LONELINESS AS A FACTOR MALADJUSTMENT OLDER PEOPLE

Research article
Issue: № 7 (14), 2013
Published:
08.08.2013
PDF

Тихонова Н.В.1, Ильюшенко В.М.2, Астанина Н.Г.3

1Доцент, кандидат медицинских наук; 2,3студент; 1,2,3Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого;

ОДИНОЧЕСТВО, КАК ФАКТОР ДЕЗАДАПТАЦИИПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Аннотация

В статье дано определение одиночеству, определены взаимосвязи между субъективным состоянием одиночества, и психическими состояниями, также между самими психическими состояниями внутри двух групп: одиноких пожилых и проживающих с кем-либо.

Выводы, полученные в ходе исследования, позволяют сформулировать рекомендации для социально-психологической реабилитации пожилых пациентов, это будет актуально для людей таких профессий как психолог и социальный работник.

Ключевые слова: одиночество, тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

 

Tikhonova N.V.1, Ilyushenko V.M.2, Astanina N.G.3

1 assosiate professor, PhD of  Medical Sciences; 2,3 student, 1,2,3 Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky;

LONELINESS AS A FACTOR MALADJUSTMENT OLDER PEOPLE

Abstract

The article provides a definition of loneliness, defined the relationship between the subjective state of loneliness and mental states as between mental states in two groups: elderly living alone and those living with someone.

The findings from the study, allow us to formulate recommendations for the social and psychological rehabilitation of elderly patients, it is important for people in occupations as a psychologist and a social worker.

Keywords: loneliness, anxiety, frustration, aggression, rigidity.

Увеличение доли пожилых и престарелых в структуре населения, числа больных хроническими заболеваниями, одиноких стариков с особенностями их образа жизни и вытекающими отсюда социальными и психологическими проблемами выдвигает новые требования к оказанию социально-медицинской помощи.

Одной из значимых проблем в пожилом возрасте является одиночество. Одиночество - социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.

Целью нашего исследования было определить, существуют ли различия переживания одиночества у пожилых людей, проживающих с кем-либо из близких и одиноко проживающих, а так же выявить различия в самооценке их психических состояний.

Для исследования были использованы методики:

  • Тест «Самооценка психических состояний» Айзенка из 40 вопросов (4 блока по 10 вопросов)
  • Методика «Субъективное ощущение одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона (20 утверждений)

База проведения исследования: Краевой геронтологический центр «Уют». Проведен опрос 109 человек в возрасте от 56 до 86. Из них 78 – женщины, 25 -мужчины. Все они неработающие пенсионеры, дееспособные и не утратившие навыков самообслуживания. В результате анкетирования все опрошенные были разделены на 2 группы: одиноко проживающие (39,4%) и проживающие совместно с кем-либо (супруг, дети, иные близкие – 60,55%). По итогам диагностических мероприятий проведена комплексная оценка данных.

Рис.1  Субъективное ощущение одиночества внутри каждой группы (распределение данных в процентах).

Как представлено на рисунке 1, подавляющее большинство опрошенных пожилых людей имеют низкий уровень субъективного ощущения одиночества. Другими словами, не чувствуют себя одинокими.

Рис.2 Сравнение средней оценки  «Уровень субъективного ощущения одиночества».

По итогам сравнения средней оценки (рис.2) «Уровень субъективного ощущения одиночества» в группах проживающих с кем-либо из близких и одиноко проживающих обнаружены незначительные различия – одиноко проживающие в незначительно большей степени испытывают субъективное ощущение одиночества.

С целью установления значимости различий в группах был использован критерий Манна-Уитни. Результат: UЭмп = 1148. Полученное эмпирическое значение Uэмп находится в зоне незначимости. Таким образом, гипотеза о том, что в группе проживающих с кем-либо уровень субъективного ощущения одиночества ниже, чем у одиноко проживающих пожилых людей, опровергнута. Т.е. в обеих группах субъективное ощущение одиночества переживается примерно одинаково.

Кроме того, проведена самооценка психических состояний Айзенка в каждой группе.

Таблица 1. Самооценка психических состояний Айзенка

 

 

высокий

средний

низкий

Тревожность

проживающие с кем-то

7,58%

37,88%

54,55%

одиноко проживающие

4,65%

48,84%

46,51%

Фрустрация

проживающие с кем-то

3,03%

36,36%

60,61%

одиноко проживающие

0%

41,86%

58,14%

Агрессивность

проживающие с кем-то

4,55%

57,58%

37,88%

одиноко проживающие

11,63%

41,86%

46,51%

Ригидность

проживающие с кем-то

9,09%

59,09%

31,82%

одиноко проживающие

6,98%

46,51%

46,51%

Из представленной таблицы видно, что в обеих группах большинство опрошенных имеют средний уровень ригидности и низкий уровень фрустрации. В группе одиноко проживающих больше лиц со средней тревожностью, а у большинства проживающих с кем-либо тревожность низкая. Тогда как агрессивность более характерна для проживающих с близкими, чем для одиноких.

С целью определения значимости различий в группах критерий Манна-Уитни был применен к каждому критерию методики «Самооценка психических состояний» Айзенка.

Таблица 2. Значения критерия Манна-Уитни по методике Самооценка психических состояний» Айзенка

Психическое состояние

UЭмп

Значимость

Тревожность

1132

Находится  в зоне незначимости.

Фрустрация

1156,5

Находится  в зоне незначимости.

Агрессивность

860,5

Находится  в зоне незначимости.

Регрессия

1063

Находится  в зоне незначимости.

Из выше представленной таблицы можно сделать вывод о том, что значимых различий между двумя группами нет, как и в случае  с субъективным переживанием  одиночества.

Для определения связи психического состояния с субъективным переживанием одиночества был применён коэффициент Спирмена для каждой группы.

Таблица3. Связь психических состояний с субъективным переживанием одиночества

 

 

Значение коэфф.

Спирмена

Значимость связи

Тревожность

Одинокие

0,383

Значимая прямая

Проживающие с кем-либо из близких

0.523

Значимая прямая

Фрустрация

Одинокие

0,229

Не значима

Проживающие с кем-либо из близких

0.545

Значимая прямая

Агрессивность

Одинокие

0,005

Не значима

Проживающие с кем-либо из близких

0.166

Не значима

Ригидность

Одинокие

0,328

Значимая прямая

Проживающие с кем-либо из близких

0.333

Значимая прямая

Сравнивая полученные в результате статистической обработки данные, можно сделать следующие выводы:

  1. Связь агрессии с субъективным ощущением одиночества не значима в обеих группах.
  2. По критерию «Фрустрация» существует прямая зависимость с субъективным ощущением одиночества только в группе пожилых людей, проживающих с кем-либо из близких.
  3. По критериям «Ригидность» и «Тревожность» в обеих группах обнаружена прямая зависимость. Т.е., чем выше уровень субъективного ощущения одиночества, тем выше ригидность и тревожность.

Таким образом, можно сделать вывод, что в данной выборке нет существенных различий в переживании субъективного ощущения одиночества и психических состояний (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность). Однако есть различия внутри групп. Ригидность и тревожность в обеих группах пожилых людей напрямую связаны с переживанием субъективного ощущения одиночества, агрессивность же наоборот, не имеет связи с этим ощущением.

Кроме того, фрустрация переживается в каждой группе по-своему: у одиноких людей она не имеет связи с субъективным ощущением одиночества, а у пожилых, проживающих с кем-либо из близких, существует прямая зависимость с ощущением одиночества.

Исходя из этого, можно сформулировать следующие рекомендации для социально-психологической реабилитации в направлениях работы с пациентом:

  • Принятие ответственности за своё одиночество;
  • Работа с тревогой и страхами;
  • Развитие коммуникативных навыков и умений;
  • Повышение самооценки, формирование положительного самовосприятия;
  • Поиск ресурса.

Группа пожилых людей, проживающих с кем-либо из близких, имеет более высокий показатель по агрессивности и регрессии. Для таких клиентов подходят индивидуальные и групповые формы работы с использованием различных психотерапевтических методов.

Для пожилых людей с повышенной агрессивностью очень подходят методы психодрамы, арт-терапии и телесноориентированной терапии, т.е. методики, позволяющие снять мышечное напряжение и «выбросить» энергию злости в безопасном пространстве психологической сессии.

Пожилые люди с высоким уровнем ригидности нуждаются в психологической поддержке больше других. Для них важно создать в рамках психологически безопасную среду для освоения новых, более эффективных методов взаимодействия с внешним миром и другими людьми, закрепить приобретённые навыки, развивать креативность.

В настоящее время проблемы пожилых людей вызывают значительный интерес в научном сообществе. Тема активного долголетия рассматривается социологами, биологами, психологами и другими учеными. Определить степень участия в трудовой деятельности вышедшего на пенсию пожилого человека, помочь ему адаптироваться к новым условиям, содействовать активному участию в формировании адекватного образа жизни - это задачи специалиста службы социальной защиты, вооруженного знаниями психофизиологических особенностей данной группы населения.

Результаты данного исследования легли в основу разработки индивидуальной программы медико-социальной психологической реабилитации пожилых пациентов геронтологического центра, что позволит повысить эффективность проводимых реабилитационных мероприятий с пожилыми пациентами.

Литература

1. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старости. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2008. - 288 с.

2. Максимова С.Г. Социально-психологические проблемы в геронтологии. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. - 223 с.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Изд-во «Бахрах-М», 2001.- 141 с.

4. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «Бахрак-М», 2005. - 672 с.

5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2007.- 350 с.

References