DYNAMICS OF FOREIGN TRADE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.121.7.018
Issue: № 7 (121), 2022
Published:
2022/07/18
PDF

ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ

Научная статья

Горыня Е.В.1 , Колпак Е.П.2, *, Гасратова Н.А.3

1–3 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

* Корреспондирующий автор (st006751[at]mail.spbu.ru)

Аннотация

Анализируются показатели внешней торговли РФ по экспорту и импорту за последние 25 лет. Аппроксимация кумулятивных зависимостей с высокой степенью точности осуществляется логистическими зависимостями для всех субъектов рынка. Измерение конкуренции осуществляется с применением индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана, а анализ динамики их изменения не показывает наличие недобросовестной конкуренции. Показано, что санкционная политика западных стран приводит к более быстрым темпам роста импорта из стран Азии по сравнению с импортом из стран Запада. Для описания динамики внешней торговли предлагается использовать эксплуатационную модель конкуренции.

Ключевые слова: экспорт, импорт, измерение конкуренции, математическое моделирование, кумулятивные характеристики.

DYNAMICS OF FOREIGN TRADE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Research article

Gorynya Е.В.1 , Kolpak E.P.,2, * Gasratova N.A.3

1–3 Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

* Corresponding author (st006751[at]mail.spbu.ru)

Abstract

The indicators of the Russian Federation's foreign trade in export and import over the past 25 years are analyzed. The approximation of cumulative dependencies with a high degree of accuracy is carried out by logistic dependencies for all market entities. Competition is measured using the concentration index and the Herfindahl-Hirschman Index, and the analysis of the dynamics of their changes does not show the presence of unfair competition. It is shown that the sanctions policy of Western countries leads to faster growth of import rates from Asian countries compared to import from Western countries. To describe the dynamics of foreign trade, it is proposed to use an explorative competition model.

Keywords: export, import, competition measurement, mathematical modeling, cumulative characteristics.

Введение

Торговля, как хозяйственная деятельность, обеспечивает движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Реализация товаров многочисленных производителей на рынке приводит к конкуренции между хозяйствующими субъектами. Как правило, рыночные взаимоотношения в значительной степени регулируются антимонопольным законодательством. Правила направлены на недопущение монополии отдельными хозяйствующими субъектами. Внешняя торговля РФ как по импорту, так и по экспорту значимым ограничениям не подвержена. Структура российского товарного экспорта и импорта за 2000-2018 гг. не претерпела существенных изменений [1].

Для оценки уровня конкуренции применяются различные количественные критерии такие, как, например, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана [2], [3]. Внешняя торговля России распространяется более, чем на 40 стран. Однако ограничения торговли в виде «санкций», вводимые разными странами, приводят к возникновению преимуществ для отдельных групп стран [4].

Анализ статистических данных

Систематические статистические данные по внешней торговле РФ стали публиковаться с 1995 года. Комитетом по статистике РФ приводятся суммарные данные по экспорту и импорту, данные по странам и по позициям [5], [6]. Данные приводятся в стоимостном выражении, как в рублях, так и в валюте (доллары). Поскольку курс рубля по отношению к доллару не является стабильным на протяжении последних 30 лет, то проведение анализа рациональнее проводить исходя из долларовой оценки импорта и экспорта.

Сравнение динамики различных показателей торговли проводится не через абсолютные значения, а через относительные. При этом данные за «базовый» год принимаются равными единице. Такой подход позволяет сравнить между собой показатели, значительно отличающиеся друг от друга в стоимостном выражении. А кумулятивные зависимости в этом случае позволяют оценить динамику изменения показателей на длительном временном интервале. Реализованная продукция рассматривается как увеличение национального богатства, как стран импортеров, так и РФ как экспортера.

Измерение конкуренция в международной торговле можно произвести с использованием индекса концентрации и критерия Херфиндаля-Хиршмана [2], [7]. Коэффициент концентрации рынка  измеряется в относительных долях и подсчитывается по формуле

где –  объем продаж k -ого субъекта на рынке, n – число самых крупных субъектов участников рынка, N  – общее число хозяйствующих субъектов на рынке. На внутреннем рынке РФ законом «О защите конкуренции» используется индекс концентрации для n=3. Для этого показатели конкуренция на рынке считается «добросовестной», если  .

Индекс Херфиндаля–Хиршмана учитывает доли всех субъектов и подсчитывается по формуле

Индекс Херфиндаля–Хиршманане опускается ниже значения 1/N, но не может превыситьзначения 1. Концентрация рынка считается низкой, если   [4], [5].

Между этими показателями есть связь, но полученные с их помощью оценки могут отличаться около пороговых значений. Рассмотренные количественные методы оценки уровня конкуренции не являются совершенными, зависят от конкретных рынков, новых технологий и способов производства и реализации продукции.

На рис. 1 приведены статистические данные (отмечены символом *) по годовой международной торговле РФ (весь экспорт и весь импорт) с 1995 по 2018 гг., а на рис. 2 – кумулятивные зависимости. Данные за 1995 год приняты равными единице. Символом «*» отмечены данные по экспорту, символом «о» – по импорту. Год финансового кризиса 2008 года на рис. 1 отмечен вертикальной пунктирной линией. Как следует из анализа статистических данных (рис. 1) спад торговли в 2008 году (по причине финансового кризиса) и в 2012 – 2016 (по причине санкций) в кумулятивных зависимостях не виден (рис. 2). То есть, несмотря на локальные падения объемов экспорта и импорта суммарный объем (кумулятивные данные) импорта и экспорта увеличивался.

Рис. 1 – Годовые относительные показатели объемов экспорта и импорта. Данные за 1995 год приняты равными единице

Рис. 2 – Кумулятивные показатели объемов экспорта и импорта. Данные за 1995 год приняты равными единицы

Как следует из анализа статистических данных кумулятивные показатели объемов экспорта и импорта хорошо описываются аналитической зависимостью [7], [8]

которая является решением дифференциального уравнения

В соотношениях (1) и (2) – количество реализованного продукта на момент времени t, No – количество реализованного продукта до начального момента времени,  – максимальное количество продукта, которое может быть реализовано на рынке в данном экономическом укладе,  – удельная скорость роста реализованного продукта в начальный момент времени.

На рис. 2 зависимости (2) соответствуют пунктирные кривые с показателями  . Как следует из уравнения (2) скорость накопления реализованной продукции пропорциональна произведению реализованной продукции и доле той продукции, которая еще может быть реализована.

Динамика экспорта в страны, в которые скорость поступления товаров растет наиболее быстро, приведена на рис. 3, а импорта – на рис. 4.

Рис. 3 – Экспорт из РФ (кумулятивные зависимости)

Рис. 4 – Импорт в РФ (кумулятивные зависимости)

Для импорта минимальное значение  – 0.09 (Кипр, =7.0), максимальное – 0.35 (Китай, =95), минимальное значение – 1.8 (Бразилия, =0.33), максимальное – 155 (Вьетнам, =0.32). Как следует из анализа этих данных с наибольшими темпами на международный рынок РФ поступает продукция КНР, а наиболее открыт рынок для продукции Вьетнама (менее освоен). Импорт товаров в РФ сдвинут в сторону стран Азии (рис. 4). Это объясняется санкционной политикой стран Запада по импорту товаров в РФ [9], [10].

Для экспорта минимальное значение – 0.08 (Бразилия, =10), максимальное – 0.45 (Индия, =15), минимальное значение – 1.8 (Греция, =0.13), максимальное – 310 (США, =0.25). Как следует из анализа этих данных, с наибольшими темпами поступают товары в Индию, а с наименьшими темпами в Грецию.

Распределение долей импорта (кумулятивные значения на 2018 год) по группам стран приведено на рис. 5. Для экспорта эти данные отличаются не более, чем 12%. Более 60% всего экспорта и импорта падает на 9 стран из 53, представленных Росстатом [5].

Рис. 5 – Распределение импорта по группам стран

Первые места по импорту последние 5 лет устойчиво занимают (в порядке убывания мест) Китай, Германия, США, Япония, Италия, Франция, Республика Корея, Великобритания, Нидерланды, Словакия, Таиланд, Испания. На Китай, Германию, США, Японии и Италии приходится более половины всего импорта. На рис. 6 приведена доля этих стран в общем импорте – в сумме 51% всего импорта. Около 45% общего экспорта занимают 5 стран: Нидерланды, Германия, Италия, Китай, Турция (рис. 7).

Рис. 6 – Доли пяти «первых» стран в импорте в РФ

Рис. 7 – Доля пяти «первых» стран в экспорте РФ

Динамика изменения индекса Херфиндаля-Хиршмана для импорта и экспорта приведена на рис. 8. Пунктирные линии соответствуют годовым значениям, а сплошные линии – кумулятивным (годовым). Символами «*» и «о» отмечены расчетные годовые значения. Как следует из анализа расчетных данных расчетный «кумулятивный» индекс Херфиндаля-Хиршмана позволяет более точно определить направление изменения «уровня» конкуренции – начиная с 2006 года происходит его рост по направлению к пороговому значению 0.1.

Рис. 8 – Индекс Херфиндаля-Хиршмана для импорта и экспорта

Модель эксплуатационной конкуренции

Анализ статистических данных по внешней торговле РФ с применением методов оценки конкуренции не приводит к выводу о наличии недобросовестной конкуренции. Вместе с этим сдвиг импорта от Запада к Востоку можно рассматривать как результат проявления конкуренции. Резкое изменение кумулятивных характеристик (рис. 2) не наблюдается. С учетом этого конкуренцию можно рассматривать как перераспределение реализованных товаром между потребителями, а не как вытеснение конкурентов с рынка «силовыми» методами. Этот вариант эксплуатационной конференции субъектов описывает система уравнений [7], [11]

где– число участников рынка,  – удельные скорости роста объема продаж или потребления ресурсов субъектами, – максимально возможное наполнение рынка, – параметры, S – максимальное возможное количество ресурса, которое может быть реализовано всеми субъектами (экспорт), или потреблено (импорт).

Суммарные потребности могут изменяться с удельной скоростью  и не превышать при отсутствии субъектов значения  – параметры. Модель (3) не допускает гибель субъектов.

Имитация распределения участников импорта в РФ по долям предполагает построение распределения при различных значениях параметров, содержащихся модели (3), выбранных случайным образом из заданного диапазона. За значения параметров  принимались значения, полученные из анализа статистических данных:  (рис. 2 – рис. 4). На рис. 9 приведено ранжированное распределение долей импорта в РФ 50 стран на 2018 год. Символом «о» отмечены статистические данные, пунктирной линией расчетная зависимость долей (усредненная зависимость) для 500 вариантов выбора параметров. Распределение индекса Херфиндаля-Хиршмана приведено на рис. 10. Медиана распределения – 0.035.

Рис. 9 – Распределение стран по долям в импорте в РФ

Рис. 10 – Распределение индекса Херфиндалс-Хиршмана

Как следует из анализа теоретических результатов, распределение долей участников в широком диапазоне изменения параметров в среднем согласуется со статистическими данными (рис. 9). То есть, локальные изменения долей участников не влияют на глобальное распределение. Индекс Херфиндаля-Хиршмана при максимальном значении 0.05 (рис. 9) характеризует рынок как неконцентрированный.

Заключение

Таким образом, как следует их анализа динамики внешней торговли РФ для оценки направления изменения показателей импорта и экспорта на длительном временном интервале целесообразнее использовать кумулятивные зависимости. Годовые темпы роста в этом случае определяются как производные к этим зависимостям. Кумулятивные зависимости статистических данных в первом приближении аппроксимируются логистическими зависимостями, по которым можно дать прогноз о вариантах оборотов на длительном временном интервале, о предельных возможностях отдельных стран по импорту и экспорту. Для оценки устойчивости динамики направления изменения конкуренции по импорту товаров на рынках РФ рациональнее ориентироваться на кумулятивные индексы концентрации и Хирфиндаля-Хиршмана.

Политика ограничений импорта в РФ одной группы стран приводит к увеличению импорта другой группы стран. Несколько «лидирующих» стран сохраняют групповое преимущество на длительном временном интервале. Динамика импорта товаров в РФ является устойчивой, несмотря на локальные во времени колебания. Количественные критерии оценивания конкуренции требуют усовершенствования.

Конфликт интересов 

Не указан. 

Conflict of Interest 

None declared. 

 

References

  • Obolenskiy V.P. Vneshnyaya torgovlya Rossii na sovremennom etape [Foreign trade in Russia at the present stage] / V.P. Obolenskiy // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian Foreign Trade Bulletin]. – 2015. – № 11. – P. 46–53. [in Russian]

  • Gorynya E.V.. Pokazateli konkurentsii: vneshnyaya torgovlya Rossii [Competition Indicators: Russia's Foreign Trade] / E.V. Gorynya, E.A. Efremova // Sovremennyye metody prikladnoy matematiki. teorii upravleniya i kompyuternykh tekhnologiy 0.0250.030.0350.040.0450.050.05500.050.10.150.2Индекс Херфиндаля N/N 132 (PMTUKT-2016). Sbornik trudov IX mezhdunarodnoy konferentsii [Modern methods of applied mathematics, control theory and computer technology] (PMTUKT-2016). Collection of the IX International Conference]. – 2016. – P. 101–104. [in Russian]

  • Ponomareva E.A. Otsenka urovnya kontsentratsii otrasley vysokogo tekhnologichnogo urovnya ekonomiki Rossii [Assessment of the level of concentration of high-tech industries in the Russian economy] / E.A. Ponomareva, Y.Y. Yaroshevich // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economy and Bussiness: theory and practice]. – 2020. – № 3-2(61). – P. 166–170. [in Russian]

  • Klinova M.. Ekonomicheskiye sanktsii i ikh vliyaniye na khozyaystvennyye svyazi Rossii s Evropeyskim soyuzom [Economic sanctions and their impact on Russia's economic ties with the European Union] / M. Klinova, E. Sidorova // Voprosy ekonomiki [Issues of Economics]. – 2014. – № 12. – P. – 67–79. [in Russian]

  • Russian Statistical Yearbook. [Electronical Resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (accessed: 15.04.2022). [in Russian]

  • Marchenkova L.M. Vneshnyaya torgovlya Rossii: dinamika i i perspektivy razvitiya [Russia's Foreign Trade: Dynamics and Development Prospects] / L.M. Marchenkova, N.V. Pianova // Vestnik OrelGIET [Bulletin of Orel State Institute of Electronic Technology]. – 2015. – № 2(32). – P. 8–18 [in Russian]

  • Kolpak E.P. Mathematical modeling of competition indicators / E.P. Kolpak, E.V. Gorynya, S.A. Kabrits // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2019. – Vol. 11. – № 8. – P. 689–697.

  • Karayev A. K. Logisticheskaya model dinamiki razvitiya informatsionnykh i ekonomicheskikh sistem [Logistic model of the dynamics of information and economic systems] / A.K. Karayev, V.V. Konovalov // Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Law]. – 2011. – № 4. – P. 28–37. [in Russian]

  • Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii: trendy na etape vseobshchego krizisa 2020 g. [Russia's Foreign Trade: Trends in the 2020 Global Crisis] / I.S. Gladkov // Ekonomicheskiye i sotsialno-gumanitarnyye issledovaniya [Economic and Socio-Humanitarian Studies]. – 2021. – № 1(29). – P. 11–19. [in Russian]

  • Melanina M.V. Vneshnyaya torgovlya Rossii i ES: osobennosti v usloviyakh sanktsiy i tsifrovizatsii [Foreign trade between Russia and the EU: specifics in the context of sanctions and digitalization] / M.V. Melanina // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economy and Entrepreneurship]. – 2020. – № 8(121). – P. 203–206. [in Russian]

  • Andreyeva U.Y. Matematicheskiye modeli konkurentsii: interferentsiya i ekspluatatsiya [Mathematical models of competition: interference and exploitation] / U.Y. Andreyeva, S.G. Polina, E.P. Kolpak // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk [International Journal of the Humanitarian and Natural Sciences]. – 2021. – № 1–2(52). – P. 30-36. [in Russian]