Potential opportunities and challenges for the BRICS on the world stage
Potential opportunities and challenges for the BRICS on the world stage
Abstract
The article examines the issues of interaction between the member states of the new, rapidly developing BRICS Alliance. The goals and prospects of its expansion, as well as the problems and challenges faced by the BRICS are examined. The specifics of BRICS interaction with international organisations such as the UN and the WTO are identified. In addition, the agenda of the new BRICS presidency for 2025 is explored. The author notes that Brazil will have to prioritise key objectives to give the block focus and meaning in the face of global resistance. The author concludes that the long-term success of the block depends on its ability to eliminate internal contradictions, cope with geopolitical tensions and overcome systemic barriers in the global economic landscape.
1. Введение
В начале XXI века на мировой арене появился новый Альянс — БРИКС. Изначально 4 государства — Бразилия, Россия, Индия и Китай заявили о намерении развивать взаимное экономическое сотрудничество и в 2011 году к ним присоединилась Южная Африка. В 2024 году состоялось масштабное расширение БРИКС, и на сегодняшний день Альянс включает в себя 10 полноправных государств-участников, а также 12 государств-партнеров. На саммите в Казани было создано два отдельных уровня членства в БРИКС: первоначальные члены и первые члены расширения, а также потенциальные новые участники с меньшими правами. Однако страна-партнер, как показывает практика, может быть «повышена» до полноправного членства с одобрения на основе консенсуса полноправных членов. Так, например, Индонезия перешла из страны-партнера в полноправного члена в январе 2025 года. Расширение Альянса представляет собой новый этап в его развитии и придает ему большой экономический и демографический вес.
2. Основные результаты
Государствам-участникам удалось договориться о критериях, которым должны соответствовать новые члены. Это уважение принципов БРИКС, таких как «равноправие, взаимное уважение, открытость и солидарность, принятие решений на основе консенсуса по итогам всестороннего обсуждения» , членство в ООН, поддержка многополярности и реформ глобального управления. Потенциальные члены должны поддерживать открытую многостороннюю торговую систему и выступать за большее представительство развивающихся стран (включая Бразилию, Индию и Южную Африку) в мировых институтах. Кроме того, они должны быть странами с формирующимся рынком или развивающимися странами с региональным и стратегическим глобальным влиянием, должны состоять со странами БРИКС в дипломатических, дружественных и торговых отношениях, должны иметь экономический вес на международной арене и выступать «против протекционистских мер, противоречащих правилам ВТО» .
Расширение-2024, на наш взгляд, в большей степени служит для того, чтобы подчеркнуть привлекательность Альянса для стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, которые рассматривают его как форум для выражения мнений «Глобального Юга», и помогает создать расширенный блок (БРИКС+) в качестве основной силы в глобальном экономическом управлении «в духе приверженности инклюзивному мультилатерализму» . БРИКС уверенно набирает силу на мировой арене и представляет собой коллективные усилия по укреплению сотрудничества и влияния на мировой арене. Страны БРИКС охватывают разные географические регионы, экономические системы, но их связывает общая цель — содействие экономическому росту, и многополярность. По данным агентства Bloomberg, «страны БРИКС в совокупности обладают экономическим потенциалом, чтобы к 2050 году превзойти экономики самых богатых стран «Большой семерки» (G7)» .
По мнению заместителя министра иностранных дел РФ С. Рябкова, «неформальный статус объединения позволяет обеспечивать гибкость сотрудничества, не допускать его бюрократизации, эффективнее приходить к общему знаменателю» . Кроме того, успех БРИКС во многом заключается во взаимодополняемости экономик государств-участников, огромных потребительских рынках, природных ресурсах, технологических возможностях, инвестициях в ключевые сектора. Альянс признал важность содействия экономическому сотрудничеству и использованию своих сильных сторон для стимулирования инклюзивного и устойчивого роста. Серьезным шагом в развитии БРИКС стало создание в 2014 году Нового банка развития (НБР). Он бросает вызов международным финансовым институтам, в которых традиционно доминирует Запад, укрепляя экономический суверенитет государств-членов БРИКС и тех, кто их поддерживает. «Имея на сегодняшний день финансовые возможности в размере 32,8 млрд долларов США, НБР предлагает финансовую помощь для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития не только в странах БРИКС, но и в других странах с развивающейся экономикой» . НБР координирует свою деятельность с Целями устойчивого развития (ЦУР) Организации Объединенных Наций в соответствии с повесткой на период до 2030 года. Ключевые приоритеты инвестиций направлены на возобновляемые источники энергии, управление водными ресурсами, транспорт и городское развитие. Успех НБР имеет решающее значение для будущей экономической интеграции экономик стран БРИКС и потенциального создания общей валюты. «К 2024 году НБР одобрил проекты на сумму более 30 миллиардов долларов, начиная с инициатив по возобновляемым источникам энергии в Бразилии и заканчивая развитием инфраструктуры в Индии» .
Наряду с Новым банком был создан Пул условных валютных резервов БРИКС (Contingency Reserve Arrangement — CRA). Он является «механизмом ликвидности, который оказывает поддержку государствам-членам, столкнувшимся с краткосрочными проблемами платежного баланса или валютной нестабильностью» 12] и «предоставляет своим членам стабилизационные кредиты (через свопы) для выравнивания их торговых балансов, а также для отражения атак спекулянтов на их национальные валюты» .
Еще 2 платформы, учрежденные в БРИКС — Деловой совет БРИКС и Совет экспертных центров БРИКС способствуют выявлению проблемных вопросов и трудностей, которые сдерживают рост экономических, торговых, деловых и инвестиционных связей между странами БРИКС, а также готовят предложения и рекомендации по их разрешению.
Аналитики часто отмечают, что «по широте охвата и глубине сотрудничества БРИКС стал значительно превосходить многие классические международные организации» .
Геополитическое положение БРИКС также является крайне важным аспектом, который отличает его как развивающуюся державу на мировой арене. Страны БРИКС выступают за консолидированный подход в решении общемировых проблем. Альянс стремится уравновесить влияние сильных мира сего на создание и содействие более справедливому распределению политической власти и балансу экономики. БРИКС стремится усилить голос и представительство стран с развивающейся экономикой в процессах принятия решений, выступая с предложениями по реформированию глобальных финансовых институтов таких как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Страны БРИКС часто координируют свои действия и позиции по основным глобальным вопросам, усиливая свое влияние на международных форумах, решают целый ряд насущных задач, включая изменение климата, региональные конфликты, разоружение и терроризм. Посредством совместных заявлений, деклараций и дипломатических обязательств, страны БРИКС выражают свою обеспокоенность и предлагают решения, отражающие их интересы. Они запускают совместные проекты, инвестируют в технологии чистой энергетики и выступают за имплементацию Парижского соглашения по климату 2015 года. Кроме того, стремление стран БРИКС к устойчивому развитию проявляется в их усилиях по борьбе с бедностью, неравенством и другими вызовами через инициативы, согласованные с целями в области устойчивого развития ООН.
Страны БРИКС коллективно заявляют о своем намерении реформировать ряд международных организаций для лучшего отражения меняющегося мирового ландшафта. Альянс стремится увеличить свое представительство при принятии решений в таких институтах, как Совет Безопасности ООН и ВТО. Формулируя совместные позиции, осуществляя сотрудничество с другими странами с развивающейся экономикой (путем заключения торговых соглашений, партнерством в области инвестиций и культурного обмена) и выступая за более инклюзивную и демократическую систему глобального управления, БРИКС оказывает влияние на выработку международно-правовых норм и международной политики в целом.
В целом, геополитическое влияние можно охарактеризовать единообразием целей и задач, скоординированными действиями по решению глобальных проблем. Альянс усиливает голоса стран с развивающейся экономикой и выступает за более справедливый и многополярный миропорядок, за сбалансированную и инклюзивную структуру глобального управления.
Торговые возможности и инвестиции в рамках альянса БРИКС значительны и имеют потенциал для дальнейшего укрепления экономических связей между странами-членами. Многообразие экономик государств-участников предлагает множество возможностей для сотрудничества, доступа на рынок и взаимный экономический потенциал роста. Торговля внутри стран БРИКС переживает в последние годы значительный рост, отражающий интеграцию государств-членов.
Вместе с тем нельзя игнорировать ряд проблем, которые стоят перед странами БРИКС и от умелого и грамотного подхода к поиску их решения будет всецело зависеть будущее данного объединения. У стран БРИКС остаются собственные национальные интересы, политические системы и экономические структуры, которые не всегда единообразны в отношении приоритетов и перспектив. Обеспечение баланса интересов стран-членов при реализации общих целей требуют непрерывного диалога. Кроме того, серьезные внутригосударственные проблемы ряда участников, связанные с неравенством, бедностью и гендерным неравенством также тормозят полноценное развитие. Также страны «испытывают определенные проблемы в традиционной энергетике и обладают неравноценными возможностями перехода на возобновляемые источники энергии» . Геополитическая динамика, в том числе региональные конфликты, территориальные и внешнеполитические, также не очень благоприятно сказываются на сотрудничестве стран БРИКС. В отношениях между странами в этом вопросе требуется целый комплекс механизмов, который включает в себя и дипломатическое мастерство, и непрерывный диалог. Страны БРИКС подвержены влиянию внешнеэкономической волатильности, в том числе зависимы от колебания цен на сырьевом рынке, нестабильностью в торговле и глобальной финансовой неопределенности. Внешние факторы могут влиять на траекторию их роста и устойчивого экономического развития.
Обладая коллективным влиянием на мировой арене, страны БРИКС все больше заявляют о себе в вопросах глобального управления, дипломатии и безопасности. В последнее время влияние де-факто лидеров БРИКС — России и Китая — значительно распространилось на Африку. Это особенно ощущается в связи с ростом антизападных настроений и событиями, происходящими в странах, которые некогда были бывшими французскими колониями, (например, недавний переворот в Нигере). Отдельно следует подчеркнуть, что «при НБР действует Африканский региональный центр (первый из созданных), что подтверждает значимость, которую члены БРИКС придают вопросу содействия развитию стран Африки» .
Стремление стран БРИКС к многополярному мировому порядку отражает намерение сохранить национальный суверенитет и право определять свой собственный путь развития, обособленный от необоснованного внешнего влияния.
Постепенная эрозия гегемонии доллара в сочетании с вызовами, брошенными порядку во главе с США, отражает более широкий нарратив об изменениях и трансформации на мировой арене.
Кроме того, страны с формирующейся рыночной экономикой и развивающиеся страны, движимые стремлением к автономии и справедливому международному порядку, принимают альтернативные структуры власти, которые обещают большую свободу действий и влияние на мировой арене.
По мере того как блок БРИКС продолжает набирать обороты, его влияние на мировую политику будет значительно возрастать. Можно с уверенностью сказать, что подъем и расширение БРИКС означает смену парадигмы в международных отношениях, обозначая новую эру, определяемую многополярностью, сотрудничеством и постепенной трансформацией статус-кво.
Укрепляя свои позиции в международных организациях, таких как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация и G20, страны БРИКС могут формировать глобальные стандарты, политику и программы.
Повестка дня нового председателя БРИКС (с 01.01.2025 это Бразилия) включает 2 блока содействие глобальному сотрудничеству Юга и проведение реформ в глобальном управлении. В центре внимания в текущем году оказываются три ключевые проблемы. Во-первых, блок должен определить, будут ли принципы, изложенные в Казанской декларации 2024 года, эффективно формировать его новую повестку дня. Во-вторых, он должен рассмотреть амбициозные приоритеты, поставленные бразильским председательством. Наконец, он столкнется с проблемой поддержания вовлеченности членов во все более сложном и непредсказуемом мировом ландшафте.
Безусловно, декларации саммитов не являются юридически обязательными, но следует понимать, что они имеют значительную политическую и символическую ценность, представляя собой общую позицию, согласованную государствами-членами. В декларации рассматриваются известные геополитические вопросы, такие как необходимость реформирования глобальных институтов, в ней содержатся общие позиции по конфликту на Ближнем Востоке, а также излагается подробная и многомерная повестка дня для межсекторального сотрудничества. Это своего рода дорожная карта для сотрудничества в самых разных секторах, включая проблемы климата, критически важные цепочки поставок минералов и даже спортивные инициативы. Предложение о регулируемом БРИКС углеродном рынке является особенно инновационным, предлагая свежий взгляд на фоне постоянных тупиков в глобальных климатических переговорах. Вместе с тем в Казанской декларации отражены и внутренние противоречия, и проблемы. Например, это попытка объединить страны с совершенно разными политическими системами и видениями мирового порядка. Председательство Бразилии в блоке БРИКС сталкивается с проблемой обеспечения согласованности и стратегического направления для расширенного количества участников. Пять приоритетов, установленных Бразилией как Председателем Альянса, амбициозны, отражают как возможности, так и проблемы:
1) содействие торговле и инвестициям в блоке посредством разработки альтернативных платежных систем;
2) содействие инклюзивному и ответственному управлению искусственным интеллектом для устойчивого развития;
3) укрепление финансовых структур для решения проблемы изменения климата в соответствии с усилиями Организации Объединенных Наций;
4) содействие сотрудничеству между странами Глобального Юга, особенно в области общественного здравоохранения;
5) укрепление институциональной структуры БРИКС .
Бразилии предстоит расставить приоритеты по основным целям, чтобы придать блоку фокус и содержание на фоне глобального сопротивления. Торговля и инвестиции остаются главными приоритетами, однако экономическая интеграция среди стран БРИКС по-прежнему неравномерна. Некоторые страны выигрывают от прочных экономических связей, в то время как другие сталкиваются со значительными барьерами для доступа к рынку. Предложение о разработке альтернативных платежных систем неизбежно вызывает дискуссии о «дедолларизации», «управление» искусственным интеллектом вызывает опасения у международных юристов, которые признают трудности согласования различных уровней технологического прогресса и интересов для установления общих правил. В части изменения климата и устойчивости, «БРИКС должен противостоять недостаткам глобального регулирования, в частности, постоянному отсутствию консенсуса по финансированию мер по борьбе с изменением климата» . Наиболее перспективной целью является укрепление сотрудничества между членами БРИКС, процесс, который органически вырос из-за углубления связей Глобального Юга с Китаем и стремления России заручиться новыми партнерами после дипломатического и экономического размежевания Европы в свете украинского конфликта. В этом отношении Казанская декларация остается весьма актуальной, предлагая четкую основу для многоуровневого сотрудничества. Способность стран БРИКС формулировать совместную политику может сформировать международные правовые нормы и стандарты, особенно по таким вопросам, как односторонние санкции и общие позиции по защите инвестиций. Пять приоритетов Бразилии далеко не так просты в достижении. Они воплощают основные стремления блока, одновременно подчеркивая глубокие проблемы, вызванные разнообразием его государств-членов.
3. Заключение
Таким образом, можно предположить, что будущие перспективы БРИКС заключаются в укреплении экономического сотрудничества, содействии инновациям, содействии устойчивому развитию, улучшении экономического положения, в поддержке справедливого мирового порядка. Страны БРИКС могут стать уверенной и самодостаточной силой на мировой арене, способствуя сбалансированному процветанию и устойчивому развитию. Представляется, что на данный момент Альянс должен остановится на умеренной и прагматичной повестке.
Председательство Бразилии должно сосредоточиться на укреплении способности блока реагировать на существующие проблемы, которые во многих отношениях также представляют собой значительные возможности. Большинство исследователей сходятся в том, что, используя свои сильные стороны, используя свою коллективную согласованность, БРИКС может стать мощной силой, которая сформирует будущее мировой арены.
Долгосрочный успех блока зависит от его способности устранять внутренние диспропорции, справляться с геополитической напряженностью и преодолевать системные барьеры в мировом экономическом ландшафте.