HARMONISATION WORLDVIEW OF THE CHILD AS THE BACKBONE FACTOR ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT
Бутенко Н. В.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета
ГАРМОНИЗАЦИЯ МИРОВОСПРИЯТИЯ РЕБЁНКА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье раскрывается аксиологическая сущность принципа гармонизации мировосприятия ребёнка в образовательном процессе, влияющем на его художественно-эстетическое развитие. Дан краткий очерк истории вопроса о гармонизации мировосприятия личности, представлен авторский вариант проектирования содержания образовательного процесса в ДОУ.
Ключевые слова: гармонизация, специфика гармонии, типы гармонии, мировосприятие, способы познания мира, личностный опыт, художественно-эстетическая эмпатия, ребёнок дошкольного возраста.
Butenko N.V.
Ph.D., assistant professor of the theory and methods of preschool education Chelyabinsk State Pedagogical University
HARMONISATION WORLDVIEW OF THE CHILD AS THE BACKBONE FACTOR ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT
Abstract
The article reveals the essence of the principle of harmonization axiologic worldview child in the educational process that influences his artistic and aesthetic development. A brief sketch of the history of the issue of harmonizing the individual perception of the world, presents the author's version of designing the content of the educational process in the DOW.
Keywords: harmonization, the specificity of harmony, harmony types, attitude, ways of knowing the world, personal experience, artistic and aesthetic empathy, the child of preschool age.
В изменяющихся исторических условиях начала XXI века идеал гармонично развитой и целостной личности, выдвигаемый на протяжении всей истории эстетики, получает новый виток развития в культуре, искусстве, эстетике и педагогике. Потребностью гармонизации всей жизни человека выступает эстетическая потребность, как гармонизация внутреннего и внешнего мира. В условиях кризиса современной культуры необходима существенная переориентация проектирования образовательного процесса на гармонизацию мировосприятия ребёнка, что возможно лишь в условиях его художественно-эстетического развития и деятельности.
Подход к пониманию сущности гармонии определяется требованиями эстетики, выдвигающей самые разнообразные типы её понимания. Термин « гармония, гармонизация » (греч. harmonia – « соответствие, согласие, единодушие, соразмерность ») определяется как эстетическая категория, означающая слитность, целостность, согласованность [8, с. 223]. Этот термин возник в античной теории музыки и использовался для обозначения способа «линейного развертывания звуков», а в античном изобразительном искусстве гармония означала симметрию. В античной философии преобладало эстетическое понимание гармонии как источника совершенства и красоты во всём. С древности гармонию рассматривали как «согласованность различного». Обращение к гармонии как самостоятельной проблеме философии носило принципиальный характер в трудах Аристотеля, Демокрита, Пифагора, Платона, Плотина, Филолая, Эпикура и др. В трудах Аристотеля гармония рассматривалась как универсальное средство «единство в многообразии», «завершенность и единство целого». В учениях Платона [1, с.71] подчеркивалось нравственное и воспитательное значение гармонии: «как только расстраивается гармония, так разлаживается природа и появляются страдания». В более поздней античности (учение гармонической школы) понимание гармонии в природе и искусстве характеризовалось двойственностью. Одушевлённую гармонию, наполненную человеческим чувством, теплотой и смыслом называли Красотой. Различие между гармонией и красотой заключается в том, что гармония является вневременным абсолютным понятием и выражает закономерности эстетической организации формы, а красота представляет собой конкретно-исторический, особый идеал художественной формы. Русский космизм, проводя идею врожденной тяги человека к гармонии, ощущение красоты считал изначальной способностью «красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира » (В. С. Соловьёв).
Гармония, являясь фундаментальной философской категорией, представляет собой сложное смысловое понятие. Оно обладает аксиологическим смыслом и лежит в основании материальных и вещественных проявлениях бытия. В истории развития эстетической мысли наблюдалось разнообразие взглядов философов на роль гармонии в жизни человека, которое сводилось к трём основным типам понимания гармонии:
- Математический тип – (Ф. Гербарт, Ф. Диттес, Пифагор и др.) более всего был присущ античной эстетике, представляющей гармонию в виде определённой числовой пропорции (золотое сечение). Математическое понимание гармонии фиксировало, прежде всего, количественную определённость гармонии, но не заключало в себе представления об эстетическом качестве гармонии, о её выразительности и связи с красотой. Пифагор считал, что красота заключается в соразмерности и гармонии.
- Эстетический тип рассматривал эстетическую гармонию в совокупности с эстетическим восприятием, чувством и эстетической оценкой. Вслед за пифагорейцами, сводящими гармонию к числовым пропорциям, Сократ, а затем Платон ставили вопрос о связи гармонии с прекрасным, о её способности выражать эстетические качества явлений и предметов. Эстетическая гармония являлась не объективным качеством действительности (Э. Кассирер «Очерк о человеке», 1945), а лишь принадлежностью художественного опыта. Эстетический тип, по мнению Г. С. Каратаевой [7, с. 121], наиболее проявляется при восприятии красоты природы, человеческих отношений и предметов окружающей действительности.
- Художественный тип – (эпоха Возрождения, эстетика барокко, романтическая эстетика). Этот тип гармонии связан с искусством. В целостной структуре художественного произведения гармония развёртывается как система ценностей. По сравнению с другими типами гармонии художественная гармония представляет собой самый сложный и значительный тип. Художественный тип развивался на фоне «универсально» образованного художника, который выступал в качестве идеала гармонического человека, тогда гармония «складывается как общий контур» (Леонардо да Винчи). В Эпоху Возрождения появилось новое понятие «грация», которое воплотило в себе новые позиции в понимании гармонии.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы показал, что понятие «гармония» не обладает терминологической чёткостью. В философской традиции проблема гармонии человека и мира решалась в рамках этики, в русле альтернативных концепций, восходящих к Демокриту и Эпикуру. Высказывания философов (Г. Гегель, Г. В. Лейбниц, Ф. Шиллер и др.) дают нам представление о том, что они понимали гармонию не как единичную вещь или субстанцию, а как определенные отношения и связь между вещами. В исследованиях учёных-эстетиков (Н. А. Дмитриева, И. А. Зотова, В. П. Шестаков и др.) выявлена тенденция отождествления понятий «гармония» (существенное начало красоты) и «прекрасное» (красота есть гармония). Соотношение данных понятий рассматривается В. П. Шестаковым с позиции того, что «… прекрасное является неполным, совершенным осуществлением гармонии» [6, с. 226]. Гармония внешнего мира, по мнению Р. А. Куренковой [2, с. 146], переходит во внутреннюю гармонию тела и духа человека, порождая у него игру интеллектуальных, духовных, познавательных и физических сил.
Педагогически ценны и интересны утверждения И. А. Сикорского ( ) о достижении гармонии в развитии ума, чувства и воли человека. Результатом правильного воспитания, по мнению И. А. Сикорского, должен быть синтез, обеспечивающий нравственную ценность личности, её достоинство – «это придаёт характеру человека печать спокойной силы, уравновешенности и душевного мира». Достижение гармонии в развитии личности, раскрытии индивидуальности – главная мысль и доминанта научного поиска учёного, который конечную цель воспитания видел в достижении гармонии развития личности: духа и тела, физического и психического, уравновешенности умственного, нравственного и эстетического начал, чувства и воли.
Научное обоснование проблемы гармонизации личности в отечественной педагогике предпринималось многими учёными и практиками (Г. С. Коротаева, А. Ф. Лосев, Е. М. Торшилова, В. П. Шестаков, Р. М. Чумичева, А. Ф Яфальян и др.), которые раскрыли сущность гармонии в эстетико-художественном пространстве. Ведущей целью системы отечественного образования и воспитания является создание условий для становления ребёнка как целостной личности через удовлетворение её базовых потребностей, развитие духовного и творческого потенциала. Данная цель, являясь гуманистической традицией российского образования, выражает его национально ориентированную особенность. С гармонизацией связаны важнейшие области воспитания ребёнка, его художественно-эстетического развития и творческой деятельности.
В условиях модернизации дошкольного образования активизировалась объективная и субъективная осознаваемая необходимость процесса гармонизации мировосприятия ребёнка. Глубокое психологическое и педагогическое обоснование данная проблема получила в исследованиях Б. М. Неменского, который ставил вопрос о гармонизации мышления и необходимости развивать формы познания мира. В сознании каждого ребёнка картина мира начинает формироваться в результате развития личностного опыта (социокультурное развитие) как опосредованного результата образовательного процесса. Деятельность педагога в образовательном процессе, ориентированном на художественно-эстетическое развитие ребёнка, должна быть направлена на организацию художественной деятельности, которая обеспечивала бы возникновение качеств личностного опыта ребёнка, характерных для последующего этапа его развития (зоны ближайшего развития). В результате накопления личностного опыта ребёнка происходит развитие психических процессов: памяти, внимания, восприятия, творческого воображения, речи. Личностный опыт ребёнка, приобретаемый в художественно-творческой деятельности, основанный на принципах и методах художественной педагогики, несомненно, ведёт к развитию художественно-эстетического сознания как фундаменту для широкого и гармоничного взгляда ребёнка на мир и самого себя. В этом случае целостная картина мира в сознании ребёнка и деятельностная сторона личностного опыта, по мнению Н. Л. Худяковой [5, с. 127], выступают как предмет развития и предмет педагогического воздействия.
В исследованиях И. А. Лыковой [3, с. 65] отмечается, что гармонизация мировосприятия формируется только в процессе приобретения опыта в художественно-творческой деятельности двумя способами познания мира: рационально-логическим (реальность + представление, информация, знание = миропонимание) и эмоционально-образным (эстетическая деятельность: эмоционально-ценностное отношение к миру + художественный образ = мироотношение). Эти способы способствуют тому, что у ребёнка создаётся целостная картина мировосприятия. Чрезвычайно важна идея Е. М Торшиловой (теоретико-экспериментальная гипотеза о гармоническом развитии ребёнка) о том, что гармоническое развитие активизирует образно-чувственную установку его мировосприятия и способствует общему развитию ребёнка [4]. Такая установка рассматривается с позиции формирования эстетических чувств (Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров, А. Е. Ольшанникова, Р. М. Чумичева, А. Ф. Яфальян и др.), способствующих развитию у ребёнка чувства гармонии, красоты, наслаждения. Эстетические чувства как качество личности ребёнка «природно обусловлены» (А. Ф. Яфальян), имеют глубинное содержание и могут выражаться в действиях, мыслях и поступках. Особенности дошкольного возраста: субсенсорность (сверхчувствительность), природная голографичность (целостность восприятия) способствуют развитию эстетических чувств.
Именно в искусстве целое всегда предшествует частям, и, детерминируя их формирование, «конструирует себя всегда как конкретная целостность» (В. И. Волынкин). Поэтому важнейшей педагогической задачей выступает работа по развитию эмпатийной способности ребёнка: сопереживание (переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой человек) и сочувствие (переживание субъектом по поводу чувств другого человека). Знакомство с произведениями искусства способствует развитию у ребёнка художественно-эстетической эмпатии, направленной на вчувствование в художественный объект как источник эстетического наслаждения. Педагогическая ценность приобщения ребёнка к искусству заключается в том, чтобы: 1) развивать способность воспринимать и сопереживать произведения искусства, познавая самого себя через эти переживания; 2) раскрывать произведения искусства как выражение авторского замысла в чувственной форме; 3) развивать творческие способности воплощения собственных замыслов (личностно значимых) в продуктах собственной деятельности. В таком процессе укрепляется творческая активность, помогающая лучшему самовыражению, раскрытию индивидуальности и способности созидать, ведущей к гармонизации окружающего и внутреннего мира ребёнка.
Подводя итоги, зафиксируем, что гармонизация мировосприятия ребёнка рассматривается как «живой», динамичный принцип художественно-эстетического отношения ребёнка к миру. Данный принцип представляет собой форму организации целостного творческого опыта на основе систематического развития эстетической чувственности и характеризуется такими качествами как полнота (цвет, форма, структура, материал и т. п.), единство в самовыражении (реальный и внутренний мир ребёнка неразделим), завершённость (произвольно-творческий продукт, созданный ребёнком в переживаниях и конкретных действиях).
В категории гармонизации мировосприятия содержится, по-нашему мнению, аксиологический контекст: картина мира отражается через призму познавательных интересов и ценностей ребёнка, сформированных с помощью взрослых. На основе представленной логики мы приходим к пониманию того, что гармонизация мировосприятия ребёнка – важнейшая задача современного дошкольного образования. Её осуществление требует глубокого осмысления всех этапов моделирования образовательного процесса с точки зрения целостности познавательного развития современного ребёнка в освоении картины мира через различные формы культуры и искусства.