значения, главное, чтобы при расчете интегрального показателя 1 всегда присваивалась либо только наилучшим, либо только наихудшим значениям показателя. Достоинством этого метода является его простота. Важным недостатком — неадекватное отражение межрегиональных различий в силу того, что отличие в рейтинге на 1 место может быть характерно как для регионов с почти одинаковыми значениями показателя, так и для регионов, показатели по которым отличаются в разы. На практике при использовании рейтингового метода очень часто происходит чрезмерная дифференциация регионов срединной группы, отличающихся, как правило, близкими значениями показателя, и недооценка поляризации крайних значений показателя. Кроме того, рейтинговый способ трансформации индикаторов не позволяет в полной мере оценивать динамику экономического развития регионов: при этом способе можно оценить перемещение регионов относительно друг друга, но динамика интегрального показателя по отдельно взятому региону не имеет содержательной интерпретации [5].
Три других способа трансформации индикаторов сложнее, но лишены недостатков рейтингового метода.
2. Нормирование показателей – вычисление отношения значения показателя по региону к среднему по группе рассматриваемых регионов или, наоборот, отношения среднего по группе регионов к значению показателя по региону для разных по направленности показателей. При данном способе трансформации индикаторов сохраняется разброс значений индикаторов, т. е. характер межрегиональных различий по отдельно взятым показателям отражается совершенно адекватно. Вместе с тем значительные различия между регионами по одному из показателей могут существенным образом повлиять на значение интегрального индикатора, что допустимо только в тех случаях, когда такой единичный показатель имеет ключевое значение, но неприемлемо в тех случаях, когда остальные единичные показатели не менее важны.
3. Метод «максимум - минимум» (максминный метод). Суть этого метода сводится к тому, чтобы приравнять минимальные и максимальные значения по всем частным показателям. В итоге различия в разбросе значений индикаторов полностью уничтожаются, а значение показателя по региону показывает только его расположение по отношению к другим регионам (в отличие от рейтингового метода – показывает адекватно). Таким образом, метод «максимум – минимум», с одной стороны, позволяет избежать чрезмерного влияния одного частного показателя на интегральный, с другой стороны, не позволяет учесть значительные межрегиональные различия в тех случаях, когда эти различия значимы.
4. Стандартизация показателей – метод, представляющий собой среднее между нормированием и методом «максимум – минимум». Суть его сводится к тому, что исследователь произвольно определяет учитываемую степень разброса между значениями показателей. Расчеты могут проводиться как с предварительным нормированием показателя, так и без такового – можно либо пропорционально сокращать/увеличивать значения нормированных показателей, либо подставлять в формулы максминной трансформации произвольные (а не фактические) значения максимума и минимума. Кроме того, сокращение разброса между значениями показателя возможно путем логарифмирования значений показателей. Достоинством стандартизации показателей является возможность адекватно учитывать различия между показателями по разбросу максимальных и минимальных значений. Важнейший недостаток этого метода трансформации показателей – наибольшая его субъективность. Если в предыдущих трех способах трансформации показателей субъективным является только выбор самого способа трансформации, то в случае со стандартизацией исследователь, как правило, принимает совершенно произвольно решение о степени учета масштабов межрегиональных различий. Однако если в формулы максминной трансформации подставляются не просто произвольные показатели, а имеющие определенный смысл, и/или используются одни и те же максимальное и минимальное значения на протяжении нескольких лет, это, наоборот, повышает содержательный смысл получаемых показателей. Вместе с тем поиск таких референтных точек и их обоснование также является довольно сложной и нередко субъективной процедурой.
Один из вопросов, который приходится решать при выборе показателей для диагностики ситуации в регионах для целей региональной политики, – это сколько (по количеству) индикаторов надо анализировать Универсальных рецептов, как показывает опыт зарубежных стран, здесь также нет. Число используемых индикаторов заметно различается по странам. В ряде европейских стран (например, Нидерландах) используются в соответствии со стандартами ЕС всего 2 индикатора, тогда как в отдельных странах их число доходит до нескольких десятков (например, в Турции их более 50). Чаще всего используется от 5 до 10 индикаторов.
Друг с другом отдельные социально-экономические показатели сочетаются также по-разному. В одних странах (например, Германии и Чехии) на основе частных индикаторов, взятых с разными весами, составляется комплексный индикатор, по которому ранжируются регионы (в число поддерживаемых попадают территории, имеющие наихудшие значения интегрального показателя). В других странах для выделения разных типов проблемных регионов используются различные показатели. Например, в Словении слаборазвитые регионы, было предложено выделять по величине подоходного налога на душу населения, проблемные приграничные – по демографическим тенденциям, проблемные индустриальные – по спаду промышленного производства и уровню безработицы.
На основе проводимых расчетов в одних странах выделяется единая группа проблемных регионов, в других странах проводят градацию территорий по степени проблемности.
Критерием принятия решения о числе используемых индикаторов, целесообразности расчета интегрального показателя, по нашему мнению, должна являться возможность ясной и более или менее однозначной интерпретации полученных результатов.
Основанием для выделения разного рода типов регионов для целей региональной экономической политики являются проблемы регионов, требующие своего решения в рамках региональной политики. Причин проведения таких типологий на основе качественных, а не количественных подходов, на наш взгляд, две. Первая – недостатки количественных методов оценки экономического развития регионов. Типологии нужны, прежде всего, для экспертных оценок качества проведенных математических расчетов. Вторая причина проведения типологий на основе качественных подходов – крайне ограниченные возможности количественных методов показывать причины возникновения тех или иных проблем. А поскольку залогом эффективности региональной политики является устранение или компенсация негативных факторов эколого-экономического развития регионов, то и нужна типология регионов по их экологическим и экономическим проблемам. Об этом свидетельствует и опыт многих зарубежных стран.
Изначально при проведении региональной политики не обращали внимания на типы регионов, что, как принято считать, послужило одной из причин неэффективности государственного регулирования экономического развития территорий на первых его этапах.
Следует отметить, что отличительной чертой всех предлагаемых систем диагностики является их описательность. Однако необходимым требованием к системе диагностических индикаторов, на наш взгляд, служит их ориентированность на поиск патологий развития, узких мест или установление принадлежности объекта к определенной группе, классу, типу.
Экономической наукой не раз ставились задачи разработки системы индикаторов для экономического анализа регионов. Однако традиционные показатели не дают ответов на вопросы: следует ли отнести регион к проблемным, либо к регионам с относительно нормальным экономическим развитием, есть ли патологии в экологическом состоянии и каков их характер, благоприятен или неблагоприятен прогноз относительной перспективы региона. Хотя определенная информация для постановки диагноза в данной системе показателей имеется.
Следует отметить, что в процессе диагностики возможно выявление такого вида региональных проблем, который до этого времени не был известен или описан. Поскольку практика экономической диагностики относительно ограничена, то неизвестен и набор индикаторов для выявления той или иной патологии. В связи с этим система показателей должна включать в себя многие из традиционных показателей регионального анализа.
При диагностике состояния экономической системы региона следует обратить внимание на подход к интерпретации результатов измерений индикаторов.
Некоторые из них могут быть интерпретированы на основе их автономного измерения в отдельно взятом регионе. Другие могут быть интерпретированы с достаточной степенью точности лишь при сравнении результатов, полученных в одном регионе, с аналогичными результатами для некоторой совокупности. Начальным этапом формирования комплексной методики оценки уровня экономического состояния является ретроспективная и перспективная оценка источников социо-эколого-экономического потенциала региона, при этом формируются базовые пороговые индикаторы, характеризующие региональное экономическое развитие.
Следующий этап связан с оценкой элементов социо-эколого- экономического потенциала и выявлением их взаимного влияния.
На третьем этапе производится расчет комплексной оценки социо- эколого-экономического потенциала региона, уточняются (конкретизируются) пороговые значения индикаторов.
Следовательно, для оценки состояния экономической системы региона требуется другое сочетание показателей, создающее возможность для иной их интерпретации, так как необходимо, чтобы на основе проведенной оценки стала очевидной общая концепция стратегии эколого-экономической политики в регионе. Таким образом, при построении системы диагностических индикаторов необходимо произвести отбор лишь тех показателей и характеристик, которые могут отражать самостоятельно или в сочетании с другими индикаторами наличие или отсутствие региональных экологических и экономических проблем, либо отражать принадлежность региона к определенному типу.
[1] http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=92097// Экологическая доктрина Российской Федерации
[2] Чигаева Е.В. Экологизация производства как инструмент регулирования внешних эффектов // Экономика и управление собственностью. – 2011. - № 2. – С. 38-43
[3] Зарницына К. Управление стратегическими проектами на уровне предприятия и региона // Проблемы теории и практики управления. – № 1. – 2007 – С. 22-30
[4] Быкова Е.В., Царану М.Х., Кириллова Т.И. Подходы к формированию системы экологических индикаторов как составляющей системы индикаторов энергетической безопасности // Проблемы региональной энергетики. – 2006. - № 1. – С. 4-58