MODERN DATA OF TRICHINELLOSIS OF THE KHABAROVSK REGION

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.041
Issue: № 7 (109), 2021
Published:
2021/07/19
PDF

СОВРЕМЕННЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТРИХИНЕЛЛЕЗЕ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

Научная статья

Млынар Е.В.1, *, Думикян В.Ш.2, Думикян С.В.3

1 ORCID: 0000-0001-8993-0754;

1, 3 Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск, Россия;

2 Хабаровская городская станция по борьбе с болезнями животных, Хабаровск, Россия

* Корреспондирующий автор (mlynar[at]bk.ru)

Аннотация

В статье проведен анализ зараженности трихинеллезом у животных и заболеваемость данным паразитом среди жителей Хабаровского края за последние 5 лет. Основным источником заражения человека остается медвежье мясо и мясо кабана. Частота зараженности медвежьего мяса за последние годы изменялась в пределах от 0,5 до 4,45%. Стабильному распространению трихинеллеза способствуют различные экологические и социальные факторы, в том числе браконьерский промысел.

Отмечены случаи заражения людей (в том числе детей) посредством мяса бродячих собак. В связи с этим необходимо усилить контроль за стихийными рынками и мясом добытых диких животных и информирование населения о возможностях заражения трихинеллезом.

Ключевые слова: паразит, трихинеллез, зараженность, синантропные животные, Хабаровский край.

MODERN DATA OF TRICHINELLOSIS OF THE KHABAROVSK REGION

Research article

Mlynar E.V.1, *, Dumikyan V.Sh.2, Dumikyan S.V.3

1 ORCID: 0000-0001-8993-0754;

1, 3 Far Eastern State Medical University, Khabarovsk, Russia;

2 Khabarovsk City Station for Combating Animal Diseases, Khabarovsk, Russia

* Corresponding author (mlynar[at]bk.ru)

Abstract

The article analyzes the infection with trichinosis in animals and the incidence of this parasite among residents of the Khabarovsk Territory over the past 5 years. The main source of human infection remains bear meat and wild boar meat. The frequency of infection of bear meat in recent years has varied from 0,5 to 4,45%. Although it previously reached a stable spread of trichinosis due to various environmental and social factors, including poaching. Cases of infection of people (including children) by means of meat of stray dogs are noted. In this regard, it is necessary to strengthen control over spontaneous markets and meat of captured wild animals and inform the population about the possibility of infection with trichinosis.

Keywords: parasites, trichinosis, infection, synanthropic animals, Khabarovsk Territory.

Введение

Трихинеллёз одно из наиболее опасных гельминтозных заболеваний как для человека, так и животных, характеризующийся при тяжелом течении поражением внутренних органов и центральной нервной системы. Выявление данного заболевания началось еще с 19 века, однако до сих пор не разработаны эффективные меры профилактики и борьбы, надежно предохраняющие людей и животных от заражения трихинеллезом. Сложность борьбы с этой инвазией объясняется широким распространением в природном биоценозе, наличием тесных контактов между дикими и домашними животными. С конца 20 века в России отмечалось повышение уровня заболеваемости населения и животных трихинеллезом. Особо это заболевание всегда было актуальным для Дальнего Востока, в субъектах которого активно ведется промысел диких животных [2], [8], [10].

Заболеваемость данным гельминтозом в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) составляла в 2019 году 0,11 на 100 тыс. населения с колебаниями от 0,10 в Приморском крае до 0,31 в Республике Саха (Якутия) [9].

Хабаровский край не является исключением – на его территории ежегодно регистрируются случаи заболевания трихинеллезом среди людей.

Причем, при проведенном в 2008–2013 гг. обследовании была выявлена определенная очаговость данного заболевания в пределах региона [6]. Например, в центральных районах Хабаровского края встречаемость данного заболевания составляла 1,8% от всех гельминтозов, а в южных и северных районах 0,2 и 0,3% соответственно [6].

Особо настораживает тот факт, что данное заболевание регистрируется не только у взрослых, но и в детском возрасте. Причем данные случаи не единичны. Например, в 2016 году на территории Хабаровского края было зарегистрировано 3 случая трихинеллеза у детей [4].

Материал и методы исследований

Материалом послужили архивные данные по заболеваемости трихинеллезом в Хабаровском крае и данные проведенных исследований животных на базе Хабаровской городской станции по борьбе с болезнями животных в период 2016-2020 гг.

Результаты и обсуждение

В Хабаровском крае заболеваемость трихинеллёзом носит волнообразный характер. Динамика показателей за 2016-2020 гг. характеризовалась резкими колебаниями, что обусловлено вспышечным характером заболеваемости населения.

В 2016 году в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы государственных учреждений ветеринарии Хабаровского края проведено всего 74457 исследований мяса домашних и диких животных на трихинеллез (см. таблицу 1). Среди 175 проб медвежьего мяса выявлено 2 положительные пробы (1,14%). В 2017 году исследовано 61067 проб, среди которых также положительным оказалось 1 проба мясо медведя из 179 (0,5%). В 2019 году прошли исследования 8315 туш животных. Положительными оказались 4 (4,45%) медвежьи пробы из 92. В 2020 году среди 6141 проведенных анализов, 4 оказались положительными, из них 2 пробы (1,38% от проанализированных) принадлежат диким кабанам, а для 2 проб (2,4% от проанализированных) источником послужило медвежье мясо. Данные проведенных исследований наглядно демонстрируют, что зараженности диких животных ежегодно подвержена значительной вариации.

 

Таблица 1 – Источники и число случаев заражения людей трихинеллезом, а также количество проанализированных проб на данное заболевание на территории Хабаровского края за период 2016-2020 гг.

Источник заражения 2016 2017 2018 2019 2020
Медведь 6/175 (2) 1/179 (1) 0/306(0) 4/92 (4) 4/83 (2)
Дикие кабаны 0/0 0/0 0/93(0) 0/0 2/145 (2)
Выявлено случаев заболевания у человека/ Всего обследовано животных (выявлено зараженных) 2/74457 1/61067 0/29329 4/8315 6/6141
Примечание: в скобках указано число проб, в которых выявлены личинки паразита  

Как видно из представленных в таблице данных, из обследованных диких животных основным возможным источником заражения людей может стать мясо медведей, однако своевременная ветеринарная экспертиза препятствует этому.

В то же время, не всегда мясо диких животных, добытое населением, подвергается ветеринарно-санитарной экспертизе, хотя исследование на трихинеллез мяса, в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы, проводится бесплатно, в рамках государственного задания. В связи с развитием сайтов и электронных площадок для торговли, даже у жителей городов стало появляться нелегальное дикое мясо, не прошедшее ветеринарно-санитарную экспертизу. Основной причиной не прохождения экспертизы мяса добытого от диких животных является браконьерский промысел. В случае заражения, этот продукт, не прошедший контроль, становится фактором передачи инвазии не только для людей, но и для синантропных животных, в том числе бездомных собак. Многие исследователи отмечают, что по в настоящее время среди факторов, способствовавших заражению людей трихинеллезом спектр сместился к бродячим собакам, барсукам, енотовидным собакам [9].

В связи со снижением уровня жизни отдельных слоев населения, в последние годы существует тенденция к употреблению в пищу мяса собак, что также может поспособствовать росту зараженности людей. Например, в 2016 году в двух поселках Хабаровского края после употребления в пищу мяса отловленных собак в одном случае заболели трое детей младшего возраста, а в другом трое взрослых [4].

Трихинеллез, связанный с употреблением мяса собак, помимо Хабаровского края, за последнее время был зарегистрирован еще в 8 субъектах Российской Федерации [1], [5]. В связи с этим, следует признать что это не единичное явление, а ситуация, обусловленная достаточно непростой экономической обстановкой в сельских районах.

Среди факторов, сопутствующих распространению браконьерами мяса диких животных следует упомянуть развитие электронных торговых площадок на различных сайтах, позволяющих реализовывать населению нелегально добытую и переработанную продукцию животного производства.

Последнее особо актуально, поскольку на территории ДФО недавно были зарегистрированы случаи трихинеллёза вследствие самостоятельного употребления средства с взвесью живых личинок трихинелл (называемой у населения "вакцина Бритова") [3]. А в 2019 году в городе Хабаровске от данного препарата пострадали три человека, в том числе несовершеннолетний ребенок. В связи с этим необходимо усилить комплексный контроль за реализуемой продукцией, поскольку результатом этих факторов может стать увеличение уровня зараженности трихинеллеза среди населения.

Кроме того, как и в случае с другими гельминтозами, целесообразно постоянное проведение санитарно-просветительской работы и информирование населения региона об эпизоотическом состоянии животных в районе [7].

Заключение

Проанализировав заболеваемость людей трихинеллёзом, а также частоту зараженности животных, можно сделать вывод, что трихинеллез в большинстве случаев возникает и реализуется вспышками. Несмотря на относительно низкую зараженность дикого мяса (до 4,5% у медведей и до 1,38% у кабанов), остается вероятность заражения человека через синантропных животных. Также следует заключить, что важным фактором заражения населения данной инвазией, служит употребление инфицированного мяса не прошедшую ветеринарно-санитарную экспертизу. Мясо, реализуемое в официальных торговых заведениях, как правило, безопасное и основным источником заражения через дикое мясо могут стать животные, добытые охотниками и распроданные населению нелегально «с рук». Необходимо усилить комплексный контроль за реализуемой продукцией (в том числе за продукцией, реализуемой посредством электронных торговых площадок).

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.
 

Список литературы / References

  1. Бужгеева А.А. Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости трихинеллезом в Республике Бурятия / А.А. Бужгеева, М.А. Александрова, Д.Д. Васильева // Матер. XI съезда Всерос. науч.-практ. Общества эпидемиол., микробиол. и паразитол. «Обеспечение эпидемиологического благополучия: вызовы и решения». – М., 2017. – С. 398.
  2. Волков В.И. Медико-географический атлас Хабаровского края и Еврейской автономной области / Волков В.И. - Хабаровск, 2005. - 112 с..
  3. Доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Хабаровском крае в 2019 году»: г. Хабаровск: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, 2020 г. – 94 с.
  4. Драгомерецкая А.Г. Эпидемиологическая ситуация по трихинеллезу в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации / А.Г. Драгомерецкая, И.Б. Иванова, Т.А. Зайцева // Здоровье населения и среда обитания. – 2016. – № 10 (283). – С. 44-48.
  5. Драгомерецкая А.Г. Эпидемиологические аспекты трихинеллеза в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации / А.Г. Драгомерецкая, О.Е. Троценко // Матер. тр. регион. совещ. «Актуал. вопросы эпидемиол. надзора за паразитар. болезнями в Сибирском и Уральском федеральных округах». – Сургут, 2018. – С. 44-46.
  6. Миропольская Н.Ю. Этиология и распространенность гельминтозов у детей Хабаровского края/ Н.Ю. Миропольская, И.Б. Иванова, В.П. Молочный и др. // Дальневосточный медицинский журнал. - 2014. - № 4. - С. 26-31.
  7. Млынар Е.В. Экологические аспекты увеличения показателя общей заболеваемости по метагонимозу в населенных пунктах Хабаровского края / Е.В Млынар, И.Е. Хованский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 3. – С. 61-65.
  8. Романенко Н.А. Гельминтозы Востока и Севера России / Н.А. Романенко, П.С. Посохов, Г.М. Трускова и др. // - Хабаровск. - 2005. - 215 с.
  9. Твердохлебова Т.И. Трихинеллез на юге и Дальнем Востоке России / Т.И. Твердохлебова, О.Е. Троценко, О.С. Думбадзе и др. // Дальневосточный медицинский журнал. - 2020. - № 4. - С. 41-46.
  10. Файнфельд И.А. Трихинеллез на Дальнем Востоке: распространение, патогенез, клиника, лечение, профилактика / И.А. Файнфельд, А.В. Крылов // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. – 2014. – Вып. 54. – С. 111-115.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Buzhgeeva A. A. Jepidemiologicheskaja situacija po zabolevaemosti trihinellezom v Respublike Burjatija [Epidemiological situation on the incidence of trichinosis in the Republic of Buryatia] / Buzhgeeva A. A., Alexandrova M. A., Vasilyeva D. D. // Mater. XI s’ezda Vseros. nauch.-prakt. Obshhestva jepidemiol., mikrobiol. i parazitol. «Obespechenie jepidemiologicheskogo blagopoluchija: vyzovy i reshenija» [Mater. XI Congress of the All-Russian Scientific-Practical Societies of Epidemiol., microbiol. and parasitol. "Ensuring epidemiological well-being: challenges and solutions"]. - M., 2017. - p. 398. [in Russian]
  2. Volkov V. I. Mediko-geograficheskij atlas Habarovskogo kraja i Evrejskoj avtonomnoj oblasti [Medico-geographical atlas of the Khabarovsk Territory and the Jewish Autonomous Region] / Volkov V. I.-Khabarovsk, 2005. - 112 p. [in Russian]
  3. Doklad «O sostojanii sanitarno-jepidemiologicheskogo blagopoluchija naselenija v Habarovskom krae v 2019 godu» [Report "On the state of sanitary and epidemiological welfare of the population in the Khabarovsk Territory in 2019"]: Khabarovsk: Department of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Khabarovsk Territory, 2020-94 p. [in Russian]
  4. Dragomeretskaya A. G. Jepidemiologicheskaja situacija po trihinellezu v Dal'nevostochnom federal'nom okruge Rossijskoj Federacii [Epidemiological situation of trichinosis in the Far Eastern Federal District of the Russian Federation] / A. G. Dragomeretskaya, I. B. Ivanova, T. A. Zaitseva // Zdorov'e naselenija i sreda obitanija [Population health and habitat]. – 2016. – № 10 (283). – Pp. 44-48. [in Russian]
  5. Dragomeretskaya A. G. Jepidemiologicheskie aspekty trihinelleza v Dal'nevostochnom federal'nom okruge Rossijskoj Federacii [Epidemiological aspects of trichinosis in the Far Eastern Federal District of the Russian Federation] / A. G. Dragomeretskaya, O. E. Trotsenko // Mater. tr. region. soveshh. «Aktual. voprosy jepidemiol. nadzora za parazitar. boleznjami v Sibirskom i Ural'skom federal'nyh okrugah [Mater. tr. region. meeting. "Actual. questions of epidemiology. supervision of parasitars. diseases in the Siberian and Ural Federal districts"]. - Surgut, 2018. - pp. 44-46.
  6. Miropolskaya N. Yu. Jetiologija i rasprostranennost' gel'mintozov u detej Habarovskogo kraja [Etiology and prevalence of helminthiasis in children of the Khabarovsk Territory] / N. Yu. Miropolskaya, I. B. Ivanova, V. P. Molochny et al. // Far Eastern Medical Journal. - 2014. - No. 4. - pp. 26-31. [in Russian]
  7. Mlynar E. V. Jekologicheskie aspekty uvelichenija pokazatelja obshhej zabolevaemosti po metagonimozu v naselennyh punktah Habarovskogo kraja [Ecological aspects of increasing the indicator of general morbidity by metagonimosis in the settlements of the Khabarovsk Territory] / E. V. Mlynar, I. E. Khovansky // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research]. - 2019. - No. 3. - pp. 61-65. [in Russian]
  8. Romanenko N. A. Gel'mintozy Vostoka i Severa Rossii [Helminthiasis of the East and North of Russia] / N. A. Romanenko, P. S. Posokhov, G. M. Truskova et al. - Khabarovsk. - 2005. - 215 p. [in Russian]
  9. Tverdokhlebova T. I. Trihinellez na juge i Dal'nem Vostoke Rossii [Trichinellosis in the south and Far East of Russia] / T. I. Tverdokhlebova, O. E. Trotsenko, O. S. Dumbadze et al. // Far Eastern Medical Journal. - 2020. - No. 4. - pp. 41-46.
  10. Feinfeld I. A. Trihinellez na Dal'nem Vostoke: rasprostranenie, patogenez, klinika, lechenie, profilaktika [Trichinellosis in the Far East: distribution, pathogenesis, clinic, treatment, prevention] / I. A. Feinfeld, A.V. Krylov // Bjulleten' fiziologii i patologii dyhanija [Bulletin of physiology and pathology of respiration]. - 2014. - Issue 54. - pp. 111-115. [in Russian]