STRUCTURAL AND COMPONENT ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF MENTAL HEALTH
Левина И.Л.
Профессор, доктор медицинских наук, ФГБУ «НИИ КПГПЗ» СО РАМН
СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
На основании обзора исследований по проблеме психического здоровья проведен анализ структуры рассматриваемого феномена и его различных аспектов. Предложен компонентный состав этого феномена, что позволяет на основе соответствующих критериев и показателей оценить уровень психического здоровья.
Ключевые слова: психическое здоровье, уровни здоровья, индивидуальность.
Levinа I.L.
Professor, Doctor of Medicine, Federal State Budgetary Institution “Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases” under Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences
STRUCTURAL and COMPONENT ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF MENTAL HEALTH
Abstract
Based on the review of the studies on the problem of mental health the analysis of the structure of this phenomenon and its various aspects is carried out. Component composition of this phenomenon is proposed that allows in accordance with the relevant criteria and indices to evaluate the level of mental health.
Keywords: mental health, health levels, individuality.
Понятие «психическое здоровье» является интегративным, находящимся на стыке психиатрии, психологии, социологии, философии, теологии, социальной медицины, демографии и др. Наиболее всего проблема психического здоровья изучена в рамках психиатрии, а точнее, «малой» психиатрии, которая занимается проблемами пограничных нервно-психических расстройств. Но на сегодняшний день не существует не только общепринятого определения психического здоровья, которое устраивало бы всех специалистов, занимающихся проблемами психического здоровья, но и единого понимание сущности этого феномена.
По мнению директора одного из отделов ВОЗ Н.Сарториуса (1979), психическое здоровье – это, во-первых, отсутствие выраженных психических расстройств; во-вторых, определенный резерв сил человека, благодаря которым он может преодолеть неожиданные стрессы и затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; в-третьих, состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности.
Б.С. Положий понимает психическое здоровье как такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности, адекватные (с учетом этнокультурных критериев) формы [4].
Б.Д. Петраков и А.Б. Петракова определяют психическое здоровье как динамический процесс психической деятельности, которому свойственна детерминированность психических явлений, как гармоническую взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивида к ней, адекватность реакций на окружающие социальные, биологические, психические и физические условия, благодаря способности человека контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой путь в микро- и макросреде [10].
Академиком РАМН В.Я.Семке (1999) дано определение психического здоровья как состояния динамического равновесия индивида с окружающей средой, когда все заложенные в его биологической и социальной сущности способности проявляются более полно – и все жизненно важные подсистемы функционируют с оптимальной интенсивностью [13].
Изначально психическое здоровье рассматривалось с точки зрения психиатрии и, прежде всего, как антитеза психической болезни, противоположный полюс психического нездоровья. Позже в научном обиходе появилось понятие «психологическое здоровье», которое, по мнению авторов «Руководства практического психолога» (1997), относится к личности в целом и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа, а термин «психическое здоровье» имеет отношение лишь к отдельным психическим процессам и механизмам [12]. С этого времени начинается выделение из целостной проблемы психического здоровья психологического, медицинского, социологического, философского и других его аспектов.
В.В.Колбанов (1992) считает недопустимым выделять какие-то ни было компоненты здоровья, будь то психическое, психологическое или какое-либо другое здоровье. Он считает, что здоровье надо рассматривать как единую категорию без вычленения из нее отдельных компонентов [7].
В.Симонов (1999) пишет, что введение понятия «психологическое здоровье» сделало его определение тавтологичным и, по сути, ничего не определяющим и которое сведено, по сути, «к надергиванию цитат из разных систем». По его мнению, добавила путаницы и апелляция к источникам, действующим на уровне представлений, не опирающимся на научные понятия; в результате остались, по большей части, общие слова, хотя и имевшие ранее основания, но их теперь потерявшие по причине отхода от научной методологии [15].
Профессор Б.С. Братусь (1988) предложил рассматривать психическое здоровье не как нечто однородное, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение. Высшим уровнем психического здоровья, по Б.С.Братусю, является личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Затем выделяется уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Нижним уровнем является уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности. Выделив эти три уровня, автор предположил, что, во-первых, каждый из них, имея свои критерии, должен иметь и свои особые закономерности протекания; во-вторых, несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества их здоровья; в-третьих, выше лежащий уровень обладает большой корректирующей способностью, распространяющейся на более низкие уровни и подуровни здоровья [1].
В ряде работ начала нынешнего века проведен анализ медицинских, психологических и валеологических подходов к понятию «психическое здоровье» [2, 3, 11, 14, 16]. Авторы делают вывод, что психическое здоровье представляет собой многомерный феномен, сочетающий в себе различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого существования.
Так, Уманец И.А. представляет психическое здоровье в виде целостного образования, состоящего из нескольких иерархических уровней: уровень психофизиологического (морфо-функционального) здоровья; уровень индивидуально-психологического здоровья, включающий в себя развитие личностно-эмоциональной и познавательной сфер и уровень социально-психологического здоровья, включающий в себя развитие личности в с социальной среде [16].
Р.Е. Калитеевская, рассматривая личность как процесс, выделяет 4 уровня ее функционирования, характеризующиеся различными механизмами регуляции отношений личности с миром [6]. На низшем уровне психофизиологической регуляции личность функционирует в реактивной логике удовлетворения потребностей. Следующий уровень – социоадаптивной регуляции, детерминации личности требованиями конкретной ситуации и конкретного социума. Затем идет уровень смысловой регуляции, детерминации личности ее отношениями с миром как целым, развернутыми во временной перспективе далеко за пределами текущего момента и конкретной ситуации. Высший, экзистенциальный, уровень или уровень самодетерминации личности, ответствен за производство и изменение смысловых ориентаций и управление своей смысловой регуляцией. Иерархия уровней позволяет автору понимать психическое здоровье как зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, меру способности человека трансцендировать свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире.
Лызь Н.А, проанализировав взгляды различных авторов на структуру психического здоровья, предлагает выделить в составе психического здоровья собственно психический, личностный и надличностный уровень, не давая точное описание последнего, надличностного, уровня [9].
Достаточно часто авторы сводят психическое здоровье к субъективному переживанию благополучия в широком смысле слова. Так, А.А.Печеркина под психическим здоровьем понимает состояние субъективного благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуации взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми, позволяющее актуализировать свои индивидуально-психологические возможности [11].
А.В. Воронина тоже рассматривает психическое здоровье как психологическое благополучие, под которым понимает системное качество человека, обретаемое им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций, которое проявляется у субъекта в переживании содержательной наполненности и ценности жизни в целом как средства достижения внутренних, социально ориентированных целей и является условием реализации его потенциальных возможностей и способностей [2]. В предложенной ею уровневой модели психологического благополучия выделяются несколько иерархических уровней: психосоматическое здоровье (как отражение процесса взаимосвязи психической и соматической сфер), социальная адаптированность (как состояние уравновешенности с социальной средой), психическое здоровье (как проявление внутренней целостности, определенности и гармонии человека с окружающей средой, личностной зрелости) и психологическое здоровье (как отражение способности к нахождению смысла своего существования). По мнению автора, психологическое благополучие личности проявляется в субъективном состоянии и переживаниях человека и в объективно наблюдаемых особенностях его поведения и фактах жизненного пути.
Подводя итог подробному анализу существующим в литературе определениям психического здоровья, приведем свое понимание феномена психического здоровья. Психическое здоровье – это максимальная степень проявления индивидуальности личности при адекватном уровне ее адаптации к внешней среде и отсутствии психических расстройств. Индивидуальность рассматривается в данном случае как комплексное понятие, включающее эмоциональность – способность адекватно выражать чувства и эмоции в различных жизненных ситуациях; интеллектуальность – способность к извлечению, усвоению информации, умению перерабатывать и применять ее в соответствии с полученными знаниями; личностные характеристики – осознание себя как личности, которой присуще самоощущение, самооценка, самопознание и самореализация. Степень адаптации к внешней среде служит критерием успешности (комфортности, благополучия) пребывания личности в социальной среде; отсутствие психических расстройств – основным условием психического здоровья, а проявления тех или иных психических отклонений – характеристикой уровня психического здоровья.
Данное определение позволяет выделить в психическом здоровье как сложном образовании несколько компонентов. Во-первых, это биологический компонент, который другими авторами обозначен в качестве психофизиологического (Братусь Б.С.) или морфо-функционального (Уманец И.А.) уровня психического здоровья. Этот компонент свидетельствует не только о наличии или отсутствии психических нарушений, но и о наличии/отсутствии биологической предрасположенности к тем или иным отклонениям психического здоровья, а также о наличии/отсутствии клинических проявлений нервно-психической патологии. Речь идет, например, о наследственной предрасположенности к данной патологии, последствиях черепно-мозговых травм и тяжелых интоксикаций, употреблении психоактивных веществ, клинических проявлениях неврозов, психопатий и проч.
Следующим компонентом можно назвать психологический компонент психического здоровья. Этот компонент наиболее изучен как на взрослой, так и на детско-подростковой популяции. Он включает в себя эмоциональность (психоэмоциональную устойчивость,эмоциональность, тревожность, нейротизм), интеллектуальность (уровень интеллектуального развития, умственную работоспособность) и личностные характеристики, т.е. все то, что характеризует человеческую индивидуальность, в т.ч. смысло-образующие цели и ценности.
Социальный компонент психического здоровья описывает уровень адаптации личности к среде и, прежде всего, к деятельности (игровой, учебной, производственной). Он включает показатели познавательной, учебной или производственной активности, отношение к выполняемой деятельности, ее преобладающие мотивы.
Близким к нему по форме, но не по содержанию является социально-психологический компонент психического здоровья, по которому можно судить о комфортности/дискомфорте пребывания человека в общественной среде – детском дошкольном или школьном коллективе, производственном коллективе, команде и др. Речь идет о соблюдении моральных, гражданских и правовых норм поведения, требований дисциплины, успешности социальных контактов, проявлениях агрессии, агрессивности, негативизма.
Каждому из перечисленных компоненту должен соответствовать критерий (критерии), содержащие ряд показателей, для измерения которых подбирается адекватный диагностический аппарат [8]. Следует отметить, что набор показателей, методов и методик исследования определяется, прежде всего, возрастом обследуемого контингента, его профессиональным и социальным уровнем, ведущим видом деятельности.
Для каждого показателя определены три уровня – нежелательный, допустимый и оптимальный. На основании показателей психического здоровья устанавливается группа психического здоровья обследуемого. С помощью соответствующего программного обеспечения [5] можно получить индекс психического здоровья группы обследуемых – класса, школы, трудового коллектива и т.д.
В таблице представлены компоненты, критерии и показатели психического здоровья, а также методы их оценки.
Таблица. Компоненты, критерии и показатели психического здоровья
Компоненты |
Критерии |
Показатели |
Психологический |
Психологический критерий |
Уровень тревожности и страхов |
Показатели умственной работоспособности |
||
Показатели уровня интеллектуального развития |
||
Эмоциональная устойчивость |
||
Адекватность самооценки и притязаний |
||
Преобладающий эмоциональный фон |
||
Признаки психоэмоционального напряжения |
||
Социальный |
Критерий эффективности деятельности |
Уровень учебной/производственной активности |
Успеваемость/производительность |
||
Отношение к деятельности |
||
Преобладающие мотивы деятельности |
||
Социально-психологический |
Социально-психологический критерий |
Соблюдение школьной/производственной дисциплины |
Соблюдение моральных, гражданских и правовых норм поведения |
||
Успешность социальных контактов |
||
Агрессивность и агрессия |
||
Негативизм |
||
Биологичес-кий |
Критерий биологической предрасположенности |
Резидуально-органический психосиндром |
Задержка и нарушение развития речи |
||
Состояние психомоторной сферы |
||
Отягощенный семейный анамнез |
||
Клинический критерий |
Отдельная симптоматика различного регистра преходящего характера или сохраняющаяся от трех недель до нескольких месяцев с частотой проявления от 1 до 3 раз в неделю и с субъективным чувством идентификации своего состояния как «нездоровья» |
Таким образом, представление о психическом здоровье как о сложном многомерном феномене позволяет не только измерить его отдельные компоненты, но и дать комплексную оценку уровню психического здоровья как отдельного человека, так и популяции (детской, подростковой, профессиональной и др.) [5, 8].
Литература
1. Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988. – 301 с.
2. Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепции и опыт структурноуровневного анализа // Сибирский психологический журнал, 2005, 21. – С. 142-147
3. Голдобина О.А., Рыбалко М.И. Психическое здоровье: факторы, его определяющие; медико-социальная значимость; профилактика психических расстройств: методические рекомендации. – Барнаул: АГМУ, 2005, – 28 с.
4. Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Психическое здоровье россиян // Человек. 2000. – № 6. – С. 21-31.
5. Захаренков В.В. и др. Мониторинг «Образование и здоровье» в системе управления качеством образования: Монография / В.В. Захаренков, И.В. Виблая, И.Л. Левина, А.М. Олещенко – Новокузнецк, 2010. – 144 с.
6. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997. С. 223-230.
7. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб.: изд-во ун-та пед.мастерства, 1992. – 50 с.
8. Левина, И.Л. Потребности населения и возможности ЛПУ в сфере психического здоровья //Вестник Кузбасского научного центра: выпуск №9. – Кемерово, 2009. – С. 95-96
9. Лызь Н.А. О структуре психического здоровья человека (обзор исследований) //Известия Таганрогского государственного радиотехнического института, 2004. – Т. 41. – № 6. – С. 241-351
10. Петраков Б.Д., Петракова А.Б. Психическое здоровье народов мира в XX веке. М. – 1984. – C. 23
11. Печеркина А.А Психическое здоровье: постановка проблемы исследования // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета.. 2005. Т. 51. - № 7. – С. 120-121.
12. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Изд.центр «Академия», 1997. – 176 с.
13. Семке В.Я. Превентивная психиатрия. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 1999. - 403 с.
14. Семке В.Я., Куприянова И.Е., Дашиева Б.А., Карауш И.С., Семенова Н.Ю.Психическое здоровье детей: клиническое и социальное исследование (обзор иностранной литературы) //Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2011. – №3. – с. 71-76
15. Симонов В. Формирование навыков психологической гигиены у подростков. //Психолог в школе. – 1999. – № 1. – С. 27- 40
16. Уманец И.А. Теоретические проблемы психического здоровья личности //Вестник Ставропольского государственного университета, 2008, № 1. – С. 67-72.